МБХ, вечный сидетель

Михаил Ходорковский в своем недавнем интервью, которое он дал  журналу «Focus», высказался  в том смысле, что неизбежным результатом  второго судебного процесса для него будет пожизненный срок. «Меня попытаются продержать в тюрьме до смерти», – это прямая цитата.
На первый взгляд, такое предположение бывшего руководителя  ЮКОСа выглядит несколько эпатажным и рассчитанным на публику. Но это, увы, только на первый взгляд.
Мне на память пришла давняя история со  скандально-анекдотической опечаткой, которую, прямо по Фрейду, совершил в далеком 2003-м году следователь, напечатавший повестку, которой господин Ходорковский приглашался для дачи показаний. В соответствии с ней, его вызвали тогда в генпрокуратуру в качестве «сидетеля». Конечно,  чиновник  хотел набрать на клавиатуре слово «сВидетель», но рука дрогнула, и Михаил Борисович обрел статус, в котором он пребывает уже шесть долгих лет. Статус главного российского «сидетеля».
Вернемся к упомянутому интервью. Похоже на то, что бывший самый богатый человек России начал осознавать логическую безвыходность своего положения. Я не исключаю того, что еще год назад у него могли быть какие-то иллюзии, связанные в первую очередь с появлением в Кремле Дмитрия Медведева. Но сегодня, когда всем стало кристально ясно, что «новый» президент является  не более чем политической реинкарнацией  старого, эти иллюзии растаяли как дым. Чему, надо отметить, активно  способствовал и  сам  Дмитрий Анатольевич. В первую очередь своими новациями в уголовно-процессуальное  законодательство, похоронившими всякие надежды на хоть какую-то его либерализацию и гуманизацию.
На что еще мог рассчитывать наш «сидетель»?  На возможную активную позицию российской общественности и СМИ.   Но этого тоже не случилось. Второй судебный процесс ЮКОСа, по разным причинам, безнадежно выпал из центра общественного и медийного внимания. Он  стал обыденным  элементом современного унылого политического ландшафта России. Теперь это, для подавляющего большинства,  некий внутренний «гондурас»,  который лучше не чесать.
Короче, вышло так,  что наш «сидетель» остался один на один с «самым гуманным судом в мире». Что бы понять пронзительный трагизм, абсурдность и  безнадежность такой ситуации, лучше всего перечитать «Процесс» Франца Кафки. Концовка, по всей видимости, тоже будет оттуда. Она, эта концовка, неизбежно вытекает не только из логики развития конфликта Ходорковский - Путин, она еще является и закономерным следствием окончания процесса полного окостенения современной  российской политико-экономической конструкции. Михаил Ходорковский оказался между молотом личной неприязни национального лидера и его первых клевретов, и наковальней неписанных правил по которым живет сегодня наше общество, а эти правила, увы, даже гипотетически исключают возможность политической реабилитации главного «сидетеля» страны. Не нужно быть  семи пядей во лбу, что бы понять – без такой политической реабилитации, реабилитация уголовно-правовая невозможна по определению.  Почему? Ответ очевиден –  так получилось (или было предопределено?), что Михаил Ходорковский превратился в один из основных несущих элементов  идеологического фундамента «путинской» России. Но это еще не все.  Штука в том, что этот элемент сохраняет свою надежность, только при условии нахождения МБХ в тюрьме. Выход же «сидетеля» на волю, неминуемо приведет к ослаблению существующего режима. И кто при таком раскладе решиться его выпустить? Так что Ходорковский обречен «сидеть» до тех пор, пока в стране не будет произведена радикальная смена модели ее политического устройства. Это, безусловно, произойдет. Но доживет ли "сидетель" до этого дня?
Однако у этой истории есть и другая сторона. Обреченность «сидеть вечно», это не только  драма  шекспировского масштаба лично для Михаила Борисовича Ходорковского. Это еще и  вечное проклятие для нашей страны.  Никогда, я в этом абсолютно убежден, никогда России не выбраться  из потемок, где она слепо тыкается в тщетных попытках нащупать свою дорогу  на солнечный свет, пока  в одной из камер многочисленных тюрем  страны будет находиться этот ее главный «сидетель».

Владимир Ягутян. Сентябрь 2009 г.
http://vlarad.livejournal.com/


Рецензии