Марко Богатый

Был-жил Марко богатый, значит. Он на свете всех богатей, и все купцы к ему переездили в гости, и он всех богатей. И потом бытто во снях ему сон приснился. Бытто хоцет к ему Христос притти в гости. Ну вот, значит, там все переездили,  к ему пришёл старичок и просится к ему ночевать. Он говорит:
Куда тебя старого пущу? Ко мне Христос придёт в гости.

Он выгнал старичка. Старичок обошёл да снова просится ночевать к ему другой раз. Он опять старичка выгнал. Он опять обошёл да и третий раз просится.

Да какой-такой сиротина просится опять! У меня Христос придёт  в гости, куда я старого сиротину пущу ночевать?

Там какие-то кухарки были.

Сведите-ка в байну, пусть ночует там.

Они свели его в байну. Он расположился, спит с убогой, с безрукой-то, с безногой. Вот он с ей тамотки ночевал. И спит старичок. И прилетели ангелА в байне-та.

Здесь истинный Христос ночует?

Этот старичок отвецяет:

Здесь.

Вот у такого-то, у такого-то кузнеца родился девятой сын. И как его имя дать и каким его счастьем наделить?

Дать ему имя Иван бессчастной, наделить его Марка Богатого счастьем.

Ну ладно, хорошо. Старичок с байны и ушёл.

И потом принесли кухарки йись сестрЫ-то. Она и стала рассказывать:

У меня сегодня Христос ночевал, говорит. И прилетели ночью ангелА и спрашивают: у какого-то кузнеца родился девятой сын, и спрашивают ангелА, каким его счастьем наделить, этого мальчика. „Дать ему имя Иван бессчастной и наделить его Марка богатого счастьем“.

И Марк Богатый спрашиват. Подал розыск, где родился у кузнеца сын в эту ночь. Вот там разыскал и поехал. Приехал, его крестить сряжаются, этого мальчика. Этот Марк Богатый стал кумом напрашиваться, держать этого мальчика. Вот они его скрестили, дали имя Иваном. Вот этот кузнец принёс бутылку вина, с Марком эту бутылку и рОспили. И вот этот Марк Богатый стал торговать этого мальчика:

Вместо сына дай мне этого мальчика-крестника.

Вот кузнец и согласился, значит, отдал его вместо сына ему. Вот Марк Богатый поехал домой тоже, значит. Этого мальчика повёз. Вот вёз, вёз, да его в сторону и выкинул. Он там в стороны и лежит.

А мимо этого места ехали два купца. И уцюли – там в стороны робёнок ревёт, значит.

Стой, говорят, ямщик.

Ямщик остановился, и слышат – там в стороны робёнок ревёт. Этот ямщик взял его в повозку и понёс к этым купцам. Принёс в повозку. И стали эти купцы его рОстить. И стал он не по цясам, а по минутам растёт. Вырос, дивен стал, стал, чай греть уж, самовар. А его звать не знают как, а дали имя Найда. И вот он стал самовары греть да всё, и потом купцам тому надо и другому надо.

И там весь произошла к Марку Богатому, что такой-то и такой-то мальчик найден. И Марк Богатый поехал зА море торговать мимо этого места-то. И к этим купцам приворотил и говорит:

Вы продайте мне, у меня дочь есь, так мне за дочь в принятЫе,

Они его за сколько-то и продали. Вот он ему гумАжку, письмо написал, что вот:

ПодИ там ко мне в дом и на доцери в приняты. Передай хозяйки, и она теба повенцят с доцерью, говорит. И сам это письмо не показывай никому. И сам не смотри эту гумАжку тоже.

Ну вот он отправился к Марку Богатому в принятые. Идёт по дороге. Из стороны старичок выходит и:

Куда, мол, отправился, молодец?

Да вот отправился к Марку богатому в принятые.

Да какие у тебя гумажки есь?

Да, гумажка есь, да нельза показывать.

Ну, да мне-то покажи! - этот старичок говорит.

Он взял старичку показал. Старичок посмотрел. У него написано как хозяйке:

Придёт, шобы так хозяйка и уходила его.

Этот старичок взял эту гумажку, дунул, она и сделалась бела. И взял своима рукама и повенцял с дочкой. И передал молодцу.


Вот теперь поди, и повенцят тебя.

Он пришёл, хозяйке передал это письмо. Оне так и повенцялись. Вот и живут, значит.

И Марк Богатый уехал на три года, и они живут без него. Сделал тоже парня дочери этот мальчик. Вот церез три года Марк Богатый приезжят домой, там торговал. И вот стретить вышли – зетьи дочь, и внук ещё есь даже, зделан.

Марк Богатый пуще старого осердился.

Хозяйка письмо показала, шо „как придёт - повенцят“, рука еговая. Всё  написано по-еговому.

Ну вот этот Марк богатый и говорит:

А шо, сходи-ко к девятиглавому змею по дань!

Ну вот он отправился к девятиглавому змею,  Иван бессчастный. Шёл дорогой, значит, и стоит дуб, дуб о дуб трётся, заплетается, значит. И он этому Ивану велел спросить:

Куда пошёл?

А тот:

К девятиглавому змею по дань.

А ты спроси у его, долго ли я буду дуб о дуб траться и дуб о дуб заплетаться?

Ну ладно, хорошо, спрошу, говорит.

Потом шёл, шёл, и есть рецька. Церез рецьку перевозчик перевозил.

Куда , говорит, пошёл? - опять спросил.

А я к девятиглавому змею по дань.

А спроси, говорит, у него, долго ли я народ православный церез реку стану перевозить?

Ну ладно, хорошо. Опять вперёд пошёл. И стоит кит-рыба церез реку, и по ей в колено дорога прорыта. Она спрашивает:

            -     Куда пошёл?
            -     А я, говорит,  к девятиглавому змею по дань, - отвечает.

 - А спроси у него,  долго ли народ православный будет меня ходить топтать будет?
 - Ну ладно хорошо, говорит, спрошу.

Вот и пошёл к девятиглавому змею. Девятиглавого  змея дома не было. Вот хозяйка его накормила, напоила и стала вестей спрашивать.

  - Марк Богатый, говорит, меня послал по дань к девятиглавому змею. Я пошёл, дорогой  дуб о дуб заплетается, говорит, и он мне велел спросить, долго ли я буду дуб о дуб траться и дуб о дуб заплетаться. И потом , говорит, я шёл, и перевозчик перевозит церез реку и велел спросить,  долго ли я  буду церез реку народ православный перевозить?  Это он хозяйке рассказыват.  Потом шёл я, кит-рыба церез реку стоит:“ Долго ли меня станут топтать по мне ходить будут, спроси девятиглавого змея?

Вот она его припрятала его, в ящик, например, замкнула. Так сказывается. Вот змей прилетел, значит, домой и говорит:

 - Фу-фу, русский дух не бывал, теперя стал, говорит.

А она говорит:

 - По Русе-то летал да русского духа нахватался да мне-то принёс, говорит.

Ну вот она его накормила,и он заставил её в головах вшей искать, хозяйки-то. Она вот и стала его спрашивать:

 - Что же ,змей, мне как во снях снилось, будто как я шла дорогой, и стоит дуб, и  дуб о дуб трётся и заплетается.  И он велел мне спросить: „Долго ли я буду дуб о дуб траться и дуб о дуб заплетаться.“

 Он говорит:
 Дотуль будет заплетаться, дотуль, кто до него дойдёт и правой ногой топнет, он всё россыплется золотом и серебром россыплется весь.

Потом говорит:

 Я ишла, и мне снилось, будто церез рекУ  перевозчик перевозит. И он мне  велел спросить: „Долго ли я  церез рекУ  перевозить буду?“
А это, говорит, хто придёт к ему за перевоз да своими руками весло возьмёт да поедет церез реку, а старой-то перевозчик  выскочит. А первому-то и век свой перевозить.

 - Ну ланно, хорошо.

Я шла быдто, и церез реку кит-рыба стоит. И она велела спросить:“Долго ли народ православный будет меня топтать?“

 Он говорит:

Дотуль её топтать будут, докуль Марка Богатого 12 кораблей  она не выглотит, все станут по ей топтать, ходить.

Ну ланно, хорошо. Змей даже заспал. У ей на коленях заснул.Она ящик отворила да говорит:

Поди да рассказывай, как слышал, как змей сказывал, а докуль не перейдёшь, не сказывай, никака тебе дань не будёт.

Ну вот он шёл, шёл – стоит кит-рыба.

 - Ну спрашивал ли?
 - Спрашивал.
 - Сказывай, говорит.
 - Перейду, тогда скажу, говорит.

Вот он перешёл и сказал:

Докуль Марка богатого 12 кораблей не выглотишь назад, всё тебя топтать будут , ходить.

Ну потом шёл, шёл,  до перевозчика дошёл. Перевозчик говорит:

 - Спрашивал ли про меня?
 - Спрашивал. Перевези, так скажу.

Он его перевёз, значит, перевозчик.

Вот, говорит, хто придёт, ты его не перевози, он у тебя весло возьмёт, а ты как выскочишь наперёд, а новому и век перевозить.

Ну вот он и пошёл и там, где дуб и дуб заплетается, дошёл.


Спрашивал? - говорит.
 - Спрашивал.
 - Ну сказывай, говорит.
 - Ужо дойду, тогда скажу.

Дошёл до дубу да правой ногой топнул, он всё на золото да серебро рассыпался. Ну вот он давай собирать золото и серебро. Собирал, собирал. И потом Марка богатого корабли рыба-кит выглотила и они идут с народом со всем. Он стал реветь. Они приворотили это к берегу. Он золото и серебро собрал да на эти корабли и зашёл. И пошёл к Марку Богатому домой на этих 12 кораблях. И Марк богатый пуще старого осерцял, почему он его не съел.

Я, говорит, пойду, так его самого змея убью.

Вот он отправился змея ловить. Вот дошёл до этого перевозчика, и перевозчик не перевозит его за реку. Он взял руками своими это весло и поехал за реку. Старый перевозчик выскочил на берег, новому перевозчику и век свой перевозить.

А зеть жить да быть, и теперя живёт. А Марк богатый и теперь перевозчиком.

Сказки конец.

Вожгоры. Пересказано Василием Петровичем Грязновым в 51 год.


Рецензии