Где приземлился Христос Че Гевара?

ГДЕ ПРИЗЕМЛИЛСЯ ХРИСТОС ЧЕ ГЕВАРА?


Кажется, что больше нет цензуры. И все разрешено. Но.
Есть вещи, о которых никто не знает, потому что их держат в тайне.
Например:
В 1968 году на киностудии «Беларусьфильм» выходит картина «Христос приземлился в Гродно».
Главную роль в ней сыграл гениальный русский актер Лев Дуров.
Кроме него, в этом фильме снимались Донатас Банионис, Алексей Смирнов и другие великие актеры.
Фильм в СССР сразу стал запрещен и как говорят «лег не полку». Никто его не видел.
Потом, когда грянула «перестройка» и все запрещенное стало разрешено, этот фильм все равно не выплыл из архива и не поступил в прокат.
Некоторые источники информации сообщают, что этот фильм выкупил Ватикан.
Выкупил для того, чтобы положить на полку у себя, или для того, чтобы уничтожить – это неизвестно. Но никто этот фильм до сих пор не видел.
Что же это за фильм такой? Он был неугоден тогда коммунистической партии СССР, и остался неугоден до сих пор католической церкви.
Фильм я тоже не видел, потому что не имею пока доступа к секретным архивам Ватикана.
Но книгу, по которой был снят фильм, я прочитал.
Это гениальный роман «Христос приземлился в Гродно» великого белорусского писателя Владимира Короткевича.
Сюжет увлекает с самого начала, как лучшие романы Дюма.
Постараюсь вкратце рассказать содержание книги, объемом в триста страниц: 

Семнадцатый век. Белоруссия. Кошмарные времена татарских набегов и диктатуры инквизиции. Люди бедствуют. Нищета страшная. Голод жуткий. Народ вымирает.
По дороге едет дряхлый фургон бродячих лицедеев. Тринадцать человек. Профессиональных актеров среди них несколько, все остальные просто нищие бродяги, которые прибились, в надежде заработать таким образом себе кусок хлеба.  Среди них есть еврей, цыган, недоучившийся школяр, лесоруб, разорившийся дворянин, бывший мытарь … Колоритная компания бездельников, любителей вина и приключений.
В каждой деревне они разыгрывают один и тот же спектакль, понятный простому народу – «распятие Христа». В нищих деревнях их шоу не пользуется успехом. Озлобленные истощенные люди только хотят их побить за такое кощунство над святым образом.
Они принимают решение идти в ближайший город – Гродно. На роль Христа в этот раз выбирают школяра, которого выгнали из бурсы. Зовут его –  Юрась Братчик. Несет он на себе небольшой деревянный крест, за ним с серьезными минами следуют двенадцать «апостолов», за ними тянется дребезжащий фургончик. Так они входят в Гродно.
- Самозванцы! Лжепророки! – кричали  люди в городе, которые первыми их увидели. – Хватайте их!
Стража набросилась на них, началась драка и всех их связали.
Потащили в здание суда, послали за палачом. Начался судебный процесс, которым руководит католический кардинал, по имени Лотр. Он спрашивает:
- Как вы посмели, мерзкие еретики, присвоить себе имя Пана Бога нашего Христа и святых Его апостолов?
- Мы лицедеи – честно отвечают ему. – Ради хлеба. Чтобы прокормиться  играем этот спектакль.
Дальше все схваченные по очереди рассказывают судьям историю своей жизни и  о том, как они стали «апостолами». Судьи слушают ради потехи эти смешные истории, понимая, что всех этих бродяг на рассвете ждет публичная казнь.
Но в это время неожиданно происходит следующее:
Некоторые из тех, кто видел «Христа с апостолами», входящих в Гродно, начали с огромной скоростью распространять по городу слухи:
- Христос пришел в Гродно! Христа с апостолами арестовали! Христа судят и хотят казнить! Богатые Христа убивают! Надо спасать Христа!
Люди хватали топоры и двигались в сторону замка, где шел суд. Много сотен человек собралось спасать Христа. Ночные улицы сияли факелами, люди присоединялись к идущим. Они окружили замок и начали ломать ворота. Стража сообщает Лотру:
- Ваше преосвященство, народ требует Христа! Лезут на замок! Грабить будут!
Чтобы спасти себя от разъяренного голодного народа, хитрый кардинал быстро придумывает решение.
Он приказывает представить народу Юрася Братчика как настоящего Христа.
Хотя, в самом начале книги, по дороге из Ватикана в Гродно, Лотр дает наставления своему подчиненному о том, что главная задача церкви это уничтожение всех еретиков. Сейчас он также убедительно доказывает, что церковь должна сотрудничать с еретиками, если церкви это выгодно.
Юрась Братчик отказывается от этой роли.
- Не хочу быть Богом, хочу быть человеком! – кричит он.
Но Лотр грозит за отказ убить сейчас же не только Юрася, но и всех его друзей. Чтобы не дать друзьям погибнуть Юрась соглашается. Его наряжают в соответствующие одежды и выводят к народу, который кричит: «Вызволим Христа!»
- Люди славного города! – говорит народу Лотр. – Мы все досконально проверили и убедились в том, что это настоящий Христос! Он пришел возвысить Церковь и спасти мир!
- Чу-да! Чу-да! -  кричат люди и хлопают в ладоши. – Хле-ба! Хле-ба!
- Будет вам чудо – говорит Юрась Братчик и ведет народ к амбарам богачей.
- Нет у нас хлеба – врут перепуганные богачи. – Пусты наши амбары.
- Пусты? Тогда я творю чудо и делаю их полными. Снимайте замки, давайте посмотрим!
Они открывают амбары и видят там множество хлеба, копченной рыбы и колбасы.
Так накормили они весь город и в городе начался праздник. «Апостолы», не ожидавшие такого поворота событий, начали пировать, пьянствовать и развлекаться с девками.
Юрась Братчик одиноко бродит по городу и грустно смотрит на это веселье.
В тихом саду возле церкви он знакомится с девушкой необыкновенной красоты. Ее зовут Анея. В нее тайно влюблен Лотр, поэтому за ней всегда шпионят слуги кардинала. Юрась начинает ходить к ней на свидание и у них возникает близость. Она, как и весь город, видит в нем Христа. Он хочет рассказать ей, что никакой он не Бог, а простой нищий бродяга. Но она не понимает его. Она смотрит на него лунатическими глазами и говорит:
- Да, я знаю, ты самый скромный, самый смиренный. Я читала о тебе, ты мой Господь. Я ждала тебя всю жизнь. Я люблю тебя, Боже наш…
После того, как Лотр узнает об их связи, он приказывает тайно увезти Анею в монастырь.
А Братчику подсылает свою шпионку, по имени Магдалина, которая вводит его в заблуждение лживыми рассказами о том, что Анея замужняя женщина, которая уехала из Гродно к своему богатому мужу. Братчик глубоко расстроен и разочарован в людях, которые так продажны и порочны. Пользуясь этим чувством, Магдалина убеждает Братчика уйти из Гродно. Так «Христос» со своими «апостолами» покидают город.
Постепенно Юрась Братчик входит в роль Иисуса Христа. В нем много идеализма, но он не учит подставлять вторую щеку, а учит сражаться и отстаивать свои права. Вчерашний наивный школяр быстро становится революционным вождем народных масс. Путешествуя со своими апостолами по дорогам Белоруссии, он везде борется с несправедливостью. Затем он приходит в Вильно и собирает там большую армию своих сторонников. Они вооружаются и принимают решение двигаться на Гродно, чтобы захватить город.  Это им легко удается, потому что население Гродно ждет его, как своего «мужицкого Христа», освободителя. Народ открывает ворота и армия Юрася Братчика триумфально входит в город. На некоторое время новый Христос становится в Гродно правителем. Но скоро Ватикан посылает войска, чтобы подавить мятежников. Силы не равны. После долгих боев, армия Братчика терпит поражение. Юрась сражается до последнего, стараясь не даться живым. Но врагам удается его схватить. И снова его тащат в замок, с которого все началось, и снова устраивают судебный процесс.
После долгих и мучительных пыток Юрася Братчика распинают на кресте.
…………………………………………………………………………………………
Вот так, в очень сжатом пересказе.
Этот роман Владимира Короткевича написан смачным народным языком. С глубоким знанием истории и психологии, с великолепным чувством юмора.
Короткевич объединил в образе Юрася Братчика два образа – Христа и Че Гевары.
По крайней мере, я так это понял. Это роман про добро, которое должно быть с кулаками.
В нем много точных характеристик изуверской природы власти. Не только власти католической церкви, но и любой другой. Эти характеристики идеально подойдут к портрету власти коммунистической, фашистской, какой угодно, ибо это явление не меняет своих чудовищных качеств.
Наверное, поэтому этот фильм никому не показывают.
Хорошо, что теперь есть возможность прочитать книгу. 


Рецензии