Никудышный Ангел Часть первая

 
Сменила пароли и коды.
  Стучится непрочитанным письмом в электронной почте мое прошлое.  Монотонно мигает конвертик. Я ждала очень долго этого письма. Несколько  лет. За это время я … Просто слишком поздно.  И уже неважно, что в нем написано.  Не хочу . Нажимаю  несколько клавиш и отправляю в корзину.  Я так и не научилась прощать.

« …ты  говорила, что смерти не бывает!   Бывает. Теперь я это знаю. Уже дважды.  Кома и клиническая смерть.  Остановка сердца на четыре с половиной минуты.   Но   кто-то, там, наверху,   дважды   давал мне отсрочку.  Мой доктор говорит, это чтобы  закончить неотложные дела. Смешные они , эти немцы .  Педанты во всем. Даже умереть нужно «без долгов». Какие могут быть у меня «неотложные дела»?
У меня уже лет пять,  как все дела «отложные»…Нет. Все-таки одно «неотложное дело»  есть.  Хочу написать письмо. Письмо с « того света» - черный юмор. У меня давно  все вокруг  черное. Я устал. Устал жить. И мне страшно! Господи, как же мне страшно! 
Наверняка, когда это письмо попадет к тебе,  меня уже не будет. Я стану ... Вот интересно, чем же я стану?  Знаешь, одно меня во всей этой заморочкой со смертью радует – я наконец-то смогу тебя рассмотреть. Только,  как  же я тебя узнаю?  Вот черт!  Ну, может у них там как-то проще с этим делом.
 
Помню,  как ты в первый раз появилась в нашем доме.  От тебя пахло  ванилью.
А еще ты смеялась.…

Мне даже курить не запрещают.  Видимо, конец совсем скоро , но я успею.  Мне надо успеть! Сказать тебе, … а что, собственно, я могу тебе сказать?  И вообще, с чего вдруг  ты станешь читать  этот бред?  черт, черт, черт!!!! Что ж всё так-то? 

     А помнишь, как ты водила меня гулять, крепко держала за руку   и заставляла слушать город? 
а еще ты читала мне детские  книжки… «Денискины рассказы».
и   засыпала  в моей комнате… тихо - тихо … ты дышала тихо-тихо. 
    Ты неслась через всю Москву,  когда я просто издевался над тобой…
…  ты разбила чашку из сервиза  и рыдала. Боже мой , ты рыдала так , словно, в этой чашке был смысл  всей твоей жизни ..
   
    А потом ты ушла. Просто  закрыла за собой дверь, и в доме перестало пахнуть ванилью.
Играет твой  Китаро.   Захлебываюсь в японской  меланхолии, сидя в больничной палате в Германии.
 
    Где ты сейчас? 
  Я просил отца, чтобы он тебя разыскал. 
  Ты растворилась... Слышал, летаешь заграницу, потом, говорили, что вышла замуж. … Уехала…»

Москва. 2004г

   Я не гашу  свет.  Так и засыпаю с включенной  лампой.
Крыса. Большая  и наглая. Но  при свете она  не выходит. Слышно только, как что-то грызет.
… хрум…хрум... хрум…

    Первый раз мы встретились на кухне.  Она сидела в раковине и пила воду. Нормальная такая крыса. Сидит и пьет воду.
--Ух, ****а королева!  Какая ты серая! 
   
    А сейчас эта «мадам» обнаглела  вконец.  Может  выйти на середину комнаты и сидеть. Она на полу, я на столе. Так и сидим. В гляделки играем.
    С работы прихожу, дверь открываю – сидит на моей кровати.  Отдыхает, ****ина  наглая! Погрызла телефонный провод. 
Коммуналка на улице Строителей.   Недалеко от  остановки метро «Университет».
    В большой трехкомнатной квартире на первом этаже  нас много.   Моя соседка  Ленка, ее двое детей – идиотов, семейка та еще, ,  я и крыса.
  Ленка  безобразно толстая,  вечно  в грязной ночнушке,  с паклей на голове  и «беломориной» в зубах. От нее пахнет потом, давно немытым телом   и … Бог еще знает чем.
    Она  хозяйка двух комнат. Они ей государством  дадены,  как детдомовской.  Старшему  сыну пятнадцать, младшему двенадцать. Учатся  в интернате для  детей с отставанием в развитии. Идиоты! Оба!  Папаша их в тюрьме за убийство сидит, …  гены  сказываются и в отпрысках.  Ленка последним беременна была, ей вот-вот рожать, а сожитель ее своим собутыльникам на потеху отдал.  Вот и родилось  то , что родилось.   
Она не работает . Придумала себе болезнь и болеет ... уже лет десять  болеет .  По всем правилам. Лежит  на  старом диване целыми днями и  телевизор смотрит. Сериалы.  Получает пособие на  детей, этим и живет. Пацаны вечно голодные.  Ходят на рынок к метро , где украдут чего , где выпросят.
    Когда я первый раз зашла в квартиру – меня затошнило от затхлого запаха .  Сказать, что грязно – ничего не сказать.  Темный коридор заваленный пустыми  коробками , старыми  вещами… Помойка!   Но денег у меня  хватило только на такую  конуру .
     А в моей комнате светло и чисто.  Дверь  у меня бронированная. Хорошая такая дверь . Аж на четырех замках . И на окне роль-ставни.  Это от прежних жильцов осталось .  В этой комнате был  какой-то склад.  Потом здесь жила  женщина с ребенком .  От нее мне по наследству перешли  вполне приличные персиковые обои и «звездное небо» на потолке .  Знаете, такие маленькие светоотражающие звездочки. Их  в метро в переходах продают.  Весь потолок в  звездах.  Выключаешь свет и   ты  в космосе. 

   Герань. Сидит  в горшке.  Пыхтит и пыжится  зацвести. Алая .

   У меня с детства привычка в окна заглядывать.  Когда  на улице темно, а в квартире свет горит, и шторы не задернуты:   видно всё,  как на ладони. 
   Маленькая совсем была.  Мы с бабушкой  каждую субботу ходили в общественную  баню.   Квартира у бабушки   благоустроенная, но  баня—это ритуал. Суббота – значит в баню. С веником  и парилкой.  А потом  газировка с грушевым сиропом.  Пузырьки так щекотно  в носу  безобразничают. 
--Еще?
-- еще!
Выпиваю еще стакан, и мы топаем домой.  Дома двухэтажные, пленные японцы строили после войны,  окна низко-низко, даже на цыпочки подниматься не надо  и так всё видно.  И в каждом окне свой МИР.  Ковры на стенах одинаковые, мебель похожая, а МИРЫ  разные.… Помню,  однажды, в одном из окон  я увидела абажур. Красный с бахромой по краю. Он  висел над столом на длинном  шнуре. Скатерть зеленая , абажур красный. Ваза и засохший букет  из ромашек.  Фотография на стене и полка с книгами. Сервант и посуда. Как уютно было в той комнате!

-- папка, а давай заведем себе абажур!  И скатерть на стол? А? Давай?!

   Мы  «завели»  абажур. Скатерть мама не позволила. 
--Нечего полировку накрывать. Не модно!

Абажур  и сейчас есть. Правда,  доживает свой век уже на антресолях.

   С работы возвращаюсь поздно. На улице темно.  Вот и заглядываю в окна. Греюсь чужим теплом.  Каждый день по одному и тому же маршруту. Мимо одних и тех же окон.  Мимо белоснежных  стеклопакетов и грязных  решеток , мимо дорогих  портьер  и  стареньких  застиранных занавесок.  На таком окне  я ее и нашла. Неделю мимо ходила. Встану и смотрю.   Сидит в пластиковом ведре из-под  майонеза   и цветёт. 

Герань. Алая. С  замшевыми на ощупь   листочками.  Если пальцами помять стебелек — пахнет  моим детством.   У бабушки  было много цветов . Они росли в жестяных банках из-под краски, в старых кастрюлях, во всем , что можно было приспособить под горшок. Цветы были разные,  но особая  гордость -- герань. 
    В большой комнате  на подоконнике  она цвела круглый год.  Белая и васильковая, розовая и красная … Только один раз в году  мне разрешалось  забираться на подоконник, в  День Победы. В этот день вся наша большая семья собиралась за круглым столом .  Дед выпивал рюмочку.  Он редко рассказывал о войне . Чаще отмахивался  и тяжело вздыхал… Это особенный день. Утром мы с дедом идем  на парад. Он в форме, я в белых колготках и обязательно в новом платье. Жаль , конечно , что платья не видно  из-под пальто , но еще и снег не везде растаял… Зато у меня в руках длинная палка , на конце которой надутая медицинская перчатка. Это папка придумал. Купил перчатку в аптеке и надул ее гелием. Лучше , чем  шарики и ни у кого больше такой перчатки нет.  Мы идем на парад!

-- Деда, давай быстрее, без нас же начнется! не успеем!

Я держу деда за руку. Моя ладошка утопает в большой крепкой лапе. Идем в главной колонне. Я такая гордая, что у меня дед ветеран войны! Песни военные грохочут из колонок , а когда поют «День победы» -- плачу. Дед меня успокаивает и покупает лимонад в зеленой стеклянной бутылке…
А вечером обязательно будет салют. Я заберусь на подоконник  , усядусь среди  герани и буду ждать первых залпов.
--Деда ! началось ! Иди же скорее , а то не увидишь…
Салют смотреть – это святое.
Если надкусить листочек во рту будет кисло. И зубы становятся шершавыми.. Но кусать герань нельзя – бабушка по жопе надает. Но я все равно кусаю, пока никто не видит.
Запах герани — запах моего детства …

Стою и смотрю.  «Если бы ты жила у меня - я бы тебе приличный горшок купила.»

-- Тебе чего?  Что нужно?- женщина в халате по ту сторону окна.

Пальцем  тычу в цветок.

--Нравится? –  киваю -- Забирай!

Вот так удача! 

Она открыла окно и подала мне  ведерко с  уже МОЕЙ  геранью.
-- Спасибо Вам, большое!!
Махнула на меня рукой и задернула шторы.

Купила ей горшок.   И землю  вкусную купила.  Долго мы привыкали друг к другу.
  Привередливая.  Поникла вся. Листики пожелтели и засохли. Пересадила обратно в майонезное ведро.  Распушилась. Пыжится зацвести. 
 
   Эту герань в ведре я буду таскать за собой по всей Москве.  Все четыре года  моего проживания в столице.  Не признает она  приличных горшков. Дважды пыталась  придумать ей новый дом. Ни в какую. Вянет.  Так и живет в ведре. 

     На кухню я захожу редко.  Потолок и стены в черной копоти. Толи горела квартира, толи просто засрали?   Готовить  не могу. Брезгую.  Перебиваюсь сухим пайком. Да и есть мне не хочется  совсем. Пью кефир, чтобы  хоть  что-то в желудке было.
Ванна. Это  просто  «мечта»!  Не знаю, по каким соображениям архитектор решил, что между ванной и туалетом должно быть окно в треть стены, но оно там есть.  Если встать на унитаз , то ванна полностью обозрима.  Эти два выродка наперегонки летят в туалет, когда я мыться иду.  Встают и смотрят. Извращенцы малолетние.  Так и моюсь под прицелом.  А еще  дверь не закрывается. Крючка нет. Подпираю её длинной палкой.  Расстилаю клеёнку на полу. Начинаю чистить ванну белизной, пытаюсь хоть как-то дезинфицировать,  чтобы можно было в нее встать. Моюсь быстро. Я моюсь, а эти малолетние   тварёныши   дрочат свои маленькие письки, стоя на унитазе.  Аттракцион бесплатный!

   Все мое хозяйство умещается в чемодане.  В комнате есть диван, шкаф, огромное зеркало  в полный рост, стол и табуретка. А еще холодильник – крохотка.  Вот и все.  Купила подушку и пуховое одеяло.  Обживусь, потихоньку.

-- ты новая жиличка?  Я Елена Васильевна.  Соседка.  Мужиков не водить, музыку громко не слушать. Денег пацанам не занимай.  Не вернут. На меня не рассчитывай. 
«…не до мужиков мне, а музыки пока нет…Боже, что ЭТО  только что приходило? Оно еще и говорящее!..»

-- тебя как зовут? Я Олег. Я тута живу. У тебя сигаретка есть?
-- закончились.
-- Давай денег, я сгоняю до ларька.  Ты только матери не говори, что я курю - побьет. И Даниле не говори. Он меня сдаст.  Денег давай, чё сидишь? Ты надолго к нам?
-- надеюсь, что ненадолго.  На, держи, купи мне воды и сигарет. 
-- Я сдачу заберу?
-- Забери.
-- А ты классная. Тут до тебя  тетка жила. Во,  тварь!  Вечно меня матери закладывала. 
Это - старший.  Он всегда ходит в трусах.  Просто джинсы одни.  Бережет.  Дома  не носит , «чёбы не затаскивать». С ним можно договориться.  А еще я их подкупаю.

 -- Агна, можно к тебе ?
-- Заходи.
-- Займи двести рублей.
-- Зачем ?
-- Да в интернате сегодня дискотека.  Ну, ты понимаешь…
-- Понимаю. Ты же знаешь, что я в долг не  даю. Заработай.  Крючок в ванне сделай и на окно прибей полотенце.   Получишь свои двести рублей.
--  крючок сделаю, а окно дороже, еще сотня.
-- Согласна.  Как сделаешь, позови меня … 
Полчаса  - и в ванне можно закрыться и мыться без посторонних глаз. Все удовольствие - триста рублей.  Еще десятка – и он вынес весь мусор из коридора, за полтинник они вдвоем вымыли полы  и стены.  Пришлось заплатить еще  сорок – и унитаз отмыли  от говна.   
Подарила   кусок  мыла и отдала свой шампунь.
 
Младший, Данька,  он добрее.  Видно, конечно, что недоразвитый, но не такой обозленный. А еще чуточку влюблен в меня.  Смешно и грустно.

-- Агна, я тебе ванну почистил, можешь мыться.
-- Спасибо, Даня. Печенье хочешь?
-- не-е-е, я же просто так.  А у тебя  каши гречневой нет?
-- Есть, но ее варить нужно.
-- Я сварю. А масло?
-- Вот тебе крупа,  вот тебе масло и печенье, только хлеба у меня  нет.
-- А не надо, так нормально. На тебя варить?
-- Нет ... я на работе ела. 

Так и живем!  Ленкино  полуголодное семейство, я, моя герань и крыса.


    Утром  спешу  на работу. Шесть остановок на метро.  «Смоленский пассаж». Тут я и работаю. Продавцом  женской одежды. 
    В Москву я попала в  самый Новый год.  Страна празднует, а мне работа нужна.  Разослала свое резюме везде , куда только можно было.  Но таких умниц-разумниц  полно.  И никому не нужен мой Канадский диплом… Своих хватает.
    Чтобы хоть как-то скоротать время, ходила по огромному  магазину.  Часами.  Заходила в бутики и спрашивала : «Вам продавец не нужен?»
Так я и попала в «Смоленский пассаж». Прошла собеседование в три этапа . Одно из них на английском.  Буду теткам богатым  одежду продавать.  «Элитная европейская одежда» . Это же не важно ,что Европа нынче в Китае. Зато блестит-то как , аж глаза слепит.
     Зарплата у меня небольшая, всего триста долларов ,но для меня сейчас  -- это целое состояние.
…  администратор магазина  и два продавца.  Девки молодые.  Из Подмосковья.  На меня смотрят, как на деревенское чудо.

 «Ничего девочки , ничего , скоро я приеду  к Вам на собственной  машине  в дорогом норковом манто.  А сейчас  мне нужны эти триста долларов».

 Тонкая шпилька и строгий брючный костюм.   Мне выдали форму.  Моего размера не нашлось , но ручки мои золотые сотворили  невозможное. Сидит, как влитой.   Волосы в тогой пучок , макияж  и дежурная улыбка.  Двенадцать часов на ногах.  Присесть я не имею права. Стою оловянным   солдатом. Улыбаюсь.  Ноги болят , хоть плачь. Вены лопнули, растеклись фиолетовым  пятном .Эластичные бинты  спасают, без них  не могу и шагу ступить.  Под брюками все равно не видно.
…  Улыбаюсь…
Вечером  иду до метро ,шесть остановок и я дома.  Чайный пакетик и капля молока  в кружку  с кипятком. Мне булочка, крысе – сухарь.  Пусть грызет сухарь, всё лучше , чем телефонный провод.

Будильник на семь утра… завтра на работу.
  Переходы метро,  слякоть зимней Москвы, промокшие ноги  и обветренные губы.  Прозрачные витрины  и запах дорогих духов…

   У меня есть  два перерыва на обед по тридцать минут.  Спускаюсь в цокольный этаж . «Калинка -Стокманн». Покупаю кефир. Это весь мой обед. Выпиваю залпом. Есть время покурить. Выхожу на улицу. Холодно.  Затягиваюсь  полными легкими.  Еще затяжка. Выпускаю струйку дыма на волю. 
   В зеркальной витрине мое отражение.  Вытаскиваю шпильки из пучка.  Тряхнула головой. Рассыпалась моя грива.

--огоньку не найдется?
Высокий мужчина в дорогом костюме.
Протянула ему зажигалку. На руках маникюр. Ногти отполированы.  Эти руки никогда не работали. Представила , как они меня обнимают,… передернуло.

-- Спасибо. Вы работаете здесь? Я вас уже второй раз вижу…
-- Да, работаю.
 
   Привычными движениями закручиваю волосы , пять шпилек и все готово.
-- А кем? Продавцом? Что продаете ?
--Одежду.
-- Я к вам в магазин зайду , мне как раз нужно купить рубашку…
-- Боюсь , Вы у нас ничего подходящего не найдете.
-- И все же, в каком бутике работаете?
-- На втором этаже «Монди». До свидания. Мне пора идти.

...щелчок по носу отражению : «Не кисни ,  я с  тобой….» 

Поднимаюсь по лестнице , можно , конечно и на эскалаторе , быстрее , но мне некуда спешить. Покупателей в это время дня очень мало . Вот, к  часам к шести начнется  суматоха.
 А сейчас можно просто стоять и смотреть сквозь  стеклянные двери на  проходящих мимо людей.
Вот и стою. Держу за руку манекен  и  смотрю в одну точку.

Девки меня не принимают.   Разговаривают сквозь зубы.  «Москвички , ёпть, с непромытой головой, жительницы  подстоличья… »

-- Ой , мамочки, она живая! Господи , как я  испугалась!!!
Из ступора меня выдергивают громкие вопли  рыжей девушки. Она заливисто смеется и  показывает на меня пальцем своему спутнику.  Смеются вместе.
 Улыбаюсь  глазами. «Живая,  пока еще живая…» Машу им рукой.

-- Ты чего покупателей отпугиваешь? Не стой тут , иди лучше в зале вешалки поправь.
«Чего их поправлять? Висят себе и висят…»  Снимаю вешалку с блузкой и вешаю на место . Снимаю и вешаю…снимаю и вешаю…

«чего это они забегали ? Суетятся , наверное , опять какая-нибудь «шишка из Думы » пришла? Вчера новую коллекцию привезли. Ох уж, эти тетеньки в норковых шубка…  Губы накрашены, ногти приклеены, волосики нарощены , и пахнет-то от них дорогим парфюмом, а подмышки не побриты. Волосатые подмышки . Я пару раз обслуживала таких… Чуть в примерочной не блюванула…Гляди-ка,  как носятся! Неужто,  сама королева к нам зашла?»

-- Агна , приготовь кофе  для нашего покупателя. С сахаром.

«Это еще , что за новости? А подмыть никого не надо? Какой, бля , кофе я должна приготовить? Кому?»

Выхожу в зал. На  диване сидит тот самый мужик, который у меня зажигалку просил. Это он такой шухер навел … «ну , кофе , так кофе…»

В подсобке стоит маленькая кофеварка. Сварила кофе.  Чашечка-наперсток, крохотная ложечка  и конфетка…ставлю на стеклянный столик.
-- Благодарю!
Голос глухой , как из подземелья. И руки холеные.

«пейте , не обляпайтесь… Что ж ты тут купить хочешь?  Решил вместо рубашки гламурную блузочку прикупить? Ща , цирк будет . Посмотри , как перед тобой девки-то расстилаются…»

Администраторша  взглядом показала мне , чтобы я ушла…  Разворачиваюсь и плыву в подсобку.

--Мне нужно подобрать наряд для моей дамы…
-- Конечно , будем рады Вам помочь.

«Эх, сладкоречивая, давай, лей варенье ему на дорогие брюки…»

--Агна!
«Ну, что еще? Все-таки подмыть? Или щей ему сварить, пока Вы будете «наряд для дамы подбирать»?»

--  Клиент хочет , чтобы ты примерила на себя то , что он выберет.. у Вас с его женщиной размер один. Иди в примерочную, переодевайся.

«А поебаться ему не завернуть?..»

--Хорошо.

Брючный костюм, топики и блузки, юбки и пальто…Уже больше часа я переодеваюсь во все, что только могут предложить  «акулы торговли»
--Все не то...
Носятся девки , аж пятки сверкают. И снова,  блузки , топики , юбки и брюки… Все блестящее , «нарядное».

«Третья чашка кофе.. Не обоссысь , смотри…»

Смотрю ему в глаза и  мы оба понимаем , зачем он устроил этот балаган… Смеются мои глаза , улыбаются его сухие губы… Холеными пальчиками аккуратно подносит чашечку ко рту , отпивает и ставит на блюдце…
«Ну,  что,  еще  поиграем?»
«Поиграем..»

 --Агна , а что Вы сами можете мне предложить?
-- Ой , Агна у нас новенькая , еще не опытный продавец…Может быть вот это посмотрите..

 «Ах ты, сука пегая…Это я-то «неопытная»… Тебе такой опыт и во сне не присниться…Есть одно платье. Единственное , из всего барахла , что здесь продается… Стоит больше, чем моя зарплата в полтора раза ,  его-то я и надену. Держитесь, дяденька,  за креслу крепче»

-- Будь добры , помогите мне застегнуть молнию.
Поворачиваюсь спиной . Тонкой змейкой от копчика до  седьмого позвонка. А еще на спине родинка…бюстгальтер остался в примерочной … Руки теплые… Справился .
Поднимаюсь на маленький подиум. Пять шпилек  из пучка —ливень  черных волос  по  изумрудному шелку платья.    

-- А что с ногами , авария?
Разматываю бинты.  Темные кляксы на икрах. 
-- Издержки профессии.
--  Такие ноги нужно беречь.  Я беру платье . Это  то , что нужно.  У Вас хороший вкус , Агна. И необычное имя...
Киваю.

-- Рассчитываться будете наличными? У вас есть наша  карта постоянного клиента ? …конечно , мы сейчас все оформим.
-- Агна , вам помочь с  молнией?
«Понравилось! »
-- Я справлюсь. 

Загнула руку за спину и одним движением  опустила собачку  замка.  Улыбаются его сухие губы , смеются мои  зеленые глаза . Вот и поиграли…
Переоделась . Платье упаковали в фирменный пакет. 

-- Спасибо за покупку. Надеемся , Вашей даме понравится .  Будем рады вас видеть в нашем магазине…
-- Обязательно буду заходить  к Вам.
Направился к выходу .
-- А пакет? Вы платье забыли.
--Действительно, забыл. Забыл отдать его хозяйке. Агна – это Вам . Оно должно  быть Вашим. 
Он протянул мне пакет и вышел. 

«Сейчас вернется.  Одумается и вернется.»
Не вернулся.

-- Это твой знакомый?
-- Нет. Первый раз вижу.  Я хочу сделать возврат  товара . Оно мне не подошло. Верните мне  деньги.
-- Ты чё,  охерела? Какие деньги?
-- Вот  чек, вот платье , этикетка не отрезана , я хочу , чтобы мне вернули деньги за МОЮ ПОКУПКУ. Я  знаю правила нашего магазина.
Пятьсот шестьдесят долларов  по курсу ЦБ.  Целое состояние. Ай да дяденька , ай , молодец!

Забинтовала ноги.  Еще два часа до конца рабочего дня.
«Вечером куплю бутылку вина.  Сегодня можно. Завтра у меня выходной. Красота!  Закину ноги на стену , налью  вина в стакан , порежу тоненько сыр и буду читать.  Целый день  завтра буду с Булгаковым . А вечерком пойду  к Надюхе. Расскажу ей про мужика.  Посмеемся .  Димке пистолет куплю. Я обещала… А руки у него теплые…»

продолжение  http://www.proza.ru/2009/09/26/1009


Рецензии
Здравствуйте,Агна! Читаю Ваш "Никудышный Ангел" с удовольствием. Прежде всего хочу похвалить Ваш литературный язык. Писать так - по-русский, теперь - большая редкость. Читаю дальше и думаю, что это не рассказы, а роман.Хороший роман. Желаю всех благ. Василиса Фед.

Василиса Фед   09.10.2011 17:42     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.