Самоотверженность. Часть 3
Учение Живой Этики: Беспредельность, 413
«Отвергнись от себя и следуй за Мною» – этот Завет остается в силе на все времена. Неисчерпаема его глубина. Нет иного пути к Свету, кроме пути самоотвержения, забвения своего личного, малого «я» и работы на Общее Благо.
Суждение Учителя от суждения обычного отличается очень. Нет подвига без самоотвержения. Ковер подвига устлан самоотверженностью.
На каком великом камне преткновения был дух? Имя ему самость. Нет ему места в Обители Нашей. Как бы ни был строг Наш устав, на зов Отвечаем всегда. Значит, каждый может приблизиться, если отвергнется от себя.
Грани Агни Йоги, т. X, 212; т. XI, 86, 197
САМООТВЕРЖЕННОСТЬ (3)
(Из Посланий Учителя Света)
"Почему ручательство Наше должно быть понято достаточно узко? Тем мудрее донести сокровище еще шире, нежели прикладывать его к обычной жизни. Искание широкого приложения Учения даст опыт руке. Но можно легко уничтожить готовое следствие, ибо голос издалека подобен шелесту тростника. Нельзя противиться, если свободная воля восстает. Можно сожалеть и еще раз шепнуть, но закон свободной воли – достоинство человека.
Когда говорю: "Не насилуйте", имею в виду именно закон свободной воли. Кто согнет ветвь, напряженную волею? И не будет ли обратный удар горше первого? Тем сумейте призывать людей, не разрушая воли.
Самоотверженность не может быть подсказана. Самоотверженность не может быть повелена. Когда дух, не щадя себя, болеет за других, он действует свободной волей. Даже намек неприличен там, где возносится жертва. Деление духа разве возможно, где принуждение?
Смотрите, как вспыхивает всегда готовое пламя! Разве боль отвратит, что уже послано волею чистого духа?" Учение Живой Этики: Агни Йога, 366.
Трудно наполнение Владыкой. Столько ненужного перед глазами. Где отвержение от себя? Глух, нем и слеп становится ученик к голосам Земли. Глух и слеп – это понятно, но «нем» – в значении категорического отказа отвечать на нападки, уколы и удары по его личности. Личная заинтересованность убивается, самость замолкает. И когда дается ответ на замыслы темных, защищается как бы другой человек. Но себя защищать надо, пресекая темные попытки. Владыка Поможет удары принять и избежать вредных последствий. Самонаполнение разрушительно, то есть наполнение собой, но Мной – благостно. Потрудитесь над Ликом Владыки, Им надо наполнить сердце свое. Победа над собою – победа Лика Владыки над самостью. Им сжигаются темные накопления. Потому Лик Владыки в сердце – творящая мощь Света. Как утверждать Свет, если в сердце пусто и холодно.
Отделить в себе низшее «я» от высшего хорошо еще потому, что тогда легче бороться со своеволием первого, не отождествляя себя с ним. Ведь если рассматривать себя в размере его слабостей и недостатков, желаний и вожделений, то и двигаться вперед невозможно. В понятие самоотвержения включим и умение отмежевываться от своего малого, личного «я» и становиться от него как бы в стороне. Завет «Отвергнись от себя» был дан людям, имея это в виду. Только освобождение от власти малого «я» даст духу свободу. Тяжко переходить в Мир Тонкий неосвобожденным. Темные направляют свои воздействия на низшую природу человека, и она ответствует на них. В этом проявляется особенность «связанных душ». Но то, что было связано на Земле, остается связанным и в Мире Надземном. Борьба с самим собою не прекращается до полной победы. Победителем Называем того, кто самого себя сумеет победить.
Психизм – притупляет устремленье,
и заземление спешит,
где каждый срыв, и гнев, и огорченье –
в круг заколдованный дух поместит.
Закрыты сферы тонких всходов,
грубеют чувства, жёстче ум,
и всё трудней бороться с тёмным,
энергий низких ток – в разгул…
Поясню: Нас интересует внешнее «я» Нам близких людей постольку, поскольку этот внешний человек является верным слугою своей Индивидуальности. Наша Забота – о внутреннем человеке, об Ego, ибо внешний умирает, а Ego продолжает пребывать в орбите Нашего внимания и Наших Лучей. И нередко случается, что интересы внешнего и внутреннего расходятся. И тогда во имя Эволюции Ego приходится жертвовать интересами личности. Они временны и преходящи, как и сама личность, и потому от их ущемления Ego не терпит ущерба, а наоборот. Потому и Помощь Наша Проливается порою совсем не в том направлении, в котором ожидает личное «я» ученика или того, кому она оказывается.
Двоих в себе надо понять – один на время, слуга и собиратель материала для высшего «Я», другой – Ego, бессмертное и перевоплощающееся, – в каждом воплощении, через личность, накапливает опыт и знания своей Высшей Триады, которая одна только и остается после рушения личности и ее внутреннего мира, касающегося плотных условий и связанного с ними. Можно еще при жизни в физическом теле сосредоточивать свои устремления в своем высшем «Я», не считаясь с удобствами и желаниями своей личности малой. Это и будет истинным самоотвержением и выполнением древнего Завета: «Отвергнись от себя и следуй за Мною».
Главное – это оторваться от себя и всего, что так крепко связано с личностью и ее переживаниями. Как же иначе выйти на просторы планеты. Имею в виду самость. Давно было Сказано: «Отвергнись от себя». «Я» остается, но большое, расширенное, не занятое собою, живущее интересами всего человечества. Даже человечество не обязательно. Жертвующий своими личными удобствами и интересами ради коллектива – уже на верном пути. Интересы могут быть устремлены на себя или же – вне себя, на других. В этом вся разница. Необходимо выбиться из скорлупы собственной ауры, чтобы коснуться мирового океана. Хорошо для начала мыслью облетать планету, помогая тем, кому хочет сердце. И хорошо сделать это привычным и любимым занятием.
Есть разные степени ученичества и разные степени приближения к Иерархии Света. Каждая измеряется осознанием глубины ответственности за дело Общего Блага и степенью отрешения от своего личного «я». Кто хочет стать еще ближе, тот больше забывает себя в заботе о благе человечества. Конечно, условия эти невероятно трудны для обывателя, но близки герою. Настоящие герои труда тоже близки истинному ученичеству. Безошибочный критерий – это полезность для эволюции. Не стоит слишком заботиться о своей личности и ее интересах – ведь срок ее жизни так мал. Что осталось от огромных человеческих скопищ, вроде Вавилона, уничтоженных временем, и от тех, кто там жил? Ничего. Только Бессмертная Триада в глубинах своих сохранила то, что каждая из этих личностей смогла собрать для Нее за короткое время своего земного существования, чтобы бесследно исчезнуть в потоке времени из видимой сферы планеты. Правда, в памяти природы сохраняется все, но земная личность как таковая прекращает свое земное существование со смертью физического тела.
Будем устремляться к утверждению внутренней гармонии. Ведь даже радость есть только один из ее аспектов, также и равновесие и спокойствие. Симфония качеств является выражением высокой степени этой гармонии. Не устанем и не переутомимся ее утверждать. Выполнение этой задачи имеет чрезвычайно глубокое значение. Сердце действует тогда особенно четко и чувствознание обостряется. Чувствознание и самость несовместимы. Как же можно чувствовать нечто, происходящее вовне, когда сознание целиком заполнено собою и занято только своим. Отрешение от себя является непреложным условием восхождения духа. Если бы кто-то две тысячи лет назад всю жизнь был исключительно занят собою, то можно с уверенностью сказать, что ничего полезного, нужного и хорошего не оставил бы он о себе человечеству и что во времени забылась бы всякая память о нем. Но деятели Общего Блага, забывавшие о себе и следовавшие Завету «Отвергнись от себя», были маяками спасения, указующими человечеству путь к Свету. Не может быть достигнуто состояния гармонии без отрешения от себя.
Выражение «душу свою потерявший» означает просто человека, отвергшего свою самость, свой эгоцентризм, свою временную малую личность и перенесший сознание свое в Сферу Бессмертной Триады. Кажется малому духу, что это будет потерей всего, в то время как это является приобретением и расширением сознания. Как же расширить его, если оно сосредоточено исключительно на себе? Чтобы кому-то помочь, надо подумать о нем. Чтобы вникнуть и понять чужое страдание, о своем придется забыть.
Человек, наполненный только собою и своими личными интересами, при переходе в Мир Тонкий оказывается окруженным частоколом самости, который ограничивает для него мир малым кругом. Широк мир того, кто живет интересами всего человечества и всей планеты. Развитие техники позволяет принимать мысленное участие в жизни всего земного шара и даже многое видеть на экране телевизора. Но самости ярой даже и это не помогает. «Я, я и только себе» – это рык самости. «Ты, ты и только тебе» – это формула освобождающегося от самости духа. «Мы» – это уже клич объединенных сознаний, признание коллектива, семьи общечеловеческой. Высшим идеалом этого объединения, намеченного эволюцией, будет формула: «Один Пастырь и едино стадо», – то есть слияние всех народов в одну семью под Знаменем Ведущего Иерарха.
Кто занят только лично своим, тот Нашего не поймет и к Нам не приблизится. Наполнение своим и собою отталкивает от того мира, в котором живем. Отвержение от себя – первое условие приобщения к нашему миру. Заметьте, как вас самих отталкивает от последователей и читателей Учения, сознание которых переполнено собою и своими личными делами. Можно и Учение читать, и сильно устремляться, но самостью своею поставить себя на крыле храма. Опасно такое устремление самости. Дай, дай – требуют они, взамен никому ничего не давая. При таком отношении не может установиться полезного, творящего взаимообмена энергий, даже с руководителем.
Мертвящая самость может порвать нити связи. Плохо понимается различие между устремлением самости и желанием послужить Общему Благу. Но ведь Сказано было: «Отвергнись от себя и следуй за Мною». Сперва самоотвержение, отрешение от себя и потом уже возможность следования за Владыкой. Не надо на кого-то кивать. Ближе смотрите, чтобы распознать ехидну самости и уничтожить ее. Она вползает даже в великие дела, часто причиняя великий вред. При случае укажите, что самость и продвижение несовместимы. И если скажут: «Я же читаю, я же устремляюсь, я же работаю над собой», – спросите: «Во имя кого или чего делаете вы это, во имя себя или во Имя Владыки?».
Как трудно оторваться от непосредственного окружения, чтобы в духе объединиться с Нами. Ведь не своими, но Нашими мыслями и Нашими задачами и устремлениями наполняется сознание тех, кто следует путем Света. И мы следуем за Владыкой, и вы стремитесь следовать за Ним. Без самоотвержения, то есть способности отойти от себя, невозможно воспринимать идущие от Него мысли. Посылки требуют умения их взять, то есть умения избегать такой степени самонаполнения своим и собою, что места для чего-либо другого, высшего, в сознании уже не остается. Идеал ученика – достичь жизни сверхличной, когда малое «я» растворяется в большом, когда пробивается скорлупа ауры и человек выходит на сверхличный простор. Самость – сильное ограничение и связанность духа.
Царственная власть человеческого духа над природой суждена ему от начала времен. Чтобы этой власти достичь, надо поверить, что именно таково предназначение человека, а затем устремиться к этой цели далекой. Знаете из прошлого много примеров необычайных способностей человека, огненной силы его и возможности производить необычные и поражающие явления. Это все говорит о том, что явления эти не сказка. Кто же может достичь? Не имеющий ничего своего, не желающий достижения ради себя, забывший время и тело, отдавший себя на служение Владыке и Свету. Принявший эти условия может идти к этой власти, ибо нужна она ему ради Общего Блага, ради работы на Эволюцию всего Сущего. Не считающий ничего своим и не хотящий для себя этой власти может дойти.
Только время –
всё сожмёт до точки,
в одном миге –
завтра и вчера,
и всё знание –
добыто что в вчерашнем,
уплотнится,
всё в себя вобрав.
Переход –
на новую ступень там,
где сложился
должный колорит,
и безвременье, и время,
если в плотном,
уплотнённость
эту сохранит.
Живете в мире призраков, окруженные Майей. Каждый живет в своем личном призрачном мире. Миллиарды людей и миллиарды иллюзорных мирков и таких же переживаний. И каждый отличен один от другого, хотя и яро окрашен Майей. Но Иерархия Света не призрак. Иерархия Света – огненная действительность. Основы – тоже не Майя, но реальность всех трех миров. Даже те, кто проник за завесу покрова и соприкоснулся со всеми тремя мирами, даже они воспринимают их индивидуально и по сознанию. Нет двух сознаний, одинаковых совершенно. Майя плотного и Надземного миров одинаково скрывает действительность. Касаясь Основ и на них утверждаясь, утверждаемся на действительности. Соприкасаясь с Иерархией Света, к Ней приближаясь, приближаем осознание действительности. Учение Жизни есть выражение действительно Сущего в форме, доступной в той или иной мере настоящей ступени человеческого сознания. Следовательно, живя в мире призраков, окруженные Майей, все же имеете возможности и пути не только прикасаться к действительности, но и ее изучать. Уже само устремление проникнуть за покровы и познавать действительность указывает на возможность найти правильный путь. Пирамиды существуют сорок веков. Не может призрак существовать так долго.
Математические и астрономические основы, на которых построены пирамиды, не призраки. Так, среди Майи всех миров высится Твердыня Света, выражающая собою действительность огненную в аспектах плотного, Тонкого и Огненного миров. Иерархия Света, Владыки не есть призраки Майи. Так, имеются в руках человека ключи для подхода к действительности.
Все Великие Учения мира несли зерна огненной действительности людям и все еще хранят их под тяжкими наслоениями последующих нагромождений и искажений. Нить Ариадны каждый может взять в свои руки и следовать за нею. И надо отойти от себя, ибо личность и самость есть средоточие Майи. Как древен Завет «отвергнись от себя и следуй за Мною», но как далек он от понимания человечеством. Но, не следуя ему, невозможно вырваться из объятий призраков и иллюзий, земных и надземных. Какой смысл освободиться от Майи земной, чтобы попасть под влияние Майи надземной? Сказано: «Я есть Путь, Истина и Жизнь». Истина не есть выражение Майи, Истина есть действительность. И путь к ней проложен рукой и ногой человеческой, чтобы имели вечную жизнь идущие за Позвавшим. Смерть – тоже Майя. Но огненное непрерываемое сознание есть реализация действительности, и осознание вечности жизни, и обретение бессмертия. Так, на Земле может и имеет возможность собирать и накапливать человек элементы бессмертия и утверждаться на основах огненной действительности. Путь в Беспредельность открыт.
Сказано: «Наполнитесь Владыкой». Надо избегать самонаполнения, то есть наполнения собою, своими переживаниями, болезнями, огорчениями. Весь этот клубок личных чувств самости – как темное покрывало на глазах. Некоторые люди, даже прикоснувшиеся к Учению, становятся слепы и глухи к познаванию, и как ограничивают они этим свои возможности восприятия и расширения сознания. Правильно повторять молитвы, когда личное начинает звучать слишком уж громко. Многие подвижники избирали молитву Иисусову, сознание освобождалось этим путем от клубка мыслей ненужных и сосредоточивалось на Высшем.
Почему так часто приходится что-то повторять? Потому, что оно не усвоено. Например, не раз Говорилось о том, что следует научиться смотреть на себя со стороны, как будто бы это кто-то другой, посторонний, а вы – только смотрящий. Некоторые говорят и думают о себе в третьем лице. Показательно очень. Или совсем не употребляют слово «я». Тоже весьма полезно. Надо как-то умерить самость свою и поставить малое «я» на место, чтобы не заполняло оно весь круг сознания, исключая все остальное. Не самость свою надо принести нам при встрече, но индивидуальность и ее накопления. Самость касается дел самых обычных, житейских и навсегда уходящих. К чему они нам? Но все связанное с областью духа, устремлениями к Учению нам дорого, близко и интересно. Вопрос в том, что принесете.
Пробить скорлупу ауры – значит выйти из личной тюрьмы на свободу. Не может быть никакой свободы, пока индивидуальность заключена в замкнутом круге личности и личных интересов. Мысли о себе замыкают этот круг накрепко. По таким затворам и сидят люди как в плотном, так и в Тонком мирах. Выйти на простор можно лишь при условии освобождения от цепей самости и приобщения к жизни сверхличной. Все, кто живет для блага других, для блага народа, человечества и поставил свое малое «я» на службу другим, постепенно сбрасывают путы и дают возможность выявляться своему высшему «Я», своей Бессмертной Индивидуальности. Дух бессмертен и вечен, но если сознание погружено только в то, что связано с личностью конечной и смертной, то оно этим самым вовлекается в круг смертей и рождений и становится смертным. Элементы бессмертия собираются человеком сознательно и целеустремленно, накапливание их обогащает Индивидуальность и позволяет переносить сознание в ее сферу. И тогда высшее «Я» заступает на место конечного, малого, смертного «я».
Как трудно от слов перейти к приложению их в жизни. Многие прячутся за ширмою слов. Другие же по неопытности принимают их за дела. Ученик учится не придавать словам произносимым никакого значения до тех пор, пока слово не подтверждается делом. Так же и чтение без приложения в жизни не полезно. Много таких читателей, много говорящих, но так мало делающих. Возможность прилагать Учение в жизни не имеет предела: и на людях, и наедине, и на отдыхе, и в труде. Хорошо, когда мысль направлена на это упорно и постоянно. Ведь все существо ветхого человека противится этому и протестует против подавления его своеволия и распущенности. Но без суровой дисциплины духа по ступеням Света не подняться. С одной стороны, так искренне хочется чего-то достичь, с другой, нет желания поступиться даже малым своим недостатком. Отрешение от себя предполагает отрешение от того, что железными цепями привязывает сознание к обычному обиходу и что связывает его малыми привычками самости. Умение красиво встречать волны требует не только того, чтобы их встретить достойно, но и того, чтобы, встретив, пропустить мимо, не позволив помешать движению духа. Нельзя слишком задерживаться на впечатлениях момента, ибо надо дальше идти без остановок. Удар встречной волны не должен вызывать задержек. Даже огромные океанские волны не останавливают размеренного хода корабля. Тем более корабль духа не может останавливаться перед волнами стихийных неуравновесий.
Мы Полагали, Полагаем и Будем полагать, что достижение успеха обуславливается отрешением от своих личных мыслей и чувств, отрешением от всего своего, даже собственности, и переносом сознания в сферы жизни сверхличной. Завет «Отвергнись от себя и следуй за Мною» дан людям на все времена. Самонаполнение собою и своим исключает наполнение сердца Мною и Моим. Мир Мой войти в мир ваш может лишь при условии, что мир ваш уступит ему место. Самость и свое, личное, не сочетаются со служением Свету. Личность и личное допустимы на пути Света только тогда, когда они полностью и всецело отдаются на служение Индивидуальности. Так же несовместимы служение себе и служение людям. Культ себеслужения и Великое Служение не сочетаются и не могут жить вместе. Думание о себе заменяется мыслями и заботою о других и о Деле Владыки, которое называется Великим Деланием. Отдача всего себя Ему и будет разрешением личной проблемы. Тогда будут и каждодневная Помощь, и каждодневные Указания. Учение говорит о труде для Общего Блага, но не для личного.
Погружение в земное отрывает от действительности. Ведь действительность в понимании всех трех миров и в устремлении ко всем трем – в равновесии, не дающем преимущества захватывать сознание только очевидностью плотной. Ведь за ней скрыта действительность, а действительность ценна во всей своей полноте. «Мы – реалисты-действительники», и Наша Твердыня есть средоточие всех трех миров. Даже трудно представить себе, сколь ограниченно сознание, довольствующееся очевидностью. Чтобы представить, надо как бы выйти из себя, отойти от себя, то есть отрешиться.
Опять приходим к незыблемости древнего Завета – «Отвергнись от себя и следуй за Мною». Так глубиною знания насыщено каждое Великое Учение, ибо Основы Его покоятся на неисчерпаемости. Потому те, кто чует ее, могут перечитывать без конца Заветы, данные в них, и всякий раз находить нечто новое. Не о бездушном чтении говорится, но о жизненно применяемом усвоении прочитываемого. Спросят, почему Мы Твердим все о том же. Ответьте: «Будем твердить до тех пор, пока не будет все приложено в жизни». Каждое повторение есть не что иное, как новый оборот спирали, правда, аналогичный предшествующему, но на уровне новом, на уровне нового понимания Единого, Неповторяемого, но вечно Нового Учения Жизни, одного и того же во всех веках, но в разных аспектах, и соизмеримого со ступенью сознания тех, кому оно дается. Корень один и один ствол, но разные ветви. Только синтез может объять многообразие, разновидность и ценность этих аспектов, взятых отдельно, и объединить их в понимании Вещи Единой. Так же многообразен и Космос, и беспредельны формы его выявления, но сущность его – одна. И эта сущность – Огонь. Так же разнообразны и внешние формы Сокровенного Знания, частично выдаваемого в Учениях, но неизменны и незыблемы Основы.
При слиянии сознаний сознание, устремленное к объединению, может черпать из того сознания, к которому оно устремлялось и с которым таким путем входит в контакт. Трудность вся в том, что надо отрешиться от всего, чем обычно наполнено человеческое сознание, и добиться, чтобы оно представляло собою подобие чистого экрана, незанятого ничем. Тогда восприятия будут поступать широко и не будут смешиваться с собственными мыслями и образами. Если бы поняли люди, какая глубина заключается в словах: «Отвергнись от себя и следуй за Мною»! Эта формула дана человечеству на все времена. Ключ к познаванию миров заключается в этих словах.
В основе связанности человека тем, что находится вокруг него, все же лежит самость, которая мешает ему оторваться от себя. Думание о других, забота о других и любовь к другим людям освобождают от самости и от думания о себе. В этом безусловная полезность всякой любви. Поэтому любовь к ближнему можно рассматривать как освободительницу от самого себя. И древняя формула «отвергнись от себя» по этой самой причине углублялась Заветом о любви к людям, благодаря которой отрешение от себя становилось возможным и осуществимым.
Человек, считающий себя несчастным, несчастен, счастливым – счастлив. Определяет состояние мысль. И если овладеть мыслью, то можно овладеть и состояниями духа. Все так условно и так относительно. Не на явлении лежит печать его свойства причинять страдания или радость, но на сознании, определяющем свое отношение к тому или иному явлению и рассматривающем его под углом личного ощущения печали или радости, которые ошибочно приписываются этому явлению, но не человеку, его воспринимающему. Но рычаг в руках человека. Одно и то же явление может радовать сегодня и огорчать завтра. Как часто юноше хочется выглядеть солиднее и старше своих лет, а пожилому – моложе. Как часто, добившись желаемого, не находит в нем человек ожидаемой радости и удовлетворения. В области личных переживаний Космической, прочной, не зависящей от внешних условий радости не найти. Не найти и мира, который «выше всякого разумения». Так приходим к тому же: к отказу от личного и переносу фокуса всех устремлений в сферу Общего Блага. Эта мысль кратко и ясно выражена формулой: «Отвергнись от себя и следуй за Мною».
Излучения ауры, насыщенные всевозможными переживаниями, настроениями, эмоциями и состояниями человека, заключают его в так называемую аурическую скорлупу, которую он должен пробить, если хочет выйти на пространственный простор. Процесс не из легких. Так, например, к пространственной радости нельзя приобщиться, если этого не сделать. В Завете «Отвергнись от себя» заключается Указание на освобождение из аурической скорлупы. Бездомное хождение и перемены мест очень способствуют этому. Указ о непривязанности к чему бы то ни было имеет глубокое значение именно в этом отношении. Уже Говорилось о том, что с каждою вещью, которую человек считает своей собственностью, он связан током, или нитью, протянутой от него к вещи. Эти нити разные по цвету, силе и прочности. Ярый собственник, как путами, обмотан ими. Явление это психического порядка и со смертью тела не исчезает. Так и переходит человек со всем этим багажом в Тонкий Мир, унося с собою психические связи с предметами плотного мира, вернее, уже с их астральными формами. Освобождение от чувства собственности необходимо для достижения пространственной свободы.
Радоваться чужой радости и чужим возможностям бескорыстно – уже достижение. Так можно войти в круг многих сознаний и тем освободиться от самости, чтобы в конце концов начать жить интересами всего человечества. Лишь бы выйти из скорлупы собственной ауры. Если хоть раз ощутить, какую свободу это дает, откроет это ощущение путь к работе на Общее Благо, работе, дающей высочайшую радость и удовлетворение духу. Эта чистая, не личная, не эгоистическая радость поднимает сознание, словно на крыльях. Сколько связанности в личных интересах, столько свободы в сверхличных. Научиться людям давать, не связывая себя мздою, будет большим достижением. Но порою высокое духовное даяние сопровождается бессознательной мыслью о воздаянии за него, о желании признания и признательности, словом, о какой-то компенсации за даваемые людям блага. Это самость ткет свою паутину, в которой запутывается дух. Солнце шлет свои лучи и свет в пространство, ничего не получая взамен, а главное, ничего не требуя за это. Будьте как солнце.
Когда счастливый и богатый человек оказывает помощь несчастному и бедному – это одно, но когда это делает отягченный судьбою, нуждающийся человек – заслуга его велика. И если Архат Посылает свои энергии на помощь, то это совсем не означает, что Его собственные дела не в нужде. Только самоотверженность оказывает помощь, не думая о себе и своих страданиях. А такая степень самоотверженности уже подвиг. Отвержение от себя есть первое условие следования за Учителем Света. Трудно дается Учение, если человек наполнен собою и своими личными переживаниями, вернее, оно совсем не дается. Так, самоотверженность есть путь к Свету кратчайший. Но люди предпочитают кривые обходные дорожки, не приводящие к цели, хотя и создающие мираж продвижения. Сколько таких самообманывающихся путников, бредущих совсем не туда, куда полагают они. Устремление хорошо, когда движимо любовью, преданностью и самоотвержением. Ведь устремиться можно и в пропасть. Много устремленных людей, но не так, как нужно, и не туда, куда нужно. Где они все? Куда увело их это искривленное устремление?
Даже в ритм каждодневного Общения невозможно войти, от себя не отрешившись. Но самоотвержение от себя необходимо для того, чтобы контакт состоялся. А сколько всевозможных и постоянно мелькающих условий мешает ему и требует постоянного преодоления, то есть приложения силы. Недаром Сказано, что «Царствие Божие силою берется». И требуются великое упорство, настойчивость и постоянство в этом несломимом устремлении к Свету. Мелькающие огоньки устремлений, сколько их угасает под дуновением тлетворного дыхания ветхого мира! И как трудно нести огонь устремления среди жизни обычной! Великим Служением называем этот подвиг несения Света среди не знающих Света людей.
С одной стороны – ограниченность личного «курятника» обывателя, с другой – неповторяемость индивидуальных накоплений духа, именно индивидуальных, ибо только при условии индивидуальности эти накопления не растворятся в пространстве. Индивидуализация духо-монады позволяет ей эволюционировать, накапливая опыт. В Доме Отца бесконечное число форм жизни, и все они индивидуализированы в ней, и нет схожих или повторяющихся, то есть совершенно одинаковых. Каждый Планетный Дух Имеет свою ярко выраженную Индивидуальность, что не мешает Ему быть частью, или жемчужиной, Венца Космического Разума, частью неотрывной, неотделимой, членом Великого Небесного Коллектива, сохраняя при этом свою Индивидуальность. Тайна единства во множественности является Основою жизни. Отчасти она выражается в формуле «Я в вас, вы во Мне, Я в Отце, и Мы едины». Это объединение происходит без утраты индивидуальности.
Еще раз проведем определенную границу между понятиями личности и Индивидуальности. Жизнь личности распространяется на одно воплощение, затем она как таковая перестает быть, и все ее оболочки распадаются, в то время как Индивидуальность, из сущности которой, подобно многолетнему цветку, распустилась и жила определенная личность, продолжает существовать, от времени до времени порождая новые цветки. Цветы погибают, растение остается. Цветы – это личности, растение – Индивидуальность. Потому Великие Индивидуальности, приходя на Землю в виде определенной личности, так мало Считались именно с интересами своей личности, отдавая ее на растерзание людям, лишь бы только запечатлеть возможно глубже в умах человеческих приносимый на Землю Завет. Величие человека легко определить по забвению им самого себя и своих личных интересов и отдаче себя на служение людям. Личность обычно служит себе, побеждающая или победившая в ней Индивидуальность – людям. Личность умирает, Индивидуальность – бессмертна. Бессмертие утверждается путем перенесения сознания в сферу Бессмертной Индивидуальности.
Повторяю: приемлемость сердца надо открыть навстречу идущему счастью. И так как старое сознание в сужденное, наступающее будущее не протащить, то оно заменяется новым, когда соблюдена формула «отвергнись от себя». Самоотвержение это бессмысленно без примыкания к своей Иерархии. Так, процесс преображения строится на отрешении от себя, своей самости и личности, и яром примыкании к Руководителю. И тогда прежнее вспоминаться не будет и не придет уже больше на сердце. Мир Мой и возможности его заменят все то, что раньше занимало сознание и составляло внутренний мир человека. Именно быть надо готовым оставить все и следовать за Зовущим.
Когда хорошо сосредоточиваемся на предмете, проникаем в его сущность. Когда сосредоточиваемся на человеке, приоткрываем его внутренний мир и входим в него. Всякое сосредоточение требует самоотрешения. Чтобы войти во внутренний Мир Учителя, надо отказаться от наполнения сознания собою, так как это препятствует объединению с Учителем. Причину отсутствия контакта желаемой степени надо искать в самонаполнении и занятости собою, своими мыслями и переживаниями, но не в устремлении к Миру Учителя и желании наполнить сознание Им.
Можно так настраивать свое сознание, чтобы ни одна минута не проходила без пользы. И скуке тогда уже места не будет. Помимо всего и всяких упражнений столько нуждающихся в помощи, и на этом можно всегда упражнять силы духа. Словом, настроить себя на ключе постоянной полезности. И пространство тоже нуждается в добром насыщении. Так что времени, чтобы заниматься своим призрачным «я» и его переживаниями, уже не остается, все оно отдается светоносному деланию. Этим достигаются забвение своего малого «я», отрешение от него и полноустремленное, самозабвенное и самоотверженное следование за Владыкой.
Бабочка сбрасывает кокон и начинает летать. Личное, призрачное «я» является таким же коконом. Когда дух вырастает, он должен сбросить его, если хочет летать. В коконе самости и личности малой взлететь невозможно. Потому основным условием восхождения духа остается формула: «Отвергнись от себя и следуй за Мною». Индивидуальность, перевоплощающаяся из жизни в жизнь и использующая личность, в которой она воплощается для собирания нужного ей опыта и знания, бессмертна, в то время как личность умирает и сбрасываются последовательно все временные оболочки, до ментальной включительно. Индивидуальность человека заключается в его Высшей Триаде, состоящей из 7, 6 и 5-го принципов, являющихся носителем самосознания. Все остальное состоит из элементов временных, и преходящих, и обреченных смерти. Потому бессмертие достигается перенесением сознания из временных его тел, или оболочек, в сферу Бессмертной Триады.
Наитруднейшим условием следования за Учителем Света является самоотрешение. Завет «Отвергнись от себя и следуй за Мною» дан людям очень давно. Но как заботливо избегают его, сколько обходных тропинок выискивают, лишь бы только его обойти! Но вот после поисков долгих и многих попыток начинают понимать – или условие это должно быть выполнено, или продвижение по Пути приостанавливается. К работе над собою и утверждению тех или иных качеств духа приходится присоединить и качество самоотрешения, или самоотверженности, которое следует понимать очень широко, а не только в аспекте жертвенности.
Будем все время возвращаться к одному и тому же: к вопросу о том, как трансмутировать сущность свою на ключе Света. Не войти в будущее в старых одеждах. Труднее всего трансмутировать мысль. Старые, привычные колеи мешают, понуждая ее идти по привычным направлениям. Мешают думы о себе и своем. Краткий Завет «Отвергнись от себя» так труден. Но, его не приняв, за Учителем следовать невозможно. Ускорить продвижение можно лишь при условии полноотдачи сознания и сердца Владыке. Явите должную меру самоотрешения и самоотверженности.
Торжественность состояния духа наиболее соответствует атмосфере Твердыни. Многие пытаются подойти, но из-за несоответствия не могут. Нужна сонастроенность ауры. То же нужно и при Общении. Ничто нечистое не войдет в Дом Наш. Я с вами всегда, но несоответствие аурических излучений не позволяет войти в контакт и ощутить Мою Близость. Свое личное надо потушить, чтобы Мое зазвучало. Все свое преградою служит Общению. Можно ли в чашу налить огненный напиток жизни, если она переполнена до краев своим? И к чему свое, если пришли за Моим? Невозможно ощутить и понять даже другого человека, если сознание переполнено своим и собою. Отрешение от себя – условие всякого постижения. Одеяние Света исключает лохматые одежды самости. Готовность означает также и суровую заботу об одеяниях духа. Все ли эмоции допустимы? Нет, только те, что от Света, а также и мысли. Как же можно надеяться на посылки, если дом духа не приведен в полный порядок. Хаотическое и темное окружение – не оправдание внутренней неупорядоченности. Страдания, трудности и испытания могут либо очищать и возвышать, либо вторгать во тьму. Символ молота, дробящего стекло и кующего булат, пусть будет постоянным напоминанием.
Попутный ветер сеет зёрна,
там опыт на добра пути,
добро – без Мудрости не ходит, –
Соизмеримость нам найти.
Найти гармонию в явленьях,
её способствовать пути,
и – постижение нам Блага,
и путь Любви!
«Любите Меня – и удвоите силу», и не только удвоите, но утроите и удесятерите, если научитесь Владыку любить превыше всего. Творящую силу любви к Иерархии Света надо ощутить в сердце, и тогда путь будет прям и победен. Пытаются заменить любовь другими чувствами, не понимая, что нет более мощного двигателя духа, нежели любовь. Такая любовь сурова к себе и самоотверженна. Самоотвержение и самоотрешение – непременнейшие условия преображения человека. В прежних одеждах, в старых и ветхих, не войти в Новый Мир. В муках рождаются Новая Земля и Новое Небо. И требуется полное забвение старых. Старый мир должен быть разрушен и уйти из сознания человека.
Самоотвержение сочетается со служением, то есть с выдачей психической энергии, и тогда становится служением самоотверженным. Раздавать самоотверженно огненную силу – не значит раздавать бездумно или безумно, не сообразуясь с требованиями целесообразности. Можно энергию дать, но если она будет израсходована получившим ее на удовлетворение своих личных желаний, быть может, и не очень плохих, то такое даяние не будет целесообразным. Низкие духи, соприкасаясь с аурой Учителя, начинают приходить в неистовство и бесноваться. Так тьма реагирует на Свет. И даже в будущем ученике психическая энергия Учителя вызывает к проявлению все его скрытые и неизжитые отрицательные качества. Какое же тонкое распознавание надо явить, чтобы безошибочно различать характер реакции со стороны подходящих.
Знаете о случаях темных предательств, даже после долгого времени сотрудничества. Все это заставляет соблюдать предельную осмотрительность, чтобы не тратить напрасно драгоценную мощь. К тому же – «много званых, но мало избранных». Эта формула требует особенно вдумчивого подхода к каждому возможному ученику. Долголетний опыт показывает, что подходящие к Учению не перестают быть людьми, наделенными обычными людскими несовершенствами, и что неразумно ждать с их стороны какого-то особого отношения. И лишь сужденные ученики не подходят под обычные мерки. Но их так мало, что исключения не приходится принимать за правило. Вот почему необходимо проходить через тяжкий и горький опыт познания человеческой природы. Этот опыт ценен необычайно. Огненный Дух Матери Агни Йоги не знает ошибок в определении людей.
Мы Направляем сознания к лучшему решению. Оно состоит в том, чтобы отойти от себя и посмотреть на себя со стороны. Будем смотреть вместе со Мной. Это не так трудно, если, устремляясь ко Мне, оставить себя позади, внизу, у подножия горы. Со Мной быть можно духом и в духе. Астрал полон настроений и переживаний. Он оставляется внизу, так же и мысли о земном и земные. Личное «я» остается внизу, сознание, перенесенное в Высшую Триаду, поднимается к Нашим Высотам. «Во Мне имеете мир», но в мире – скорбь. Но «Я Победил мир», мир скорби, поднявшись над ним. В мире скорби Страдал, как страдаете вы. Чаши яда испитие – удел Сынов Света, посылаемых в мир людям Свет принести. Вы Свет Учения Жизни людям несете, им насыщая сферы земные. Это и есть пространственное Служение. Пространству приносите Свет, чтобы светить он мог людям. «Проповедь отошла, осталась жизнь». Это труднейший вид Служения, когда совершается оно, не выходя из жизни. Правильное решение в том, чтобы его ничто не могло остановить, никакие удары судьбы или переживания в оболочках. Это все от Земли, от тьмы внешней, «где плач и скрежет зубовный». Сознание переносится в сферу духа. Только так можно выдержать тяжесть креста. Один страдает, а другой, Безмолвно Смотрящий, внутри, только Смотрит и Знает, что все происходящее с первым, страдающим и переживающим скорби, пройдет, но дух пребывает вовеки. Сказано: «Отвергнись от себя». И так важно отделить страдающее «я» от Того, Кто Смотрит Безмолвно, рекордируя все. Истинно Говорю вам: «Солнце прейдет и луна», но не Безмолвный Рекордер, Свидетель, в вас пребывающий вечно.
Чем более сверхлична мысль, тем меньше в ней возможных ошибок. Чем более заражена мысль самостью и эгоизмом, тем больше в ней заблуждений. Поэтому Завет «отвергнись от себя» прежде всего прилагается к мыслям. Быть самим собою – не значит таскать себя повсюду и навязывать другим свои горести, печали и переживания. Очень уж любят люди психически возлагаться на других и нагружать их безмерно своими тягостями. Недопустимы эти свойства в ученике. Возлагающихся близко не допускаем. Но очень высоко ценим каждую бережность и заботливость о том, чтобы не отяготить. Понявших, что такое бережность по отношению к Высшим, допускаем всегда.
Если вам тяжело, то нам во много раз тяжелее. И сложности, и заботы умножаются. И нет им конца. Преданные души редки. Подошедшие отягощают и требуют помощи. Мало кто радует истинной преданностью и стойкостью духа, все больше заняты собою. Выход в самоотвержении. Но как отойти от себя, если окружающее давит именно на свое малое «я»? О тягости переходного времени было Указано давно. Надо, чтобы проснулся дух человеческий. Но он молчит.
Принцип «проведения более длинной линии» можно прилагать во многих условиях жизни. Перед широтой понимания страданий общечеловеческих умаляется и смолкает мир личных переживаний и личного горя. Широта осознания сверхличных явлений личные сводит на нет. Так вынимается жало из личных переживаний, и личное заменяется сверхличным, или общечеловеческим, и сознание дорастает до понимания жизни целых народов и даже всей планеты. И становится тогда возможным применение Завета Владыки: «Отвергнись от себя и следуй за Мною».
Успех определяется целеустремленным самоотрешением. Когда Я и Мое поставлены превыше всего, это становится достижимым. Так психологируется и настраивается сознание постоянным памятованием о наинужнейшем. Именно любовь заключает в себе способность отрешения от своего и себя во имя любимого. Любите Меня и умножайте скрытые способности и свойства свои. Сосредоточение на наинужнейшем без любви невозможно. Решают любовь и устремление. Проблема достижений духа осуществляется любовью. Если хотите преуспеть, любить научитесь. Самоотверженность ценна также и тем, что позволяет человеку отойти от себя и открыться мыслям сверхличным, позволяет соблюсти Завет: «Отвергнись от себя и следуй за Мною». Уже нет времени заниматься собою и своими личными желаниями и потворствовать им. Правильно смотреть на своеволие астрала и самый астрал как на явление постороннее, как на чужака, без которого можно прекрасно обойтись и которого можно обуздывать твердой рукой, не теряя при этом ничего из своей целостности.
Смертная личность требует к себе внимания и навязывает себя и свои переживания сознанию, но, чтобы коснуться 6-го принципа, надо ее потушить и заставить замолкнуть хотя бы на время. Но малое «я» человека назойливо очень и постоянно вторгается в его мышление, стремясь заполнить собою все его сознание. Чтобы его обуздать и умерить его ярость и своеволие, некоторые подвижники бичевали свое тело, истязали себя, носили вериги и власяницы. Этими жестокими мерами пытались они утихомирить астрал, его обуздать, и подчинить своей воле, и привести к молчанию. Неуемная оболочка эта очень упорна и настойчива, безраздельно владеет большинством людей. Завет «Отвергнись от себя» имел в виду именно личное, эгоистическое, малое «я» в человеке и ярое себеслужение, которому предавались люди. Служение Свету и себеслужение несовместимы. Сверхличное мышление и служение человечеству освобождают сознание от рабства у своего астрала. Все великие люди, Светочи человечества, были в этом отношении свободными. И имена их запомнились и сохранились постольку, поскольку, забыв о себе, отдавали они силы свои на служение ближним. Нет другого пути к Свету, кроме пути самоотвержения. Те, кто яро предается культу себеслужения, имеют долю свою в жизни земной, но не имеют ее в жизни другой, ей на смену идущей.
Можно слиться с Лучом «как его неотрывная часть» и стать действительно его частью. И тогда своего уже ничего не остается, все будет Владыкино. Личное заменяется более важным, значительным и пространственным. Не выйти иначе на простор пространства. Слияние с пространственной мыслью задерживается мыслями о себе. «Отвергнись от себя» – Указ непреложный. Психики, его не соблюдающие, подвергаются ярому воздействию низших слоев астрального мира. «В добре возносимся». В чем же возносится, вернее, опускается медиум и куда? Держитесь крепко, но не за себя, а за Меня, иначе не удержаться. Потому столько и дается, чтобы для своего места уже не оставалось. Мной и Моим идущий дойдет, но не дойдет идущий своим и собою. И разве важно, осуществились или нет мечта и надежда человека, если благодаря им он достиг высшей ступени в своем развитии. Они сделали свое дело и могут уйти. Мавр сделал свое дело, мавр может уйти. В розовых мечтаниях так приятно побыть. Но жизнь требует сурового подвига, без всяких личных выгод и преимуществ. Все личное отвергается, ибо неизменной остается формула: «Отвергнись от себя и следуй за Мною».
Следует уделять особое внимание настраиванию сознания на желаемой волне. Нельзя ожидать успеха, погружаясь с головою в волны торжествующей суеты. Невозможно сочетать суету обычности с устремлением в Высшие Сферы. Невозможно воспринимать вибрации Луча Учителя, если сознание наполнено суетою. Под суетою подразумевается оборот дел, обывательски обычных, таких, которыми живет обычность сейчас, как жила она сто или тысячу лет назад, чтобы совершенно забыться в течении потока времени. Погружаясь в обычность до забвения об Учителе и Деле Его, как можно рассчитывать на восприятие мыслей Его и Его Указаний. Так же и попустительства разные и потворство слабостям своим и недостаткам яро затрудняют Общение. Формула «отвергнись от себя» остается на все времена непреложным условием следования за Владыкой. Именно самость свою распинает на Кресте Жизни ученик, непреклонно и твердо идущий за Учителем Света. Как ничтожно все то, что отвлекает его от следования по узкой тропе, ведущей в жизнь! Не труд, не работа, столь нужные для восхождения духа, но именно суета отвлекающе и разрушительно действует на сознание. Творческий же труд, наоборот, возвышает и вдохновляет труженика и совершенно необходим для человека, идущего по Пути.
Дух и Материя в Пространстве –
объединяясь – жизнь дают,
и начинается всхожденье –
его – Спиралью, Лестницей зовут.
Зовут два принципа в творении:
объединенье полюсов,
освобождение – чрез рост лишь,
где дух в вибраций всходит новь.
И дух – стремителен в восходе,
и опадают формы те –
что в плотном мире даны в время,
и сроки – памятны в огне.
И память – в малом и в великом,
и сослагаются ряды,
и ряд за рядом куют звенья,
и Лестницей – в Небо идти.
Все побеждается к Владыке и людям любовью. Когда основная мысль отдана Владыке Света, для мыслей негожих времени и места уже не остается. Когда мысли текут о благе других, о себе уже некогда мыслить. А так как негожие мысли порождаются самостью, то отрешение от себя и отдача себя на служение Общему Благу и будет единственным и правильным решением следования по пути Света.
Во всех делах твоих Сохраняю. Не допускай колебания духа. В одном ключе, на одном строе звучи. Земная жизнь – лишь подготовка к жизни пространства. Если не утвердишь себя здесь, то как же утвердишься там, где все зависит от устремления. И если течение устремлений будет меняться, то что же получится? Нельзя жить пространственной жизнью, будучи раздираемым противоположными тенденциями. Следи за импульсами. В них корень зла, пресекай в зародыше. Раз помысленное остается в человеке, если не нейтрализовано, то есть не потушено последующей, и лучше всего сознательной, мыслью. Надо пересмотреть вековые залежи. Тенденции идут из прошлого. По ним узнаются корни и вырываются, если они ядовитые. Внедрить в сознание нужно непреложность Пути и неизменяемости Владыки. Полагаться надо на Владыку, и тогда преуспеете на Пути. И, если нет в вас каких-то качеств, они есть во Мне, и при непрестанном Предстоянии будете приобщаться к ним и напитываться ими. Тушите самость свою, иначе креста не поднять и не сможете следовать за Мной.
Отвергнуться от себя – значит потушить свою личность. Сфера личных эмоций сводится к нулю. Самое слово «я» исключается из речи. Затвор кладется на все, где обычно привыкло проявляться «я». Опыт: попробуйте в обычном разговоре совершенно выключить элемент личных реакций. Отвечайте на все, но как будто говорите не вы, а посторонние, а вы лишь слушаете и наблюдаете как временные и случайные свидетели. Смотрите, возражайте, отвечайте, но не вибрируйте эмоционально, то есть как при абсолютном полном сохранении равновесия, как будто бы действительно личность как выразитель самости умерла. Улыбка, вернее, обычная людская гримаса улыбки, особенно характерна как дань самости. Смотрите: кругом маски, и эти маски поддерживаются конвульсиями гримас, являющихся оскалом самости. Паяц торжествует.
Сущность вреда заключается в рефлекторности. Маски – автоматы, все зависит от того, за какую веревочку дернули. Рефлекс автоматичен. Раб самого себя – как много кроется в этих словах. Так и живете в удушьях этого рабства, на замечая его ужаса. Так можно или «быть самим собой, или таскать себя повсюду». Личность умирает в каждом воплощении. Стоит ли давать ей власть? Надо привести к молчанию ее. Тогда явятся и величие спокойствия и равновесия и истинное достоинство. Итак, или флюгер для каждого ветерка и былинка, колеблемая ветром, или утес духа. Выбирайте! Попробуйте исключить октаву личных эмоций из своей души. Велика шкала ее проявления. К чему низшее? Когда-то и они были полезны, а теперь не нужны. Бесстрашие, равновесие, самообладание – явления одного порядка. Их корень – власть над самостью, над собой. В устремлениях духа твоих Утверждаю тебя и Даю Руку Помощи. Да будет светло тебе во дни мрака и скорби, и с тобой Я всегда. Помни.
БЕСКОРЫСТНАЯ ЛЮБОВЬ
Дитя моё, неужели неспособен ты постараться понять и проявить должное уважение к каждодневным мукам своего друга, жены, мужа — того, кто любит тебя в высшей степени бескорыстно, — для кого ты как звезда, каким бы недостойным, равнодушным, невнимательным и нелюбящим ни оказался ты на самом деле, — того, чьё сердце поёт сладкозвучную песню счастья, пока тянется день изнурительного труда, при одном твоём обращенном к нему добром или ласковом слове? О слепец и глупец, ты, кто всеми силами стремится накопить земные сокровища, совершенно не понимая, что бескорыстная любовь человека — это единственная для тебя возможность накопить бесценные сокровища в грядущие века.
С Горной Вершины. М.: «Сфера», 1998, с. 342
Послания Махатм (Твердыни Света)
Свидетельство о публикации №209092700177