Очень длинная лопасть вертолёта

                ОЧЕНЬ ДЛИННАЯ ЛОПАСТЬ

В пятидесятых годах Советский Союз поразил технически более развитые страны тем, что создал такие гигантские, но очень изящные самолёты, каковые пока ещё не умели строить больше нигде в мире.

Секрет был по-детски прост. Попробуйте-ка разорвать лист бумаги, не надорвав его с краю! В советском авиастроении первыми догадались выполнить обшивку крыла по всей плоскости из одного цельного листа. Этот лист добавлял прочность крылу в сопротивлении  усилиям на изгиб.

Когда-то в Киеве я  для Авиазавода Антонова оформил заявку  на лопасть вертолёта (признаюсь, как и ещё на многое чего, фактически мною же и предложенное)  В ней над её верхней плоскостью предусматривалась резиновая (или резиноподобная) оболочка, позволяющая вздувать профиль этой лопасти. Я постарался расписать предполагаемые мною достоинства такой лопасти:
- увеличение её подъемной силы при взлёте, зависании и посадке вертолёта,
- бОльшие возможности вертолёта, напр.,  в условиях горной местности,
- особенно, при резком изменении температуры воздуха, которая существенно, а иногда даже критически влияет на грузоподъёмность и скороподъёмность боевого вертолёта,
 - возможность обеспечить во время горизонтального полёта машины пульсацию профиля лопасти с частотой оборотов винта, -  хотя бы на участке около её конца, – с целью частичного подавления махового движения лопасти.

Много позже, читая рассказы участников военных действий в Афганистане, я лучше представлял себе, как важны такие достоинства моей лопасти, если я действительно прав.

Я не успел довести переписку с ВНИИГПЭ и по этой заявке до принятия по ней положительного решения.  Как обычно, долгий, иногда многолетний спор с их зкспертом, начинается с пока ещё только первой вежливой благодарности ему за подмеченный этим идиотом какой-нибудь, - не по существу, - непредсказуемый при здравом уме «недостаток» чего-либо,  не позволяющий этому слепому и глухому благодетелю сразу  признать  изобретением то, над чем ему не предоставлено никакого времени, чтобы сколько-нибудь вникнуть в техническую  суть предложения.

При описании изобретения я тогда сам же не обратил внимания, пожалуй, на  самое главное достоинство этой лопасти (фактически мною же и предложенной).

Пусть даже мы и не будем использовать возможность вздувать профиль такой лопасти.

Пожалуй, ещё более важно то, что растягиваемая в длину резиновая оболочка над  жёстким профилем такой лопасти позволяет держать эту вообще-то неизбежно как-то провисающую консоль всё же очень загнутой кверху! Значит, так можно держать на весу куда более длинную лопасть, провисающую под своим весом всё еще в допустимой мере.

Центробежные силы во время вращения несущего винта выровняют горизонтально такую лопасть. Она лишь в неподвижном состоянии под собственным весом прогибается книзу, а ближе к её оконцовке изогнута кверху, - подальше от соприкосновения с грунтом.  Этот изгиб кверху достигается  под действием силы сопротивления растягиваемой полосы резины, служащей упомянутой оболочкой над жёстким профилем лопасти.

Это и есть  аналог конструкции, ставшей классической, а именно,  конструкции упомянутого выше крыла  с натянутым (предварительно) вдоль его  длины сплошным, не разрезанным на части листом металлической обшивки.

Растянутая по верхней плоскости (поверхности)  лопасти упомянутая  полоса листовой резины,  очень фигурно выгибающая эту лопасть кверху (приблизительно настолько, насколько провисают к земле концы ныне существующих лопастей), – это всё же не то же самое, что и напряжённая под нагрузкой от веса крыла его металлическая обшивка, находящаяся под натягом и воспринимающая так нагрузку на это крыло от его собственного веса. 


Рецензии