Беседы о православии - 6

— Я стала читать вот Ф. И. Успенского «Историю Византийской Империи», с 1 тома, как раз сегодня прочла про то, как Феодосий Великий в свое время с арианами и язычниками расправился, и подумала, что по сути торжество православия все время происходило с помощью того или иного насилия или нечистых методов. Допустим, чтобы посадить в Городе православного патриарха вместо арианина, понадобилось применять военную силу. И это не единственный случай. И когда это делают православные, то они велики и святы, а когда еретики (тот же Константин Копроним), то они — отстой и все такое).
Но самое печальное даже не это, а то, что возникает вопрос: а где же это «торжество истины», которая настолько якобы прекрасна и убедительна и ах как сильна, что «весь мир склонился к подножию креста»?.. Может, он и склонился, но только под дулом пистолета, так сказать. А как только оное дуло убрали, то мы имеем то, что имеем. И сейчас православные мечтают все о том же дуле или, в лучшем случае, пользуются услугами навязчивой рекламы. Т.е. в силу истины, собственно, никто и не верил никогда, и не верит. И вообще, есть ли у оной истины эта сила, вот в чем вопрос.
Можно, разумеется, сказать, что сила ее явна в том, что несмотря на то, что сами люди всегда мешали, хоть какой-то остаток православия сохраняется. Но по мне, это слабое утешение или не утешение вообще, а так, отмазка.
Это к вопросу о провальности проекта и не только.

— Да, утешение слабое, но по мне — все же утешение. Провальность ведь чисто человеческая категория. Если же Режиссер заранее знает все, что будет, значит определенная «элитарность проекта» запрограммирована. Но опять-таки не Им, а теми, кто его будет реализовывать. Ну, вот такие мы...

— То, что Режиссер заранее все знал — наименее утешительная вещь из всех прочих.

— Она — не утешительная. Никакая. Вот люди попадали в колодец, и барахтаются там, дерутся, топят друг друга. А Некто бросает веревку, хотя очевидно, что большинству важно не вылезти, а расправиться с ближним. Но ведь и не бросить веревку невозможно. Какие же к Нему претензии?

— Это слишком простое объяснение. Большинство человечества никогда не слыхало о Христе, причем не потому, что не хотело, а потому, что Бог поставил их в такие условия, в которых они и возможности не имели услышать.
Я уже давно говорила, что спасение души — вещь совершенно случайная: родился ты в одном месте и/или времени, имеешь шанс, родился в другом — никогда.

— Я не о всем человечестве, я о христианах — о них же в начале было. А у кого там и какой шанс — по счастью, не от нас зависит.

— От нас это тоже зависит. Всякие ревнители огня и меча сокращают общие шансы донельзя, как ближних, так и свои.

— Это по-всякому бывает. Может, кого Господь и помилует за то, что его эдак привели ревнители к «общему знаменателю». Впрочем, и «ревнителей» можно понять — за ними, действительно, укоренившаяся традиция, и они искренне не понимают некоторых вещей. А Феодоры Студиты всегда в меньшинстве.

— В том и прикол, что если б не «проклятый эллинизм» и «либерализм», эта традиция не только укоренилась бы, но другой бы и не было. Иудейские замашки, известно дело.
Вообще, все весьма прикольно, если глядеть с высоты истории. Но если практически, то грустно.

— Я либерализма не люблю, если честно. Впрочем, еще нужно разобраться, конечно, что под ним понимать. Но если назовут св. Феодора Студита либералом, то все — я либерал :)
«С высоты истории» — хорошо звучит. Так и видится бочонок с порохом, который стоит на самом-самом верху пирамиды из своих собратьев. А тут сидишь на нем, ножки свесив, в прошлое глядишь, и непонятно — то ли вниз сейчас покатишься, то ли на воздух взлетишь. Оттого и грустно...

— Либералы это святые Лев Математик с Кассией и далее до Арефы Кесарийского, Льва Хиросфакта, Михаила Пселла и т.п. Я про это заметку даже написала, только она на французском*. Но таких всегда было меньшинство. Хотя  в Византии они имели большое влияние — элита! Их слушали. А сейчас у нас больше смотрят на вкусы толпы и считают, что это и есть настоящее, и в этот загончик надо всех загнать. «Не читай много книг, а то возгордишься», и все такое…



* http://kassia.listopad.info/nauka/Scr4osn3n_Senina.pdf (заметка V, с. 333–340)


Сентябрь 2008


Рецензии