Отступник

Встреча эта произошла в 349 году в замке Макеллум, на территории современной Турции. Конечно, на самом деле такой встречи, скорее всего не было, но именно она представляется мне наиболее удобным контекстом для тех мыслей, которые я хотел бы высказать.

Действующих лиц, как мне представляется, - двое. Один – восемнадцатилетний Юлиан Клавдий Флавий – двоюродный брат Констанция - правящего императора Римской Империи. Другой – почтенный старец, имени которого я не назову.

Юлиан вырос сиротой. Его мать умерла, когда ему было полтора года, а отца, убили, когда ему было 6 лет. В смерти отца винили Констанция.

Констанций бездетен и Юлиан со своим братом Галлом – претенденты на трон в случае смерти Констанция. Но до этого еще нужно дожить. Если Констанций заподозрит какой-нибудь подвох со стороны братьев, то их ждет участь их отца. Констанций провозглашает христианские идеи, но это не мешает ему убивать всех, кто стоит на его пути. Как, впрочем, это не мешало и императору Константину. Юлиана с детства воспитывают в христианской морали. Для этого к нему приставлен специальный человек - епископ Евсевий.

Пришедший старик – давний знакомый епископа Евсевия. Старик специально приехал с Сицилии, напросился в гости к Евсевию и попросил устроить ему аудиенцию с Юлианом. Евсевий разрешил, надеясь, что почтенный старец укрепит христианскую веру Юлиана. Он давно знал старика, как союзника в борьбе за утверждение христианства еще со времен императора Константина. Евсевий привел старика к Юлиану, представил и вышел, закрыв за собой дверь.

- Я знаю тебя, ты был советником моего дяди. Что привело тебя сюда? – спросил Юлиан.
- Ты прав, юноша, я был советником императора Константина Валерия Флавия, которого теперь именуют не иначе как Великим и Равноапостольным. И именно это привело меня к тебе. Меня мучает совесть. Совесть римлянина. Сейчас уже мало кто знает, что это такое.
- Ты, наверное, шпион Констанция. Хочешь, что бы я сказал, что недоволен императором?
- Выслушай меня и ничего не говори. Я хочу, чтобы ты знал то, что знаю я. Если тебе повезет, ты станешь императором Римской империи. Тогда от тебя будет зависеть судьба цивилизации. И пусть боги помогут тебе исправить то, что по невежеству своему сотворил я.
Юлиан молчал, и старик снова заговорил. Дальше говорил только он. Вот его рассказ.

У меня есть дар – я могу предсказывать будущее, вернее я могу предсказывать, к чему приведет то или иное действие. Поэтому я долгое время был советником Константина. Еще со времен его службы в Британии. Он тогда был немногим старше тебя сейчас. С тех пор я 20 лет служил его советником. Другие советники приходили и уходили, некоторые даже погибали от рук императора – он был жесток с подчиненными – а я оставался. Он верил мне. Верил даже тогда, когда я предлагал меры, которые, казалось, шли вразрез со здравым смыслом. Однажды, мы за ночь переписали его родословную, а старую объявили фальшивкой.

Он был человеком невоздержанным, вспыльчивым и мне не раз приходилось устранять нежелательные последствия его действий. Так он смог восстановить против себя почти всех римских жрецов. Править Римской империей без их поддержки было затруднительно. И тогда я предложил абсурдный план: отказаться от веры наших предков и заменить ее идеологией христианской секты.

В то время секта эта была почти полностью разгромлена. Правители Диоклетиан и Галерий погромами и казнями загнали сектантов в глубокое подполье. Только так, считали они, можно уничтожить это учение, которое, по их мнению, угрожало существованию Римской империи. Если эта религия рабов распространится на свободных римлян, во что превратится империя? Если римляне станут покорны судьбе и будут надеяться, только на милость бога, то первое же вторжение варваров уничтожит империю.

А я был молод. Я не боялся менять мир. Моя идея была воплощена. Правда, столицу пришлось перенести в Новый Рим, который спустя несколько лет Константин в честь себя переименовал в Константинополь. Жрецов отстранили от кормушки. Они тогда очень пожалели, что отказались от сотрудничества. А вместо них к государственной власти мы допустили епископов христианской секты.

Римляне давно уже относились к религии предков, как к занятным притчам. Юпитер, Марс, Меркурий уже тогда воспринимались гражданами как персонажи древних сказок. И я, и Константин тоже были далеки от религии. Мы поддерживали сектантов, потому что нам казалось это выгодным. А сектанты боготворили Константина. Конечно, после стольких лет гонений власть вдруг стала разговаривать с ними, советовать что-то, вникать в их нужды. А мы наладили и упорядочили их культ. Константин собирал христианских епископов и заставлял договариваться, устраняя разногласия между ними. Сам он не сильно интересовался их спорами, но мы с ним хорошо понимали, что религия империи должна быть единой.

Как-то в Никее, где собралось двести двадцать епископов, разгорелся спор между епископами Афанасием и Арием. Император приказал мне разобраться, в чем суть спора и доложить ему. Я по очереди вызвал обоих и поговорил с ними. Потом явился к Константину. «Афанасий считает, что Иисус Христос не только сын Бога-Отца, но и сам Бог. Причем тот же Афанасий говорит, что на самом деле Бог один. Эту бессмыслицу он называет единосущностью Бога, причем в трех лицах, а не в двух. Потому что, цифра три ему нравиться больше, чем два», - сказал я, - «остальные епископы вряд ли смогут принять такой нелогичный постулат, даже если бы это им сказал сам император», - добавил я шутя, но тут же понял, что сказал лишнее. Император усмехнулся: «Да знаешь ли ты, что епископы считают меня своим учителем, наравне со своими апостолами! Я могу сказать им любую нелепость, и они поверят! А если и не поверят, то все равно будут с восторгом повторять любые мои слова. Ты всегда верно предсказываешь будущее, но на этот раз ты ошибся. И я тебе это докажу». «Прости, император, я ошибся, не нужно ничего доказывать, я отказываюсь от своих слов», - спешно признался я. «А я не отказываюсь!», - упорствовал Константин. «Расскажи подробнее о том, что придумал Афанасий. Завтра я расскажу это епископам, и ты увидишь, как они с восторгом примут это». «Нет, Константин, я не хочу, что бы ты повторял эту нелепость», - отказался я. Император рассмеялся и сказал: «Как хочешь, я и без тебя справлюсь».

На следующий день мы с Константином пришли на собрание епископов. Константин вышел на трибуну и сказал длинную речь. Он любил и умел говорить. Но говорил он не о споре Афанасия с Арием, а о том, что все христиане должны праздновать пасху в один и тот же день, а не кто когда захочет. И чтобы непременно день этот не совпадал с днем пасхи «проклятых иудеев» (император не любил евреев). Епископы и я уже решили, что император решил не вмешиваться в их споры, но мы обманулись в своих ожиданиях. Император закончил речь словами о том, что Афанасий - настоящий христианин, и знает что нужно делать, а тот кто с ним спорит просто дурак. Тут со своего места вскочил Арий и начал возражать. Константин грубо остановил его: «Замолчи, как ты смеешь перебивать императора». Повисла тишина. Константин гордо покинул зал. Я последовал за ним. Позже мы узнали результаты голосования епископов. Точка зрения Афанасия была принята почти единогласно. Из двухсот двадцати епископов только трое, включая Ария, проголосовали против. В тот вечер мы с Константином провели в терме. Пили вино во славу императора. Константин захмелел и весь вечер рассказывал мне о своем величии. Обещал стереть лица земли любой город и любое государство. Я молчал.

Спустя год императору донесли о готовящемся заговоре. На самом деле заговора не существовало. Но таким образом некоторые лица хотели заполучить теплые места поближе к трону. Эти люди знали, что в тот момент отношения Константина со своим родственниками не были безоблачными, и поэтому в заговоре обвинили жену императора Фаусту и его сына Криспа. Тучи сгущались и надо мной. А император к тому времени становился все более неуправляемым. Он ощущал себя богом на земле. Мое влияние на императора таяло с каждым днем. Я не стал дожидаться развязки и попросился в отставку. Константин, как мне показалось, с облегчением отпустил меня и я уехал на Сицилию, где безбедно и жил с тех пор. Как ты понимаешь, за годы службы при императоре я стал очень обеспеченным человеком. Позже я узнал, что жена и сын Константина казнены. Вероятно, та же участь постигла бы и меня, останься я в Константинополе.

С тех пор прошло больше двадцати лет. Живя на Сицилии в тишине и покое, я не утратил свой дар предвидения. Наоборот. Мой дар усилился. Теперь я предвидел события не на год-два вперед, а на столетия. Это стало моим проклятием. Я увидел Европу спустя тысячу лет. Представляешь, Юлиан – тысячу лет! Если сейчас четвертый век от Рождества Христова, как теперь принято говорить, то я увидел четырнадцатый! И что же там? Тяжкие последствия моих деяний!

Христианство распространилось по Европе. Повсеместно. Ты думаешь, люди стали честными и порядочными. Как бы не так! Я даже не знаю с чего начать. Ты представляешь, люди забыли, что земля круглая! Они думают, что живут на черепахе, которая стоит на трех слонах! Сейчас даже дети так не думают! Они почти все неграмотны. Великий язык – латынь, вообще умер. На нем больше не говорят. Даже их правители - сплошь неграмотны. А правителей у них – сотни. Каждый правит своей маленькой страной. Они постоянно воюют друг с другом. Их города – зловонные выгребные ямы. У них больше нет водопровода, а помои они выливают из окон наружу. О канализации они вообще не слышали. У них совсем нет бань. Они не моются никогда. Они так и живут. Вонючие люди в маленьких зловонных городах. Они как мухи мрут от эпидемий. Наши дороги заросли лесом: они им не нужны. Им внушают, что они должны терпеливо сносить все, что обрушивается на их голову. Они так и делают. Терпение – их единственная добродетель. Только правителям позволено все. Они вне морали. У людей больше нет представления о чести, свободе, справедливости. Гордость объявлена грехом, свобода – ересью. Справедливость им обещают после смерти. А в этой жизни они должны бесперекословно подчиняться своим правителям. У них больше нет рабов, потому что сами они – рабы. Рабы правителей и христианской церкви. Власть правителей и церкви не ограничена ничем. Любые книги, кроме Библии запрещены. Того, у кого такие книги находят, сжигают на костре вместе с книгами. Любой человек может быть обвинен в том, что он колдун или еретик, и тогда его ждет смерть на костре. Оправдаться невозможно. Суды стали фарсом. На судах не выясняют вину подозреваемого, а только объявляют волю Бога. Эту функцию взяли на себя служители церкви. Той самой церкви, что мы с императором Константином вырастили на руинах секты христиан. Тех самых христиан, что называли друг друга братьями. Церковь стала самой влиятельной организацией. Если вообще можно говорить о влиянии кого бы то ни было в этом хаосе. Лицемерие служителей церкви не знает границ. Они ни перед чем не останавливаются, чтобы разбогатеть или получить больше власти. Отпущение грехов поставлено на платную основу. Чем больше грех, тем больше плата за его отпущение. Единственный критерий истинности – золото.

Да, наша империя тоже была не безупречна. И к власти приходили разные люди. Были и откровенные мерзавцы. Нерон, например. Константин тоже был не святым. Далеко не святым. Я это знаю лучше чем, кто бы то ни было. Но тысячу лет римляне знали, почему мы выше всех прочих государств. Потому что для римского гражданина превыше всего была Свобода. И достоинство свободного человека. И за эту свободу он готов был сражаться. И умереть. Умереть свободным. Римский гражданин не мог стать рабом. Его свобода была дороже его жизни. А рабы, потому и были рабами, что для них их жалкая жизнь в неволе была дороже свободы. И бои гладиаторов – не жестокость, а акт милосердия: шанс для раба заслужить свободу или смерть в бою. Права римского гражданина и его достоинство защищал суд. Настоящий суд, а не суд церковников. Суд, который мог низложить самого правителя. И не зря говорили: «Пусть падет Рим, но восторжествует Закон».

Юлиан, я вижу будущее и понимаю, что это я погубил Великую Империю. Я стар. Мне недолго осталось жить. Я не могу изменить будущее. Но ты можешь. Ты еще станешь императором. В твоих руках будет будущее цивилизации.

Я долго думал о том, как возродить дух Империи. Я скажу тебе…

Во первых, отстрани от управления страной христиан. Только не надо их преследовать. Они, в большинстве своем, безобидные люди и не представляют угрозы для общества. За исключением той верхушки, которая дорвалась до власти и теперь ни перед чем не остановиться, чтобы ее сохранить. Остерегайся их.

Во вторых, собери команду единомышленников. Тех, кто считает, что Империя должна пойти по пути прогресса. Пусть это будут и политики, и ученые, и прорицатели. Главное, чтобы это были люди, которым ты доверяешь. Я набросал список. Познакомься с ними. Это умнейшие люди нашего времени.

И если во главу угла будут поставлены наука и традиционные римские ценности: свобода, достоинство и справедливость, то свершится великий поворот. И через двести лет по римским дорогам покатятся колесницы без лошадей, а по морям будут плавать корабли без гребцов и парусов. Через триста лет в небо поднимутся огромные железные птицы, построенные людьми, которые смогут переносить людей от Рима до Константинополя за три часа. Через четыреста лет Рим превратится в огромный город с домами в сто этажей, а оружие станет настолько мощным, что один вооруженный этим оружием римлянин сможет остановить целую армию варваров. Римская империя станет империей всего земного шара, и на всей земле воцарятся мир и благоденствие. А через тысячу лет, в четырнадцатом веке от Рождества Христова, вернее, в двадцать первом от основания Рима, римляне на специальных машинах - звездолетах будут летать к звездам и строить на далеких планетах свои города. Римская империя станет настолько огромной, что представить это сейчас просто невозможно. Основателем и вдохновителем империи на тысячу лет вперед будешь ты – император Юлиан. Твоим именем будут называть новые миры и твои слова будут начертаны на бортах звездолетов.

От тебя зависит будущее цивилизации. Что будет из себя представлять цивилизация через тысячу лет: невообразимо огромное государство на многих и многих планетах или маленькие зловонные города с забитым неграмотным населением? Я сказал тебе все что хотел. Судьба мира в твоих руках…

Старик, передал Юлиану список и вышел из комнаты. В тот же день он отбыл на Сицилию. До Сицилии старик не доехал. Умер по дороге.

А Юлиан следующие двенадцать лет встречался и разговаривал с людьми из списка старика. Многие из них стали его друзьями. Юлиан записывал разговоры и потом долго раздумывал над своими записями. В 361 году Юлиан стал императором.

Он сразу приступил к реформам. Христианские епископы были отлучены от власти. Новый император собрал свою команду. В команду Юлиан пригласил тех, кого уважал и кому доверял. Правила работы команды были записаны в специальном кодексе, разработанном Юлианом. Команда должна была коллегиально принимать все решения после их всестороннего обсуждения.

Было много недовольных деятельностью нового императора. Но ситуация постепенно менялась. Христианство теряло своих сторонников. Развивались науки и искусства. Не все шло гладко, но Юлиан видел свою цель и вел к ней свою империю…

А через полтора года во время персидского похода император Юлиан был убит. Убит не в бою, а от предательского удара копьем. Сменивший Юлиана император Иовиан вернул к власти христианских епископов. Реформы были свернуты. Императора Юлиана стали именовать Юлианом Отступником.

Империя погружалась во тьму…


Рецензии
Жаль Юлиана. Его политика была великолепна, сам же он был одним из мудрейших людей своего времени.

Гай Феликс   31.03.2015 21:12     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.