Вокзал моего детства

 Мое детство прошло на вокзале, где в комнате отдыха матери и ребенка, сокращенно КМИР, работала мама. Из школы я бежала к ней, обедала, делала уроки, ходила на прогулку на перрон, или каталась на автобусе по кругу: железнодорожный вокзал, Савино, Супруновка. Вокзал середины пятидесятых жил своей сложной и многообразной жизнью, которая занимала меня  куда  больше, чем уроки.

 Зал ожидания был всегда забит до отказа. Жгучее любопытство вызывали темнолицые, в полосатых халатах или черных до пола бурках, люди. На них поглядывала с опаской, помня бабушкино предостережение:«Будешь баловаться - черкес украдет». Мне казалось, что обладатели халатов, с огромными дынями в авоськах, угощавшие меня урюком и изюмом, менее опасны, чем мрачноватые смуглые мужчины в высоких папахах.

Помню  красавца –горца в черной бурке, похожего на легендарного Чапаева. Увидев его, вдруг неожиданно для себя громко запела:«Черкес молодой, чернобровый, у черкеса кинжал новый, кинжал новый в грудь вопьется по кинжалу кровь польется». Сообразив, что может не поздоровиться, осеклась и услышала заливистый смех мамы, торопившейся по вызову в медпункт и оглушительный хохот покорившего меня «чапая». Растроганный кавказец подарил мне огромный красный гранат, который я никогда не пробовала. Было мне тогда от роду лет пять. Когда позднее у меня обнаружилось какое –то неблагополучие с кровью, мама послала отчаянное письмо бабушке, от неё стали приходить посылки с гранатами.

 Для пассажиров пригородных поездов, их звали рабочими, залы ожидания были отдельно, на площади, теперь здесь расположились остановки маршрутных такси и троллейбусов. Весной и осенью в пригородных залах ожидания толклись крестьянки в плюшевых жакетах, угрюмые небритые мужики в телогрейках и грязных кирзовых сапогах, с мешками и огромными фанерными чемоданами.  От узлов и чемоданов несло чем -то затхло- кислым, удушливым, а от серых грязных мешков тревожно пахло кровью.

Я со страхом  посматривала на их обладателей, нарисовав в воображении жуткие картины. В таком чемодане мог запросто уместиться ребенок. Не выдержав, я спросила маму, что за запах такой странный  и что это за страшные дядьки. Она резко оборвала меня и быстро вывела из зала. А на перроне объяснила, что это крестьяне возвращаются с рынка, распродав мясо, и боятся их только глупые дети, а я уже большая и должна понимать, что опасаться нужно как раз других, нарядных и хорошо пахнущих.

Восстановленное после войны здание было заполнено не только отъезжающими, сюда любили заглянуть горожане. В буфете перед рестораном продавалось пиво на розлив и мороженое. Здесь царила атмосфера вечного праздника. Из ресторана раздавалась музыка,  было светло и весело.

Став постарше, вечерами  мы с одноклассниками изредка заходили туда, чтобы купить пирожков или мороженого в пристанционном буфете. Рыхлый жирный пломбир в вафельном стаканчике был предметом моего постоянного вожделения.  Любимым местом вокзала для меня был зал ожидания поездов дальнего следования. Публика здесь была совершенно другой. Мне нравилось наблюдать за пассажирами южных поездов в ярких полосатых пижамах, неторопливо прогуливавшихся по перрону под руку с красивыми женщинами в нарядных  и кокетливых шляпках из соломки. С детства  меня притягивала царившая здесь взволнованная атмосфера праздника, связанного с отъездами семьи в отпуск.  Объявления диктора, всегда спешащие люди, гудки маневровых паровозов необыкновенно волновали меня.

 Поезда стояли подолгу, и казалось, что жизнь на перроне текла так же неторопливо и празднично,  как у курортников, так называли пассажиров южных поездов. К поездам   дальнего следования выходили крестьянки пригородных сёл, предлагая проезжающим домашнюю снедь - отварных или  зажаренных кур, горячую картошку в чугунках, закутанных  в какие –то тряпки,  молоко в бутылках, закрытых пробками из газет, лепешки сливочного масла, аккуратно завернутые в  капустный лист, лесные ягоды и фрукты. Мальчишки таскали кастрюли с вареной кукурузой, пирожками с повидлом или ливером, речную рыбу и раков к пиву, которое продавалось тут же на перроне. Мама иногда покупала у них для меня  что – нибудь  вкусненькое. Но это выпадало нечасто, в день зарплаты.

 Состоятельные пассажиры успевали пообедать за столиками ресторана, расставленными прямо на перроне. Провожая взглядом поезда, я мечтала о предстоящей поездке в Куйбышев, и сердце наполнялось ожиданием счастья. В мечтах я уже сижу в купе мягкого вагона.  Знак «Почетный железнодорожник», полученный отцом  в 1944 году,  давал право семье на проезд в мягком вагоне.

На столике постукивает в такт колесам забытая ложка в стакане, салфетка норовит сползти с небольшого столика, пока не прижмешь её тяжелой настольной лампой, в изголовье ярко светит утопленная в металлическую ракушку лампочка для чтения. Отец на верхней полке шуршит газетами, а мама читает очередной исторический роман.  Позднее пленило пастернаковское определение дорогого для меня места: «Вокзал - несгораемый ящик разлук моих, встреч и разлук». Чаще разлук. Но это уже будет позже


Рецензии
С учетом огромных российских расстояний, наверное, невозможно недооценить роль железных дорог в транспортной системе страны. Поэтому, думаю, что в детстве каждого из нас был свой вокзал.
Был он и у меня. Правда, станция у нас была небольшая, скорые поезда на ней не останавливались вовсе, а пассажирские стояли пару-тройку минут. Из вагонов никто не выходил. Скорее всего, именно поэтому на перронах никто никаких продуктов не продавал. Но пристанционный буфет был. И, конечно, там продавали много разных вкусностей. Мороженого, правда, не было. Наверное, холодильник был небольшой (если вообще был) и его использовали для хранения более важных и ценных товаров.
Зато в буфете можно было купить вафельные трубочки со сладким кремом внутри. Причем, крем этот был на всем протяжении трубочки, а не так, как сейчас, - только с обеих сторон и пустой серединой, поэтому трубочку надо было есть осторожно, чтобы крем не вылезал с дальнего конца.
А ещё в буфете продавали багдадские наны, непередаваемой вкусноты. Ну, и ситро, само-собою...

Константин Кучер   27.10.2023 10:26     Заявить о нарушении
На это произведение написана 41 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.