Бегает и бегает

Читать пред. главу http://proza.ru/2009/12/03/536


Из книги "Заходер и все-все-все" Галины Заходер, изд."Захаров" 2003 год, тираж 4 000 экз.
                Часть V
                "Бегает и бегает"
Недавно услышала реплику: «Гале хорошо, она прожила жизнь с Борей как за каменной стеной». И - задумалась.
Да, я, действительно, прожила с мужем жизнь как за каменной стеной.
Что это было - большая мудрость или эгоизм с его стороны, когда Борис, продумав нашу дальнейшую жизнь, предложил мне оставить работу и посвятить себя только семье? Не хочу даже думать, как бы все сложилось, не случись наша встреча...
Вспомнила случайную сценку, увиденную на рынке, которая характеризует нормальное отношение мужей к женам.
Мужчина приценивается к дамскому плащу, прикладывает его к себе, видимо, пытаясь понять, подойдет он или не подойдет. Продавщица участливо спрашивает:
- Примерно, какого роста ваша жена?
Муж начинает суматошно приставлять руку ко лбу, словно отмеряя рост жены, опускает ладонь чуть ниже. Машет безнадежно рукой:
- А кто ее знает, бегает и бегает…
Недавно у меня были в гостях друзья - муж с женой. Я сразу заметила, что жена сменила прическу. Мы с ней обсудили результат. Муж слушал, смотрел на жену, потом говорит: «Надо же, я сам тебя отвез в салон, а даже не заметил, что ты изменила не только прическу, но и цвет волос».
Это норма. А у меня было исключение. Боря замечал даже новые носочки, не говоря о чем-то более крупном. Ни одна моя обновка, а уж прическа – и подавно, не могла проскочить мимо его внимания.
- Галочка, нарисуй глазки. - Значит, я плохо выгляжу.
- Галочка, посмотрись в зеркало. - Значит, я разлохматилась.
- Лучше надень брючки, - предпочитал видеть меня в брюках.
Я никогда не обижалась на такие просьбы, понимая, что это не придирки, а внимание и интерес, тем более, что непременно, каждый раз после такой просьбы или после удачного обеда, или просто без повода Боря протягивал мне руку, чтобы я вложила в нее свою, и произносил иронично-торжественно:
- Дай поцеловать ручку, благородная женщина!
Совсем недавно, в последний год своей жизни, поцеловав руку, добавил строки, которые, хотя и шутливо, говорят о многом:

После пяти лет замужества
Пора давать орден за мужество.

Теперь мои подруги говорят мне, как я сберегла, сохранила в себе, даже приумножила душевные качества, растраченные ими на праздные разговоры, ссоры и дрязги на работе.
Да, мой муж уберег меня от соприкосновений с темной стороной жизни.
И не только с ней.
Быть может, в предчувствии своего ухода, а может - просто заботясь обо мне, буквально в последний год решил поменять всю устаревшую технику, начиная от телевизора, стиральной машины, кончая автомобилем. «Я спокоен. У тебя все новое, тебе не придется заниматься ремонтом». И это, сидя дома на инвалидном кресле. Интернет, покупка с доставкой на дом. Даже покупку машины он подготовил мне так, чтобы это было недалеко от дома, чтобы сразу и на учет поставить. Мне оставалось только поехать и забрать то, что уже выбрано им.
«У тебя должно быть все…».
Собирался пристроить к дому зал, где бы можно было устроить постоянную экспозицию моих картин и фотографий. Не успел.
А у меня на сердце горечь от одного воспоминания. В этот же последний год я слышала его сетование: «Неужели мне так и придется умереть под этим потолком?»
Дело в том, что как раз над спальней находятся водяные баки – у нас собственное водоснабжение. Вода идет самотеком. Как сказал однажды наш друг-немец, моясь под душем: «У вас гомеопатический душ».
Был случай, когда не сработало реле отключения водяного насоса и вода, перетекая через край бака, облила потолок, нарисовав на нем фантастические разводы. Я не решилась на ремонт, оберегая покой мужа.
И вот теперь уже я, лежа под этим же потолком, как рефрен повторяю те же слова: «Неужели я тоже умру под этим потолком?»
Скажу, что по прошествии двух лет я решилась на ремонт. Каждый знает, что это такое, да еще в старом и старинном доме…
Уж и не знаю, одобрил бы Боря мое начинание? Мне кажется - хоть я и не суеверна, - что я словно бы получаю от него сообщения: как я должна жить…

…Я понимаю, наш союз был в какой то степени исключением из правил, хотя таких исключений бывает немало.
Надо было, чтобы мы оба, пройдя через разнообразные жизненные коллизии, оценив свои ошибки, не повторили их. Чтобы Борис все продумал, а я согласилась с его предложениями, одним из которых было – отказ от притязаний на собственную карьеру. (Попросту говоря – бросить работу.) Мне, правда, она и не угрожала. Я сделала «карьеру», став женой Бориса Заходера. В этом смысле она состоялась.
Я думаю, что за долгие годы совместной жизни мы стали словно бы единым организмом. Дело доходило до абсурда. Если заболевал муж, то и у меня начиналось непременно нечто подобное. Понятно, если мы заражалась гриппом, но чтобы начинали болеть те же суставы или какие-нибудь органы, что и у него? Я словно проверяла его болезнь на себе. «Почему ты прихрамываешь? – спрашивал он. - Ведь ноги болят у меня». Бориса это иногда сердило, но чаще смешило. «Ты что, нарочно меня огорчаешь?» - говорил он, пытаясь скрыть улыбку. Если ему надо было сбрасывать вес, я вместе с ним садилась на ту же диету, хотя не очень нуждалась в этом. Я должна была пройти вместе с ним это испытание, чтобы понимать, где граница, через которую мы не должны переступить, - не переусердствовать.
Из моего дневника.
«I3 ноября 1999 г.
Посмотрела в окно, и почему-то всплыли стихи: «Славная осень, здоровый, ядреный, воздух усталые силы бодрит…» Стала вспоминать забытые строки, почти все вспомнила. Боря в это время, искупавшись, вышел из ванной. Я ему сказала про стихотворение, а он мне в ответ:
– Ты, наверное, слышала, что я его утром тоже читал вслух. Я еще восхитился словом «ядреный».
– Нет, я ничего не слышала, я была в кухне и глядела в окно на птичек.
Просто удивительно, и это не первый раз. (Иногда я не хочу о чем-нибудь говорить, чтобы не огорчать его, а он, словно чувствуя, тут же спросит именно про это).
-У нас, видимо, общие протоки, - сказал Борис».


Есть одна деликатная тема, которая тревожила меня, мне хотелось поделиться с читателем, но я не смела. Уже закончив книгу,  в самый последний момент,  решилась. Вдруг она поможет кому-нибудь в сходной ситуации понять свое состояние.
Когда я услышала слова: «Заходер умер»,  возможно, не в тот же момент,  но  в тот же день,  со мной  произошло нечто такое, что  заставило меня усомниться – нормальная ли я. Словно игнорируя отчаяние, огромное горе, поглотившее весь мой разум, мое тело повело себя совершенно неожиданно: оно словно взбунтовалось.  Оно потребовало того, о чем последнее время, в силу разных причин, словно забыло… Мы и так были одно целое…
И вдруг осталась только половина...

                След глава http://www.proza.ru/2009/12/06/467


Рецензии
Поговорка есть хорошая: "замужем за мужем" ))

Галина Сергеевна! Я давно уже перекачала многие главы Вашей книги себе в папку и читаю время от времени. А любимого Стерна очень часто: он приносит мне умиротворение и нежность к окружающему. Вот так вот...
А сейчас думаю, это в конце концов невежливо, Вы заходите ко мне, а я у себя в уголке читаю Вас. С удовольствием прошлась по знакомым страничкам.))

Радости Вам, гармонии с собой и миром.

Ваша Галина

Галина Савинкина   08.12.2015 15:26     Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.