21. Музыкальный руководитель детского сада

21. МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ДЕТСКОГО САДА

(из повести «Казахстанские зарисовки»)

А. Грибер

Не прошло и четырёх месяцев с начала моей работы в клубе железнодорожников, как поступило новое предложение.

В 7-Б классе школы имени Гоголя, где я учился в 1959-60 учебном году, была одна девочка - Рита Гольдина. Вся её семья: папа - Арон Моисеевич, мама - Белла Яковлевна и сёстры - Анна и Людмила стали нашими большими друзьями на много лет. Дом, где они жили, находился на проспекте Ауэзова, примерно в двух кварталах от нашего дома. Мы с мамой очень часто приходили в семью Гольдиных и чувствовали себя там, как дома.

Рядом с домом Гольдиных на том же проспекте Ауэзова располагался детский сад № 4 городского отдела народного образования. Белла Яковлевна была знакома с заведующей этим детсадом и как-то в разговоре с ней упомянула, что среди друзей их семьи есть юноша, который оканчивает первый курс музыкального училища и играет на баяне и фортепиано.

По стечению обстоятельств как раз в это время в детсаде не было музыкального руководителя. И заведующая детсадом попросила Беллу Яковлевну передать мне приглашение прийти в детсад на переговоры по вопросу моего трудоустройства в качестве музыкального руководителя.

Примерно в конце июля 1961 года я пришёл в детский сад, где у меня с заведующей состоялся следующий небольшой разговор:

- Альфред, мне о Вас очень много хорошего рассказывала Белла Яковлевна Гольдина, - начала наш разговор заведующая. - Она говорит, что Вы окончили первый курс музыкального училища и работаете руководителем художественной самодеятельности клуба железнодорожников.

- Да, это так, - подтвердил я. - С 1-го апреля этого года я работаю там.

- А сколько же Вам лет? – спросила заведующая.

- Уже 15 с половиной, - похвастался я.

- Да Вы совсем ещё молодой человек. А на каких музыкальных инструментах Вы играете? – поинтересовалась моя собеседница.

- В музыкальном училище я обучаюсь по классу баяна. Это мой главный инструмент, - объяснил я. - Но в последнее время я с большим удовольствием овладеваю игрой и на фортепиано. Моя преподавательница в училище по общему фортепиано говорит, что я делаю большие успехи, но нужно ещё много и серьёзно заниматься, что я и делаю с великой радостью.

- Я вижу, что Вы серьёзный юноша, и это мне нравится, - сказала заведующая.

И тут же задала мне новый вопрос:

- Не хотели бы Вы, молодой человек, попробовать свои силы на новой работе, то есть у нас в детском саду? Нам как раз сейчас нужен музыкальный руководитель.

- А в чём будет заключаться моя работа? – поинтересовался я.

- Ваша работа как музыкального руководителя включает в себя и функцию аккомпаниатора песен и танцев, исполняемых детьми, и функцию массовика-затейника. Главное, чтобы у детей на Ваших занятиях был праздник, - объяснила мне заведующая детсадом.

Переговоры наши прошли успешно, и 1 августа 1961 года я приступил к новой для меня работе. Многим из тех, кто читают эти строки, наверно, кажется, что работа музыкального руководителя детского сада является лёгкой, как говорится, «не пыльной». Ну, во-первых, думают они, эта работа не занимает полный рабочий день. А, во-вторых, для такой работы не требуется особого таланта. Подумаешь, всех делов-то, что поразвлекать детей да провести утренники.

Однако на практике всё обстоит иначе. Музыкальное образование и эстетическое воспитание детей дошкольного возраста требуют очень бережного отношения к формированию и развитию детской индивидуальности. Я не только проводил музыкальные занятия, детские праздники, литературно-музыкальные утренники, но и вёл индивидуальную работу с детьми, выявлял музыкально одарённых детей. Для этого пришлось много читать о детской психологии, изучать музыкальный репертуар для раннего возраста, сочинять музыкальные пьесы и песенки, что называется «на злобу дня».

Вначале я играл на занятиях и утренниках только на баяне, но по мере овладения фортепиано постепенно перешёл к игре и на этом инструменте. Также совмещал игру на обоих инструментах, что создавало необычный музыкальный колорит. К тому же я создавал маленькие оркестры из самих детей, которые играли на различных барабанах, трещотках, погремушках, ксилофонах, тамбуринах и других инструментах, доступных для их возраста.

Проработал я в этом детском саду три года, до 1 сентября 1963 года. А по совместительству я работал музыкальным руководителем ещё и в детском саду № 13 треста «Гурьевнефтехимстрой» с 17 июля 1962 года по 1 мая 1963 года.


Рецензии