Антихрист. Хаос рулит
Только что вернулся из кино. Смотрел «Антихриста» Ларса фон Триера. Долбануло не слабо. …Пожалуй, это тот самый случай, когда шумиха, сопровождающая показ картины, сильно препятствует ее восприятию. Она формирует ожидания, навязывает штампы, загоняет индивидуальную реакцию в некий общий шаблон. Очень хорошо, что я шел смотреть фильм, четко понимая все это, и перед его началом сделал над собой некое усилие. Я постарался освободиться от установок, постарался забыть все, что я читал и слышал об этой работе раньше. …Погружение произошло моментально и 100 минут пролетели как десять. …Что могу сказать? Слова подобрать не просто. …Это не совсем кино. Это экзистенцильный самоаборт режиссера, выполненный в безупречной кинематографической манере. Вместе с тем, это и далеко не чисто философский манифест. По сюжету, это вполне себе почти классический мистический триллер. …Снято талантливо. Масса метафор. (Некоторые, правда, через чур прямолинейные.) Страшно. Пожалуй, сейчас не часто встретишь в кино, что бы ощущение чистого ужаса передавалось такими, казалось бы, «не ужасными» и не очевидными режиссерскими ходами. Кто бы мог ожидать, например, что картинка и звук падающих на крышу дома желудей могут вызывать состояние близкое к панике. Во время просмотра в некоторых местах, как бы со стороны, я отмечал, что у меня появлялась тахикардия и изменялось дыхание. И это при том, что на экране ничего вроде бы особенного и не происходило. …Нет, во второй половине фильма присутствует и полный «мяснитский» набор - сверление ноги, раздавливание яиц поленом и отрезание клитора ножницами. Причем, я не согласен с теми, кто говорит, что без этого можно было и обойтись. Нельзя. Это как восхождение по ступеням пирамиды ужаса.
…Теперь о том, что хотел сказать великий и, похоже, безумный Ларс. Убежден, что простая расшифровка картины, как истории о безумной матери, принесшей любимого ребенка в жертву своей похоти (все бабы - ****и), поверхностна и не совсем верна. Это только первый слой. Тут все глубже. Это кино про нас. Точнее про ту черную и страшную часть нас, которая в большинстве случаев надежно скрыта в подвалах подсознания, но которая иногда настойчиво стучится из глубины и просится наружу. Этот фильм - сатанинское зеркало, поднесенное режиссером к нашим лицам, в котором отражается темная бездна наших душ. Душ, которые не прочесть и не просчитать никаким психоаналитикам. …Скорбь, отчаяние и боль. …Вспомнился Ницше – Когда смотришь в бездну, помни о том, что и бездна смотрит в тебя.
Да! Посвящение "Антихриста" Тарковскому, кажется понятным. В прикладном кинематографическом плане фильм решен в манере в чем-то близкой к работам нашего великого соотечественника.
В.Я. сентябрь 2009 г. http://vlarad.livejournal.com/
© Copyright:
Владимир Ягутян, 2009
Свидетельство о публикации №209100400115
Рецензии