Анжела Богданова Мне нравится все сумасшедшее
- Почему три года назад после окончания Вуза решила поехать работать в Москву?
- Накипело, наболело: не могла найти в Сочи подходящую работу, связанную с костюмом. От профессии отходить не хотела, а ничего подходящего не было. Когда мы только отучились, не было по нашей профессии в городе ни одной вакансии. Подрабатывала в частном ателье – делала эскизы. В нем было принято элементарное срисовывание моделей из журналов и копирование идей, что меня, естественно, не устраивало. Одежда потом продавалась на Торговой галерее. Я ушла, потому что никакого карьерного роста не было. Потом пошла на дизайн текстиля: шторы, карнизы, жалюзи. Поняла, это точно не мое. Еще в Сочи не очень хорошее отношение работодателей к работникам, нет уважения независимо от того, каков уровень мастерства у человека. Когда наступил нервный пик, собрала чемоданы и рванула в никуда. Жилье нашли за пару дней, а работу в Москве заранее не искала. Поехала наобум. Это было за месяц до нового года. Никто на работу не брал, потому что «новый год праздники: приходите в январе». Помог случай. Моя мама – врач-массажист, у нее очень интересная клиентура. Друг ее клиента оказался близок к высшим творческим кругам столицы. Мама рассказала, что дочка ищет в Москве работу. Они откликнулись и предложили свою помощь. Я со своим на тот момент скудным порт-фолио пришла к Бобыкину Андрею Леонидовичу (президент Международной Ассоциации «Союз Дизайнеров»). Он спросил, где бы я хотела работать: у Зайцева, у Юдашкина, готов был помочь устроиться куда угодно. Ответила, что мечтаю попробовать себя на театральном поприще, потому что эскизы мои на бытовуху никак не влияют: мы с ней друг другу не нужны. Он сказал, есть театральная мастерская «Лео», и там я могу начать работать. Директор «Лео» взял меня на работу без испытательного срока.
- Расскажи, пожалуйста, поподробнее о «Лео», в Сочи ведь нет подобной мастерской. Сколько там было работников?
- «Лео» - театральная мастерская на Чистых прудах с довольно широким диапазоном услуг: это дизайн интерьера, текстиля, костюма. Сначала были какие-то акции бытовые, для которых мы создавали костюмы. Но самое интересное началось, когда мастерская стала сотрудничать с РосГосЦирком. Они дают идею или говорят, чем занимается артист, а ты ему придумываешь полностью образ. Под этот образ подбирается музыка. Примечательно, что до меня в «Лео» дизайнеров как таковых не было. Закройщики мастерской, люди со стажем, многие работали в Большом театре, сами рисовали эскизы, как умели. Есть одно «но»: закройщик обычно уверен, что он сам себе дизайнер, и его вкус безупречен. Хотя разница все же есть, и она существенная и принципиальная. Не каждый закройщик может стать дизайнером просто потому что у него знаний недостаточно, так же как и я никогда не стану закройщиком, потому что не училась на это. Первые полгода сидела на проходной, а потом мне выделили свой кабинет, чему была очень рада.
В мастерской - три цеха (мужской одежды, женской одежды, текстиля и штор), три закройщика. В четвертый цех отдавали то, с чем не успевали справиться первые три. Я работала со всеми цехами сразу. Мне было интересно работать с закройщиком-мужчиной, который много лет проработал в мастерских Большого театра.
Но минус Москвы и минус «работы на дяденьку» в том, что мой начальник не позволял налаживать с клиентами личные контакты. Всегда и везде присутствовал. И даже когда мы ездили в Мосгорцирк, он представлялся художником, а я, наверное, выглядела его секретарем. К сожалению, по этой причине, за два с половиной года работы в мастерской наработать связи не удалось: держали в ежовых рукавицах.
- Со студенческих лет помню, ты отличалась недюжинным упорством и любознательностью. С новой работой и плотным графиком успевала ли узнавать столицу?
- В фокусе был только цирк. Еще - командировки в Сочи, тоже в цирк.
- А какие бы работы свои в «Лео» выделила особо?
- Опыт в театральной мастерской получила серьезный: делала костюмы для цирковой выставки во Франции - Salon Mondial du Cirque a Paris, для Муз - ТВ 2008: бутафорию Жанне Агузаровой и группе «Бис», Гарику Сукачеву.
- Кроме эскизов, приходилось ли еще как-то при изготовлении костюмов прикладывать свои руки и талант?
- Да. Делала декоративную отделку. Вела работу от эскизов до готового изделия.
- А что из заказов особенно запомнилось?
- Проект Муз - ТВ. Шоу, для которого мы делали костюмы, проходило в Олимпийском. В финале над зрителями пролетало двенадцатиметровое платье, которое делала. В него была одета воздушная гимнастка. Трудно передать те эмоции от воспоминаний, до сих пор мурашки по коже. Еще запомнились костюмы для цирковой выставки в Париже. Это было очень ответственно. Для той выставки мы делали костюмы еще с одним дизайнером. Та девушка училась на архитектора, иногда помогала ей, хотя интересные идеи были и у нее. Мы очень разные, но от этого выигрывали все. Директор выделил мне двух швей, свои костюмы для цирковой выставки делала сама, участвуя в крое и выполняя отделку. Времени было дано всего одну неделю.
- Вопрос по-прежнему актуальный для многих: кем работать в современной России выпускникам - дизайнерам одежды?
- Если студенту нравится создавать бытовую одежду, то ему и в дальнейшем нужно идти этой дорогой. Авангард в России ну никак не востребован. Единственный, наверное, кто все же себе это позволяет, - Егор Зайцев. И то, потому что у него есть возможность работать не ради денег, а для души. Но поняла: самое правильное - открывать свое дело. До этого нарабатывать клиентуру. Никакие фирмы, где ты наемный работник, тебя раскручивать не станут, по крайней мере, в России.
- Есть ли у тебя кумиры в мире моды и дизайна?
- Неизменны любовь и уважение к Егору Зайцеву. «Отпал» Андрей Бартенев: поняла, что он «играется», для него все, что он демонстрирует публике, имеет лишь несерьезный и коммерческий характер. Осознаю, что по моделям одежды Егор не развивается, но, видимо, мне близки создаваемые им образы.
Из европейских дизайнеров – Джон Гальяно, Жан-Поль Готье, Пако Рабан.
- Как изменилось и изменилось ли со временем твое отношение к моде, стилю, дизайну? Возьмем, к примеру, для сравнения первый курс института и настоящее.
- В душе не изменилось. Как тогда хотелось творить что-то сумасшедшее, так и сейчас хочется. Мои эскизы ведь не все понимают. Приятно, что директор Мосгорцирка их понял и оценил. Эскизы, созданные мной для циркачей, открывающих олимпиаду в Сочи в 2014 году, были куплены. Не знаю, насколько это будет осуществлено, но факт – их купили. Мне показали проект арены, которую планируется возвести в море. Потом еще показали картинку – планеты солнечной системы, которые, видимо, образно легли в основу проекта. Мне нужно было, отталкиваясь от этого, создать костюмы. Нарисовала, показала. Услышала «классно!». Вот так была куплена целая папка с эскизами. Хотя судьба их дальнейшая неизвестна. Самое интересное, что приехала из Сочи в Москву, чтобы опять же рисовать для Сочи.
- А творческие споры случались? Как ты на них реагируешь?
- Разумеется, случались. Мне директор, например, глядя на эскизы, говорит : «Анжела, давай приземлимся», а я отвечаю: «Нет, давайте вознесемся!». Но были и приятные моменты, когда мне давали определенную сумму и позволяли делать, что считаю нужным.
- Важно ли тебе увидеть осуществленными, материализованными те образы, которые ты создала в эскизах? Или достаточно самого процесса творчества, когда ты рисуешь костюмы?
- Да, для меня важно, чтобы модель была изготовлена. Но чаще всего основная часть эскизов так и остается на бумаге. Ведь выбирают более бытовые вещи. Иногда люди, которые выбирают эскизы, думают, видя «сумасшедшую картинку», что костюм обойдется в 200-300 000 рублей, и цирк это не потянет. Приходилось объяснять, что на самом деле все гораздо проще и дешевле. Слава богу, запал творческий у меня есть, и я еще не совсем «побитая Москвой». Хотя, чувствую, что во второй мой поход в Москву придется все же уйти в быт. Хотя, может, снова получится окунуться в мир театра.
- По правде говоря, ты всегда излучала уверенность и ярко выраженное творческое отношение к жизни. Каково вот такой молодой женщине в современной России?
- Очень трудно, если ты не зависишь от мужчины. Срабатывает какая-то южная специфика, амбициозность. Для меня это, скорее, хорошо, а вот для мужчин – не очень.
- В судьбу веришь?
- Да. Что должно произойти, то и произойдет.
- И все же интересно, откуда в тебе такая смелость и находчивость?
- Я единственный ребенок в семье, до одиннадцатого класса родители держали меня в строгости, даже красить ногти не разрешали. И в институте все взорвалось. Поэтому и туфли бывали разных цветов, и одна штанина и многое другое. Плюс характер бунтарский: не умею терпеть то, что мне не нравится, хотя и буду понимать, что нужно бы и потерпеть.
- Это эфемерное и всепоглощающее вдохновение, вечный спутник творцов. В чем ты его черпаешь?
- В людях! Иногда на создание эскизов могут вдохновлять образы животных. Но люди все же гораздо важнее. Обращаю внимание на внешние черты, на красоту. Могу идти по улице и запросто влюбиться в незнакомого парня или девушку, точнее, в их образ. Мне не нужно знать их имен и прочего. Это не важно. Важна картинка, лучше человека и не знать. Если сильно впечатлена кем-то, надолго какой-то образ запоминаю.
Знаю, что это идеализм. Но мне он необходим. И вот пример. С детства восхищалась творчеством Сальвадора Дали. Читала о нем много книг. Была уверена, что всю жизнь он любил одну женщину, знаменитую Гала. А как оказалась, на самом деле Дали был человеком нетрадиционной сексуальной ориентации и состоял в близких отношениях с Гарсиа Лоркой. Гала же была просто женщиной, с которой ему было комфортно и интересно. И, понимая и зная теперь все это, я все же хочу думать, что он любил только ее.
- Ага, вот как! А что еще тебе интересно – живопись, литература?
- В душу запал «Демон» Врубеля. Не раз ходила в Третьяковку на него посмотреть. И всегда волнение. Опять же – Сальвадор Дали. Наверное, Врубель и Дали делят в моей душе одну ступенечку. Еще нравится творчество Кандинского.
- Всегда были интересны ощущения людей, которые уезжали из Сочи в другие города реализоваться в профессии, найти себя. Хотя сама почему-то таких порывав особо не испытывала. Что скажешь о своих ощущениях?
- Сочи – мой любимый город. Так было, так есть и так будет. Но здесь скучно. Пыталась работать в разных фирмах и понимала, что не подходит мне такой низкий уровень, не могу ... В Сочи хорошо просто жить, растить детей, вести какой-то бизнес. Москва же дает возможности, там постоянно что-то происходит, хотя серые здания, отсутствие яркой природы и моря на горизонте меня угнетают. Но вот за подпиткой эмоциональной всегда приезжаю домой, в Сочи. И, может быть, вернусь сюда.
Свидетельство о публикации №209093000911