Главное оружие
"Главное оружие, которым мы защищаемся от неудач, утрат, безобразий и унижений,— это поэзия. Поэзия не может избавить нас от несчастий, но она придает нашим страданиям красоту и этим пробуждает в нас гордость, а следовательно, и силу. Но современная, претендующая на элитарность культура занимается скорее чем-то противоположным, она норовит зарабатывать не созданием новых прекрасных сказок и образов, — она предпочитает оплевывать старые..."
http://magazines.russ.ru/neva/2009/10/me17.html
Забавно, что автор апеллирует к Лермонтову, на редкость циничному поэту с очень развитым и глумливым чувством юмора, не щадившим никого и ничего, за что его и вызвали на дуэль люди, лишенные чувства юмора, враги поэзии, не способные принять его личность в целом.
Лермонтова погубил педантизм царя и Мартынова. Для Лермонтова поэзия была далеко не только оружием защиты от унижений. Это был живой язык его души в разных ее состояниях, в т.ч. далеких от праведности.
Отношение к поэзии только как к священнодейству однобоко. Этим ее значение не исчерпывается. Для меня изучение классики - некий свободный внутренний диалог, попытка преодоления себя и мира, попытка не дать закоснеть своим чувствам, пересмотреть их, если надо. Взыскую расширения сознания. Высокое не достоверно без низкого. Пир не возможен без чумы.
По профессии физик, работаю с наукой строго регламентированной, где творчество подчиняется довольно жестким устоям: законы сохранения, симметрии, надежно установленные экспериментальные факты и т.п. Но если не отойти в сторону, если не сломать в себе начетчика, то нет надежды сделать что-то новое. Художественная литература, в которой намного больше свободы, для меня как отдушина, где можно при случае и покуражиться, перезагрузить эмоции, потому что много поводов для тоски.
Я убежден, что однобоко серьезное и строгое отношение к поэзии, к литературе приводит к безвкусице и закоснелой слепоте, если не восполнять это чем-то противоположным. Человек в футляре, замерший в каменном восхищении перед старой и новой классикой, безнадежен. Футуризм имел опору в усталости от классики, но, сметая классику, он подчеркнул ее значение. За то и люблю классиков, что они отдавались стихии свободного творчества, считая это главным призванием поэта. Другое дело, что нам грешным не стоит выставлять широко свои творения, приписывать им нечто большее, чем попытку избавиться от собственных наваждений. И в этом нам снова должно помочь чувство юмора, основа которого - умение посмеяться над собой. Это синоним и необходимое условие внутренней свободы, которая дает исток творчеству. Именно это главное оружие от неудач, огорчений и унижений.
Свидетельство о публикации №209100300720