София Киевская

На Софийской площади проходим через  ворота Колокольни Софийского собора  к Софиевскому собору: над выбеленными стенами возвышается зеленая крыша, увенчанная 19-ю вызолоченными куполами (первоначально ее венчали тринадцать глав),- Святая София Киевская.
Кто-то из собравшиеся на экскурсию попросил вести ее на русском языке, я поддержала это предложение. Чувствовалось, по едва заметной заминке гида, что экскурсии в основном проводятся на украинском языке.
"Мы в  «Софии Киевской», в самом ее сердце: в церкви начала XI века," - говорит экскурсовод.
 Внутри собора в основном сохранились архитектурные формы XI века: стены основного ядра здания, двенадцать крещатых столбов, делящих внутреннее пространство на пять нефов, столбы и арки галерей.  Через века, через тысячелетие пронесена  уникальность архитектуры: внутри Собора 260 квадратных метров древней  мозаики (изображения, набранные из кубиков разноцветной смальты) и 3 тысячи квадратных метров фресок, выполненных водяными красками по сырой штукатурке.
Палитра мозаик насчитывает 177 оттенков стекла-смальты (смальта — сплав стекла с солями и окислами металлов; кубики смальты (размер которых в среднем 1 кубический сантиметр) вдавливались непосредственно на стене в сырую штукатурку). В этом уникальность.
 Кусочки смальты, выкладываемые по сырой штукатурке, ставились под разным наклоном таким образом, что лучи света, на них падающие, отражались под различными углами и создавали искрящуюся, светоносную поверхность. Треть всей площади мозаик — это золотой фон. На нем выполнены изображения преимущественно в синих, серо-белых и пурпуровых тонах. Каждый цвет имеет ряд оттенков. Золотой цвет  состоит из 25 оттенков, зеленый цвет - из 34-х оттенков, желтый из 23-х, синий - из 21-го, красно-розовый - 19, а серебряный из 9-и, -  сложная, тонкая нюансировка цвета в передаче лиц, складок одежды и т.д. Золотых дел Мастера специально неправильно крепили частички золота, чтобы  алтарь играл
красками при попадении  даже небольшого светового луча.

Церковь связана с историей государства Киевской Руси. Здесь Ярослав основал первую на Руси библиотеку, здесь велись летописи, переписывались и переводились древнейшие книги - фолианты, здесь проводились церемонии восхождения князей на киевский престол, приемы послов, тут находились усыпальницы великих князей. Здесь была  древняя резиденция киевских митрополитов, игравшая ведущую роль в судьбе Киевской Руси.

 Храм был построен в XI («Новгородская первая летопись» гласит, что Софийский собор был заложен Ярославом Мудрым в 1017 году, «Повесть временных лет» рассказывает о том, как Ярослав заложил церковь святой Софии в 1037 году:
«В лето 6545 (1037). Заложи Ярославъ городъ великый, <…> заложи же и церковь святыя Софья, митрополью».
  В XVIII веке  над одноэтажными галереями были надстроены вторые этажи с куполами и заложены открытые арки. Внутри были растесаны окна в стенах собора, на месте древнего входа сделана большая арка.  В 1990 году вместе с храмом   XVIII века  и ансамблем бывшего Софийского монастыря церковь XI века включена во всемирное наследие ЮНЕСКО.
Строили храм византийские (константинопольские) строители-мастера при участии киевских мастеров,  сложив его в византийской технике из чередующихся рядов камня и плинфы (широких, тонких кирпичей), снаружи кладка была покрыта раствором-цемянкой. Стены храма доходят до двух аршин толщины.  Никогда собор не был разрушен.
 Стиль мозаик, в том числе знаменитая мозаика "Богоматерь Оранта",  соответствует византийскому искусству первой половины XI века. Христа Вседержителя (Пантократора), вокруг Него - четыре архангела. Из них сохранился лишь один древний мозаичный, остальные дописаны в XIX веке Михаилом Врубелем масляными красками.
Часть интерьера храма, расписанная фресками,  изображала святых, сюжеты из Евангелия, евангелистов.  На некоторых фресках в соборе  - сюжеты из жизни Киевской Руси.  Среди них (предположительно)  князь Владимир и княгиня Ольга, князь Ярослав Мудрый с макетом собора в руке и его супруга Ирина, а по бокам от них — сыновья и дочери. История государства Киевская Русь...

На стенах храма сохранилось множество граффити, в том числе XI—XII веков.
Это нацарапанные надписи (сам термин непосредственно происходит от итальянского глагола graffiare — «царапать») на глаголице, кириллице (отдавали предпочтение кириллице: глаголичные буквы было труднее выписывать), есть также, по словам экскурсовода, рунические надписи. Глаголица похожа на руны.
На рубеже XVII— XVIII вв. все стены собора были оштукатурены и побелены. Поверх этого слоя на протяжении XVIII столетия стены покрывали масляными росписями.
 В XIX век фрески были раскрыты, но их вновь обновили маслом, в основном сохранив при этом древний рисунок. В местах утраты фресок были сделаны добавления штукатурки и живописи.
В храме находится княжеская усыпальницы  Ярослава Мудрого (978 -1054):
надгробие из  белого мрамора, искусно орнаментированное резьбой:
крест, пальмовые ветви, деревья. Рядом - скульптурный портрет Ярослава Мудрого, реконструированный  по его черепу скульптором М.Герасимовым.
10 сентября 2009 года в Софийском соборе Национального заповедника «София Киевская» состоялось вскрытие саркофага великого князя Киевского. До этого саркофаг Ярослава Мудрого вскрывали трижды, в 1936, 1939 и 1964 годах.
София стала местом захоронения киевских князей. Здесь погребены Ярослав Мудрый, его сын Всеволод, а также сыновья последнего — Ростислав Всеволодович и Владимир Мономах.  Захоронения, в том числе и Владимира Мономаха, были утрачены.
Есть сведения о наличии подземных помещений под собором. Раскопки их проводились лишь однажды, в 1916 году, но не были завершены.
Согласно одной из версий, в этих подземельях могла храниться легендарная «Библиотека Ярослава Мудрого».

Запомнился мне и макет Древнего Киева в 11-12 веках, выполненный в послевоенное время из мочалок, пресс-папье женщиной (надо поискать ее имя в инете!): Подол, гора, город Ярослава Мудрого... 400 храмов (центральный - Софийский Собор) и 8 рынков, Крещатый ручей... Ворота здесь были слабо укреплены и  в ноябре 1240 -го(?), когда болото замерзло, хан  Батый прошел здесь со своим войском. В живых осталось лишь 50 тысяч жителей Киева...

Зная нынешний интерес к рунам, я задала  экскурсоводу  вопрос о рунах.
 Она ответила, что в Скандинавии сами не могут их расшифровать, тайна их утрачена.
И чрезмерный интерес к рунам  сегодня - это язычество, диверсия.

При написании миниатюры использованы материалы википедии и интернет сайтов.
http://www.kuto4ok.info/kiev_sehens_sofsobor.php
http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=%2013873


Рецензии
Сегодня только была там...
а Вам рассказывали о судьбах дочерей Ярослава Мудрого?
Одна стала королевой Франции, другая - Венгрии, третья - Скандинавии, а про четвёртую не известно ничего...

всех благ Вам:)

Ирина Лялько   17.09.2010 16:07     Заявить о нарушении
благодарю,
с Уважением, Иринато важная информация!
а про письма её к отцу из Франции?!!!!
в которых она писала: "Зачем вы меня сюда заслали, в эту варварскую страну?! здесь грязь и теснота, в Киеве всё иначе. У НАС КУЛЬТУРА..."
это важный момент

благодарю,
с Уважением, Ирина

P.S. Анна из КИЕВА - королева Франции

Ирина Лялько   18.09.2010 11:51   Заявить о нарушении
Не привыкла Она поначалу, нет рядом близких, родных, нянюшек, говора родного не слыхать, и потом: город, столоца, мегаполис, это теперь канализация, а тогда... вот и вспоминались Ей родные нивы и поля, зеленая вольница, родимый напев.

Валентина Томашевская   20.09.2010 15:57   Заявить о нарушении