Ася

Ася закрыла книгу.
-Нет, нет, нет!
Она вскочила с кресла и побежала к письменному столу. Ася начала лихорадочно рвать исписанные листы бумаги. На её крик прибежал Дон.
-Ася, что ты делаешь? Прекрати немедленно! Ася! Ты с ума сошла?!
Он попытался остановить её, но девушка и сама уже потеряла интерес к бумагам. Она бросила недоумённый взгляд на Дона, державшего её за запястье, резко выдернула руку и подошла к окну.
-Зачем?- Прошептала Ася и обхватила себя за плечи.
-Что «зачем»?- Дон стоял на коленях и собирал уцелевшие листы её рукописи.
-Зачем?- Повторила девушка чуть громче.
-Ты о чём? Если о черновиках,- он кивнул на обрывки,- то ничего страшного. Главное, что оригинал уже в издательстве, а эти бумажки… Да гори они огнём!- Дон демонстративно разбросал собранные листки.
-Зачем я пишу?!- Воскликнула девушка и в поисках ответа заглянула ему в глаза.
-Ася, я тебя не понимаю…
-Да ты никогда меня не понимал! Вот скажи мне, зачем ты пишешь?
-Я? Ну как… Для людей, для общества…
-Нет! Ты пишешь ради денег, ради славы! А я не хочу такой славы! Я не хочу, чтобы мои книги читали в очередях или в метро!
-Что ты несёшь?! Ты себя послушай! Сейчас такое время, и тебе придётся смириться с тем, что люди читают только в метро и, пардон, но раз уж на то пошло, в туалете!- Её слова задели Дона за живое.- Но я могу тебя утешить – там они читают всё: и нас, и их, классиков!- Он показал на книгу, лежащую в кресле.
Дон порывисто встал с пола и подошёл к Асе, всё ещё стоявшей у окна. Ему хотелось обнять девушку, но он не мог решиться. Уже десять лет Влад Донской вот так вот стоит у неё за спиной, дышит в затылок и нервно закусывает нижнюю губу. Десять долгих лет! Они познакомились случайно. Ася – студентка литературного института, Влад – выпускник журфака, проходящий стажировку в литературной газете. Она выиграла престижный конкурс, а он брал у неё интервью. Её изумрудные глаза, искрящиеся на солнце, запомнились ему на всю жизнь. Они снились ему по ночам! Влад начал писать. Стихийно. Всё подряд. Поэзия, проза? Всё равно! Главное – писать! Его уволили из газеты. Но он уже твёрдо знал, что нужно делать. «Позвонить ей. Срочно! Да, и показать ей всё это… Нет, не всё! Только лучшее! Хотя, что считать лучшим? Может, это стихотворение, написанное в четыре часа утра?». Оно приснилось ему.  Вернее приснились её глаза, в которых он прочитал эти строки… «Или вот это, в котором юноша ради возлюбленной взмывает ввысь?». Он бросается с высокой горы и парит… А она внизу наблюдает за ним, и он падает к её ногам такой красивый, но холодный… И последнее, что он видит в жизни, это её зелёные глаза… «Да, определённо это лучшее! Она оценит, она поймёт. Прочитает и сразу всё поймёт!». Но Ася не поняла… Оценила? Да! Помогла ему поступить к ним в институт, поддерживала его во всех начинаниях, радовалась его успехам, но для неё он был всего лишь другом…
А умела ли она любить? Безусловно, умела! Ася любила  Чехова, Горького, временами Достоевского. Последней её любовью стал Булгаков. Её квартира напоминала библиотеку. Книги были повсюду: в книжном шкафу, в комоде, на антресолях, в кухонном гарнитуре. Порой Влад находил книги даже в холодильнике или в корзине для белья! Ася читала всегда. Многое она знала наизусть и часто цитировала любимых героев…
После окончания института литературная общественность приняла Асю с распростёртыми объятиями. Её начали печатать в литературных журналах, потом – в сборниках, а три года назад вышла первая книга. В неё вошли повести и рассказы, написанные ещё в студенческие годы. Уже через год свет увидел её первый роман! Издательство развернуло огромную рекламную кампанию. Об Асе узнали все! Её приглашали на радио, на телевидение. Она мелькала на обложках модных журналов, не имеющих никакого отношения к литературе. Её книги раскупались с невероятной скоростью. Асю даже стали узнавать на улице!..
Успех не обошёл стороной и её ученика, коим себя считал Дон. Правда, сначала все издательства ему отказали, но один человек сделал Владу выгодное предложение – писать под псевдонимом уже раскрученного автора. Никита Блисов – поэт, чьими стихами зачитывались не только в России, но и за её пределами. Дон и сам не раз брал в руки его сборники, а что-то даже знал наизусть. Со всех обложек на вас смотрело мальчишеское лицо с большими голубыми глазами и лучезарной улыбкой, но на самом деле под маской «юного дарования» скрывали десятки авторов! Влад согласился, хотя Ася, конечно, отговаривала его от этой авантюры. Но ему нужны были деньги, и не малые…
Она всегда витала в облаках. Её не удивляло, каким образом в холодильнике появляются продукты, почему не приходят счета за квартиру, откуда в шкафу берётся новая одежда… Ася всё воспринимала как должное. Сначала ему пришлось ради неё продать квартиру… Для того, чтобы её напечатали в журнале, пришлось заплатить редактору; далее поступило предложение публикации в сборнике, но опять же на раскрутку её имени требовались денежные средства! Ася ничего этого не знала. Она была уверена, что лишь своим талантом пробивает себе дорогу…
Продав квартиру, Владу некуда было податься, и она приютила его у себя. Он подписал контракт на год, по которому обязался писать под именем Блисова. Дон быстро нашёл свою нишу – его любовная лирика с философскими размышлениями была высоко оценена читающей публикой, а критики в один голос заявили, что «Никита Блисов, наконец-то, повзрослел и вышел на новый уровень, сближающий его с классиками…». Дону были приятны такие отзывы, тем более за них его материально поощряли. В то лето они с Асей смогли позволить себе отдохнуть за границей…
Она обожала воду. Иногда, чтобы ускорить приход вдохновения, Ася открывала дома все краны, включала диск со звуками природы, подаренный Доном, и писала, писала… С первым романом у неё возникли трудности – она никак не могла придумать достойный финал. Всё выходило слишком банально, слишком для неё же самой предсказуемо! Помог случай. Квартиру затопили соседи. Влад вернулся домой, а Ася лежит на полу, промокшая до нитки, и пишет, ничего вокруг не замечая. Повсюду вода, а она творит! Как же Ася тогда была счастлива! И он был счастлив. Счастлив тем, что жил и работал ради неё. И пусть она этого не замечала… главное, что Дон мог быть рядом с ней. На первый свой гонорар он купил две путёвки. Круиз! А чем ещё он мог её увлечь?..
Дон честно отработал год на «Блисова». За это время он успел закончить свой сборник. Название было простым и, как ему казалось, понятным для неё… «Изумрудный ангел». Но она снова не поняла или не хотела понимать! Влад отнёс материал в издательство и получил ответ, который… Судите сами: «Молодой человек, ваши стихи, конечно, не дурны, но написаны как-то уж слишком близко к манере Блисова… Я понимаю, вы пока сами не пишите, а подражаете, но зачем же это публиковать? Людей-то вы обманете, им бы лишь красиво да про любовь, а вот критики разнесут вас (и нас вместе с вами) в пух и прах! Вот когда вы свой стиль найдёте, тогда и приходите, тогда и поговорим. Всего доброго!». Дон был растерян. Ася, конечно, не забыла напомнить что предупреждала, но всё же пожалела его и даже помогла, сама того не зная, найти выход из сложившейся ситуации.
- Ты же по образованию журналист. Снова устроишься в какую-нибудь газету, и всё будет хорошо.
- Да, точно, я журналист! Ася, ты гений!!! – Влад даже позволил себе обнять её. Уже на следующий день он позвонил бывшему однокурснику, ныне работающему на телевидении, и предоставил эксклюзивный материал об истинных авторах стихов Блисова… Далее последовал скандал. Такого литературная общественность не видела уже давно! На Влада стихийно обрушилось бремя славы. Позвонили из издательства и умоляли принести им его стихи. Началась череда постоянных интервью, ток-шоу, тусовок. Влад писал много. Писал на заказ. Его стихи становились песнями. Толпы продюсеров готовы были на всё, лишь бы заполучить его стихи для своих подопечных. Он работал не покладая рук и всё мечтал, что когда-нибудь признается ей, а она ответит ему взаимностью…
У Аси дела шли заметно хуже. Её вторая книга не оправдала ожиданий издателя. Третий роман печатать отказались, сославшись на неактуальность, но на помощь пришёл Влад. Неожиданно рукопись взяли. Ася сначала радовалась, но потом, видимо, кто-то шепнул ей, что всё решили деньги… У неё случился творческий кризис. Она продолжала писать каждый день, но в конце недели всё сжигала или рвала в клочья. Дон нашёл выход из этого положения. Он стал копировать её черновики. Со временем у него накопилось достаточно материала, который он обработал и отнёс в издательство. На этот раз даже платить не пришлось! Небольшие истории, рассказанные старым художником, очень понравились издателю. Книга под названием «Картина жизни» пользовалась безумным спросом. А Ася…
Как все девушки, сначала она обрадовалась, а потом… Потом была в ярости, что Дон посмел так поступить! Она почему-то сразу догадалась, что это он платил издателю. Что тогда началось!.. Слёзы сменял крик; проклятья и удары сыпались на Влада со всех сторон. Он даже собрал вещи и уже был у двери, как Ася сменила гнев на милость… Они стояли на коленях посреди прихожей и смотрели друг другу в глаза…
-Ты только больше никогда так не делай, ладно?
-Я больше не буду, обещаю! Только и ты пиши, хорошо? Пиши, нам это очень надо!
-Кому «нам»?
-Твоим читателям…
-Хорошо, я буду писать!
И она написала ещё один роман. И уже несла его в редакцию, как вдруг увидела в вагоне метро человека, читающего её книгу. Он улыбался. Асю поразило это до глубины души. Она и представить не могла, что её книги вызывают у людей такую реакцию… Да и сам факт, что её читают здесь, чтобы просто скоротать время,  шокировал девушку! Ася доехала до издательства, сдала рукопись, вернулась домой и залпом прочитала «Театральный роман» Булгакова. Она пришла к выводу, что такие вот книги в метро никогда читать не будут, а её читают, значит, она плохо пишет. «А зачем плохо писать? Плохо писать не надо. Не надо вообще ничего и никогда больше писать!». С этими мыслями Ася бросилась к письменному столу и начала рвать черновики последнего романа, который сама же сегодня отнесла в издательство.
-Зачем я пишу?!
-Ася, успокойся и объясни толком, что случилось?
-Что случилось? Случилось! Меня читают в метро! Мои книги читают в метро!
-И что в этом такого?
-Дон, ты не понял! Всё! Это конец, потому что дальше просто некуда!
-О чём ты? Что страшного в том, что люди читают твои (и не только) книжки в метро?
-Вот именно, книжки!
-Я не это хотел сказать…
-Нет, ты всё правильно сказал! Мои книжки! Я же пишу о серьёзных вещах, я ничего не выдумываю, всё беру из жизни, а они читают и смеются, потому что в моих героях узнали своего соседа или сослуживца, но не себя!
-Ася…
-Не перебивай! Мои книжки – это лишь способ скоротать время! Они считают их лёгким развлекательным жанром… Попсой! Но я-то не это писала!.. Я хотела донести до людей свои мысли, чувства, открыть им глаза на элементарные вещи, которые они не замечают и не ценят… А ты знаешь, что мне звонили  киностудии?- Ася подошла к бару и налила себе коньку. Она никогда раньше не пила, по крайней мере, при Доне. В его глазах застыл немой вопрос.- Что, удивлён? Не бойся, я не часто прикладываюсь к бутылке. Только чтобы успокоить нервы. Мне предложили снять фильм, то есть по моему роману снять фильм, телесериал, представляешь?- Ася одним глотком опустошила стакан.- Сериал… Мыльная опера из моего романа… Докатилась! Разве я для этого пять лет в литературном училась?
-Ася, но ведь даже классиков экранизируют: Толстой, Достоевский, Булгаков…
-Но я не классик! Я – никто!... Я – ничто!- Она снова бросилась рвать черновики.- Я не буду больше писать…никогда!
-И чем же ты тогда будешь заниматься? Ведь жить на что-то надо?
-А я в учителя пойду! Буду в школе детям литературу преподавать: «Мороз и солнце; день чудесный!». Учителей же всегда не хватает! Или могу в институт вернуться, меня Пал Палыч звал к себе на кафедру. Могу? Могу!- Она налила себе ещё.
-Ася, остановись! Ты должна писать!
-Зачем? Для кого мне писать? Вот если бы нашёлся один-единственный, способный понять меня, моё творчество… Да я бы для него одного писала! Но, увы,- Ася сделала очередной глоток,- такого человека нет и вряд ли он когда-нибудь будет… Так что никому я ничего не должна.
-Мне должна! То есть мне нужна!
-В смысле?- Ася уже «поплыла». Она едва держалась на ногах и смотрела на Дона замутнёнными, но, тем не менее, прекрасными глазами. Он подошёл к ней вплотную.
-Всё! Ты только не  перебивай меня сейчас, ладно? А то я волнуюсь… Ась, я уже давно хотел тебе это сказать, но всё никак не мог решиться… Но либо сейчас, либо никогда!- Влад стоял к девушке спиной, боясь встретиться с ней взглядом. Но на последних словах он резко развернулся и крикнул так, что эхо разлетелось по всей квартире, а на улице залаяли собаки.- Ася, я люблю тебя!!!
-Влад…- еле слышно произнесла девушка и лишилась чувств.
Наутро Дон всё ей рассказал. Всё-всё. Как эти десять лет он жил лишь мечтой о ней… Как начал писать ради неё… Как не спал ночами… Но Ася молчала. Она молчала ещё два месяца. Влад старался не попадаться ей на глаза. Ему предложили поехать в поэтический тур по России. Обычно он отказывался от подобных предложений, но в этот раз согласился. Влад решил, что, как только вернётся, сразу же съедет, раз она не приняла его… «Насильно мил не будешь, увы... Пусть так! Главное, теперь она знает о моих чувствах!». Её имя отзывалось в душе острой болью, поэтому про себя он называл её просто «она»…
Через два месяца он вернулся и узнал, что её больше нет. Она ехала из издательства на такси. Шёл дождь. Дождь, который она любила больше всего на свете… Водитель не справился с управлением и… И всё! Спасти её не удалось…
Влад приехал на квартиру. Она была опечатана. «Квартиру я выкуплю… Ей не понравится, если здесь будут жить посторонние…». На столе он обнаружил её рукопись. Последнюю. «Она как будто знала, что не вернётся…». Влад сел за стол и начал читать. Он залпом изучил её рукопись. «Она знала… Она всё знала!»,- пронеслось у него в голове.
-Ася, я всегда буду с тобой!- Влад решительно встал и открыл окно. Был закат. Порывом ветра со стола унесло один лист. Это были последние строки романа: «Изумрудный ангел улетел. Дон открыл окно и долго стоял возле него, прощаясь с закатом…».


Рецензии