Поклонники силы и противники насилия

  Поклонники силы и противники насилия.
   
   А. Воин
   23.09.09
   
   Эта тема давно волновала меня и в своей философии я там и сям цеплял ее по частям, но последнее время она накатила на меня, как "бешеная электричка". Особенно я почувствовал это в полемике по моей статье "Сталинизм и гитлеризм", развернувшейся в последние дни на proze.ru с такими комментаторами, как, прежде всего, Куземко, Синферно, Шапиро, Махно и другими. Осознавая малую эффективность полемики в таком формате, я и решил написать эту статью, отложив даже работу над другой, не менее важной. Тем более, что сегодня в мире наблюдается большая путаница в умах людей по данному предмету и отражается она во многих процессах, текущих в обществе.
   Всех людей в отношении к силе можно подразделить на ее поклонников и противников. В свою очередь, поклонников можно подразделить на жаждущих "сильной руки" какого-нибудь диктатора, типа Сталина, который бы навел порядок, и тех, которые сами себя считают сильными, и обеспокоены только тем, чтобы никто не ущемлял их права применять силу. Но ни те, ни другие, ни противники любого насилия не задаются вопросом о качестве силы, точнее качествах, хотя бы о справедливости ее применения и уж тем более о том, что такое вообще сила, когда речь идет о человеке, об обществе, об отношении людей в нем. Дело доходит до парадоксов.
   Вот, например, В. Куземко в полемике со мной, доказывая, что фашизм не хуже большевизма, и в частности, сильная личность с равным успехом могла пробиться и при фашизме и в Советском Союзе, независимо от национальности и прочих условий, в качестве примера таких сильных личностей называет полицаев, бургомистров и даже офицеров СС, не немцев по национальности. Но ведь большинство полицаев и бургомистров, до прихода немцев, до оккупации их страны и порабощения их народа, не были сильными людьми ни в каком смысле, в том числе и в смысле преуспевания в том обществе, где они жили. Наоборот, это, как правило, были люди ничтожные, жалкие, судьбой и природой обиженные. Так неужели факт оккупации страны фашистами превращает ничтожных людей в сильных? А после освобождения страны, когда многих из них посадили, они опять, значит, стали слабыми?
   Конечно, В. Куземко может попытаться спасти свою позицию, сказав, что он имел в виду не тех многих жалких и ничтожных, которые пошли в полицаи, сознательно или подсознательно компенсируя свою слабость, а тех немногих, которые преуспевали и до прихода немцев и пошли в полицаи и бургомистры дабы не потерять этого преуспевания, и даже после войны сумели выкрутиться, сбежав за бугор или даже оставшись, но в любом случае скрыв свое прошлое. Тогда я вынужден буду согласиться, что в каком-то смысле это - сила. Но это, отвлекаясь от вопроса о качестве этой силы. А если не отвлекаться, то следует признать, что это - подлая сила. И как быть в этом контексте с партизанами, которые погибли, сражаясь с немцами? Слабые люди? А Януш Корчак, который добровольно пошел в газовую камеру вместе со своими воспитанниками, а мог бы остаться в живых, - слабак?
   Тут многие могут сказать, что все это - банальные прописные истины. И мало ли, что сказал какой-то там Куземко. Но в сегодняшнем западном обществе, к которому по ментальности приблизились и Россия с Украиной, обществе, в котором успех стал наивысшей ценностью, этот самый успех, достигнутый любым путем, и отождествляется с силой, отождествляется подавляющим большинством людей, включая представителей масс искусства, популярных философов, политиков, т. е. всех тех, кто формирует ментальность общества, систему ценностей.
   Кого из философов читает современный массовый читатель? Аристотеля с Платоном, Канта, Карла Маркса? Или более современных Поппера, Уайтхеда, Карнапа и т. д.? Или директоров Московского и Киевского Институтов Философии Степина и Поповича? Ну, последних я и сам не рекомендовал бы читать ни массовому читателю, ни людям, стремящимся разобраться в философии. Но не о них речь. Дело в том, что если кого и читают массово, то авторов типа Дейла Карнеги или Наарбекова - певцов успеха любой ценой. Конечно, на самом деле ни тот, ни другой - не философы, но их воспринимают как философов, учителей жизни.
   А чему учат на многочисленных психотренингах и тренингах для агентов по распространению? Там учат, как добиваться успеха, пренебрегая собственным достоинством и достоинством других людей. И ходят жалкие субъекты, и, пренебрегая тем, что их гонят в шею и надписями "Агентам вход воспрещен", стучатся в квартиры и офисы и навязчиво бубнят свои торговые мантры. Но если ты способен сожрать много унижений и таким образом продать много товара, то ты сильный человек - учат на тренингах.
   Ну, а кто больше всего преуспевает сегодня в искусстве, в масс искусстве и даже в искусстве, претендующем на элитарность? Те, кто играет на низменных инстинктах, забыв о достоинстве своем и Человека вообще. Здесь успех олицетворяет собой и замещает не только силу, но и талант, гениальность. Спрашивается, а как же быть с теми многими гениями, гениальность которых была признана после их смерти? Которые прожили жизнь в нищете, но не захотели ради успеха предать подлинное искусство? Зачислим их в слабаки и в бездарь? Трагедия не признанности гения существовала во все времена. Но в былые эпохи, эпохи с более-менее нормальной системой ценностей, находилось много гениев и талантов, готовых терпеть не признанность и пренебрегать успехом во имя более высоких ценностей. А сегодня даже мастера, добившиеся признания в бывшем Союзе, начинают снижать планку своего искусства, ради сохранения популярности в нынешнем обществе, зараженном манией успеха и успеха, прежде всего, в денежном выражении. Примеры чего, кстати, приводит сам Куземко в одной из своих статей, только не делает из этих примеров соответствующих выводов и обобщений. Так вот, от былых эпох нам осталось в наследие великое искусство, а что оставит потомкам наша эпоха? Кто в будущем будет восхищаться нынешними мастерами чернухи и порнухи, успешными и "сильными" сегодня?
   Ну, а принципиальные противники насилия? Они ведь не поклонники ни силы, ни успеха. Но и они не отличают силу от силы, насилия от насилия и тем хорошо помогают творящим неправое насилие. На одну доску ставится ими правый и виноватый. Это хорошо известно каждому еще со школьных лет, потому что среди учителей (учительниц) преобладает тип противников всяческого насилия. В результате при любой школьной драке наказывают обоих, не разбираясь, кто начал, кто виноват. И судьи не любят насилия, как такового и потому в любой стране оправданная самозащита присуждается неоправданно редко, даже при самых очевидных доказательствах ее. Но страшнее всего лицемерные миролюбцы в политике и в трактовке истории, которая сегодня все более политизирована. Вот и получается у моих оппонентов, что Тухачевский не лучше Сталина, потому что Тухачевский жестоко подавил восстание в гражданскую войну. То, что то была война и Тухачевский подавлял восстание, приравнивается к истреблению Сталиным миллионов мирных людей в мирное время. Опять мне могут сказать, что стоит ли писать статью по поводу мнения каких-то комментаторов. Но это мнение мои комментаторы усвоили от Солженицына и других борцов с советским тоталитаризмом. Тогда казалось, что любые средства хороши в борьбе против этого тоталитаризма и чем больше он будет очернен от начала его возникновения, тем лучше. Но сегодня мы расхлебываем последствия тех преувеличений и необъективности. И если Солженицын ставил на одну доску Сталина с Тухачевским, заблуждаясь и во имя благородной цели борьбы с тоталитаризмом, то сегодня многие политики, используя это его заблуждение, обвиняют нынешнюю Россию в том, в чем она не виновата (что я и показываю в статье "Сталинизм и гитлеризм"). И делают это, не заблуждаясь, а добиваясь успеха любой ценой. А в результате, как я сказал, все процессы в обществе текут не так, как надо.
   Вот вчера по украинскому телевидению показали, как наглый депутат от Регионов угрожает спикеру Литвину применением физической силы, вырывает у того из рук микрофон и ломает его. И никто из других депутатов не пытается его остановить. Такое не было бы возможно в обществе не развращенном пропагандой силы и успеха любой ценой с одной стороны и проповедью непротивления злу насилием - с другой. Или возьмем перманентное обсуждение цензуры в России , Украине и на Западе. Мало того, что непротивленцы злу насилием выступали раньше, а некоторые и сегодня против любых ограничений СМИ и в искусстве, как против насилия над свободой (ограничения свободы). Сегодня большинство из них согласились с ограничением изображения насилия, поскольку хоть они и за свободу, но ведь и против насилия. А вот против ограничения порнухи - костьми ложатся. Но ведь, если ограничивать изображение насилия, не оговаривая, о каком насилии речь, то ахинея получится. Тогда ведь и "Войну и мир" надо запретить, и много чего у Хемингуэя, и половину Шекспира, и всего Гомера. А что останется от поэзии, любящей рифмовать "любовь" и "кровь"? И вообще, как тогда воспитывать будущих защитников отечества? Или в жизни уже нет места подвигу? Когда не остается места подвигу, становится много места для подлости и наглого, неоправданного насилия, что мы и наблюдаем в виде коррупции, засилья олигархов и т. п.
   Что касается поклонников "сильной руки", фанатиков Сталина, в частности, то, казалось бы, это - одноклеточные, с которыми нет смысла вести теоретические споры. Но, оказывается, что среди них попадаются сегодня люди мыслящие, вроде моего оппонента Синферно, которые защищают Сталина как раз с позиции оправданного применения силы. Мол, Сталин был, конечно, жесток, но его жестокость была оправдана необходимостью осуществления индустриализации страны, без которой Союз был бы утоплен в крови внешними врагами. Тут так просто не обвинишь человека в не различении силы от силы, насилия от насилия. Сознательно, он, безусловно, различает эти вещи. Но разум человеческий тоже способен вводить его в заблуждение, если слаб человек духом. (Кстати, о силе человека: не только в поднятии тяжестей или в мордобое она, но есть и сила духа). В результате появляются аргументы типа: "некоторые считают, что индустриализация через НЭП шла не достаточно быстро и потому если бы не сталинская индустриализация с истреблением миллионов, Россия (Союз) оказалась бы не готовой к войне". Но, кто так считает и как он аргументирует свое мнение, комментатор не уточняет. Игнорирует он также при этом общеизвестные факты. Курс на индустриализацию был принят Лениным, а не Сталиным. Успех сталинской индустриализации был обеспечен, по крайней мере, не только истреблением миллионов (если вообще), но и энтузиазмом тех миллионов, которые он не успел истребить, энтузиазмом, разбуженным теми, кого он истреблял и энтузиазмом, который он, в конце концов, сам и истребил. Именно благодаря террору Сталина против своего народа, благодаря истреблению им талантливых полководцев, инженеров, ученых, Россия на самом деле оказалась не подготовленной к войне. И выиграла ее не только благодаря индустриализации (которую нельзя записывать Сталину в заслугу), но ценой невообразимых жертв и благодаря недобитому еще им до конца энтузиазму народа. Так вот спрашивается, как интеллигентный и думающий человек, допускает такие проколы в логических построениях. А допускает он их потому, что давит на него сегодняшняя нестабильность в мире и его стране, нависающие опасности и под этим давлением прогибается его дух и подсознательно он жаждет "сильной руки", которая защитила бы его от этих угроз. Но, как человек интеллигентный и соответственно воспитанный, он понимает, что неприлично просто так любить "сильную руку", и тут ему его рассудок подсовывает ложные аргументы, оправдывающие Сталина в прошлом, а сегодня новую вожделенную "сильную руку". И он принимает этот самообман и верит, что он обосновал необходимость сильной руки.
   


Рецензии
Я ничего не скажу о других Ваших оппонентах, но я не поклонник "сильной руки". Более того, в душе я анархист и государство (власть) мне ненавистно. Но я могу терпеть его, понимаю, что оно гарантирует мне и моим близким какой-то уровень безопасности.
Впрочем, не так важно, что вы думаете обо мне. Единственное, что я хотел бы донести, это то, что чтобы понять причины исторических событий, надо подняться над своей эмоциональной оценкой, над критериями "хороший-плохой". Так вот если не предвзято анализировать период сталинской диктатуры, то мы увидим, что гитлеризм и сталинизм разнятся намного больше и глубже, чем Вы показываете в своей работе. нужно смотреть глубже, осознать что произошло, чтобы как раз предотвратить повторение подобного.
Причины сталинской эпохи (конечно, это моё имхо) не в случайном приходе к власти злого дядьки, а в страшном жестоком времени первой половины XX века, в назревшей то ли пассионарности, то ли какой другой фигни. А для России есть более конкретная причина, виновник - царь Николай II (если нужен олицетворённый виновник). Если бы реформы, разрешающие противоречия между архаичным правлением и уровнем развития общества были проведены в конце 19 века, то, возможно, не было бы ни революций, ни гражданской войны, ни Сталина. Я не могу ни сожалеть о гибели человека Николая и его семьи, но я не могу выделить его трагедию из миллионов других. Тем более, что это сам он не смог сохранить ни империю, ни своих близких. Аналогия - Горбачёв, но он хоть что-то пытался предпринимать и кончил вполне благополучно (видимо не хватило благородства Николая).
Вы правильно пишите о том, что люди ищут "сильную руку". Именно поэтому периодически обладатели трёх высших образований вступают в секты, приносят туда всё имущество и поклоняются бывшим алкоголикам с 3 классами образования. Большое количество людей хочет продать свою свободу, потому что не каждому она по силам.
Я человек слабый, но Свобода - это то, что составляет основу моей шкалы ценностей.

Синферно   27.09.2009 02:54     Заявить о нарушении
Я рад, что Вы оказались не поклонником "сильной руки". Но тогда не понимаю, что Вас так сильно толкает оправдывать Сталина. "...чтобы понять причины исторических событий, надо подняться над своей эмоциональной оценкой, над критериями "хороший-плохой"". Почему же надо? Даже Маркс не отрицал роли личности в истории. А оценивать роль без "хорошо", "плохо" - как? Да и вы, возражая против оценки Сталина, тут же оцениваете Николая Второго. Что касается обективных обстоятельств, способствовавших возникновению культа Сталина, то я их отнюдь не отрицаю. Мало того, я и Маркса виню в том, что ошибками своей теории ("диктатура пролетарата") он заложил возможность возникновения культа. Но это не снимает ответственности со Сталина. Возможность - это одно, а реализация - другое. Если бы не Сталин, то какой-нибудь культ возник бы вследствие реализации марксовой теории в ее чистом виде, но вряд ли это было бы что-нибудь хотя бы близкое ужасам сталинского террора против населения собственной страны.
Что касается уроков, то их извлекать непременно нужно и анализировать историю нужно. Но "нельзя объять необъятное" в одной статье. У меня была конкретная задача: сравнить болшевизм с фашизмом и отслоить отождествление большевизма со сталинизмом (при том, что я отнюдь не собираюсь полностью оправдывать большевизм). Это меньше, чем исследовать все причины всего произошедшего в недавней истории, но тоже очень важно.
С уважением!

Александр Воин   27.09.2009 07:59   Заявить о нарушении
Конечно, я тоже подвержен оценивать с точки зрения "плохой-хороший".
Насчет Маркса я бы сказал так: Я могу написать всякий бред, некую теорию, но вряд ли ей начнут следовать миллионы людей. Значит теория Маркса была востребована. Что-то там было про письмо Маркса Вере Засулич. Сейчас не уверен в достоверности, но вроде там он критиковал русских марксистов, говорил, что для России диктатура пролетариата неприменима?
Стоит ли в этом отношении, например, считать Ницше причиной возникновения фашизма? Тогда надо заклеймить целый слой признанных немецких философов и их последователей, например нашего Циалковского.

Синферно   27.09.2009 17:09   Заявить о нарушении
Я считаю, что Ницше, безусловно, - один из источников возникновения фашизма. Обоснование этого смотрите в моей работе "Чего не знал Заратустра". Вообще, о влиянии различных факторов, включая идеи и личности, на ход истории смотрите главу "Детерминизм в модельном подходе" в моей книге "Неорационализм".

Александр Воин   28.09.2009 09:20   Заявить о нарушении