Харьков-66... Дробицкий Яр

    Исполнилась 66-я годовщина освобождения Харькова от нацистской оккупации (23 августа 1943 года).

    И нет в ней более трагического топонима, чем Дробицкий Яр…

    Не будем снова ворошить пожелтевшие страницы украинских оккупационных  «часопысив» (http://forum.israelinfo.ru/viewtopic.php?t=9662): этому теперь  посвящен уже недобрый десяток научных  исследований и публикаций<a http://forum.israelinfo.ru/viewtopic.php?t=9666 и др.). Достаточно в браузере любого сайта набрать эти два слова…

    Скажем о другом.

    ….Завершая шестой десяток Катастрофы европейского еврейства, честно пытаешься понять: какие же уроки извлек мир из еврейской трагедии?

    Стал ли он мудрее, добрее, терпимее, словом, прошел ли он испытание Катастрофой?
 
    И вынужден с горечью и сожалением ответить: нет.
 
    Каждая такая проверка до сих пор кончалась провалом, кто бы ей не подвергался: страны Восточной Европы, новообразования бывшего СССР и даже — Израиль.

    Всюду бушуют племенные страсти – еврейские и нееврейские, льется кровь, гибнут люди…

    А в чем, собственно,  заключаются эти уроки Катастрофы для «русских» евреев (да и неевреев)? ; Или – более широко – трилемма «Холокост, «еврейский вопрос» и современное общество»?

    Ведь Катастрофа не уникальна — в том смысле, что она применима к  проблеме тотального уничтожения любого народа или любой нации. Хотя в реальной истории это пока произошло лишь однажды –  с евреями.

    …Перед эмиграцией  мы были пачпортными евреями. Не иудеями, но с обостренной триадой гражданского самоутверждения: от национального осознания – к национальному достоинству и далее – к достоинству  человеческому.

    Узнавшими грустную историю, традиции и культуру своего племени и для которых оставаться более только еврееями в  сверкающем разноязыком окружении галута – вынужденно (по «национальности») или меркантильно (пресловутыми «друзьями еврейской культуры») – представлялось унизительным.
 
    Однако «перестать, наконец, ими быть» (по Пастернаку) возможно было только в Израиле, слившись, как хамелеон, с – разноцветно-колючим чертополохом еврейского мира.

    …И, действительно, израильское общество, приняло всех радушно- равнодушно.

    Что ж, в конце концов, в каждом деле, особенно в таком сложном как «превращение из еврея в человека», главное – это алгоритм. И он прямо вытекает из уроков Дробицкого Яра  – уроков Холокоста.

    Первый урок — «еврейский этнос (и, по возможности, любой другой) должен жить в собственном национальном государстве» - нами выполнен: «мы здесь живьем».
 
    Теперь же, чтобы навсегда не застрять во вполне устраивающем  многих «модус вивенди» – крикливых «братьев меньших»-получателей разовых социальных подачек — следует стремиться к реализации следующего «урока Катастрофы»: «гражданство важнее «национальности».

    Для этого трактовка «национальной» принадлежности гражданина Израиля  должна исключить доисторический, племенной институт  этой самой «национальности» —  в пользу общепринятой этатической трактовки «израильской политической нации»   как совокупности этносов, проживающих на территории государства. (Это, впрочем, относится и к евреям – как и другим гражданам  — исходных национального «парков юрского периода» — России, Украины и иже с ними).

    Понятно, однако, что реализация этого «урока»,  равно как и третьего  — <i> израильское («еврейское») государство должно быть демократическим</i> — требует серьезной политической и законодательной модернизации общества.
 
    Логический алгоритм такой государственной «новостройки»:
 
    - «первый этаж»: паритетное дополнение партийно-пропорциональной избирательной мажоритарно-одномандатной;
 
    -  «второй этаж»: замена в тексте «Закона о возвращении» конфессионального   определениятермина «еврей»  этническим;

    - «третий этаж» — разделение государственных и религиозных институтов во всех   сферах жизнедеятельности общества;
 
    - и, наконец, «пентхауз» — принятие Основного закона – Конституции (прежде всего, — раздела «Личные права граждан»).

    Есть еще и «четвертый урок», весьма не лишний  для архаичного израильского общества, и который крупными буквами должен быть написан над любым просветительным учреждением : «Образование — против предрассудков».

    Ведь как писал в своем «Еврейском государстве»  «провозвестник» Теодор- Беньямин-Зеев Яковлевич Герцль, – «религию нужно уважать, но держать в синагоге».

    Даже заядлый атеист, пожалуй, согласится, что, на худой конец,  это не хуже ее нашумевшего определения от другого «провозвестника» – Карла-Генриха Гирше(ле)-Мордехаевича Маркса — как «вздоха угнетенной твари, сердца бессердечного мира… духа бездушных порядков… опиума народа».
   
    И будь так, быть может, лет через пятьдесят, молодежь заходила бы в нее из праздного любопытства – как, скажем… в планетарий.

    ….Ну, а пока… пока  каждый из нас, таковских,  — не более, чем упомянутый здесь «шабесгой» (http://bat-yam.israelinfo.ru/news/839).

    Нonoris causa. На пути из евреев в человеки...

    Автор -директор Института изучения Катастрофы
    и политической истории —
    Музеон Бейт ха-Шоа Бат-Ям  (Израиль)
    http://isracaust.org/
    http://mnenia.zahav.ru/AuthorProfile.aspx?aid=275


Рецензии