Рыжий сентябрь

               
                Это была не моя история, до тех пор, пока я не взял её тонкие и холодные руки в свои ладони, чтобы согреть их. Они были просто ледяными, но казалось, это её совершенно не беспокоит. Всё её внимание было приковано к телевизору, стоящему в рекреации длиннющего коридора психоневрологического интерната. В приёмном отделении образовалась немаленькая очередь и ожидание собеседования с дежурным врачом, как всегда затянулось на неопределённое время. По коридору гулял сентябрьский сквозняк, гоняя оброненные кем-то конфетные обёртки. Сопровождавший мою соседку мужчина увлечённо беседовал с симпатичной и словоохотливой медсестрой, начисто позабыв о своей спутнице, видимо порядком ему надоевшей.
                Женщина, когда-то была красива и стройна. Даже сейчас, в её преклонном возрасте это бросалось в глаза. На вид ей было лет семьдесят, или около того. Мне и самому, сидящему в этом коридоре в ожидании своего знакомого, было холодно и, честно говоря, не комфортно. Напротив телевизора сидела ещё одна женщина. Она тупо раскачивалась на своём стуле и быстро проговаривала какие-то слова, явно комментируя происходящее на экране. Моя соседка никак не реагировала на больную женщину, а была поглощена  передачей канала Культура. Я наклонился к ней и спросил:
                -  Вам не холодно? Может попросить у медсестры одеяло или плед?
                - Спасибо, не беспокойтесь, у меня тёплое пальто. Это, наверное всё, что у меня осталось от прошлой жизни.
Вот тогда я и взял её руки в свои, чтобы хоть немного согреть их. От её благодарного взгляда у меня перехватило горло.
                - Доброта не всегда оплачивается и, как правило, забывается, Вы заметили?
Свои замёрзшие руки она оставила в моих ладонях и прислонилась ко мне своим худым плечом. Она не отрывала взгляд от экрана и вдруг, по её бледному лицу покатилась слеза.
Не замечая её, моя соседка тихонько прошептала:
                - Он всё же это сделал, мой рыжий друг. Не думала, что когда-нибудь это увижу.
                Я посмотрел на экран и увидел картину, выставляемую на каком-то закрытом показе в Москве. У неё было странное название - «Рыжий сентябрь».
               На берегу пруда стояла девушка в белом, облегающем платье и луч Солнца падал на её роскошные, рыжие волосы. Её лицо было поднято к прозрачно-синему, осеннему небу, а красивые, тонкие руки, обхватывая плечи, будто пытались согреть всю её стройную, воздушную фигуру. На чёрной, зеркально гладкой воде были раскиданы кленовые листья, будто рыжие звёзды, освещающие путь прекрасной незнакомке. Её волосы и кленовые листья были одного и того же цвета, выделяясь на картине золотыми пятнами. Вся композиция была достаточно проста, но весь облик этой удивительной девушки говорил о переполняющем её душу ожидании, даруя зрителям необыкновенное очарование запечатлённого чувства проснувшейся нежности.         
                -  Вы интересуетесь живописью? – спросил я женщину и стал растирать её негнущиеся, ледяные пальцы, чтобы отвлечь её от грустных размышлений.
                - Без малого, сорок лет тому назад, я стала следить за работой одного человека. Игорь Ведерников. Так его звали тогда, но всё же, его фамилия звучит, как Ведерникофф. Чуть позже он уехал в Америку. Это одна из его работ. Говорят гениальная. Но я не настолько разбираюсь в этом, чтобы выносить вердикт столь известному художнику. Однако есть причина, из-за которой всё же именно эту работу, я могу оценить. Причина банальна и, в то же время, несколько необычна, поскольку прошло много лет. Дело в том, что это полотно, когда-то было написано для меня, а та красивая женщина на берегу пруда, ни кто иной, как Ваша покорная слуга, хотя, понимаю, сейчас в это трудно поверить. Начата эта работа была в начале семидесятых годов, в одном из парков Ораниенбаума. Мне было тридцать. Я была красива, а мои волосы не давали мне спокойно жить. Их необыкновенный цвет завораживал прохожих мужчин. Хотя, не скрою, мне это нравилось.
              Наше знакомство продлилось ровно три дня, а воспоминания о нём растянулись на всю мою жизнь. Вас не шокирует моя откровенность? Боюсь, Вы последний собеседник в моей, почти прожитой жизни, и мы вряд ли ещё когда-нибудь увидимся. Так, что я не стесняюсь и говорю то, что думаю. Мой возраст даёт мне это право. Вы согласны?
            - Прошу Вас, продолжайте, доставьте мне удовольствие. Я не злоупотреблю Вашим доверием.
                - Я, довольно рано вышла замуж за высокопоставленного чиновника. Была молода и глупа. Он был человеком обстоятельным и невероятно скучным. Мы посещали его друзей, садились за стол, выпивали, сплетничали, обсуждали с присутствующими женщинами последние веяния моды. Мужчины уединялись и секретничали, занимаясь, по-своему, теми же сплетнями, обсуждая своих начальников. Так продолжалось восемь лет и все эти годы, я задавала себе один и тот же вопрос – зачем мне вся эта жизнь и люди, которые никогда не вызывали у меня никакой симпатии. Тем не менее, привыкнув к определённому комфорту, я плыла по течению этой жизни и не пыталась ничего изменить. Поглядывая на того или  иного мужчину, я думала, а вдруг судьба столкнёт меня с человеком, которого я смогу полюбить. И не просто полюбить, а отдать всю мою, не очень счастливую душу.
                Я много читала, ходила на выставки и концерты, развлекала себя, как могла. Закончив филфак в ЛГУ, никогда и нигде не работала - муж отчего-то был против. Видимо ему был важен его статус, а не мои желания. Поэтому он предпочитал видеть во мне домохозяйку.
                Подруг у меня не было, но всё же, существовал один человек на этой земле, которому я вполне доверяла и делилась с ним своими, невесёлыми мыслями. Это была моя старенькая учительница литературы. И это был мой единственный друг. Я часто приезжала к ней, чтобы помочь по хозяйству и сходить в магазин, или на рынок. Она была одинока и моя помощь была ей очень кстати. А мне было приятно сделать, хоть что-нибудь для хорошего, одинокого человека. Мы сидели, разговаривали, пили чай и я слушала её воспоминания о далёкой, дореволюционной и  призрачной жизни, встречающейся теперь, только в книгах.
                Так вот, как-то раз, я довольно поздно возвращалась от неё на метро и, войдя в пустой вагон, увидела очень смешную картину. Напротив меня, закрыв глаза, сидел человек лет сорока пяти и на его коленях, почти в такой же позе раскинув лапы, спал маленький, ярко рыжий котёнок. Надо сказать, что у мужчины, волосы были прямые, зачёсанные назад и тоже ярко рыжего цвета. Он был похож на тогда знаменитого актёра Урбанского. В вагоне метро, кроме нас, никого не было. И когда этот человек открыл глаза, а они оказались тёмно-синего цвета, и увидел меня, он широко улыбнулся, а потом и вовсе расхохотался, приговаривая что-то про себя. Потом обращаясь ко мне, он сказал:
                - Предлагаю написать на вагоне – только для рыжих!         
                - Для рыжих людей и котят! – мы оба рассмеялись, с первых же минут почувствовав друг к другу симпатию и доверие.
                - Правая сторона для тёмно-рыжих, как Вы, а левая для светлых и полосатых, как мы с котом!
                - Боюсь, что придётся нам ездить в пустом вагоне. Не так уж нас и много. Куда везёте котёнка, на дачу?
                - Да нет, подобрал я его в сквере, орал он больно отчаянно, видно потерялся. Жалко стало, а куда везти и не знаю. Сам-то я в гостинице живу, но боюсь, что с котом меня оттуда выгонят. Можно, конечно потихонечку пронести, но он же мяучить начнёт и тогда нам будет крышка. Вот такая проблема.
                - Да, проблема тяжёлая, но меховая и рыжая.
                - Может, возьмёте? Он симпатяга. И говорят, счастье приносит, а это немаловажный козырь, как Вы?
                - А Вы, сами, принесли кому-нибудь счастье?
                - Так, я же не кот! Но может так случится, что мы оба, я имею в виду себя и кота, принесём Вам если не счастье, то хотя бы несколько приятных минут.
                - Ладно, подумаю, сколько у меня времени на размышление?
                - Мне нужно добраться до Невского, так что минут десять, наверное, у Вас есть.
                - Хорошо, не буду Вас мучить, кажется, у меня есть одна женщина, для  которой этот зверь будет радостным приобретением и я, пожалуй, возьмусь за его доставку по адресу. Так, что Вам повезло!
                - Ну, это просто здорово, я должен благодарить Вас за этот гуманный поступок! И я, кажется придумал, как Вам отомстить за проявленную доброту! Послушайте, а что, если завтра мы с Вами отправимся в невероятно замечательное путешествие по заброшенным, потрясающим паркам Ораниенбаума? Прошу Вас, составьте компанию, все расходы я беру на себя, а также рассказ об этих удивительных местах, хотя допускаю, что Вы там и бывали.
                - У Вас хороший вкус, места действительно прекрасные, но мне почему-то всегда грустно, когда я туда попадаю. Грущу об ушедших временах, которых я, конечно, не знала, но мне всё равно кажется, что они были прекрасны. Только великие художники могли создать всю эту красоту.
                - Вот за этим-то я и хочу туда поехать. Моя поездка послезавтра заканчивается, а главная моя цель не достигнута – я хотел проникнуться духом того, ушедшего времени. Мне это просто необходимо для моей работы.
                - И, что же это за работа – проникаться духом позабытых времён?
                - Одно из простых, но ценных удовольствий – кормить душу увиденными красотами и запоминать их, чтобы потом, когда-нибудь, эти впечатления или сиюминутное настроение отразить на холсте. Я ведь художник. Ловец неосязаемых явлений и почитатель природы.
                - Ну, что ж, я подумаю. Пишите мне номер своего телефона. Во сколько Вы намерены отправиться в путь?
                - Да, чем раньше, тем и лучше, я буду рад, если Вы составите мне компанию!
            Мы расстались, но уже в восемь утра, я позвонила Игорю.
            Мой муж в это время был на конференции в Праге. К тому времени он стал партийным функционером и большой шишкой. И вся его жизнь была посвящена удачно складывающейся карьере. Он много ездил. Участвовал в бесконечных совещаниях и партконференциях, после которых встречался с друзьями, если их можно так назвать, в неформальной обстановке. Словом его жизнь была насыщена обязательными событиями, в которых для меня, на моё счастье, места не было.
           От моего одиночества, я готова была сбежать куда угодно, а такая поездка была для меня только радостью, к тому же с таким интересным спутником.
           Мы встретились на Балтийском вокзале и сев в электричку добрались до Ломоносова.
             - Сегодня мы много будем ходить пешком, не боитесь? Дождя не обещали, да и бабье лето, похоже, нас не обманывает. Смотрите, какое Солнце!
             - Это мне подарок за мою смелость!
             - Чтобы поехать со мной, никакой смелости не требуется. Я отвечаю за Вашу безопасность и здоровье. Вы вернётесь домой в целости и сохранности. Это я обещаю.
             - А с чего Вы взяли, что я стремлюсь туда вернуться? Я останусь здесь, среди невидимых ветров прошлого. Буду хранительницей ушедшего духа времён.
             - А кто будет кормить рыжего зверя?
             - А вот об этом я и не подумала. Придётся всё же вернуться и отвезти котёнка к его новой хозяйке!
            - Знаете, когда я Вас увидел, я подумал, что мне всё это снится. Уже, довольно давно, я ищу образ, или идею для моей новой картины. Но в голове никак не складывается та форма, в которую мне бы хотелось воплотить содержание. И вчера, когда я Вас увидел, что-то включилось в сознании и я, честно говоря, почти не спал, а всё придумывал свою мечту. И, кажется, что-то нащупал.
             - Поделитесь?
               - Скорее нет. Боюсь расплескать идею. Потом сами всё увидите на холсте. Но обещаю Вам, что Вы будете самой непосредственной участницей сюжета. Мало того, я посвящаю эту будущую работу Вам. Моя щедрость не знает границ. Шучу.
              - За что мне такая честь?
              - Никто не знает, кому и за что. Всё непредсказуемо и, может быть, поэтому и прекрасно. Как любовь. Никогда не знаешь, где она тебя ждёт. Но вдруг увидишь, чьи- нибудь глаза и пропасть разверзнется под ногами. И понимаешь, что без этого человека тебе не жить. И это томление, и боль, и есть самое прекрасное чувство, которое дарует нам судьба. И только от нашей, страждущей или спящей души зависит, станет ли это главным событием в твоей жизни, или нет.
             Я художник и мне многое дано. Наверное, я вижу то, чего не замечают другие, да и о самих людях я составляю какое-то мнение, чаще совпадающее с реальностью. Хотя часто и ошибаюсь, потому, всего навсего, такой же человек, а не провидец. Но это интересное занятие.
Хотите, я расскажу о Вас?
              - Будете гадать, как цыгане?
              - Нет, постараюсь не придумывать несбыточных надежд, а попробую расколдовать Вас.
              - Вы думаете, меня заколдовал злой волшебник?
              - Думаю, да. Он запретил Вам смотреть на саму себя, вернее глядеть в свою душу.
              - Но я всё о себе знаю!
              - Боюсь, что нет. Если бы всё о себе знали, Вы не были бы так несчастны и, я бы сказал, угнетены своим положением.
              - Это так бросается в глаза?
              - Конечно!  Каждым своим взглядом Вы молите о своём спасении, не подозревая, что спасение Вы можете обрести не в придуманном человеке, или каком либо событии, а в самой себе. Вы, человек, который умеет увидеть красоту, любящий искусство и природу, да судя по всему, и добрый человек, Вы ждёте чьей-то помощи! В то время, как Вы сами можете помочь другим людям обрести самих себя. Научить их видеть прекрасное. Сделайте Вашу жизнь творческой. Не поддавайтесь унынию и никогда, Вы слышите, никогда не бойтесь одиночества. Вы сами - это огромный мир! В котором есть всё! И любовь, и нежность. И вера в лучшее. И люди, они, конечно же, не все подонки и скучные обыватели. Уберите таких из своей жизни. Не стоит тратить жизнь дарованную Богом на ничтожество. Посмотрите сколько красоты вокруг! И всё это Ваше. Ну, и моё, и всех людей, которые умеют это увидеть. Мы богачи, но в отличие от денежных мешков, с радостью делимся этим сокровищем с другими. А ведь есть ещё и великое достижение человечества – музыка! Если Вы её слышите, считайте, что прожили свою жизнь не зря.
Поймите, наше пребывание на этой земле записано в священной книге, в которую никому не дано заглянуть. Торопитесь жить. Улыбнитесь и наконец, поверьте самой себе, а не дяденьке, рассказывающему по телевизору, как Вам проживать Вашу жизнь.
Доверяйте своим чувствам и интуиции. Ошибётесь - не страшно, будет наука, но Вы пойдёте вперёд и обязательно найдёте свой путь! Главное не топтаться на месте. Не сдавайтесь!
               - Наверное, Вы правы. Но почему, Вы так не равнодушны к моей судьбе?
               - Да потому, что и сам когда-то прошёл через это. И теперь, я сожалею о потерянном мною времени. Его мне не вернуть и я боюсь не успеть сделать то, о чём мечтаю. Нет, не о славе я думаю. Я мечтал прикоснуться к провидению, которое позволило бы мне сделать открытие для самого себя, позволяющее думать, что эту жизнь я прожил не зря. Ведь мало уметь видеть прекрасное, надо ещё и научиться разговаривать на языке искусства, и уметь разгадывать его – то есть быть Мастером. А вот это и есть моя мечта.
                - Мои мечты гораздо скромнее.
                - Вы ещё и не начинали мечтать, Вы боитесь. А страх Ваш придуманный. Поверьте мне и совершится в Вашей жизни чудо. Я это знаю и предсказываю Вам его!
                Вот в таких разговорах и прошла наша прогулка. Мы заходили в кафе, где замечательно провели время и, отдохнув, вновь бродили по паркам утопающим в кленовых и дубовых листьях. В одном из них, у пруда покрытого прилетевшими листьями мы остановились и пока я смотрела на воду, Игорь что-то зарисовывал в свой блокнот.
                Вернулись мы поздно. Он проводил меня и уехал в свою гостиницу.
На следующий день он уезжал с Московского вокзала. Я пришла проводить его и принесла на память огромный альбом «Парки и музеи Ленинграда ». Он был любезен и благодарен, подарив мне огромный букет белых роз. Больше мы никогда не виделись.
                Вот эта встреча и была отправной точкой моей последующей жизни. Он уехал в Америку, а я, с большим трудом разведясь со своим мужем, начала новую жизнь, в которой радость сменяло горе, а открытия чередовались с потерями и разочарованиями. Я работала в одной из Ленинградских газет, писала статьи о театре и кино. В этом мне помогала моя старая учительница и мой бессменный друг, пока я её не похоронила. А рыжий кот прожил со мной долгих тринадцать лет. Я написала несколько книг, говорят неплохих. В одной из командировок, встретила свою единственную и главную любовь, да только мой муж недолго прожил на этом свете. Но это не сломило меня, а наоборот научило многому. Как, когда-то, говорил мой рыжий провидец – никогда не бойся одиночества и не сдавайся!
                Так, что и сейчас, нет у меня никакого страха. Такова моя жизнь и судьба, но зато моя, а не придуманная кем-то. Посмотрите вокруг. Вы видите этих несчастных, они ведь лишены даже возможности мыслить. Вот это страшно по-настоящему. Конечно, то что сейчас происходит со мной, наверное, отвратительно и неотвратимо. Но это был не мой выбор, а моего единственного племянника. Таковы люди. Когда умерла моя сестра, я забрала мальчика к себе. Ему было десять лет и он нуждался в моей помощи. Но он вырос вот таким и в этом, наверное, виновата я, хотя те книги, которые я ему читала, учили всё же, другому. Я, к сожалению, не могу за собой ухаживать, ноги не слушаются. Наверное, я Вам порядком надоела! Извините меня за болтливость. Давно я ни с кем не говорила. Буду жить дальше. В этом интернате и рыжем сентябре.

                29.09.09      
               

 

 

 
               
   

 
 


Рецензии
Красивая у Вас сострадательность, живописная. И это проза, а не сентиментальное нечто о себе,настоящая проза, позволяющая размышлять.Успеха Вам и умных читателей. С уважением

Вера Андровская   02.06.2016 07:33     Заявить о нарушении
Благодарю Вас за добрые слова! Это приятно. Я намеренно не стал описывать атмосферу этого заведения. Наверное, это известно и так большинству людей побывавших там хотя бы раз. С уважением...

Александр Тебаев   02.06.2016 18:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.