Родники
Эглайне… Еловка… По преданиям ее основали ЗАБЕГЛЫЕ староверы, когда на Руси случился великий Раскол. Народ был трудолюбивый: вырубили вековые ели, раскорчевали пни, засеяли рожь…
История – точнее, предыстория - появления старообрядцев на этой земле.
Дело в том, что в середине 17 века тут разгорелась эпидемия чумы. Мор, по научному…
Народ косила смертушка сотнями и тысячами… А для баронов, что владели этими землями, говоря современным языком, рабочая сила была нужна.
Так и совпали два момента – стремление староверов убежать, укрыться от никоновских реформ и свободные ( волею судьбы) земли. Стали приверженцы старой веры челом бить тамошним правителям: мол, не гневитесь, дайте приют обездоленным.
Местный барон снизошел (а куда ему было деваться!) А староверов не испугал даже тот факты, что бациллы чумы в одночасье не исчезают – НАСТОЛЬКО сильна была их вера!
На память о бароне осталась замковая гора – рукотворный холм, насыпанный, без сомнения, вручную, без применения какой-либо строительной техники. Гора эта поросла вековыми дубами…
Тут надо сделать небольшое лирическое отступление. Эта гора – идеальное место для проведения праздников Лиго. Веселились здесь и в советское время, когда, как утверждают ныне, этот праздник был под запретом. Гуляют тут и в наши дни. И то! И за ветками для Яновых венков далеко ходить не надо, и атмосфера романтически-средневековая…
Кстати, о замке и бароне. Старожилы говорили, что хозяин замка появлялся тут нечасто. И когда он появлялся в своем поместье – над замком взвивался его штандарт. И тогда подданные могли запросто придти «на поклон» к доброму барину, который,( помните?) всех рассудит…
Места вокруг замка, вернее, его развалин, очень живописные.. Были тут и молочная, которая снабжала барина свежим молоком и сливками к кофе, и розарий, и пруд, в котором – без сомнения, плескалась форель ( не случайно это местечко носит название – ЛАШИ – лососи).
От прежней роскоши до недавних пор сохранились лишь баронская конюшня, в которой долгое время размещался… клуб(!?) Но и он пал жертвой перестройки – раскатали его по кирпичику, пустили на нужды народного хозяйства…
Эглайне-Еловка обрамлена ожерельем из девяти озер. Озера – рыбные, заповедные… Доходит до парадокса – частенько летом вокруг бушуют грозы, льют дожди… А тут – полное вёдро – ни дождинки! Местные старики все списывают именно на озера – мол, «выпивают» они воду, притягивают к себе дождевые тучи…
Страдают от этого местные огороды, скотина…
Ну, насчет животины я, пожалуй, хватил… Если раньше, при «проклятом социализме», корова мычала чуть ли не в каждом дворе ( а всего дворов чуть больше сотни) – то сейчас это, пожалуй, скорее экзотика… Плюс такой факт – по осени, примерно в ноябре-декабре поутру окрестности оглашались неистовым визгом поросят, идущих на смерть… Теперь – если и взвизгнет – то один-два…
Умирает моя деревня, умирает… И не спасает ее даже то, что усилиями местных подвижников был организован музей латышского просветителя Стендера…
Да что музей?... Прошумел шинами экскурсионный автобус, затормозил у памятного камня… Полюбовались туристы предметами быта «из старой жизни», оставили дежурную запись в книге посетителей, сели в салон – и вперед, к цивилизации! А деревня остается умирать…
…Помню, в детстве с батькой ходили на рыбалку на одно из озер. Выбирая со дна самодельный якорь, сделанный из двух кирпичей, накрест перехваченных прочным шнуром, я обратил внимание на то, что к кирпичам прилипли серые песчинки с вкраплениями как бы слюды. Спросил отца: что это?
Он ответил:
- Это, сын, родники… Со дна бьют. Значит, и озеру этому жить века. Не зарастет оно, коль родники живут…
Так и память моя – жива и жить будет, пока мой «родник» в груди пульсирует…
Свидетельство о публикации №209092800491
Читаю Ваши мудрые зарисовки, очень поэтические, в них отражается весь мир через Вашу "слюдяную" песчинку - не очень грубо я выразилась?
Согласна, что старая Рига напоминает даму, вернее, бабушку Бальзаковской дамы. А эти самые родные места никогда не умрут, как и сама Латвия. Хоть ливов больше и нету на земле, но остались книги о них. Например, я вывезла из Ленинграда один раритет: толстенную книгу в красном переплете, богато украшенную иллюстрациями с древне-латышскими украшениями. Это символическая поэма Райниса "Огонь и ночь", изданная в Риге в 1953 году.
Так вот там все про вас, ливов! Надо только перевести на доступный язык, и будет прекрасная историческая сказка.
А еще не могу не сказать про немецких баронов, которые во времена войн Швеции с Россией и в результате политики заселения Финляндии, которую проводли шведский король, в массовом порядке, "пачками" скупали земли в Суоми. Я живу рядом с одним таким поместьем, приобретенным когда-то прибалтийским аристократом.
Эти самые "бароны" много сделали и для России. Одно имя скульптора Клодта чего стоит! Я уж не говорю про мореходов, Крузенштерна, например.
Собираюсь съездить к вам в начале декабря, готовлюсь к поездке, читаю про Ригу.
Милла Синиярви 09.10.2010 10:20 Заявить о нарушении
Да, я стараюсь как раз и видеть мир через свою "слюдяную" пластиночку.
Рига малость изменилась со сремен ССР - и не всегда в лучшую сторону. Много заброшенных домов (естьт хозяева у них. но нет денег на реставрацию).
Насчет ливов - это маааленькая ветвь латвийского (подчеркиваю" латвийского народа, которая на грани исчезновения. О языке я уже и не говорю.
Я - потомок старообрядцев. убежавших сюда после раскола на Руси в 17 веке.
Я не против баронов. При них - если верить первоисточникам и свидетельствам живших тогда старожилов - жилось неплохо. По крайней мере, землю они давали крестьянам. В аренду, не в собственность, но и это было неплохо по тем временам.
Да, и Клодт, и Крузенштерн - это личности.
Как-нибудь продолжим диалог?
Насчет книги "Огонь и ночь" - это толстый фолиант, с бонгатыми иллюстрациями, каждая из которых отделена страничкой из папиросной бумаги???
Приезжайте в декабре! Не самое время для турпоездки, но и Латвия (Рига) зимой имеет свой шарм.
Простите, а как вы оказались в Суоми?
(Можно в личку).
Леонтий.
Леонтий Исаков 09.10.2010 17:45 Заявить о нарушении
Старообрядцев я встретила и в Финляндии:
http://proza.ru/2009/04/23/541
Чувствую, что нам с Вами есть о чем поговорить! Про ливов я как раз сейчас читаю. А про Лиепаю пишу. Когда рассказик про этот морской порт, ставший вехой в истории Финляндии - вот для Вас новость, да? - опубликую, дам Вам ссылку.
Лиепая ведь недалеко от Елгавы, да?
Милла Синиярви 09.10.2010 18:15 Заявить о нарушении
Милла Синиярви 09.10.2010 18:24 Заявить о нарушении
Так что получится километров 120.
Так у латышей ВСЮ ЖИЗНЬ была борьба. Если в прозаических произведениях с какими-то мистическими рыцарями ("Черный рыцарь"), то в нынешней политике - против русскоязычных.
Насчет ливов - к великому моему стыду - как-то не углублялся особо в их историю. Займусь на досуге - обещаю!
Леонтий Исаков 09.10.2010 18:53 Заявить о нарушении
На финском языке больше сведений о ливах, чем на русском. Я всегда сравниваю тексты Википедии на русском и финском, так вот финны постарались. Наверное, на латышском еще больше?
Милла Синиярви 09.10.2010 19:00 Заявить о нарушении
Потому как о ливах тут стараются громко не говорить... (Нет народности - нет проблемы...)
Леонтий Исаков 09.10.2010 19:07 Заявить о нарушении
Леонтий Исаков 09.10.2010 19:13 Заявить о нарушении
Леонтий, извините за сумбурность, я пишу прямо в окошко, без всякой редактуры - возможен бред! Тем более собака просится на улицу и тыкается мордой в колени.
Да, за приглашение спасибо. В этот раз мы едим от школы, на самолете Хельсинки - Рига, останавливаемся в каком-то новейшем отеле. Мне от коллектива отлучаться нельзя, но в следующий раз, когда одна поеду, с удовольствием познакомилась бы с Вами, если можно.
Милла Синиярви 09.10.2010 19:27 Заявить о нарушении
Это от того, чтобы "отмазаться" от славян... Это сейчас мродно.
Хотя... Есть что-то...
По крайненй мере, языки финско-угорской группы... Взять тот же венгерский (имел честь жить в Будапеште 5 лет) - НИЧЕГО общего с финским не имеет.
Леонтий Исаков 09.10.2010 20:01 Заявить о нарушении