Хозяин и сомы

Ветеринар осмотрел корову и сказал хозяину, что бурёнка его – в полном порядке.
- А надой молока стал меньше оттого, Никанорович, что корову твою кто-то сдаивает.
- Как  сдаивает?
- Обыкновенно. Может, пастухам молоко её понравилось, а, может, рыба-сом присосалась.
- Сом?!
- А, то! Коровы в жару в воду заходят, от зноя и шершней. А сомы – тут, как тут. Для них молоко –  лакомство, а коровам – облегчение.
- Вот это да! - изумился фермер. –  Ни о кормах думать, ни о навозе… Молоко само в реке рекой льётся?! Сомы - рыбы, а премудрые, как люди!
- Ну,  про людей не скажи, Никанорович, - возразил  ветеринар. - Люди не только к молоку присасываются. К нефтяной трубе, например; к киловаттам и проводам…
Что, верно, то верно! Никанорович сам не раз испытывал на себе мерзкие присоски этих сосальщиков. Бычка прошлой осенью сдавал; телок откормленный, прямо слитой,  а заплатили по нижнесредней упитанности. А пшеницу у фермера всегда берут по цене фуражной.
- Мало клейковины, - говорят.
А как её пощупать - эту клейковину?…
- Сомы, да и только! – заключил Никанорович.
- А есть и похлещи «сомы», - уходя, заметил ветеринар. -  Они всё больше  по заграницам живут; уж язык забыли, рукой для России не пошевелят, а миллионные капиталы из неё высасывают.
Вот ведь как! Не пашут, не сеют, не строят и не добывают, а живут – пальчики оближешь.
- «Может, так и надо жить? – рассуждал Никанорович, шагая по пыльной дороге докашивать ближний луг. – Ведь сомы и те соображение имеют, как задарма    полакомиться. А человека сам Господь разумом наделил».
Фермер почувствовал себя вдруг усталым и разбитым – ноги ослабли, руки налились тяжестью…  А деревянное окосье -  лёгкое, как пушинка, - буквально вдавливалось в тело, будто не коса была на плече, а пудовая гиря. Никанорович остановился, положил косу рядом.  «Что со мной?». Он не понимал, что так внезапно навалилось на него - то ли обида на «сомов»,  то ли зависть, что не умеет жить, как они.  «А, может, болезнь, какая?».
Но дунул степной ветерок, он, как мягким  полотенцем, обтёр вспотевшее лицо Никоноровича и - никакой хвори. Мысли его от иносказательных сомов переключились к подлинным, о которых рассказал ветеринар. «Завтра же на зорьке сеть протяну по мелководью  у коровьего стойла, - решил Никанорович. – Посмотрим, какие вы - сомы».
Взмахнув лёгкую косу на плечо, хозяин поспешил на свой недокошенный  луг.   


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.