Загадки Венеции

Сформулировать мнение об увиденном - значит пропустить через себя  все впечатления   и решить, чего больше: плюсов? Минусов? Выдать концентрированную выжимку всегда трудно, если  есть неоднородный набор -  от необычно красивого с вкраплениями незабываемого к подозрительному кичу - эдакому хвастовству коробейника перед покупателем: не проходи мимо, бери, хватай, отдаю бесценное даром…
Первый взгляд: о, да я это уже видела и не единожды! Но что-то царапает дежавю …что?
А…. вот -  что.
Венеция - это брэнд, растиражированный  во всех видах искусства и литературы. Картины, гравюры, фильмы….Знакомо, но… Первое удивление от города -  Венеция предстает каждому  совсем в другом виде, чем это ожидается..
Удивление номер два -  ни одно художественное творение не передает миражную акварель города так, как  есть на самом деле.  Парадокс - только своими глазами.

И вот переводной картинкой возникает видеоряд с водой и полузатопленными дворцами. Потом, а вернее, сразу следом, почти вплотную - звук. Звуки. Шлепки волн… Стук и скрип уключин… Переговоры гондольеров… Шум бурлящей воды от  корабликов, от берега к берегу пересекающих Большой Канал синусоидами вихляющих рывков... Это ново…
А еще  тепло камней и чуть влажный аромат воды… Вода зеленая. В воде - водоросли, яркие, как искусственные. Странно. Кто-то скажет: болото. Я говорю: изумруд.
 
В корабликах - больших и маленьких, шныряющих  рыбками и важно ползущих китами средней величины  - туристы вперемешку с местными жителями. Стоят  люди, как деревья в лесу, фото и видеокамеры наготове. Щёлк-щёлк - панорама - крупный план.  Толпа в восхищении. Ах-ах и всё такое. Да, и почему бы не поахать? Ахаем. Вполне искренне.
- Дворцы в воде…
- Это ж надо. …
- А, смотри, пожар, что ли у них недавно был? И там… и там…все горело.
- Ага. Двести лет тому  назад горело и до сих пор сажа. Думаю, хитрые они. Сажу нарисуют. Углы пообколотят.
- Дааа. Живописно… будто, так и потонем… вместе…

Мостики выгнулись подковками,  их не счесть. Собъешься с пути - мостик,  за ним  отбитый угол  очередного древнего дома. В этот, уже побитый временем угол,  гондола тыкается, добивает. Туристы в гондоле - как чижики, раззявя рты - присели по жердочкам-скамеечкам с резными ножками, обозревают красоты с водной трассы. Гондольер над ними -  Сусанин с веслом - тырк-направо, тырк-налево, катает, отрабатывает свои семьдесят евро в час. Здорово.

Не знала я, что в Венеции и по суше  пробежаться есть довольно-таки много места, хотя, вода   чувствуется везде, зримо и незримо. Она плещется в сознании саунд-треком, от этого ощущаешь себя,  как на палубе, только  не качает….

Чуть «зевнёшь»  указанный на стенах маршрут,  попадаешь в узкий-преузкий проход между домами. Своды - нагнись, головой пробьешь.  На окнах - решетки толщиной в палец. Стены своей облезлостью  кричат о древности. Дышит город средневековьем. Однако, двери  дорогим деревянным массивом на древность не тянут, новьё, таблички золотые. В одном стиле по всему городу, каллиграфно означают «ху из ху». Стильно, ничего не скажешь.

Трогаешь камни, металл и дерево поручней. Все негрубое, отполированное временем и множественными прикосновениями, увесистое.  Благородство  потертого антиквариата. Пусть и  слегка деланное, понятно. Простим. Все поймём. Сыграем в эту игру.
 
Чем хороша Венеция? Необычна... Изысканна... Непонятна  с оценкой простому неподготовленному взгляду. Тащит шлейф ассоциаций. Загадочна до жути. И Казанова по углам тут как тут. И Бродский. И Манн.

Она - оттуда, из тьмы веков, ничего (или почти ничего) не меняется, стоит  в воде и тешит взгляд своей странностью. Лодки -  единственное средство перемещения,  кроме ног, конечно. Никаких машин и  мотоциклов: либо иди, либо плыви.
Зелень неспокойной воды и  бесконечные по счету мостики.
Пугающий изгиб  нор- проулков, неожиданная радость мини-площадей с роскошью базилик и - вдруг! - аскетичность огромного здания  непонятного назначения.
Лабиринты города - это пазл. Попади туда вечером - забьешься в истерике, куда бежать? Куда  нырять? Вывески только что были… и вот - нет… стрелки  указателей под прямым углом изгибаются вниз, в воду …. Издеваются, что ли? Люди, ауууу….

Туристы в безумии мечутся. Многие с чемоданами на колесах, что как гири на ногах каторжника. Будто цепляются люди за единственную возможность оставить душу на грешной земле путем приковывания тела к низменному - вещам. Зато у  всех спортивный вид. Женщина на каблуках вызывает жалость. Уж поди, поскачи по каменьями и ступенькам мостиков.
 
Реверанс торговле - магазины в обилии по обеим сторонам  узких улочек.
Дамы в шоппинге сойдут с ума. Хорошо, что сиесту не отменяли, с часу до четырех - отбой, только на витрины подивиться и поахать.
 Глаза закрыть! Мимо! Магазины, вы отвлекаете, сейчас и так собьюсь с маршрута, и без ваших прекрасных сверкающих сказок с ценниками. Но! Руки тянутся. По рукам - бить. Хотя чего уж? Естественно, зацепишь  там-сям по единице с каждой лавки. О, ужас….
 
Стрелочки на стенах домов  назойливыми указками тычут  направление бега на короткую дистанцию - площадь Святого Марка. Идите, ищите и обрящете… Толпа также сигнализирует про правильный путь повышенной концентрацией спин с  рюкзаками.
Ага. Вот и оно. Чудное видение.
В простонародье  коротко - Сан Марко.  Подвиньтесь. А что? Миленько….Хорошая сцена и зрительный зал. Просто идеальная. Почему здесь на вручают Нобелевку? Надо подать идею. Просторно. Готика  острыми кружевами по обе стороны площади. Элегантное сочетание цветов: потертое белым серое, немного черноты по уголкам. Симметричный аккорд двумя руками, красота монотонного ряда, восторг геометрии и  благородство отсутствия лишних деталей. Это обрамление. Так сказать - рама. А что в раме?

В раме много чего. Сейчас голова от поворотов сорвется с резьбы. По центру  странного вида НЕЧТО.  Это сам Собор.Куда смотрит Папа Римский? Это же кувырок в сторону чуждых религий! Почти мечеть. Вот и Байрон, оказывается, со мной согласен.
В мозгу родился образ. Поделюсь им.
Итак.
Нацепите на одну шею  сто двадцать две цепи хитрого сечения и длины. Золото и серебро лавиной, на цепях - сто тысяч разноцветных подвесок всех мастей.
В уши вденьте   серьги, сколько влезет,  от мелких до провисающих к плечам. На руки  - по четному ( или нечетному) числу браслетов в каменьях и ажуре гравировки.
Прикройте тело парчой и бархатом. Сюда же - ситчику и сатину (не пропадать же добру). И золото, золото…много его…нижнее белье только из золота.
Сверху лифа -  атласный пояс с кошельком-мешочком, расшитым разноцветными витыми нитками и усыпанным жемчугами и  смарагдами . По подолу не пожалейте присыпать все бриллиантовой крошкой.
До кучи - кринолин. Взбейте складки попышнее. Расправьте кружева не сгибающимися  пальчиками в перстнях. Покажите ножку в мерцающем  чулке и сверкающей стразами  причудливой туфельке на  гнутом каблучке.
На голову - к высокому парику  не забудьте   папаху из норки, сверху -  массивную корону-кокошник с рогами из хрусталя и  чугунный жезл в руку….Лицо разрисуйте под «вамп»….
Вот вам и Собор Святого Марка. Замрите в восхищении. В таком виде  собирался переходить румынскую границу Остап Ибрагимович Бендер.

Все в нем по отдельности -  гениально. Что у Бендера, что у собора. Но в сочетании  - мой вкус буксует дать определение. Если давать ссылку на  перебор в  убранстве - вот вам и пример - из шкатулки с драгоценностями вываливаются  не помещающиеся туда ювелирные украшения различного калибра, стоимости и происхождения. Вполне возможно, где-то украденные. Забудем о соборе.
Венеция - это совсем другое.

Один из изысков Венеции - в  открытии для себя ранее неизвестных фактов. Город-то - остров, да  в окружении дополнительных островов, больших и крошечных - Марано, Бурано, Торчелло, Лидо … Кладбище Сан Микеле - на отдельно выбивающемся от всех - острове мертвых со славой живых. Печаль ушедших и веселье карнавала должны быть разложены по разным полочкам.

Вода, окружающая город, всегда готова подняться и затопить все, что (до поры - до времени) сухо. Полноводность лагуны -   достоинство и недостаток одновременно.
С набережной у Дворца Дожей  (вдруг и неожиданно!) глаз, привыкший к лодочкам-корабликам, видит огромный лайнер, важно ползущий по своим круизным делам. Уволакивает с собой орду туристов. Или приволакивает.

Изображениями крылатого льва - символа города - густо напичканы архитектурные сооружения, будь то - фасад дома, колонна или памятник. У льва человеческий оскал, крылья от неизвестной птицы и неестественно повернутая в сторону морда (так и хочется сказать: физиономия).
 
Везде взгляд ловит  архитектурный замысел сразу нескольких гениев. Гении не остались в долгу друг у друга. Перещеголять в шедеврах - дело чести. Нам, смотрящим, потом созерцать и ловить образы. Образы ускользают.

Театральности здесь, конечно, много. А места для расстановки декораций - мало. Вот и крутишь головой, но все равно, что-нибудь да упустишь. Глаза просятся быть биноклями, уши - магнитофоном, память мечтает записать все на ментальный диск. И что б ничего не стереть! Позже разберешься - куда сложить впечатления.

К вечеру, в темноте, дух  города усиливает налет тайны. Тайна множится и множится. Вот уже и не вмещает в себя моя венецианская коробочка все образы-видения, дайте чемодан, а еще лучше - вагон, я его загружу под самую крышу. Приеду, разберу, рассмотрю внимательней. Может, Венеция тогда и приоткроет из-под маски  свое истинное лицо.
Хотя я сомневаюсь.


Рецензии
Предыдущий рецензент про гениальность - в точку сказал! Согласен.Так на Прозе единицы пишут.Браво, Мнемозина!Ну и "бис", конечно. Буду ждать новых шедевров. Да и старые... зря удалили.

Алексей Анатольевич Карпов   21.03.2014 11:57     Заявить о нарушении
Благодарю, Алексей, Вы добры ко мне:))))
Я удаляю в архив те работы, что ушли к редактору. Он не любит, когда в Инете что-то отсвечивает. Я готовлю вторую книгу: надо наполнять ее приличным материалом; заодно править старое, не щадить, вдруг пригодится?
)))))))))))
С уважением,

Мнемозина   21.03.2014 17:55   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.