О книге Н. Макеевой Сияющий Бес
Потому просто напишу сочинение про эту книгу и всё.
Когда я её приобрёл из рук автора, будучи в Москве, то очень боялся разочароваться. Во первых - в литературных пристрастиях (при всём моём почтении к Женщине)я бешенный шовинист. Само понятие "женщина-писатель" ассоциируется у меня с плеядами породительниц трамвайного чтива и даже больше - с их читательницами. Женщина-поэтесса - это да, вполне представимо для моего неповоротливого ума, а с писателями... Мэри Шелли, Тэффи, Лидия Ланч, Наталия Медведева, Оксана Неробкая... больше-то я и не знаю никого. В оранжевой серии "альтернатива" что-то выходило скучное про ****ей-убийц, но там я даже имя авторши забыл за ненадобностью.
В Москве я наскоро книгу пролистал, отметил конечно же некоторое стилистическое сходство с Ю.В. Мамлеевым и предался посещениям мавзолеев, фетиш-магазинов и садов "Эрмитаж". Книга приехала на Урал и долго ждала своего часа. И наконец-то я начал её читать.
И пришёл в восторг. По моему книга уникальна. Да, иногда ассоциации с Мамлеевым проскакивают, но насколько я понимаю, и сама Наталья далека от того, чтобы отрицать влияние Юрия Витальевича. И ничего плохого во влиянии нет, потому что влияние и подражание - очень разные штуки. А подражания здесь нет и быть не может, потому что пишет именно Наталья Макеева - Женщина и Ведьма с больших букв.
Вот эти два аспекта "женский" и "ведьминский" - фундамент, на котором выстраивается повествование в книге "Сияющий Бес". Мужчина так писать вряд ли сможет. Он будет рассуждать об акватическом да лунном, проводить массу интересных аналогий - и не более того. А вот писать акватично и лунно Наталии Макеевой удаётся прекрасно, настолько что простое чтение рассказов смещает привычную точку зрения на совершенно иные ракурсы восприятия. В результате получается своеобразное чтение-опыт, расширение возможностей проникновения в реальность. Отсутствие чётких границ в этой реальности - тоже по-моему характерно для произведений Н.М. Потому что герои не переживают здесь особых стрессов и катарсисов, открывающих "глаз в бездну", они просто плещутся и перетекают свободно и бесконфликтно из состояния в состояние из жизни в жизнь в одной единой материнской первостихии.
Мне почему-то кажется, что бабушки-ведьмы глухих деревень и кривых переулков имели очень похожее мироощущение. Но я не могу этого конечно знать, просто мне так кажется. Ничего общего с современным образом ведьмы я не подразумеваю в прилагательном "ведьминское", прилагаемом к Наталье Макеевой. Здесь нет купленной в "эзотерических магазинах" атрибутики, заимствованных модно-немодных (о как модно нынче быть "немодным") оккультных, мистических, метафизических концепций, здесь нет многозначительного лексикона и восклицательной недосказанности, намёков и заговорщических подмигиваний "ну вы то знаете о чём это я". Ни малейшей декадентской мечтательности. Язык прост и красив, сюжет понятен и бесхитростен, никаких подстрочных шифровок. Поэтика непобедимой, неоднозначной и прекрасной русской "бесовщины", живущей рядом, вокруг и во всём и не желающей ни капли как-то "усложняться", принимать величественные позы, делать ррррррррррррр в камеру.
В общем - получаю огромное удовольствие и пользу от чтения, чего и вам желаю. Остаётся только пожелать Наталье, чтобы книгу издали вновь, более объёмным тиражом. Ну и новых книг, конечно.
И, спасибо!
Свидетельство о публикации №209092700440