Назад в СССР, или 20 лет спустя

        Как известно, все психологические проблемы закладываются в детстве. Эта аксиома лежит в основе психотерапии, со времен Фрейда. Менее обращается внимание на оборотную сторону – на  то, что там же, в детстве и ранней юности, находятся и источники решения этих проблем. Нередко они кажутся утерянными, или как в археологии - закрытыми последующими напластованиями, пластами жизненных периодов. Однако, точно так же, как в археологии проводятся раскопки, чтобы извлечь ценные  предметы прошлого – так же и в психологической археологии мы можем найти те поистине драгоценные крупицы жизненного опыта, которые важны для настоящего. Как писал В.О. Ключевский, история – это фонарь, который светит из прошлого, чтобы освещать будущее. Вот так и применительно к личной истории: осознавание прошлого освещает будущее, позволяя яснее видеть дальнейший жизненный путь.
Итак, займемся «психологической археологией» и реконструкцией истории
1. Вначале - реконструкция общей истории.
Для этого важно вспомнить типичные приметы времени. Задумаемся, ведь время для нас двойственно: есть время внешнее – и внутреннее. Во внешнем времени мы помним события, во внутреннем – помним себя во времени. И выходит, что вернуться в прошлое время – значит, вернуться в прежнего себя. Или вернуть себя – себе.
Причем прогулки в прошлое предпринимаются отнюдь не только с развлекательной целью. И даже не столько с целью познавательной, а еще и с целью практической, для реконструкции жизни: вернуться в прошлое, чтобы изменить настоящее. Извлечь уроки из прошлых ошибок – чтобы не допускать их впредь.
В какое именно прошлое возвращаться? Конечно, именно то, с которым связана «золотая» молодость и юность. Для людей, которым сегодня далеко за 30, а тем более для 40 летних, это время можно определить просто: «20 лет спустя». Для меня, например, как для представителя поколения 40-летних, таким временем была середина-конец 80-х, окончание вуза и начало самостоятельной работы, масса надежд и планов – и общее настроение изменения жизни. Настроение, витавшее тогда в воздухе – новых жизненных перспектив, как личных, так и для всего общества, «перестройки» жизни… пока еще это слово не стало вульгарным вследствие излишне частого употребления, а потом – разочарования из-за неоправдавшихся ожиданий.
Однако, как гласила надпись на перстне мудрого ветхозаветного правителя: «Все проходит». Прошло и это время – оставив на память некоторые достигнутые результаты. А кое-что сохранить не удалось, и оно ушло – как кажется на первый взгляд, безвозвратно. Ушла атмосфера той эпохи, главным в которой были человеческие взаимоотношения. Жизнь изменилась по сравнению с тем временем, увы, не в лучшую сторону – не в материальной сфере, а в отношении людей друг к другу. Сегодня, когда мы живем в атмосфере стресса и взаимной конкуренции, тотального недоверия и сплошных манипуляций, стрессовых расстройств стало в 2 раза больше, чем когда-то, в «советское» время. 
Каким же именно оно было, то время, «в отношении отношений»? Люди относились друг к другу проще, дружелюбнее, более открыто и естественно. Можно сказать, по-человечески. Слово «товарищ» было в обиходе куда более частым, чем казенное «гражданин». (И «затертый» девиз: «Человек человеку – друг, товарищ и брат»). Вот – то, что мы потеряли, и что было бы очень полезно вернуть.
Привычки людей, не привыкших к вражде – соседи знали друг друга во всем подъезде, ключи хранились под ковриком… почтовые ящики не запирались, так же, как и двери подъездов… домино во дворах, гаражи – которые функционировали как «мужской клуб»
Демонстрации и субботники… отрывные билеты в транспорте… подсобные участки – скудные 4 сотки… шок для австралийцев: «дача» для медитации и 68 кустов картошки, чтобы пережить суровую голодную зиму. Отслужить в армии – все еще престижно для молодых людей (особенно если вступить в кандидаты КПСС и получить направление для поступления в вуз). Инженер – звучит гордо (еще не «инженегр»), хотя и оплачивается небогато. Врачи и учителя – уважаемые люди, почти как продавцы. Добрые милиционеры, к которым можно обратиться с просьбой о помощи, лозунг – «сила милиции в единстве с народом»…
Детские и подростковые воспоминания: советский детский садик – фанерные стульчики и детские столики, аляповато расписанные «под хохлому»... Школьная форма тех лет... Деревянные парты с многослойными «археологическими» напластованиями масляной краски, перекрашиваемые неумелыми руками самих школьников, год за годом, в течение лет этак 20, а то и 30 – и с вырезанными перочинным ножом на внутренней поверхности столешницы образцами народного школьного творчества. Сбор макулатуры и металлолома после уроков, «барщина» на овощехранилище, очистка снега и подростковые разборки на школьном дворе. А пионерлагерь! Тот пионерский лагерь, из которого выросла вся страна – хотя на самом деле, он так и не закончился, а продолжается до сих пор (все живем в одном большом пионерлагере 2.0 или 3.0)
Возможно, в памяти ярко сохранились приметы позднесоветского, кооперативно-перестроечного времени, когда кооперативные джинсы или кожаная куртка была символом крутизны, а видеомагнитофон приравнивался к автомобилю. Или «сухой закон», когда спиртное было по талонам, «безалкогольные» свадьбы… Магазины для новобрачных, где отпускали товары по «приглашениям» из ЗАГСа, и порой молодежь подавала заявления только для того, чтобы там «отовариться», а потом «передумать»…
Никаких мобильных телефонов! Сравните с сегодняшней бесконечной спешкой: какая была тишина и спокойствие! Какое размеренное, неторопливое и умиротворенное течение жизни! Как будто бы люди жили медленнее, не спеша – и разговаривали подолгу, и думали о многом, а не только о материальном... А предрасполагала к этому привычка к чтению – опять же, ныне в массе населения утраченная. 
Вспомним книжный дефицит в стране всеобщей грамотности и поголовной любви к чтению, сдача макулатуры в обмен на талоны, по которым можно было приобрести книги в специальных отделах книжных магазинов... Журнал «Огонек», пользовавшийся всенародной любовью, и библиотеки «художки», издававшиеся как приложения к журналам… Произведения, которые вызвали общественный резонанс в те годы - Ф. Искандер «Кролики и удавы», А. Зиновьев – «Зияющие вершины», А. Платонов...
На экране ТВ – программа «Время» с бравурной мелодией «время, вперед» и прогнозом погоды для о-очень большой страны (теперь – заграница)… детские мультфильмы, «Ну, погоди»..  «Утренняя почта».. «Семнадцать мгновений» в черно-белом цвете… Новогодние «Голубые огоньки», конкурсы «Песня-198…» Перестроечный КВН с Я. Левинзоном… юмористическая «12 стульев» с пародистом А. Ивановым… Захватывающие трансляции заседаний Совета нардепов СССР… потом растущая риторика: «Перестройка - гласность – ускорение»...
Потом настроение общества начинает меняться, как будто бы сняли «розовые очки». Нарастает волна «чернухи» и «жареных фактов» в СМИ, ревизия прошлого и драматизация настоящего – телевизионные «600 секунд»
Наступает период материальных трудностей, причем нарастающих: пустые полки и прилавки магазинов, талоны и очереди, когда матери выстаивали их вместе с малолетними детьми (мама – в одной, ребенок – в другой)… Табачные волнения… замораживание вкладов в сберкассах (деньги с книжек не выдавали!) и павловская денежная реформа

Вспомнили все эти события, людей, вещи – те объекты, которые сохранились в памяти, те события личной истории, которые отразили течение истории общей? А себя в том времени – можете вспомнить? Не только внешне, как это бывает, когда мы реально или мысленно перелистываем фотоальбом, но и внутренне – вспомнить собственное ощущение жизни.


Рецензии