Жизнь на дне

Министерство экономического развития и торговли фиксирует стойкую динамику сжатия внутри российского потребительского спроса, что на фоне  непрекращающегося спада промышленного производства и сокращения инвестиций в развитие, хоронит всяческие надежды о начале процесса долгожданного подъема.  Причем, наибольшую тревогу вызывает именно  сокращение внутреннего спроса, который до последнего времени хоть как-то удерживал российскую экономику от окончательного сваливания в пике. Теперь, похоже, иллюзий не остается никаких.  Наш ждет тяжелый и длительный период стагнации. И что характерно, «заграница нам помочь уже не сможет». Я о том, что даже 100 долларовые нефтяные котировки вряд ли смогут спасти экономику России от деградации. Даже если активная фаза ее спада закончится, качественного роста мы, увы, не увидим  еще долгие годы.  Помочь себе мы сможем только сами. Но об этом чуть позже.
Сейчас же, попробуем ответить на вопрос – почему в России окончание процесса падения экономики не будет означать начала процесса ее подъема.  Тут все просто. Дело в том, что те факторы, которые до недавнего времени обеспечивали триумфальный российский рост, сейчас просто не действуют и действовать снова  в ближайшие годы, увы, не начнут.
Этих факторов два. Цены на российское сырье – нефть, металлы, газ и доступность дешевых внешних кредитных и инвестиционных ресурсов. Начнем с первого. Несмотря на то, что  нефтяные цены подтянулись сегодня к 70 долларам за баррель, дальнейший их существенный рост вряд ли возможен. В первую очередь потому, что  перспективы мировой экономики, несмотря на появившиеся обнадеживающие сигналы, все еще весьма туманны. Штука в том, что нынешний позитив не имеет под собой фундаментального основания и обусловлен монетарными действиями национальных правительств, которые банально заливают кризис эмиссионными деньгами. А между тем основные проблемы развитых западных экономик еще далеки от разрешения. Но даже если процесс восстановления примет стабильный и необратимый характер, толкнув тем самым вверх сырьевые котировки на мировых рынках, России это, к сожалению, уже может не помочь.  Цена даже в сто – сто двадцать долларов за  баррель не сможет стать драйвером устойчивого роста отечественной экономики, поскольку  большинство наших  месторождений, на которых сейчас идет добыча, уже вступили в стадию угасания, что означает  значительное увеличение себестоимости и соответственно падение прибыльности производства. Решить проблему можно через ускоренное  освоение новых месторождений. Однако на это ни у нефтяников, ни у государства банально нет денег, так как и так весьма похудевшие доходы от продажи «черного золота» изымаются бюджетом и стерилизуются в резервах. А как же иначе?! Ведь именно на эти деньги и живет сейчас вся наша огромная страна. Какие же тут могут быть инвестиции в добычу на новых участках?
Теперь про второй фактор закончившегося бурного роста. Иностранный капитал. Тут  тоже все не весело. В Россию он в ближайшее время, похоже,  не придет. По крайней мере, в том объеме, который необходим для запуска  роста ее экономики. Мы и раньше получали внешние ресурсы не в виде инвестиций, а виде кредитов и коротких спекулятивных вложений. (Что, надо сказать, крайне негативно сказалось и на фондовом рынке страны, и на балансах флагманов ее экономики.) А сейчас и подавно совершенно не понятно, что может заставить мировые финансовые центры пересмотреть свои инвестиционные стратегии в отношении России.
Итак, мы видим, что упомянутые внешние факторы никак не смогут вывести нашу экономику на траекторию роста. Что же нам тогда остается? Увы, опустившись на дно, мы будем обречены так на нем и остаться, подобно набитому сокровищами затонувшему кораблю,  который налетел на рифы по вине безответственного рулевого. 
Однако есть и другой сценарий.  Мы можем, засучив рукава, наконец-то приступить  к давно назревшим, но отложенным властью в долгий ящик, структурным реформам, результатом которых должно стать повышение эффективности и конкурентоспособности российской экономики. Что для этого нужно сделать? Всего-то отказаться от модели «госкапитализма», упразднить «госкорпорации» и монополии, провести новую приватизацию,  гарантировать  права собственности, стимулировать частную инициативу, сократить бюрократический аппарат. Казалось бы так просто. …Но это только на первый взгляд. Реализация всего этого потребует, в первую очередь от властьпредержащих, пересмотра всех тех основополагающих принципов, на которых была выстроена политико-экономическая модель современной России.  Смогут ли недавние апологеты «вертикали власти»  своими собственными руками начать ее демонтаж?  Я лично сильно в этом сомневаюсь.  …Ну, тогда будем обживаться на дне.

Владимир Ягутян. 29.09.09.
http://vlarad.livejournal.com/
 


Рецензии
Мы можем, засучив рукава, наконец-то приступить к давно назревшим, но отложенным властью в долгий ящик, структурным реформам, результатом которых должно стать повышение эффективности и конкурентоспособности российской экономики. Что для этого нужно сделать? Всего-то отказаться от модели «госкапитализма», упразднить «госкорпорации» и монополии, провести новую приватизацию, гарантировать права собственности, стимулировать частную инициативу, сократить бюрократический аппарат. Казалось бы так просто. …Но это только на первый взгляд.
Да вы, батенька радикал. Если воплотить точто вы предлагаете, это жее какая орда чиновников, придворных предпринимателей, ручных олигархов пойдут на биржу труда.
То есть это и ментам на одну зарплату жить?
То есть у3становить здоровые рыночные отношения?
А кто же тогда будет патриотами работать? Зачем тогда Дума7.

Егоров   06.10.2009 18:42     Заявить о нарушении