Всем капканам Капкан

Заехал я как-то к родителям, где бываю редко. Учился не в своём городе, работаю в третьем, женился – семья - дети. Раньше это называлось - "жизнь позвала".

Сам давно уже родитель, и после длительного отсутствия мне приятно было появиться в родительском доме, где всё напоминало о наивной поре.

Дело было в начале лета. Как-то вышел понежиться на солнышке во дворе и увидел соседа по дому, которого мы звали "Капкан". Был он истинный старик, вид имел жалкий: плохо выбрит, смешон, сопровождала его какая-то страшная бабка за которую он держался, как беспомощный ребёнок на прогулке. Двигался мелкими шажками шаркая при этом ногами. Но взгляд!

Он сразу узнал меня. Ещё бы, кадровик МВД. Взгляд сказал всё. "Капкан" не заржавел. Много воды утекло с тех пор, я физически почувствовал как тяжела она, эта вода, и камни окатывает, казалось бы должна была изгладить в памяти прошлое, но увидев его я сразу вспомнил всё до мельчайших деталей.

* * *

Дело было летом. Был я пацаном. Жил у бабушки на даче. Бабушка была не моя, да не важно, важно что её внук Игорёк – классный пацан из нашего двора, являлся моим закадычным дружбаном, и родители как-то отпустили меня к ним на лето. И был там сосед, которого мы не любили, а он не любил нас. За дело, конечно, но мы были правее. На нашей стороне, например, были ещё бабушка и пёс - Крис. Помесь французского бульдога с кем-то побольше, но числился у нас он, конечно, просто самым чистокровным бульдогом, хотя был переросток, и экстерьер его в чистую кровь не вписывался.

Яблони ломились от урожая. Были мы пацаны не совсем хорошие. Чужие яблоки нам нравились больше своих. Малину или клубнику, мы просто не различали на свои и чужие. Уезжают люди - им же на работу, где-то во вторник Игорёк с утра начинал вспоминать как его маленького любила скажем Мария Ивановна и как много у неё ягод! Да, ещё она всегда приглашала заходить в гости. Почему не в понедельник, потому что ещё рано - ягоды ещё не созрели, и вскорости мы невольно оказывались на участке Марии Ивановны ... присматривали за порядком и щипали что успело подрасти и созреть.

Сад соседа вниманием тоже не обходили - он же рядом. Сосед иногда ремонтировал забор и куда-то уезжал, ну а мы не могли не проверять состояние его хозяйства, не смотря на строжайшие запреты бабушки. Аргументация бабушки была расплывчатая: Не связывайтесь вы с этим человеком ...

Вообще-то бабушка не любила его давно. Они когда-то работали в одном министерстве, получили квартиры в одном доме, соседние дачные участки и успели надоесть друг другу или ещё что.

К его возвращению мы самым миролюбивым образом играли на виду у бабушки, а если он начинал орать, мы пожимали плечами и бабушка никак не могла взять в толк чем он недоволен, и  ему за всех отвечал пёс. Забор разделяющий наши участки был для Криса самым ответственным участком, и его он бдительно патрулировал. Когда Крис был щенком, сосед часто забавлялся тем, что стучал по забору палкой, пренебрегая просьбами бабушки. Потом он должно быть не раз жалел об этом.

Ближе к осени, сосед поселился на даче безвыездно, и его яблоки стали нам сниться. Надо было что-то с этим делать, и мы с Игорьком решили идти на дело ночью. Однажды, когда бабушка улеглась спать, мы вылезли в окно. Ночь была тёмная, светили только редкие фонари. Мы в нерешительности, блестя глазами и перешептываясь, как настоящие заговорщики, следили за соседним участком стоя в тени своего дома. Ничто не предвещало проблем, и, решившись, мы двинули к калитке. Это была наша главная идея. Мы прошли по дороге до забора соседа и влезли демонстративно оставляя следы с внешней стороны.

Прислушались, было по-прежнему тихо, и двинули в заветном направлении. Сначала нам везло, о чём мы даже не догадывались. Мы сняли пробу с одной молоденькой яблоньки, потоптались под другой, и я сгонял на третью. Стояло там такое высокое дерево на котором яблоки "родились не каждый год", как говорила бабушка, но были они удивительного розового цвета!

А вот когда спустился, что-то больно хлестануло меня по лодыжке и повисло на ноге. Тут-то обнаружилось, что этот гнус поставил под деревьями капканы. Один из них и вцепился мне в ногу. Нагибаться было тяжело, так как под рубашкой мешались яблоки, Игорёк в панике не мог расстегнуть капкан. Пришлось ковылять до забора. Только там ногу из сапога удалось вытащить. Был я в резиновых сапогах на босу ногу, и капкан сильно разодрал мне кожу. Яблоки рассыпались. Уходили мы содрогаясь от каждого шороха в настроении совсем не героическом. 

За всё это, за то что Игорьку, в страхе перед разоблачением, пришлось исцарапать всю руку, чтобы добыть у бабушки бинт и зелёнку, а мне на следующий день после "ранения" героически легко и ровно ходить по участку, мы с Игорьком возненавидели соседа ещё больше. Но "в гости" что-то не спешили. Так только страшную клятву принесли - отомстить! Теперь-то он у нас получит - ни одного яблока на этом дереве не оставим! Следили, забыв игры и прочие радости жизни, разговаривали исключительно конспиративным языком: "КапканА видел? - Объект на базу не уходил!" Тем лето и закончилось.

Потом я пересёкся с "Капканом", когда стал старшеклассником. Я вырос, и мама хотела купить мне большой диван. Тогда "в открытой продаже" (было такое понятие) их не было. Купить можно было только пройдя мучительную процедуру, на которую она меня и гоняла по какому-то сложному графику. Все "концессионеры" должны были являться на перекличку к магазину. Кто не приходил два раза, того выкидывали из списка, и не видать ему дивана.
 
Я отъездил туда зиму, намёрзся, но не очень приблизился к раздаче, а только лишь понял, что вся эта система - лохотрон! Магазин жил своей жизнью.

И вот на очередной перекличке к магазину явился Капкан. Он был здоровый кабан и умел пользоваться своим физическим преимуществом. Подвинув в дверях центровых концессионеров, он уверенно шагнул сразу внутрь магазина и, заявив, что он персональный пенсионер, двинулся как ледокол к столу за которым сидели магазинные хмыри. А я двигался за ним, как щепка затягиваемая водоворотом. Нас встретили ехидные морды. Они никуда не спешили и появление очередного персонажа встретили с полным равнодушием.

Капкан сначала повторился, что он персональный пенсионер, но потом заметив, что его просто никто не слушает, навис над главным хмырём и добавил дыша в лицо: Я охранял Сталина! Я из любого тут хребет выдерну!

Тот оказался именно главным, и Капкан как-то точно это вычислил. Хмыри перестали нахально улыбаться и разговаривать, и каждый стал как бы сам по себе. Потом самая толстая из них забазарила: Так нельзя разговаривать! и так далее. Но диалог начался! 

Капкан как-то поменялся и правильным тоном заявил: Тут безобразие! Он ходит всю зиму и будет разбираться! Мы с народом дакнул: Мы ходили! Порядка нет! Баба: Мы не можем следить за вашей очередью! Вы сами следите за вашей очередью! Главный хмырь являл беспомощность, мы вопили, и баба колыхнув телом и, как бы заступаясь за главного, вытащила из стола какую-то трёпаную тетрадь. Спрашивала–искала номер-фамилию Капкана, его не было, он торжествующе констатировал: Бардак! Она нашлась и предложила вписать его сверху. Но не таков был Капкан. Не надо мне этого, - заявил он, - дайте мне открытку! Народ затих. Я понял свою полную некомпетентность и напрягался изо всех сил впитывая информацию. На моих глазах происходило чудо: раскрывалась пещера Аладина. Из трёпаной тетради появились какие-то трёпаные открытки-приглашения. Баба с сердцем сунула одну в пятерню Капкана, и открытка скрылась там, как коробок спичек. Я энергично потрясал своей просящей рукою, но пещера закрылась. Мою беспомощную руку никто не замечал. Я не нашёл нужных слов. Не знал. Рылом не вышел!

* * *

Сейчас кажется, что многое безвозвратно изменилось и осталось в прошлом, но только не КапканЫ. Дайте шанс, и они вам "выдернут хребет". Хотя именно этот попал, из такого капкана ему самому не вырваться. 


Рецензии
Виктор, интересная история, знакомые типажи!

Олег Шах-Гусейнов   01.11.2011 17:08     Заявить о нарушении
Да уж.
Типаж этот ходит сквозь нас, и всегда он умнее всех и с ружом.
Нет человека крепче и решительнее нашего пенсионэра.
Дай ему волю, он не расстанется с комсомолом
и будет вечно молодым.

Виктор По   01.11.2011 19:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.