Еще один отрывок из Р. И
Веришь ли, в последние дни пребывания Там я стал ощущать себя участником какого-то жестокого эксперимента. Вот она, пресловутая человеческая не-свобода, в действии. Если мои опасения верны, получается замкнутый круг: человек, не искажающий реальность, действует по «шаблону», а способный к искажению есть просто «лабораторная крыса», на которой апробируются новые открытия великой Мысли. Нет, все-таки это величайшая глупость – считать человека венцом творения. В том случае, если «творение» есть только процесс, но не мысль. Если же создание человека – осмысленный акт, его судьба полностью находится в руках Творца. Таким образом, мы зависим либо от «Демиурга», либо от более высших созданий неразумного «творения».
Реальность искажается, на этот раз для того, чтобы бросить меня обратно в мир Неизбежности. Ты еще спишь, значит записка не прочитана, нужно поскорее ее уничтожить. Этот мир – как крупная корпорация, в нем мое положение стабильно, но свобода действий сильно ограничена. Мир искаженной реальности – это как собственный бизнес: капитал ничтожен, велика угроза банкротства, зато делать можно все, что угодно. Жизненный опыт научил меня избегать рисковых ситуаций. Потерявшему Мир юрист не поможет. Будем же старательными в малом.
Надо хором помолчать за чашкой кофе. Ты догадываешься, я тоже всю жизнь только и делаю, что догадываюсь. Ходьба по кругу. Сейчас я, наверное впервые с той самой встречи, ценю в тебе именно то, что ты - женщина. Прилетел из космоса и понял, что по принятии ста грамм надо закусывать. Твоя задумчивость интеллектуальна. Обычно люди, погруженные в думы, выглядят очень глупо, поэтому в качестве апологии хочется услышать их слова. Мне вдруг захотелось обнять тебя за плечи. Какая глупость, похоже я становлюсь консерватором. Обживаюсь в неизбежности.
Рефлектирующий человек обречен на размышления о собственной свободе и несвободе. С одной стороны нам кажется, что последнее слово в том или действии, участниками которого мы являемся, остается за нами. Иногда для того, чтобы доказать свою независимость, люди попирают моральные устои общества, а порой совершают вещи, невыгодные им самим. Вот эта пресловутая избыточная свобода, свобода во вред, и порождает учения, верования, утверждающие априорную несвободу человека. На самом деле, до свободы необходимо «дорасти», а это дано далеко не каждому, поэтому проецирование этических установок гениального мыслителя на человека толпы есть занятие крайне опасное.
Одни любят сходить с ума, для других нет более любимого занятия, чем обвинять других в неадекватности. Кто-то извечно критикует состоятельных людей, другие же посмеиваются над теми, кто, обладая сильнейшим интеллектом, довольствуется зарплатой какого-нибудь старшего научного сотрудника. Стариков раздражают шумные детские игры, дети же не в восторге от старческого занудства. А если так, то разве можно говорить о некоей «единой» Истине? Пускай мне скажут, что все приведенные примеры – мелочи жизни, а та самая единая Истина находится выше всего земного, но тогда у меня рождается вопрос: как же тогда человеку быть Ей угодным, если все его поступки – такая мелочь, в которой Истина не пребывает? Так рождаются догмы. А в принимаемом некритически истины быть не может. Это даже не кот в мешке, ибо истина не есть материя, которая обладает теми или иными качествами, но есть идея, требующая обязательного понимания от ее носителя. Понятно, что прийти самому к пониманию Истины дано далеко не каждому, а принять на веру чужие моральные установки может любой. Поэтому я считаю борьбу с Церковью глупейшим занятием из всех, которые были свойственны для философов. «Светская» мораль крайне неустойчива, тем более у человека толпы, а таких в нашем мире подавляющее большинство, да и появления ницшеанского сверхчеловека не предвидится. Остается уповать на чистоту души отцов государства и церкви.
Ты только что прочитала эти несколько абзацев, похвалила меня за очередную «попытку» и снова принялась копаться в каких-то рабочих бумагах. Знаешь, иногда я чувствую себя неловко, наблюдая за тем, как ты, приходя с работы поздно вечером, еще несколько часов утопаешь в этих чертовых документах. Если у нас когда-нибудь будут дети, у них сложатся необычные стереотипы.
Уже начало октября, а я еще ни разу не показался в университете. Декан обещал, что проблем с дипломом у меня не будет. Надо же, а три года назад всех так пугало это «перепроизводство» экономистов… Впрочем риск – это у нас дело семейное. Тебя на протяжении двух лет продолжают терроризировать предложениями о работе различные спецслужбы, за мной кто-то пристально наблюдает. Меня настойчиво просят вести у студентов какие-то бесполезные спецкурсы. Смысл их такой же, как и у дурацких книжонок воротил с Уолл-стрит. «Как попасть в ад за месяц игры на бирже» - по-моему неплохое заглавие для брошюры. Нет, занимайтесь этим без меня. До свидания.
Свидетельство о публикации №209092800746