Загадки Венеции
Первый взгляд: о, да я это уже видела и не единожды! Но что-то царапает дежавю …что?
А…. вот - что.
Венеция - это брэнд, растиражированный во всех видах искусства и литературы. Картины, гравюры, фильмы….Знакомо, но… Первое удивление от города - Венеция предстает каждому совсем в другом виде, чем это ожидается..
Удивление номер два - ни одно художественное творение не передает миражную акварель города так, как есть на самом деле. Парадокс - только своими глазами.
И вот переводной картинкой возникает видеоряд с водой и полузатопленными дворцами. Потом, а вернее, сразу следом, почти вплотную - звук. Звуки. Шлепки волн… Стук и скрип уключин… Переговоры гондольеров… Шум бурлящей воды от корабликов, от берега к берегу пересекающих Большой Канал синусоидами вихляющих рывков... Это ново…
А еще тепло камней и чуть влажный аромат воды… Вода зеленая. В воде - водоросли, яркие, как искусственные. Странно. Кто-то скажет: болото. Я говорю: изумруд.
В корабликах - больших и маленьких, шныряющих рыбками и важно ползущих китами средней величины - туристы вперемешку с местными жителями. Стоят люди, как деревья в лесу, фото и видеокамеры наготове. Щёлк-щёлк - панорама - крупный план. Толпа в восхищении. Ах-ах и всё такое. Да, и почему бы не поахать? Ахаем. Вполне искренне.
- Дворцы в воде…
- Это ж надо. …
- А, смотри, пожар, что ли у них недавно был? И там… и там…все горело.
- Ага. Двести лет тому назад горело и до сих пор сажа. Думаю, хитрые они. Сажу нарисуют. Углы пообколотят.
- Дааа. Живописно… будто, так и потонем… вместе…
Мостики выгнулись подковками, их не счесть. Собъешься с пути - мостик, за ним отбитый угол очередного древнего дома. В этот, уже побитый временем угол, гондола тыкается, добивает. Туристы в гондоле - как чижики, раззявя рты - присели по жердочкам-скамеечкам с резными ножками, обозревают красоты с водной трассы. Гондольер над ними - Сусанин с веслом - тырк-направо, тырк-налево, катает, отрабатывает свои семьдесят евро в час. Здорово.
Не знала я, что в Венеции и по суше пробежаться есть довольно-таки много места, хотя, вода чувствуется везде, зримо и незримо. Она плещется в сознании саунд-треком, от этого ощущаешь себя, как на палубе, только не качает….
Чуть «зевнёшь» указанный на стенах маршрут, попадаешь в узкий-преузкий проход между домами. Своды - нагнись, головой пробьешь. На окнах - решетки толщиной в палец. Стены своей облезлостью кричат о древности. Дышит город средневековьем. Однако, двери дорогим деревянным массивом на древность не тянут, новьё, таблички золотые. В одном стиле по всему городу, каллиграфно означают «ху из ху». Стильно, ничего не скажешь.
Трогаешь камни, металл и дерево поручней. Все негрубое, отполированное временем и множественными прикосновениями, увесистое. Благородство потертого антиквариата. Пусть и слегка деланное, понятно. Простим. Все поймём. Сыграем в эту игру.
Чем хороша Венеция? Необычна... Изысканна... Непонятна с оценкой простому неподготовленному взгляду. Тащит шлейф ассоциаций. Загадочна до жути. И Казанова по углам тут как тут. И Бродский. И Манн.
Она - оттуда, из тьмы веков, ничего (или почти ничего) не меняется, стоит в воде и тешит взгляд своей странностью. Лодки - единственное средство перемещения, кроме ног, конечно. Никаких машин и мотоциклов: либо иди, либо плыви.
Зелень неспокойной воды и бесконечные по счету мостики.
Пугающий изгиб нор- проулков, неожиданная радость мини-площадей с роскошью базилик и - вдруг! - аскетичность огромного здания непонятного назначения.
Лабиринты города - это пазл. Попади туда вечером - забьешься в истерике, куда бежать? Куда нырять? Вывески только что были… и вот - нет… стрелки указателей под прямым углом изгибаются вниз, в воду …. Издеваются, что ли? Люди, ауууу….
Туристы в безумии мечутся. Многие с чемоданами на колесах, что как гири на ногах каторжника. Будто цепляются люди за единственную возможность оставить душу на грешной земле путем приковывания тела к низменному - вещам. Зато у всех спортивный вид. Женщина на каблуках вызывает жалость. Уж поди, поскачи по каменьями и ступенькам мостиков.
Реверанс торговле - магазины в обилии по обеим сторонам узких улочек.
Дамы в шоппинге сойдут с ума. Хорошо, что сиесту не отменяли, с часу до четырех - отбой, только на витрины подивиться и поахать.
Глаза закрыть! Мимо! Магазины, вы отвлекаете, сейчас и так собьюсь с маршрута, и без ваших прекрасных сверкающих сказок с ценниками. Но! Руки тянутся. По рукам - бить. Хотя чего уж? Естественно, зацепишь там-сям по единице с каждой лавки. О, ужас….
Стрелочки на стенах домов назойливыми указками тычут направление бега на короткую дистанцию - площадь Святого Марка. Идите, ищите и обрящете… Толпа также сигнализирует про правильный путь повышенной концентрацией спин с рюкзаками.
Ага. Вот и оно. Чудное видение.
В простонародье коротко - Сан Марко. Подвиньтесь. А что? Миленько….Хорошая сцена и зрительный зал. Просто идеальная. Почему здесь на вручают Нобелевку? Надо подать идею. Просторно. Готика острыми кружевами по обе стороны площади. Элегантное сочетание цветов: потертое белым серое, немного черноты по уголкам. Симметричный аккорд двумя руками, красота монотонного ряда, восторг геометрии и благородство отсутствия лишних деталей. Это обрамление. Так сказать - рама. А что в раме?
В раме много чего. Сейчас голова от поворотов сорвется с резьбы. По центру странного вида НЕЧТО. Это сам Собор.Куда смотрит Папа Римский? Это же кувырок в сторону чуждых религий! Почти мечеть. Вот и Байрон, оказывается, со мной согласен.
В мозгу родился образ. Поделюсь им.
Итак.
Нацепите на одну шею сто двадцать две цепи хитрого сечения и длины. Золото и серебро лавиной, на цепях - сто тысяч разноцветных подвесок всех мастей.
В уши вденьте серьги, сколько влезет, от мелких до провисающих к плечам. На руки - по четному ( или нечетному) числу браслетов в каменьях и ажуре гравировки.
Прикройте тело парчой и бархатом. Сюда же - ситчику и сатину (не пропадать же добру). И золото, золото…много его…нижнее белье только из золота.
Сверху лифа - атласный пояс с кошельком-мешочком, расшитым разноцветными витыми нитками и усыпанным жемчугами и смарагдами . По подолу не пожалейте присыпать все бриллиантовой крошкой.
До кучи - кринолин. Взбейте складки попышнее. Расправьте кружева не сгибающимися пальчиками в перстнях. Покажите ножку в мерцающем чулке и сверкающей стразами причудливой туфельке на гнутом каблучке.
На голову - к высокому парику не забудьте папаху из норки, сверху - массивную корону-кокошник с рогами из хрусталя и чугунный жезл в руку….Лицо разрисуйте под «вамп»….
Вот вам и Собор Святого Марка. Замрите в восхищении. В таком виде собирался переходить румынскую границу Остап Ибрагимович Бендер.
Все в нем по отдельности - гениально. Что у Бендера, что у собора. Но в сочетании - мой вкус буксует дать определение. Если давать ссылку на перебор в убранстве - вот вам и пример - из шкатулки с драгоценностями вываливаются не помещающиеся туда ювелирные украшения различного калибра, стоимости и происхождения. Вполне возможно, где-то украденные. Забудем о соборе.
Венеция - это совсем другое.
Один из изысков Венеции - в открытии для себя ранее неизвестных фактов. Город-то - остров, да в окружении дополнительных островов, больших и крошечных - Марано, Бурано, Торчелло, Лидо … Кладбище Сан Микеле - на отдельно выбивающемся от всех - острове мертвых со славой живых. Печаль ушедших и веселье карнавала должны быть разложены по разным полочкам.
Вода, окружающая город, всегда готова подняться и затопить все, что (до поры - до времени) сухо. Полноводность лагуны - достоинство и недостаток одновременно.
С набережной у Дворца Дожей (вдруг и неожиданно!) глаз, привыкший к лодочкам-корабликам, видит огромный лайнер, важно ползущий по своим круизным делам. Уволакивает с собой орду туристов. Или приволакивает.
Изображениями крылатого льва - символа города - густо напичканы архитектурные сооружения, будь то - фасад дома, колонна или памятник. У льва человеческий оскал, крылья от неизвестной птицы и неестественно повернутая в сторону морда (так и хочется сказать: физиономия).
Везде взгляд ловит архитектурный замысел сразу нескольких гениев. Гении не остались в долгу друг у друга. Перещеголять в шедеврах - дело чести. Нам, смотрящим, потом созерцать и ловить образы. Образы ускользают.
Театральности здесь, конечно, много. А места для расстановки декораций - мало. Вот и крутишь головой, но все равно, что-нибудь да упустишь. Глаза просятся быть биноклями, уши - магнитофоном, память мечтает записать все на ментальный диск. И что б ничего не стереть! Позже разберешься - куда сложить впечатления.
К вечеру, в темноте, дух города усиливает налет тайны. Тайна множится и множится. Вот уже и не вмещает в себя моя венецианская коробочка все образы-видения, дайте чемодан, а еще лучше - вагон, я его загружу под самую крышу. Приеду, разберу, рассмотрю внимательней. Может, Венеция тогда и приоткроет из-под маски свое истинное лицо.
Хотя я сомневаюсь.
Свидетельство о публикации №209092700433
Алексей Анатольевич Карпов 21.03.2014 11:57 Заявить о нарушении
Я удаляю в архив те работы, что ушли к редактору. Он не любит, когда в Инете что-то отсвечивает. Я готовлю вторую книгу: надо наполнять ее приличным материалом; заодно править старое, не щадить, вдруг пригодится?
)))))))))))
С уважением,
Мнемозина 21.03.2014 17:55 Заявить о нарушении