Метрополь 04

Я увидел ее в антикварном магазине. Изделие было редким, дорогим и статусным. Эта безделушка настолько заинтересовала меня, что я не устоял перед соблазном и купил ее.  О да. И ничуть не жалею об этом. В посылке, которую по случаю такой дорогой (для данной площадки, на самом деле я не богаче чем остальные, к сожалению для меня) покупки доставили с курьером в лакированной шкатулке из черного дерева, на красном бархате, лежала моя новая игрушка. Металлическая птица. Она могла двигать крыльями, открывать клюв и выгибать шею.  Корпус из крашеной черным жести скрывал стальной механизм на пружине. Заводилась она съемным ключом, который вставлялся в паз на спине. Кто бы мог подумать, что мне так повезет и я наткнусь на такую прелесть в обычной барахолке? Архаичность механизма завораживала меня. Когда-то, когда еще не было электричества — эта птица уже заменяла собой настоящую. Тогда, когда паровые машины еще считались прогрессивными и модными, а о двигателях внутреннего сгорания даже не думали. Век большой шестеренки, фантастическое время волшебства и свободы — начальник из бранча на другом конце земли не мог добраться до тебя в считанные секунды, отдел контроля качества не вгрызался в глотку когда от инсайдеров у конкурентов приходила информация о изменении линейки продуктов, даже корреспонденция тогда шла неделями и месяцами. Когда никто и не помышлял о регуляции выброса в атмосферу отравляющих веществ, потому, что весь сжигаемый на планете уголь не мог навредить атмосфере сильнее чем это делает завод на котором я работаю. Времена больших свершений, времена оправдавшихся надежд. И уже тогда этот механизм - работал. Это не современные поделки из синтетики и пластика — при работе механизм трещал когда шестерни приходили в движение и толкали рычажки — он не пытался имитировать настоящую птицу. Он был ей. С оперением из жести и нутром на пружине. И уже тогда, когда его только-только собрали — он был лучше. Я уверен, что родись я в те времена, я бы смотрел на обычных птиц со скукой, но только не на эту. Иногда я думаю — что останется после нашего века электронной почты и оптического волокна, и понимаю, что ничего. Абсолютно ничего, что бы стоило того, чтобы бережно протирать его и радоваться тому простому факту, что древний механизм — пробудился. Надо будет теперь обзавестись масленкой и смазывать трущиеся части, как указано на схеме, прилагавшейся к посылке. Я очень постараюсь, чтобы сохранить его в работоспособном состоянии на протяжении всего времени, пока птица будет у меня. В конце концов, какая еще цивилизация кроме машинной сможет оставить после себя такие замечательные артефакты?

[ Машины столь сложные, что ошибаются подобно людям, люди столь совершенные,что мыслят подобно машинам ]


Рецензии