1. 3 Информация к размышлению

Дождь. Ливень. Только вчера ярко светило солнце, и на небе не было ни облачка. А сегодня… Черные тяжелые тучи заволокли небо до горизонта, и не было никакого просвета. С неба лилась вода и это были не отдельные капли, а целые потоки воды. Бабушка всегда в таких случаях шутила: «В небесной канцелярии протек водопровод, а нам расплачиваться!»
В такой день хочется устроиться в уютном кресле с книгой в руках у камина, или на худой конец у телевизора. И чтобы в свободной руке была рюмка чего-нибудь горячительного… Я покрутила головой: интересно, откуда у меня такие мысли? С чего это вдруг? А из головы между тем не шел сон, и не покидала странная уверенность, в том, что именно я видела…
Спросить было не у кого – бабушка, несмотря на ливень, успела куда-то уйти, при этом заботливо оставив завтрак на столе. Не везет… Что ж. Будем обходиться своими силами. Значит так. Сначала позавтракать, потом помыть посуду, потом… А вот что потом?  Позвонить Киру? Черт! Я ведь даже не взяла его телефон, и где он живет, не знаю.
А если уж быть совсем честной, то встречаться с ним мне не хотелось. Уж очень странными и пугающими были его перепады настроения, и эти разговоры о смерти. Будет лучше, если мы больше никогда не увидимся. Хотя это желание было из разряда невыполнимых. Если уж Москва «большая деревня», и в разных концах города можно совершенно случайно встретить одного и того же человека, то что уж и говорить об этом городке?
Мои раздумья прервал телефонный звонок. Я как раз домывала посуду, и от неожиданности чуть не разбила блюдце. Справившись с собой, я прошла в комнату и сняла трубку.
- Алло!
- Неля?
Я не сразу узнала голос. Он был какой-то странный, чуть пьяный, как будто говорившая немного выпила...
- Ира?
- Узнала все-таки?
- Да.
- Диня сказал, ты в городе… Это тебя я видела вчера?
- Да.
Все слова как будто выветрились из моей головы. Звонок был неожиданный, нежданный… Прошлое, оно опять стучалось в дверь. Но я не хотела открывать.
Ира, что-то говорила, а я привалившись к стене думала: «нет, нет, нет… Это в прошлом как там в песне:
«… Звонок звенит, нет слада
Душа тебя отпустит
Так надо.»
- Приходи ко мне..- Дошли до меня слова Иры - Я одна. Поболтаем.
- Нет. Ир, извини, мне некогда… - и я положила трубку, отсекая еще один кусочек прошлого.
Однако спустя минуту телефон зазвонил опять.
- Да!
- Нас кажется разъединили. – жизнерадостно объявила Ира. – Ты приходи, не стесняйся!
- Хорошо. - И я положила трубку.
Ира открыла почти сразу. На ней был потрепанный спортивный костюм, волосы были собраны в хвост.
- Привет! Заходи!
Я вошла и застыла на пороге до боли знакомой квартиры. Прихожая ничуть не изменилась за прошедшие года. Старые встроенные шкафы, тумбочка, над ней – овальное зеркало. Ира быстро достала пару разношенных тапочек.
- Переобувайся и проходи ну кухню, дорогу не забыла?
-Нет. Ты одна? А Денис?
- В военкомате...  Да ты заходи! Не стой на пороге!
Я нерешительно вошла на кухню, и  закашлялась - от густого запаха табака.
- Ну и ну! Никогда не переносила этого аромата… Кто это у вас так курит?
- Ой, я сейчас проветрю… - Ира бросилась к окну, резко его распахнула и тут же закрыла. - На улице еще хуже… Ливень… Пошли в другую комнату…
Комната, в которую Ира провела меня, была мне знакома. Но сейчас я с трудом ее узнавала. Раньше здесь была большая комната, а сейчас она была перегорожена на половину стенкой.  Получились две маленькие полутемные комнатушки.
В той половине, где мы оказались, было чуть-чуть посветлее. Стенка стояла задней стороной к нам. На вбитых гвоздях небрежно висело несколько блузок, свитера, футболки… В стороне на вешалках висели брюки. Сбоку в пакете небрежно валялось нижнее белье. Однако кровать была аккуратно заправлена. На маленьком столике лежала раскрытая книга большого формата. В этой часть комнаты стоял только один стул. Во всем чувствовалось запустение и безысходность…
Поймав  мой изумленный, взгляд Ира иронически пояснила:
- Мы с Дениской разнополые, знаешь ли… И уже слишком взрослые чтобы жить в одной комнате… Так что пришлось искать выход из положения…
Я покачала головой. Слов не было. Эта Ира не могла быть той прежней девочкой, какую я помнила…
- Вам должны были дать новую квартиру… - С сомнением протянула я.
- Как же! Санитарную норму мы выполняем… Нет, выкручиваться мы должны сами… Вот только как?
Я молчала. А что можно было сказать? В таком мире мы живем.
- Да ты садись, не стой! В ногах правды нет! - Ира решительно смахнула со стула всякую мелочь, а сама уселась на кровать, подогнув ноги по-турецки.
- рассказывай как жизнь.
- Нормально. - К горлу подкатил здоровенный комок.
Ира скривилась:
- И совсем ничего интересного? Не верю. Подожди минутку.
Ира вышла из комнаты, а спустя минуту вернулась, держа в руках по алюминиевой банке коктейля.
- Будешь?
Я сморщилась:
- Нет.. я спиртного почти не пью… Меня от него знаешь ли в депрессию вводит. А ты пьешь?
- И не закусываю! И в доказательство своих слов отхлебнула от банки. –  Странная ты Неля! Нет бы веселиться, а ты грустишь, после спиртного….
- Ага… Слушай, а курила тоже ты?
- Ага!
- Ирка? Что с тобой твориться?
- Со мной? Ничего. Просто жизнь такая… Поживи с мое у нас в городке и не такой еще станешь. Мы тут варимся в собственном соку… Ведь о нас все забыли... Врачей нормальных нет, никаких развлечений тоже… Ни кино, ни театра… Учиться пойти, кроме строительного техникума, некуда.. Клубов приличных нет! Весь город обойден и измерен сто раз!
- Паршиво!
- И не говори! Еще Диню в армию того гляди заберут…
- Ох… А отмазки никакой нет? – сочувственно вздохнула я.
- Нет! Хоть девчонку какую завел… На ближайшие 3-4 года была отмазка… А там бы может жизнь изменилась… Но не хочет! Честный больно! – И Ира испытующе посмотрела на меня, но я предпочла не заметить этого взгляда.
- А родители?
- Я же ясно сказала! Им на нас наплевать…
- Ладно Ира, я пойду. Мне пора.
И я, не прощаясь, выскочила за дверь. На душе было муторно, еще хуже, чем вчера.  И самое ужасное, я понимала: сейчас я предаю друзей. И ничего с этим я поделать не могла. Куда катится мир?
Домой я пришла в самых растрепанных чувствах. Бабушка, как ни странно уже была дома, хотя я отсутствовала не больше получаса. Она разбирала покупки на кухне.
- В магазин ходила? – вяло спросила я.
- Да. Что это ты такая невеселая?
- Бабушка, куда катится мир?
Отложив морковь, бабушка внимательно посмотрела на меня.
- С чего бы вдруг такие мысли?
- Зря я сюда приехала. Город изменился до неузнаваемости… И не только город.
- А что же еще?
- Не что, а кто, а кто… Люди… Я была у Иры. Она стала пить, и курить… А я не того и другого не переношу. Меня от спиртного тянет в депрессию, а не в веселье… Или это я ненормальная?- предположила я.
Бабушка неожиданно уронила морковь в раковину, и побледнела.
- Что с тобой? – испугалась я. - Бубуля, тебе плохо?
- Ничего – поспешно ответила она.
- Ты в лице изменилась, когда я сказала про то, что я ненормальная…
- Разве? Тебе показалось…
- Нет! Я что не нормальный человек? Но чем? Почему?
- Неля! Не говори глупостей. Все, не желаю больше ничего слушать! Посмотри дождь, похоже, перестал, так что небольшая прогулка тебе не помешает. Иди, пройдись.
И бабушка буквально вытолкнула меня из кухни.
Я только и могла, что произнести
- Ну-ну…
Дома сидеть абсолютно не хотелось, и я решила сходить в библиотеку, посмотреть, что там можно найти про грибы.

В светлом просторном помещение библиотеки было пусто. Ни посетителей, ни библиотекаря. Я не раздумывая, направилась к дальним стеллажам, к разделу «Грибы».
С полчаса я  просматривал книги пытаясь найти нужную информацию. Ничего. Все книги стоящие на полках предназначались начинающим грибникам. Как отличить съедобный гриб от ядовитого, где искать грибы… Подосиновики рыжики, мухоморы… И никакого намека на таинственного лесного незнакомца… Я устало выпрямилась и оглянулась. За стойкой библиотекаря стояла пожилая женщина, и молча, наблюдала за мной. Я невольно покраснела. Увидев, что она замечена, женщина подошла ко мне и мягко произнесла:
Вам помочь?
- С-спасибо… Извините, но я… мне… надо найти информацию об одном грибе…
- Ничего страшного. Вы ведь не местная? Хотите я вас запишу?
- Да, я из Москвы. Запишите, пожалуйста, я может быть что-нибудь, возьму почитать.
- Проходите к стойке. Ваше имя, фамилия, отчество?
- Нелли Тимуровна Галактионова.
Библиотекарша с удивлением подняла на меня глаза:
- Нелли, вы ведь внучка Марии Николаевны? Нестеровой?
- Да. Как ты догадался?
Хотя глупый вопрос. В этом городишке все наверняка знают друг друга в лицо.
- Она учительница у моего внука. И вы похожа на нее. Чуть-чуть. Но особенно глаза.
Я смущенно улыбнулась. От мамы, а ей от бабушки мне передался необычный зеленый оттенок глаз. У отца были темно-карие глаза.
- Может я могу вам помочь? Что вы ищете?
- Информацию об одном грибе. Проблема в том, что я не знаю названия, знаю только как он выглядит.
- Ничего не нашли?
- Нет. Может в читальном зале что-нибудь есть?
- Может. Следуйте за мной.
Библиотекарша направилась к закрытым дверям в стороне от стендов. Открыв дверь, она подвела меня к нужному разделу:
- Посмотрите здесь.
Я взяла с полки детскую энциклопедию «Биология», раскрыла на страницы «Грибы» и чуть не вскрикнула, увидев тот самый гриб. Но кроме названия и рисунка – никакой информации. Но название это уже хорошо. «Решеточник красный». Можно было теперь углубиться в книги, в поисках информации.
Усевшись за стол я, обложилась книгами и принялась искать. И через несколько минут поисков  была  вознаграждены - с картинки на меня смотрел точь-в-точь, такой как в лесу гриб. Он оказался разделе ядовитых…
Информации было всего несколько строк: «Красный решеточник очень редкий гриб. Занесен в Красную книгу Российской Федерации. Молодое плодовое тело шаровидное или яйцевидное, высотой 5-10 см, с тонким исчезающим слоем оболочки (перидия) и толстым студенистым сохраняющимся средним слоем. Зрелое плодовое тело состоит из сетчатого, куполовидного образования – рецептакула, без ножки, снаружи чаще удивительного оттенка красного цвета, реже беловатого или желтоватого, покрытого с внутренней стороны зеленовато-оливковым спороносным слоем – глебой. Петли сетки эллиптические, округлые или многоугольные.  Гриб распространяет на несколько метров вокруг зловонный гнилостный запах, привлекая насекомых - мух, разносящих споры.»
Не густо… Но это было уже что-то.
«Пахнет падалью? – подумала я. – Но там не было никаких мух. Запах бы их неминуемо привлек. Но это не был запах падали. Это был странный кисловатый аромат… У меня от него дрожь пошла по коже…»
И я опять вздрогнула от одного воспоминания.
Поставив книгу на полку, я вышла из читального зала, и подумав немного направилась к разделу фантастики, решив все-таки взять что-нибудь почитать. К своей радости я обнаружила там книгу своего любимого писателя Дина Кунца! Здорово! Это сразу подняло мне настроение. «Незнакомцы»… Этого я еще не читала. Взяв книгу я направилась к стойке библиотекарше.
Спустя минуту я вышла на улицу и прямо на пороге столкнулась с Кириллом. Он выглядел мрачным, не выспавшимся, за спиной висела неизменная гитара.
- Привет, - растерянно произнес Кир. – Что ты здесь делаешь?
- Я? Да вот книгу взяла почитать… А ты зачем пришел?
- Хотел, про те грибочки что-нибудь поискать…
Юноша говорил как-то вяло, без энтузиазма. Я заподозрила неладное, кажется, не у одной у меня есть проблемы… Я чувствовала это, может быть, потому, что настроение Кирилла было созвучно моему – погано-депрессивному?
- Кир, я нашла кое-что про грибы…
- Правда? И что?
Я огляделась, около библиотеки было неподходящее место, для разговора.
- Пойдем в парк… Там есть где посидеть…И я все расскажу.
- Пошли.
Через десять минут мы уже входили в широкие ворота парка. Прошли по центральной аллее, затем свернула на боковую тропинку. Деревья расступились, и мы оказались на залитой солнцем детской площадке. Она выглядела точь-в-точь как в моем детстве: горка, качели, турники, песочница, домик. По краям были расставлены скамейки. Ничего не изменилось, будто, только в прошлом году я играла здесь с Ирой и Денисом…
«Мы отсюда целыми днями не вылезали, – с грустью вспомнила я. – Эта площадка почему-то нравилась нам больше всех других»
Сейчас площадкам пустовала – прошедший ливень распугал детей и их родителей. Все скамейки тоже были мокрыми. Кирилл увидев это скептически хмыкнул:
- И где мы сядем?
Я, молча, потянула его правее к прятавшейся за деревьями закрытой беседке.
- Здесь.
Я не ошиблась в беседке было сухо, и мы с удобством устроились на деревянных скамьях.
Кирилл расчехлил гитару, и стал задумчиво перебирать струны. а я начала рассказывать, что мне удалось узнать. Юноша слушал не перебивая, и когда я замолчала он задумчиво произнес:
- Выходит это самые обычные грибы.
- Да, но они должны пахнуть падалью, гнилью, - возразила я. - И насколько я знаю, у грибов под кожицей плодовое тело, а не сок. И тот запах, знаешь, меня до сих пор пробирает дрожь при одном воспоминание...
Кир промолчал, и я попросила:
- Спой что-нибудь, пожалуйста.
Он искоса взглянул на меня и начал наигрывать мелодию и негромко запел:

Под музыку Вивальди, Вивальди, Вивальди
Под музыку Вивальди, под вьюгу за окном,
Печалиться давайте, давайте, давайте,
Печалиться давайте об этом и о том.
Об этом и о том.

Вы слышите, как жалко, как жалко, как жалко,
Вы слышите, как жалко и безнадежно как
Заплакали сеньоры, их жены и служанки,
Собаки на лежанках и дети на руках.

Пел Кирилл хорошо, но почему он постоянно выбирал такие песни? Грустные, щемящие душу?
Кирилл допел, отложил гитару, взглянул на меня:
- Прости, я кажется, тебя опять расстроил…
Я через силу улыбнулась:
- Пустяки. Это одна из моих любимых песен… Спасибо. И все-таки откуда ты такой депрессивный взялся?
Я тут же почувствовала, как юноша напрягся, и как бы отдалился от меня.
- А тебе это интересно? Ты тоже, не очень-то веселая!
- Да… Но это вовсе не означает, что весь мир должен скорбеть вместе со мной…
Мы помолчали, затем Кир как бы нехотя произнес:
- Я всю ночь не спал… Кошмар приснился… Поэтому и такой хмурый.
Я так и подскочила:
- Как и тебе?
Юноша мрачно кивнул. С минуту мы молчали, затем он сказал:
- Я проснулся около половины третьего ночи, весь в холодном поту… И не смог заснуть. Не представляю, как я буду эту ночь спать… самое странное, что на «трезвую голову» я понимаю, что вроде ничего особого страшного во сне и не было, было само ощущение страха, давящее, иррациональное…
- Понимаю. Во сне всегда так. Можешь пересказать свой сон, а потом я расскажу свой…
- Хорошо.
И Кир в двух словах рассказал о своем сне, при этом сделав упор, на странной сфере и голосе. Затем он растерянно повертел рукой и заметил:
- Во сне она горела, как в огне, а на вид с ней ничего не случилось. Знаешь, это все напоминает какой-то бред… Бред сумасшедшего. Может, я действительно схожу с ума?
Я нахмурилась, сон Кир ни капельки не походил на мой, да и с чего бы ему походить? Мы ведь, по сути, по-прежнему остаемся случайными знакомыми, и ничего кроме вчерашнего происшествия нас не объединяет. И все-таки будто какая-то заноза сидела в мозгу, не давая мне покоя. Чтобы отвлечься я начала рассказывать о своем сне.
Кирилл слушал не перебивая, с явным интересом, но в конце к моему разочарованию лишь пожал плечами:
- Ничего особенного в твоем сне я не вижу. Небось, начиталась книжек, или фильм какой посмотрела…
Пришлось его разочаровать:
- Дело в том, что я предпочитаю читать фантастику, а тема Великой отечественной мне просто неинтересна… И на ночь, я ничего не смотрела и не читала…
Неожиданно Кир заинтересовался:
- Постой, а с чего ты взяла, что видела блокадный Ленинград, а не какой-нибудь другой город? Ты сама была в Питере?
- Была, один раз, года три назад… А на твой первый вопрос я ответить не могу… Я просто ЗНАЛА, что это Ленинград. Знала, что на страну напали враги, что в городе голод. И еще… Когда я проснулась, то обнаружила, что у меня глаза на мокром месте. Понимаешь? И на душе было очень и очень гадко, я не просто превратилась во сне в маленькую девочку. Я стала ею. Я думала и чувствовала, как она… Я боялась, но страх уже был привычным; у меня желудок сводило от голода, и к этому я тоже привыкла; это я потеряла маму, которая погибла на моих глазах… Кир, я была Машей, и мне кажется, что я видела не сон, а кусочек чьей-то жизни… Настолько все было ярким и реальным…
- Хорошо, допустим, что это была своего рода «хроника» прокрутившаяся в твоей голове. Тогда возникает встречный вопрос: чью жизнь ты видела во сне? На это ты можешь ответить?
- Как это ни странно, но да. Маша – это моя бабушка. Мария Николаевна. Она мне как-то рассказывала, что потеряла мать во время бомбардировке в блокадном Ленинграде, в нее попала бомба.
Кир молчал, ему просто было нечем крыть. Да и я сама не знала, что думать, настолько дикими и неожиданными показались мне моя догадка, высказанная вслух, и моя уверенность в своей правоте. Чтобы скрасить неловкость, я перевела разговор на другую тему.
- А твой сон? Как ты думаешь, что означают, эти слова?
Юноша мрачно произнес:
- Понятия не имею… Просто кошмар и все… Самым нелепым мне в нем показалась мысль о соке гриба… С какой стати я вспомнил о нем во сне?
- Ну… - протянула я, - Павлов сказал, что наши сны, это «нереальные отражение реальных событий» Ты думал о грибах… Вот и мелькнула эта мысль.
- Возможно, не буду с тобой спорить. - Кир встал. – Я пойду, пожалуй. Не скучай!
- Пока… Завтра увидимся?
- Ага… встретимся здесь? Часиков в 10? – предложил юноша.
- Я так рано не встану. На каникулах я сплю до двенадцати часов. Давай ближе к вечеру часа в три?
- Договорились.
Кир ушел, а я решила почитать. Открыв книгу, я пробежала глазами первую страницу и нервно рассмеялась:
«Доминик Корвейсис уснул в постели, безмятежно раскинувшись под легким шерстяным одеялом и свежей белой простыней, а проснулся в темном чреве гардероба в прихожей под куртками и пиджаками, скрючившись в защитной позе эмбриона. Кулаки его были крепко сжаты, шея и плечи ныли от перенапряжения во время дурного сна, вспомнить который он, однако, не мог.
Не помнил он и того, как покинул свой удобный матрац, хотя само по себе ночное путешествие его не удивило: в последнее время такое с ним случалось уже дважды.
Сомнамбулизм, или блуждание во сне, феномен весьма опасный, занимал людей во все времена…»
Очень мило! Это я и называю книгой в тему!
И все-таки надо будет поговорить с бабушкой о блокаде…


Рецензии