Устами младенца глаголет истина?

(Один день из жизни учителя)
Вот и перемена. Сейчас еще один, последний, урок, и можно будет облегченно вздохнуть. Впереди два дня выходных, два дня свободы.
Потянулись девятиклассники. Звонок. Шуршание в портфелях, шлепки тетрадей и учебников о парты, шум отодвигаемых стульев – последние приготовления к уроку. Стоя перед вымахавшими подростками, я снова почувствовала себя как в лесу: ростом-то не вышла!
- Здравствуйте, садитесь!
И снова шум, шушуканье, шорохи страниц учебников. А я уже раздавала листочки. Тоскливые взгляды, обреченные «У-у-у!», усталые лица: «Опять проверочная!»
- Прежде, чем мы проведем с вами анализ стихотворения Н.А.Некрасова, я прошу выполнить вас одну небольшую работу. Минут на пятнадцать, не больше. Итак, на листочках, как обычно, - число и фамилия. И не подписывайтесь «псевдонимом»!
«Псевдоним» - наша давняя шутка. Иногда ученики забываются и вместо имени-фамилии подписывают «классная работа». Тогда хозяина работы приходиться опознавать по почерку. Но полгода назад я водрузила на нос очки, с тех пор стала построже.
- А что дальше писать? Проверочная работа?
- Нет. Эссе!
- Опять! – класс недовольно завозился. – На какую тему-то хоть?
Я улыбнулась:
- О русском мате.
- ???
Мне показалось, что в классе был слышен полет мухи – так внезапно наступила тишина…
Как? И это говорит учительница, и не просто учительница, а русского языка и литературы! Да перед дверью ее кабинета не то что матом, просто кого-то грубо обозвать нельзя… Да перед ее уроком парни даже курить воздерживаются, чтобы «не благоухать никотиновыми ароматами»! А если зазвонит мобильник!.. А если лишний раз пикнешь на уроке!..
Я вглядывалась в их недоуменные лица и наслаждалась произведенным фурором. После небольшой паузы я начала:
- Нет, это не шутка, ребята. Я бы хотела услышать ваше мнение, поэтому пишите то, что думаете. Работа на оценку, но обещаю двоек не ставить. Поэтому можете смело писать, что думаете по этому поводу. А я ставлю перед вами проблему: русский мат – это отрицательное явление?
Девятиклассники среагировали по-разному: кто-то виновато потупил глаза, кто-то протянул «да-а!», кто просто кивнул вверх-вниз…
- Ну вот! А если мат – это отрицательное явление русской речи, то почему он существует на протяжении столетий? Задайтесь вопросами «как?», «когда?», «почему?», «по какой причине?», «где?», «кто?»,.. и постарайтесь на них ответить. Только «что?» писать не надо! – в итоге пошутила я.
Дети заулыбались, заерзали, запопереглядывались. Напряжение было снято. Я дала им минуты четыре пошуметь, а после встала перед ним Цербером и приказала:
- Все! Хватит! Пишем!
Когда не только говорить, переглянуться нельзя (сразу окрик: «Лесников! Ну-ка к себе в листок!»), а писать-то надо, ученик волей-неволей погружается в тему.  Сначала я видела взгляды в потолок, в окно, в чужую работу. Но я стояла перед ними с каменным лицом. Потом одна за другой показались макушки.
Началась работа! Тишина стояла такая, будто в классе не было никого. Я могла уйти с урока и заняться своими делами, тишина бы осталась прежней. Я отошла со своего поста, прошлась между рядами, остановилась у пятой парты, заглянула в листок Девятерикова:
- Это твой псевдоним? – ткнула я ноготком в пресловутую «классную работу». Алешка расплылся в улыбке, но торопливо:
- А! Я исправлю щас, подождите, допишу…
Я послушно отошла. «Чего-то я как-то лишняя здесь на уроке!» - подумала я с усмешкой.
Минут через десять вверх осторожно поднялась рука.
- Что, Кристина?
- А можно второй листочек?
Сказанная реплика отвлекла девятиклассников. Димка Энгельке, умница и красавец – предмет воздыханий многих школьниц, спросил:
- Ты чего там, «Войну и мир» пишешь, что ли?
Кристинка не удостоила его ответом, зато возник Антошка Чалов – вечный прогульщик и второгодник:
- А матюки писать можно?
Я пожала плечами:
- Эссе твое, ты автор. Если хочешь – пиши. Но я читать не буду. А за каждый случай ненормативной лексики – кол в журнал!
Девятиклассники настороженно подняли головы.
- Вы же обещали не ставить двойки!
- Так и есть! Двойки ставить не буду, но о колах-то ведь речь не шла!
И я с иронией посмотрела на Антошку. Он прекрасно понял мою шутку и подыграл: демонстративно положил огромные кулаки на парту, опустил голову и печально произнес:
- Придется переписывать!
Класс грохнул хохотом. Я не удержалась, засмеялась вместе с ними, потом подняла руку:
- Ну все-все, успокойтесь. Продолжайте работу.
Вы думаете, мы перешли к гражданской лирике великого Николая Алексеевича? Да те пятнадцать минут уже давно истекли, еще не раз и не два я выдавала по второму листочку. Я удивлялась, с каким самозабвением мой любимый 9 «А»…пишет? Нет,  творит! Какой полет мысли! Какое упоение темой!
Уже прозвенел звонок, кто-то уже сдал эссе и направлялся к выходу, кто-то еще дописывал, кто-то переписывал домашнее задание с доски в дневник. На прощание я попросила детей грамотно объяснить родителям, какое задание на уроке дала  учительница, то есть я. А то подумают еще невесть что. 
Вот некоторые, наиболее удачные фрагменты детских эссе:
Ромка Красиков: «В современном обществе особо ярко выражена употребляемость ненормативной лексики, что в большинстве случаев отражает неполноценное воспитание или низкий интеллектуальный уровень субъектов. Сейчас в некоторых регионах России введен штраф за публичное использование мата. Мне кажется, что эта идея очень хорошо отразится на культурном уровне общества. И, по моему мнению, остальным областям и краям РФ нужно заимствовать данный закон»;
Низамов Альберт: «У нас в стране чаще всего выражается матом молодежь, ими это считается модно и круто.
Я считаю, что мат – это болезнь, им можно заразиться и заболеть, но можно и вылечиться.
Чем чаще используется мат, тем труднее от него избавиться»
Дилечка Курбанова: «Я думаю, что людям можно обходиться и без нецензурных слов, ведь можно разговаривать на нормальном русском языке. Допустим, происходит ссора между двумя людьми, и они ругаются. Но если они будут поливать друг друга нецензурными словами, то проблема от этого не решится. Ведь можно договориться спокойно, не повышая при этом голос.
И все-таки я думаю, что вполне реально избавить русскую речь от ненормативных выражений. Ведь когда-то очень давно, может быть, тысячу лет назад, язык наших предков был чист и тем прекрасен»;
Белобородова Кристинка: «В наше время мат очень распространен среди детей. И многие задают себе вопрос: «Почему?» Да потому что у нас в России не так уж мало неблагополучных семей, в которых родители – алкоголики. А дети в своем раннем возрасте очень уязвимы и не защищены от пагубных влияний. Такие родители совершенно не следят за собой, в пьяном состоянии теряют над собой контроль, не обращают никакого внимания на своего ребенка, а порой могут поднять и руку. А ребенок, тем более маленький, все очень быстро в себя впитывает, как губка. Он же маленький, и не знает, что хорошо, а что плохо. И начинает подражать папе и маме. Он тоже начинает выражаться нецензурной лексикой в детском саду, в школе, на улице, не понимая, что говорит. Но самое главное, что он делает это в присутствии друзей и знакомых. И те начинают повторять. А потом родители начинают удивляться, откуда они понабрались этих слов.
Мое мнение насчет ненормативной лексики таково: нецензурщина, а попросту мат, в России, в нашей цивилизованной стране, совершенно неприемлема. Во многих странах даже не знают, что такое мат. Но, приезжая к нам, иностранцы начинают ругаться, и не на своем языке, а на нашем, русском. За что нам должно быть очень стыдно»;
 Лесников Димочка: «Мат появился уже давно, но он появился от людей. Он используется в наше время очень сильно и всякий человек знает эти слова. Наше поколение к этому уже привыкло и не может не использовать. Да его все используют: и наши родители, и наши знакомые, и наши друзья и близкие, просто прохожие… - все! Я иногда (тут Димка подчеркнул, не я!- авт.) говорю эти слова, но я уже понял, какие они плохие и уже сколько раз пытался их не использовать.
Люди говорят эти слова, чтобы оскорбить, унизить другого человека, но  не понимают, что этим они показывают себя (тут Димка опять подчеркнул - авт.) низкими и испорченными людьми»
Димка Энгельке: «К русскому мату я лично отношусь нейтрально, и мне абсолютно неважно, как к нему относятся другие. В большинстве случаев я не использую мат, но если по-другому не получается выразить мысли, то говорю.
Могу предположить, хотя и не знаю точно, что русский мат возник очень давно, потому что русский человек очень эмоционален.
Искоренить мат в русском языке, считаю, невозможно: он был, есть и будет. И останется в речи еще хотя бы лет сто»
Я привела отрывки только из шести ребячьих работ. А передо мной пачка из 27 листочков! Это реально написанные эссе, я ничего не меняла, только ошибки исправила да запятые кое-где. Но это мелочи.
Нда-а-а… Устами, как говорится, младенца…


Рецензии
Здравствуйте, Фигаро!
Тема сочинений мне очень близка. Только я даю эти сочинения учителям на обучающих семинарах. Мне нравится разнообразие мнений, именно это и помогает раскрыть тему наиболее глубоко. Если будет желание прочтите наши сочинения. Может и старшеклассники напишут на эти темы...

http://proza.ru/2023/09/26/902 Работа - это средство для жизни

http://proza.ru/2015/09/06/1768 Искусство глубинного чтения

Елена Плюснина   04.10.2023 19:26     Заявить о нарушении
Рериха не читала.Сообщаю к своему стыду.
Мне почему-то всегда стыдно, когда я что-то не читала. Хотя читала много.
Но Вы меня заинтересовали. Напишите, пожалуйста, как точно называется книга?

Фигаро   04.10.2023 19:41   Заявить о нарушении
"Сказки"- Николай Рерих, 2007 г.

Елена Плюснина   05.10.2023 04:44   Заявить о нарушении