Фигурки. Глава 2

Фигурки.

- Я сказала - НЕТ! И не проси больше! Мне надоело это слушать! - мама разозлилась уже не на шутку. - Сколько можно говорить об одном и том же? Где я тебе их сейчас возьму? Рожу что ли?.. Я же не в магазине работаю!
- Ну, мааа.., - канючил Виталик. - У Ленки есть... У Надьки есть... Почти у всех девчонок во дворе есть. Даже и мальчишек такие есть. Почему мне нельзя? Ну, мааа...
- Я тебе сказала, что куплю, когда увижу. Вот, когда поеду в Москву, тогда зайду в Детский мир и куплю, - мама пыталась говорить аргументированно, но сын до того распалился, что уже не воспринимал то, что ему пытались втолковать.
За этой сценой картошка закипела и убежала из алюминиевой кастрюли. Запахло жареным...
- Отстань! Видишь, теперь плиту придётся отмывать! - мама уменьшила газ и присела на табуретку.
Боже! Голова пухла от нытья Виталика.
Это продолжалось уже не менее получаса. Как пришла с работы - так и началось. Задушить этого Тимку мало! Всё время из-за него что-то происходит! Наверняка это он опять накрутил Виталика.
- Дааа..., - ныл Виталька, - скоро уже зима кончится... А ты всё только обещаешь.., - мальчик сел на стул и обиженно отвернулся к окну. - Ну почему мне так не везет? Ма!.. Я так хочу на коньках научиться кататься. Я же не могу всё время в валенках по льду бегать! Меня выгоняют с хоккейной коробочки, когда тренер приходит. И я, как дурак, сижу на скамейке и жду, когда у них тренировка закончится. Я так хочу научиться кататься...
Слезы бессилия покатились из глаз:
- Даже у Тимки коньки есть. Фигурки! А у меня нет никаких... Даже Снегурочек. Даже на валенках. Ну, мааа..., - сын взял маму за руку и заглянул в глаза. - Ну, пожалуйста-пожалуйста!..
- Да куплю я тебе! Успею ещё... И зима только-только началась. Снег вон - только вчера выпал. Первый!.. А первый снег никогда долго не лежит. Завтра, наверняка, от него ничего не останется. И где ты будешь на этих коньках кататься? По асфальту? И замолчи, пожалуйста, пока не отлупила! Я уже не могу это слушать! - она резко поднялась и пошла в ванную.
"Опять этот Тимка! Что он к Виталику прицепился, как клещ?" - она была права. Маленький дружок почти всегда был причиной или следствием их домашних скандалов.
 - Как растает?! А как же зима? Её что - не будет? - Виталька удивился. Он понимал так, что если выпал снег, то и зима НАЧАЛАСЬ.
- За картошкой смотри, чтобы опять не убежала! - сказала она и закрыла дверь ванной на щеколду.
- Ма!.. Ты обещаешь? - Виталик тихонько поскребся ногтем в деревянную дверь. - А как же коньки? Ты их купишь?
- Отстань! Картошку не проворонь! - мама включила воду, чтобы не слышать этого воя и побыть хоть там в минутном одиночестве.
- Снег еще несколько раз будет падать и таять, падать и таять... Тут уж ничего не поделаешь, - бабушка погладила его нежно по голове. - Пойдём, я помогу тебе с картошкой. Посижу рядом.

Виталик так ждал этого дня рождения! И не ошибся. Он всё просчитал своим детским умишкой и заранее хорошо провёл подготовительную работу - так надоел маме этими коньками, что ей просто ничего не оставалось, как расшибиться в доску и найти в магазине эти злосчастные коньки. Иначе возможно помутнение рассудка. Или дурдом - это лучший из вариантов. Эх, его бы энергию, да в мирных целях. Вернее, его настырность в этих же целях...
Лишь после этой покупки она вздохнула полной грудью. Теперь можно пару месяцев наслаждаться тишиной. Только бы Тимка опять всё не испортил!
И когда мама развернула свёрток плотной серой бумаги и достала оттуда за шнурки коричневые коньки, Виталик не выдержал и от радости завопил на весь дом:
- Ура! Ура!!! Мамочка, милая, спасибо тебе! Это самый лучший подарок в моей жизни! Я обещаю, что всегда-всегда буду тебя слушаться! - и бросился ей на шею, чтобы расцеловать. Вернее, всю обслюнявить от радости.
- Ты это обещал мне уже сто раз, - мама вытерла рукой обмусоленную щеку, но улыбка и радость сына была ей приятна. Ради этих слов и радостного УРА, ей пришлось идти к Тамарке и занять денег в долг. - Посмотрим, как ты выполнишь своё обещание.
Виталька, как обычно, пропустил её слова мимо ушей, потому как его голова в этот момент была забита совершенно другим. Срочно! Как можно быстрее нужно примерить подарок!
И уже через пару минут тишину в доме нарушил грохот от топота детских ног, обутых в новенькие коньки.
- Ты обалдел что ли? - мама всплеснула руками. - Ну-ка снимай их быстро! Весь пол испортишь! И соседи сейчас сбегутся от этого грохота. В коньках по дому не ходят, чумовой! - и мама попыталась поймать Виталика и снять с него коньки, но он рванул от неё на кухню.
Грохот от коньков разбудил весь дом. Кавалерийский полк так не грохочет, как это умудрился сделать маленький ребенок.
- Я что за тобой бегать буду по всему дому? Так!.. Или ты снимаешь сейчас же коньки или ты этого подарка больше не увидишь, - мама нахмурилась и остановилась в коридоре, подперев бока руками.
Виталик знал, что иногда с мамой лучше не спорить. Тогда и попа будет целее. Но отступать так не хотелось. Ведь, не маленький уже - семь лет сегодня исполнилось. Здравствуй школа, прощай детский садик!
- А почему я их больше не увижу? - это была последняя попытка.
- А потому что я или подарю их кому-нибудь еще или сдам назад в магазин и скажу, что они не подошли тебе по размеру.
- А у тебя их не примут назад.
- Примут-примут... Не волнуйся, - и мама своим видом показала, что разговор окончен.
И Виталька прекрасно знал, что мама, действительно, может сдать коньки в магазин. Ведь, сдала же она его новый костюмчик, когда обнаружила в нем какой-то брак. А он так нравился ему! Покупали к первому сентября... На вырост...
Мальчик с большим сожалением стал снимать мамин подарок. Не дают уж примерить!..
- Ма! А можно тогда я в них спать сегодня лягу?
- Ага... Ложись! Только и штаны с начёсом одевай, а заодно уж, и шапку... И пальто с варежками не забудь. Можно и лыжи туда де захватить...
- Ну, мааа! Ты чего?
- Я ничего... Это ты чего? Совсем от радости соображать перестал?
"Эх! Как бы сделать так, чтобы пойти сейчас на каток и попробовать немедленно научиться выписывать красивые фигуры на льду?" - примерно так сейчас думал мальчик.
- Ма! А можно сейчас на каток пойти? - он провел пальцем по лезвию конька, довольно улыбаясь.
- Какой каток!? Ты посмотри на часы! Программа "Время" заканчивается, - мать собирала посуду со стола, чтобы помыть её. Если оставить ее до завтра, то всё засохнет. И не отмоешь потом. Да, и тараканы понабегут. Трави - не трави этих гадов - толку мало. Ничто их не берёт!
- Ну, ма!.. Ну, разреши.., - Виталик попробовал аккуратно поставить снятый ботинок на пол, держа его за длинные шнурки. - Тимка сказал, что пойдёт вечером на "коробочку". Там даже прожекторы включили и музыку. А вчера там новый лед залили. Ну, ма... Можно?
- Нет, я сказала! Боже! Когда закончится этот день?
Конек выскочил из рук Виталика и с грохотом упал на деревянный пол. Как на барабан. Улыбка мгновенно сошла с лица Виталика.
От неожиданного громкого звука мама вздрогнула, и тарелки загремели на пол. Посуда, которую мать так берегла, выскользнула из усталых рук. ГДРовский сервиз с голубыми красивыми розами под Гжель. Пары тарелок как не бывало.
- Ой! Ма, я не хотел... Честное слово, - Виталька с испугом быстро поднял упавший конек и прижал к груди.
Слов не было... Даже ругаться уже не было сил. Так упахалась за этот день! Присесть бы побыстрей... Как хорошо, что все эти гости, наконец-то, разошлись. Наготовила, как на роту солдат. Гостей-то было - всего ничего, а жрать-то ни крошечки и не осталось. Прорва, а не гости!
- Я тебя прошу... Я тебя умоляю... Я так сегодня устала, что уже сил никаких нет. И ты ещё канючишь.
- Да... Тимке можно гулять, а мне спать ложись, - Виталька обиженно засопел. - Всегда вот так... Как маленький. Меня и так все во дворе дразнят маменькиным сынком. Туда не ходи, сюда не ходи... Спать ложись вместе с Хрюшей и Степашкой... Даже Тимка смеётся надо мной...
- Да наплевать мне на него! ТЫ мой сын, а не какой-то Тимка!
- Лучше бы я у него жил! Ему всё разрешают. Он-то, наверняка, сейчас на катке, - Виталька уже почти кричал.
Мама чувствовала, что напрасно не разрешает сыну пойти покататься на каток. Ребенок так ждал этого подарка... Но как теперь сделать шаг назад и не потерять лицо? Она его прекрасно понимала и даже сама готова была сходить с ним прогуляться. Чуть-чуть... На ночь. Но, боже мой!!! Как же она устала сегодня! Не девочка ведь уже!
Да еще и этот случай с ледяной горкой и машиной! Как же она перепугалась сегодня. Чуть богу душу не отдала.
- Галя! Да отпусти ты его на полчасика! - бабушка неожиданно пришла им обоим на помощь. - Хочешь, я пойду с ним, чтобы никто не обидел его и подарок не отобрал?
- Бабуш! Ты что? С ума сошла? - Виталька аж подавился от возмущения. - Кто же на каток с бабушками приходит? Меня же завтра мальчишки засмеют!
- А что особенного? У них у самих что ли бабушек нет? - мама немного удивилась придиркам Виталика.
- Ну, мааа! Тебе хорошо, а на меня потом пальцем будут показывать и смеяться.
- Всё!!! Иди! Я не могу больше слушать этого! Иди куда хочешь!
- Ура! - заорал Виталька и бросился одеваться.
- На часок, не больше! Обещаешь? - мама спрашивала уже просто для проформы.
- Да! - и он бросился в коридор. - Ма! Я голым пойду кататься, ладно?
- Как это голым? - мама не поняла этой фразы.
- Ну, в свитере и шапке. Как все мальчишки, - он говорил это таким тоном, как будто бы так было всегда.
- Ты с ума сошел! Совсем чокнулся? - мать громко возмутилась. - И не мечтай!.. Только что отболел и без пальто?.. Нет!
Бабушка согласилась с мамой и кивнула головой.
Мама подумала, что сейчас опять начнутся нытье и причитания. Но Виталька поступил по-другому.
"От добра добра не ищут!" - про себя решил он. Если долго артачиться, можно и дома остаться. И он согласился с условиями взрослых.
Нарядившись, как елка, в десять одёжек, мальчик, хлопнув дверью, полетел на каток. Крылья счастья несли его на скользкую ледовую коробочку.
Большое футбольное поле сверкало в лучах прожекторов.  Над всем этим звучала разудалая песня "У моря, у синего моря!" Летом на поле частенько играли в футбол, а зимой его превращали в арену для ледяных баталий, потасовок и почти народных гуляний.  Это был каток ДЛЯ ВСЕХ.
И стар и млад с огромным удовольствием набивали себе шишки на всех частях тела. Девчонки, дружно высунув языки, пытались старательно выписывать на льду "восьмёрки". Мальчишки, как водится, так же старательно им мешали: кто снежки бросал, кто хоккейными клюшками тихонько хлопал их по попам.
Рядом с футбольным полем было ещё два поля поменьше - хоккейные коробочки. На них проводила тренировки местная хоккейная команда. Каждое воскресение приезжали новые гости из другого города, и ледяная баталия вновь собирала взрослое мужское население болельщиков. Иногда среди них бывали девицы, которые развлекали окружающих своим писком и дружными криками не в хоккейную  тему.
Сегодня все три катка работали, но музыка громче звучала именно на самом большом. Сюда и пришел Виталик.
Мальчик с гордостью, не торопясь, стал надевать на ноги коньки. Как хорошо, что зрительские трибуны не засыпаны снегом. Можно нормально сидеть и шнуровать ботинки.
- Привет еще раз! - это кричал Тимка.
Он увидел дружка и быстро подкатил к нему.
Виталька заметил, как тот мастерски тормозит боком. Не иначе, у хоккеистов подсмотрел... Теперь воображает! Сопля! А всё туда же! Ну, ничего! Теперь и у Витальки есть коньки! Скоро он научится кататься и утрет здесь ВСЕМ нос.
Тимка съехал со льда и пробирался по снегу к Витальке. Лишний снег огромными скребками постоянно сгребали на края катка, чтобы он не мешал заливать поле и кататься.
- Привет-привет! А мне вот мама сегодня тоже коньки подарила. Смотри, как они хорошо заточены, - и Виталька поднял ногу с коньком на скамейку. - ЗдОрово, да? Новенькие... - он был доволен обновкой.
- Фуууу... Это ж не фигурки.., - Тимка с гримасой на лице осторожно провел пальцем по блестящему лезвию.
- А что тогда это? - Виталька был озадачен и даже немного расстроился. Он же считал, что его коньки самые-самые.
- Да так... Обычные ГАГИ. Это даже не хоккейные коньки. На гагах не попрыгаешь, - Тимке стало неинтересно, и он отвернулся в сторону ледяного поля, чтобы вдоволь поковырять в носу.
Виталику было очень неприятно слышать, что его коньки оказались не самыми лучшими.
- А чем твои фигурки лучше моих коньков? Мои новее и больше... Твои, вообще, вон - все поцарапанные! - Виталик пытался выправить положение и перехватить инициативу.
- Ну и что, что поцарапанные! Зато у меня - настоящие коньки! Фигурные! В них можно прыгать, а в твоих - нет.
- Это почему же?
- А у твоих зубчиков нет. Разве не видишь?
- Подумаешь зубчики!.. А у меня коньки всё равно в тыщу раз лучше! - Виталик придумывал на ходу несуществующие положительные качества у своего нового подарка. Ему вдруг стало очень тоскливо. И обидно. Настроение пропало. У Тимки были и папа, и мама и младший брат. Его семья была побогаче Виталькиной. И хуже всего то, что здесь ничего не поделаешь. Ничего не поправишь. И Виталька чувствовал, что Тимка, хоть и младше его, но уже об этом тоже догадывается.
И чтобы исправить эту вселенскую несправедливость, он, закрыв глаза, пустился во все тяжкие:
- С зубчиками любой дурак прыгнет! Любой.., - и гримаса презрения появилась на его лице. - А ты попробуй это сделать, когда их нет! Не получится! Они только для слабаков сделаны. А я и без них научусь прыгать и красиво кататься. Вот увидишь... Я... Я... Я НАРОЧНО уговорил маму купить мне гаги, а не фигурки. У хоккеистов на коньках тоже нет зубчиков, а они и катаются вон как здОрово. И даже прыгают, - Виталик врал безбожно. - Разве ты не знаешь, что фигуристы - это бывшие хоккеисты? Но только некоторым надоедает бегать за шайбой с клюшкой и они становятся фигуристами.
- Ага... Так я тебе и поверил. А как же тётки? - Тимка не поверил Виталькиным "аргументам".
- Какие тётки?
- А те, что в коротких юбках катаются. Они что - тоже в хоккей играли?
- Ай, да ну тебя, Тимка! - махнул на него рукой Виталька. - Чего ты прицепился? Помоги лучше зашнуровать посильнее ботинки. Я буду  завязывать, а ты тяни посильнее, ладно?
- Ладно уж.., - и Тимка ухватился за мокрые Виталькины шнурки.
После десять минут пыхтений руки обоих мальчишек превратились в ледышки. Пришлось взять в руки снег и растереть их, чтобы они опять приобрели какую-то чувствительность.
Потом по колено в снегу они пробирались назад от зрительских трибун ко льду. По снегу идти было нетрудно - как в обычных ботинках по обычной дороге. Но стоило выйти на лёд, и всё изменилось.
Первым делом Виталик, против своей воли, ощутил своей пятой точкой, насколько лед твёрд, скользок и холоден. Ощутил настолько сильно, что искры из глаз на миг засверкали ярче, чем все прожектора на катке.
Желание покататься на коньках сразу куда-то пропало. Попытка подняться на ноги закончилась ничем. Ноги разъезжались в разные стороны. И только теперь ему стал понятен смысл фразы - как корова на льду. Бедная корова! Как же ей трудно! Только непонятно - а что ей на льду-то делать?
А Тимка заливался смехом!
- Чего смеёшься? Тебе бы так грохнуться - сейчас бы маму с папой звал на помощь! "Мама-папа! Помогите! Я ножку ушиб!"
- Ты же говорил, что умеешь кататься! Врал? - Тимка кружил вокруг стоящего на коленях Виталика то вперед, то задом-наперед, то на одной ноге, то "ласточкой". Очень даже корявой "ласточкой"... Полудохлой такой...
- И ничего я не врал!  Это ж было так давно - сто лет назад! Забыл немного. У меня ж коньки тогда были на валенках. Вот обвыкнусь немного и опять буду ездить, как раньше, - Виталька потихоньку на коленях стал отползать к краю катка. Раз-два, раз-два... Рука-нога, рука-нога...
Отдышавшись в снегу и придя в себя, Виталька предпринял новую  попытку покорить лёд.
- Тимка! Хватит тут мелькать у меня перед глазами! Голова уже кружится от тебя! Как какая-то юла бешенная... Помог бы мне немного, - и Виталик протянул правую руку вперед, прося помощи.
- А волшебное слово?.. - дружок спрятал свои руки за спину.
- Научили, да? Ладно-ладно! Ещё пожалеешь об этом. Вот попросишь у меня что-нибудь, я тебе так же скажу. Вот придёшь завтра порисовать ко мне... Получишь у меня цветных карандашиков полную горсть.. Ага… Обещаю! – и, кряхтя, Виталька совершил героический поступок и вышел во второй раз на лёд.
Именно вышел! Катиться вперёд было страшновато... Устоять бы на ногах для начала!
А со стороны всё так просто  кажется. Раз! - и поехал вперёд... Два! - и тройной Аксель... Три! - и ласточкой навстречу музыке и ветру...
Ага!.. ЕГО ласточка пока ещё не родилась. Вернее, еще из Африки не вернулась, куда улетела вместе с Дюймовочкой.
И тут - раз! И прожектора выключили. И музыку тоже...
- Тимка! Что же это? Как же?.. - Виталька застыл в нерешительности.
- Всё! Это значит, что скоро коробочки закрываются. Но мы можем ещё в темноте покататься. Всё же видно!
- Ну, ладно! Будем в темноте кататься...
Раз-два, раз-два... Шаг вперед! Потом еще один...
- Тимка, смотри! Я же говорил, что умею кататься! - Виталька, растопырив руки в стороны, шагал по льду. Несильный ветер толкал его в спину, и он даже катился вперёд.
- Ты куда? Далеко не убегай! Тебе же назад нужно будет возвращаться... Навстречу ветру! - дружок давился от смеха, согнувшись пополам. - Это ты так катаешься? - Тимка даже говорить не мог.
Он просто ехал следом и громко икал.
- А я подумал, что ты пытаешься научиться ходить. Разве ж ТАК катаются?! Смотри, как надо, - и он, разогнавшись посильнее, пролетел мимо Виталика, как птица, а потом стремительно развернулся и поехал спиной вперед.
- Во как!
- Ну и ладно! Развоображался тут! А прыгать всё равно не умеешь!
- А вот и умею! Смотри! - Тимка опять разогнался и попытался что-то изобразить, но запутался в своих ногах и рухнул, как подкошенный.
- Сам научись на ногах стоять, а потом меня будешь учить, САЛАБОН! - Виталька попытался остановиться, но потерял равновесие и рухнул рядом с Тимкой.
Они сидели друг против друга и мучительно выдумывали фразы, чтобы побольнее уколоть ими друг друга.
Друзья, ведь! Не разлей вода!


Рецензии