Бабушка

    «Хотела-ли она хоть что-то изменить в своей жизни?»- спросила я бабушку перед смертью. Ведь жизнь ее была полна боли и потерь!
    «Нет!» - четко ответила она. «Что мое, то мое! Ни дня не отдам!».
    Это  она научила меня быть сильной. Научила работать и отдыхать. Научила любить и уважать.
Многим в своей жизни я обязана своей бабушке: верой в людей, в любовь, в дружбу. Сильным характером. Лаской и нежностью. Честностью. Выносливостью. Буйной фантазией. Авантюризмом. Всем тем, что может быть на самом деле, совершенно не может соединяться в одном человеке. Но, как это не парадоксально, все это было в ней. Или у нее в характере. Как хотите, так и называйте, но она была необыкновенным человеком.
    Была и есть! Пусть нет ее со мной уже 7 лет, порой мне кажется, что она всегда рядом. Ее присутствие ощущается буквально во всем.
    Я читаю ее книги, слушаю ее музыку. Она поддерживает меня в трудную минуту, смеется моим шуткам, подсказывает, как поступить.  Если действительно, у нас у всех есть свои Ангелы-хранители, то моя бабушка мой Ангел. Им же для меня она была и при жизни. Все воспоминания моего детства связаны с ней. Она всегда рядом, всегда близко.

    Вот мне три года. Я лежу в больнице. Огромная палата на 30 человек, гудит, как улей. Мне больно и одиноко. Я чувствую себя никому не нужной. Медсестра разносит передачи. Я открываю свой пакет, а там – рисунок. Я знаю, это бабушка нарисовала для меня свой необыкновенный мир.
    Волшебная река несет свои воды в далекий океан, через луг, через лес, мимо дома, мимо сада. На лугу пасутся единороги. В лесу множество невиданных деревьев. В саду чудесные цветы. В пруду золотые рыбки. Возле дома играют дети. Среди них и я. Счастливая и беззаботная. А дом! Надо было видеть этот дом! Дворец, с огромными окнами, высоченными колоннами, резными балконами. На крыше обязательно есть флюгер, а на крылечке сидит моя бабушка.
    Я знаю – я нужна ей.

    Мне 12. Температура держится уже две недели. Лекарства не помогают. Врачи разводят руками. В голове шум. Глаза слезятся. Бабушка читает мне школьную программу. В учебнике известный портрет Сервантеса перед смертью. Весь в бинтах, худой, глаза в тумане. Совсем как я. Я смотрю на портрет. «Бабушка, а я не умру?» - голос слабый и дрожащий. «Ну что ты! Ты еще в яме не сидела, да и Дон Кихота своего не написала. Так что не надейся,  ничего не сделав в этом мире, покинуть его. Учись лучше. Да съешь еще кусочек булочки». Болезнь безропотно уходит под напором такого оптимизма. Откуда берет  силы моя бабушка?

    Мне 24. У меня погиб сын. Погиб в роддоме, по халатности врачей. Вся семья в шоке. Мой муж не может меня видеть. Родители не находят слов. Друзья не могут смотреть в глаза без слез. Рядом со мной моя бабушка. Боль разрывает мое сердце, мою душу. Как жить дальше? «Бог дал. Бог взял. Всякое бывает. Может быть там он нужнее? Может быть,  для него это награда?» - говорит она. Говорит тихо, спокойно, нежно поглаживая мои волосы. А может быть, она знает? На душе становится грустно. Что еще не подвластно нашим знаниям? Откуда же все знает моя бабушка?

    Моим родителям повезло. Загранкомандировка. На Кубу. На два года. Я осталась с бабушкой. Она стала для меня всем: и мамой, и папой, и сама собой. Она заняла все мое время, каждую минуту, каждый миг! Только, чтобы я не скучала, не плакала.
    Гулять? Идем гулять, в поход, в путешествие! И вот уже парк не парк, а дремучие джунгли! И маленькая речка Ведьма стала огромной порожистой рекой! Чу! Что за дикие звери выглядывают из-за деревьев? Чьи это следы на песке? Что за голос доносится из чащи? Что за странные звуки слышны от тех развалин?
    Я играю в принцессу. Бабушка придумывает для меня самые немыслимые наряды, экзотические прически, изысканные украшения! И я иду на бал.
    Теперь я – хозяйка. И вот у меня уже в полном распоряжении кухня. Я готовлю, накрываю на стол, мою посуду. Пылесос и мокрая тряпка – все мое, если я хочу.
    Музыка. Мы слушаем музыку. Классику, эстраду, джаз. Проигрыватель и пластинки к моим услугам. Я пою и танцую. Я счастлива.
    Рисовать? Перед глазами у нас репродукции шедевров Эрмитажа и Третьяковской галереи. А мы рисуем таинственные дворцы, невиданные миры, прекрасных принцесс. Вот она, планета обезьян. А это – замок самого Дракулы! Что это за шумная компания? Это свадьба Дюймовочки! А в этих лесах Тарзан ухаживает за юной Джейн.  Откуда? Откуда у моей бабушки такая фантазия?

    А воспоминания! Ее воспоминания: о  детстве, юности. О войне, о блокаде, пережитой ею в Ленинграде. О моей маме, обо мне. Моя бабушка помнила каждую мелочь. Вечерами, мы сидели на кухне, пили чай, и она рассказывала. Рассказывала про монастырь, про школу, про любовь. Про то, как бежала от немцев, как рожала мою маму. Про то, как родилась я. Про бомбежки и артобстрелы. Про горести и радости своей жизни. О прошлом и будущем. О том, что сбылось, и о том, что еще в мечтах. Она рассказывала так ярко и эмоционально, что по прошествии множества лет, я в силах вытащить ее рассказы из памяти и записать.
    1917 год. Октябрь. Она с тетушкой возвращается из гостей. Вдруг шум, стрельба. Женщина с ребенком прячется в ближайший подъезд. Мимо бегут мужчины, с оружием. Что-то громко кричат, машут руками, стреляют. Страшно. Хочется плакать. Маленькая девочка, закусив кулачек, внимательно смотрит на происходящее, и запоминает. Запоминает…
    1941 год. В Гатчине немцы. Все в панике. Дорога только одна – в Ленинград. Никто не хочет оставаться в оккупации. Все бегут, и бабушка бежит. В грузовиках, с чемоданами. С бабушкой две старые родственницы и… собака. Мест нет, но надо ехать и они едут.
    1970 год. На Кубани холера. Все дороги перекрыты. Мы в эпицентре. Бабушка говорит: «Надо бежать». И мы бежим. Последний поезд на Москву. На одно место продано по три-четыре билета. В вагон не пробиться. Моя бабушка впереди. Надо ехать, и мы едем.
    1922 год. Она в Череповецком монастыре. Холодно, голодно. Все родные умерли. Она осталась одна. Древние монашки жалеют сиротку, учат ее вязать. Приносят ей в платочке  кусочек сахара. Она все старательно запоминает.
    1943 год. Артобстрел. А у нее схватки. Боль заглушает страх. Акушерка кричит, врач ругается… В подвале нет оборудования. А она рожает. Рожает назло всем. И вот уже новая жизнь вопит во все горло и заглушает бомбежку. И наступает тишина. Немец улетел. А мама родилась.
    1972 год. Первый раз в первый класс. На трибуне директор, завучи и… я. Маленькая девочка впервые выступает перед публикой. А среди родителей стоит моя бабушка и тихо плачет от счастья. Выросла! Большая! Смелая! Может!

    Прошло много лет. Я выросла. Бабушки давно нет с нами. А в моих мыслях, моих чувствах, она всегда рядом, всегда со мной. Я знаю, случись что, ее теплые руки прижмут мою голову к своей груди, погладят по волосам, и я услышу: «Все будет хорошо, Аленушка!».


Рецензии
Отличные воспоминания. Приглашаю на нашу страничку, может быть поучаствуете в наших проектах - публикация в журнале "МОСТ" или участие в конкурсе "МОСТ в БУДУЩЕЕ - 2016". Все подробности есть.

Мост Будущее   10.12.2015 15:08     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.