Немного нервно об экологии-3

Человечество от своего возникновения по настоящий день привыкло каждое мгновенье дышать чистым воздухом, пить чистую воду, ходить по чистой и безопасной земле, получать благоприятное излучение солнца и подсознательно ощущать надёжность атмосферного щита. За тысячелетнюю историю потребительской  безответственности человек, как таковой, научился попросту не обращать внимания (или просто закрывать глаза за хорошую плату – к сожалению, взятки были всегда, начиная от шкуры и мяса мамонта и кончая секретным вкладом в швейцарском банке) на окружающий мир. Тогда аппетиты по расхищению природных богатств были сравнительно невелики, и поэтому проблемы экологии в глаза особенно и не бросались по своей малозначительности. Скажем, разработка  каменоломен, где добывался камень для строительства египетских пирамид или веранды Баальбека, принесла вреда окружающей природе в разы меньше, чем разработка одного алмазного рудника в Якутии (за исключением, конечно, катастрофических потерь человеческой массы в древности). Хочу сказать, что за многовековую историю человечества в его прямых представителях выработалась некая пагубная привычка долженствования – мол, так должно быть, и баста! Я дышу чистым воздухом, потому что так должно быть! Я пью чистую воду, потому что так должно быть! Я хожу по прекрасной земле, потому что так должно быть! Я счастливо живу на планете Земля, потому что так должно быть!
Словом, такая привычка долженствования и выработала в человеке синдром безответственности и  стойкий иммунитет к отдельным попыткам, чтобы сохранить красоту окружающего мира не столько для себя, сколько для своих будущих поколений. Спустя пять тысячелетий от рождества Христова они также должны радоваться земному раю и гордиться тем, что живут на этой планете. 
Нынешняя человеческая деятельность (производственная, научная, социальная культурная) сегодня мне напоминает суету вокруг разбитого корыта выгоды и достатка. И вот самой этой суетой недалёкое человечество хочет показать собственное первостепенное значение в мире природы. Но окружающий мир гораздо старше человечества. Например, если сайгаки являются ровесниками мамонтов, то предки отдельных видов панцирных рыб, доживших до наших дней, обитали в мировом океане ещё в ту пору, когда материков и в помине не было – один материк на весь океан (Гондвана и Тетис).
Если вы сорвёте лист с дерева, дерево не ударит вас по лицу ветвями за то, что вы причинили боль. Если вы бросите камень в реку, река не накроет вас своими водами за то, что вы причинили боль. Если вы изроете землю котлованами и каналами, земля не расступится под вашими ногами за то, что вы причинили боль. Иначе говоря, природа терпит «капризы» и «шалости» своего великовозрастного ребёнка. Каким является земное человечество: «чем бы дитё ни тешилось, лишь бы не плакало». Но настанет день, встряхнётся планета и сбросит со своих плеч поднадоевшую пыль человеческой деятельности. Это надо не экологию спасать для нас и потомков, а саму экологию спасать от нас. Мы только мусор на этой планете – не более того. Наш бог – не природа (экология), создавшая нас плоть от плоти (помните, «из праха земного»), а куски жёлтого металла и разноцветные бумажки с многочисленными нулями после единицы.
В завершении скажу, если человек, являясь продолжением экологии, породившей его, отрицает саму экологию, то, в первую голову, он отрицает самого себя. Что такое человек (Homo sapiens), если изъять из его обихода и жизненного цикла экологию, как окружающую среду и тот единственный дом, в котором он, человек, живёт, и этот дом терпеливо ожидает, что человек однажды поумнеет, глубоко призадумается и примет ряд активных мер по обустройству и совершенству «родного дома». Остаётся надеяться, что эти действия не будут плодом одноразовых акций, потому что надо отрабатывать деньги…

Андрей Сметанкин, г. Душанбе, Республика Таджикистан,
28 сентября 2009 года.


Рецензии