Летающую тарелку впервые сделали в Казахстане

      Недавно на глаза мне попалась дневниковая запись, сделанная 7 января 2002 года, и она мне показалась настолько интересной (я тогда по ходу дела и стихами в дневнике говорил), что решил привести её здесь целиком в качестве миниатюры.





7 января

         И снова пасмурный, а потому и не морозный, день. Но это – за окном. В стихах же в это самое время всё может быть с точностью до наоборот.
      
Новое утро

Какое радостное чувство:
Проснуться утром и – спешить!
Вставать порой бывает грустно,
Но – утром снова надо жить, –

И солнце первыми лучами
Надежду будничную льёт
Как дар – задуманной богами
Судьбы, запущенной в полёт!

И в спешке утренней шипучей
Я оживлённую зарю
Не называю чёрной тучей, –
За свет её благодарю.

         Ни свет ни заря зашли две знакомые женщины. Они приехали из Искитима, соседнего с Бердском городка. Одна из них, Надежда Новикова, а другая её соседка по фамилии Шульц. Они приехали к дочери Оксане (а надо сказать, что мы с ней теперь живём совсем рядом, практически через два двора), но не застали её дома и зашли скоротать время. Муж Надежды – Виктор Новиков – мой одноклассник по двум школам: им. Белинского в г. Каскелене Алма-Атинской области (мы учились там в 8 и в 9 классах), и СШ КИЗа в п. Политотдел Каскеленского района (10 и 11 классы). Виктор как раз сейчас там и находится. Поехал навестить своих родителей. Там же, в научном городке Казахского института земледелия (КИЗ), живут и мои родители, и моя сестра с семьёй (посёлок Политотдел и КИЗ, по существу, это одно целое, и средняя школа там одна).
         В долгом разговоре о чём попало промелькнула интересная новость. В тех же краях, в Каскеленском районе, в соседнем посёлке (в советское время он назывался Госселекстанция, а сейчас – не знаю как; кстати, посёлок Политотдел теперь носит гордое название Алмалыбак) живёт ещё один наш одноклассник, Александр Райм со своей семьёй (у него четверо детей).
         Разговор коснулся именно его. Этот наш Саша Райм – уникальный человек. Во всяком случае, я в своей жизни просто не встречал таких людей. Его образ мыслей настолько оригинален, что разительно отличается от любого другого, привычного для всех. Всё, что касается радиоволн и электромагнитного поля, он знает не то чтобы лучше всех, что тоже так, но ещё и необычно.
         В школе это был мой единственный собеседник, с которым мне было очень интересно. Встречались мы с ним почти ежегодно вплоть до 1992 года, а затем в страну хлынула такая свобода человеческих взаимоотношений, что общаться стало практически невозможно. В самом деле. – Если, при зарплате, скажем, в 400 рублей, билет на поезд (в купе) из Новосибирска в Алма-Ату стоил 19 рублей, то теперь, при моей пенсии в четыре тысячи рублей, такой же билет стоит три с половиной тысячи. Разница, нетрудно подсчитать, в десятки раз!
         И теперь мне трудно стало следить за ходом мыслей моего товарища, а между тем он в последние годы всё чаще и чаще начинал говорить не об электромагнитном, а о гравитационном поле. Жгучий интерес был у него к центру Галактики, чёрным дырам, гравитонам и времени, мы говорили о свойствах энергии, массы, об их структуре. Его интересы в этой области быстро расширялись.
         Последний раз я был в Алмалыбаке в августе прошлого года, после 4-хлетнего перерыва, и с изумлением узнал, что друг мой Сашка уехал в Германию с младшим сыном Ярославом на два летних месяца. И не просто поехал к родственникам (там у него родители, брат и дочь со своими семьями), а в том числе и по приглашению властей! (Неужели?). 
         А дело, как мне рассказали, вот в чём.
         В том, что мой милейший Саша Райм способен изобрести вечный двигатель, я никогда не сомневался, потому что мы с ним ещё в школьные годы этим занимались, и, если мне удалось изобрести только два «вечных аппарата», то Александр выдал на гора не меньше десятка подобного рода конструкций. Помню свою  эпиграмму на него:

Сашка Райм задался целью
Вечный двигатель создать.
Вопрос, конечно, очень смелый,
Не то, что алгебру решать!..
(не помню дальше)

         Было это в 1965 году.
         А на этот раз я от его жены Люси узнал удивительную историю.
         По её словам, Саше удалось разобраться в сущности гравитационного поля, и он нашёл способ преодолевать его в земных условиях!!! Более того, он нашёл способ использовать его энергетический потенциал и смастерил… летающую тарелку! Что, конечно, похлеще вечного двигателя, не так ли?
         Заметив радостную улыбку на моём сиящем лице, Люся без лишних слов достала из шкафа с разным радиоэлектронным хламом разобранную тарелку с одними только рёбрами и остатками витков из тонкой медной проволоки, и… протянула её мне. Встреча с инопланетянином была бы менее торжественной.
         Моя улыбка мгновенно испарилась и её сменила маска полного идиота.
         А Люся очень просто, как об огурцах, говорила, что Саша разобрал тарелку намеренно, что он никому показывать её не велел даже в таком, разобранном виде. «Ну, да ладно, тебе, Петя, как Сашиному другу, я показываю. Думаю, что он тоже не стал бы скры-вать эту штуковину, вы же оба…».
         Что – «мы оба», - я уточнять не стал.
         Я вертел в руках лёгкую, пластмассовую «штуковину» и терялся в догадках: Люся разыгрывает меня или крыша у кого-то поехала? В довершение Люся поведала полную драматизма историю о том, что происходило здесь в последние два-три года.
         Оказывается, Александр говорил о своём изобретении практически всем знакомым, в том числе и нашим одноклассникам, живущих рядом и приезжающих издалека, но никто, разумеется, ничего не понимал. И тут я припомнил, что и Виктор Новиков полгода назад говорил мне нечто подобное, возвратившись из очередной своей поездки сюда. (Он в Алма-Ату чаще ездит, бизнес, что ли). Но тогда я ничего не смог добиться от него, никаких подробностей. И решил, что речь идёт не об изготовленной летающей тарелке, а о теоретических изысках нашего общего друга. Новикову тарелку Саша не показывал, он только на словах описывал её конструкцию и её движение в комнатных условиях.
         Но ведь и мне год назад Саша не показывал тарелку! Более того, он даже словом не обмолвился о своих делах в моём присутствии! Вот это да! Тайна сия зело крепка.
         В этом месте в историю надо вклинить ещё одного Александра – Титова. Когда мы с Раймом учились в 11-м классе, у нас был приятель из 10-го класса. Он был замечательным собеседником. Интересы наши совпадали по многим пунктам: здесь и физика, и космогония, и философия и много ещё чего.
         Так вот, 21 или 22 августа мы встретились  (Александр Титов в те же дни тоже гостил у матери) с ним. Однако и он не смог рассказать ничего определённого. И это несмотря на то, что он из наших знакомых мог лучше всех разобраться в Сашиных делах, ибо всю жизнь занимался радиоэлектроникой, имея учёную степень, публикации и множество изобретений. Сейчас он живёт в Томске, преподаёт в институте и пишет докторскую диссертацию.
         Как же так? Думаю, что, скорее всего, бдительный Саша Райм не рассказал Саше Титову всей подноготной своей работы. А почему? Да потому, что идея его была настолько проста, что, по его собственным словам, могла стать понятной и первокласснику. А он ни с кем не хочет делиться. И так сказал Титову: «Я передам свой секрет кому угодно с одним условием: мне присваивают учёную степень доктора физико-математических наук и выплачивают достойный гонорар за много лет моей работы по этой теме». Титов, конечно, ответил, что так не делается, в науке существует целая система оценки… и прочая и прочая. Райм же настаивает на своём и заявляет, что в противном случае его секреты уйдут из жизни вместе с ним. Да… ситуация.
         Дальше Люся рассказала, что Саша не хотел передавать свои работы Казахстану. (Что они с ними делать будут? Летать на тарелках и для отар пастбища подыскивать?) Но предлагал России: писал Путину по почте, передавал письма через знакомых, чтобы они их отправляли не из Казахстана, – через того же Титова, кстати. На третье своё послание он получил-таки ответ из канцелярии президента Путина: «К сожалению, мы не располагаем людьми, которые занимались бы столь важными проблемами. У российских учёных заботы попроще».
         Понимая, что это издёвка, Саша обратился к Германии, так как Соединённые Штаты ни в коем случае не должны были бы обладать такими разработками. Достаточно с них Хиросимы и Нагасаки. Из Германии, наконец, он и получил приглашение.
         Что мне оставалось делать? Я попросил Люсю передать Саше мою просьбу написать о сути дела и обещал выйти на учёных в Новосибирском Академгородке. У меня обратный билет был на 26 августа, а Саша с сыном возвращались из Германии 31 августа. С той поры я не получал от него никаких писем. Что ж, теперь, когда Надежда Новикова вновь напомнила мне об этой истории, сказав, что «Сашка Райм совсем с инопланетянами подружился, и по ночам куда-то с ними летает на своей тарелке», надо попытаться ещё раз написать ему и напомнить о своей просьбе.
         Прямо-таки детективно-научно-фантастическая история выходит.
         Часа два беседовали мы, и пили чай, пока не пришла Оксана. Продолжили и с ней. Оксана попросила почитать что-нибудь, я прочёл несколько новых стихотворений, и они ушли. На прощание Надя обещала и Виктора подключить к моей просьбе о связи с Сашей Раймом.
         После чего тихо-мирно и пора ночная подошла.


Рецензии
Интересные вещи рассказываете,Петр!

Елена Серженко   08.10.2011 15:34     Заявить о нарушении
Это из воспоминаний о моём однокласснике Саше Райм...

Пётр Корытко   13.10.2011 09:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.