Фредерик Кунст и Маркус Ахтунг

В богатой истории земли Баден-Баден на северо-востоке Германии имена Фредерика Кунста и Маркуса Ахтунга выписаны позолоченными буквами на первой странице двухтомного труда профессора Берлинского университета Вильяма Остерайха «Выдающиеся немцы в искусстве дизайна от Ромула и до наших дней» (Издание Либкнехт-группы, 1999 год).
Фредерик Кунст вырос на окраине Дрездена, и это обстоятельство в дальнейшем немало помогло ему в понимании предназначения дизайна для расширения торгово-экономических связей германской промышленности и продвижения локальных немецких брэндов на мировой рынок средствами дизайна.

Маркус Ахтунг искусство промышленной графики начал осваивать в детстве в престижной художественной школе Якоба Гримма в Берлине недалеко от Бранденбургентор.
Объектом пристального внимания для Фредерика дизайн стал в детстве, когда в наказание за мелкие шалости отец заставлял его перекрашивать забор, огораживающий школьный двор от посторонних глаз. Кунст старший преподавал в школе «Этику и психологию семейной жизни», по его мнению, «предмет крайне необходимый для начинающего бюргера». В искусстве раскрашивания заборов юному Фредерику не было равных, поэтому, получив в 17-ый раз титул чемпиона и почетный диплом на школьной линейке, он отправляется в Берлин на поиски новых высот в любимом деле.

Знакомство будущих выдающихся мастеров состоялось в пивной на углу улиц Бауштрессе и Блауштрассе. По решению городских властей 13 августа 1972 года там в барную стойку вмонтирована памятная табличка с указанием времени и разъяснением обстоятельств случайного знакомства, потрясшего всю тогда еще необъединившуюся Европу.
Союз двух пытливых умов, творческих порывов и умелых рук сразу же обратил на себя внимание деловой общественности. Своей непохожей ни на кого деятельностью и уникальными дизайнерскими предложениями дуэт Ахтунг-Кунст заинтересовал крупнейших бизнесменов Германии, близлежащих стран и других континентов. По предложению Делового Совета Соединенных Штатов и впервые в Новом свете немецкие дизайнеры стали обладателями престижного «Design Award», ведущей премии в области искусства дизайна.

Во время Второй мировой войны Фредерик Кунст и Маркус Ахтунг выполняли спецзадание Абвера по обеспечению графической информацией союзнических войск. Несмотря на взыскание, полученное Маркусом, в ходе боевых действий под Брно, когда он, по причине алкогольного опьянения, заблевал штабную комнату, за выполнение особо секретного задания Фредерик и Маркус были удостоены Железных имперских крестов трех степеней.

В Советской России дизайнерский прорыв Кунста-Ахтунга обсуждался на самом высоком уровне. План по захвату известной дизайнерской группы НКВД готовил, учитывая рекомендации резидента полковника Зуева, проживающего в фашистском Берлине под видом лавочника Клауса фон ***смана. Для достижения поставленной цели была разработана агентурная сеть в среде нефтяных шейхов стран Ближнего Востока, портовых рабочих социалистической части Лондона и егерей Тюменской области Советского Союза. 9 мая 1945 года в дни капитуляции немецко-фашистских войн, за четверть часа до водружения бравым ефрейтором Кантария красного флага над Рейхстагом, операция по захвату Маркуса и Фредерика успешно завершилась. Их взяли в той же пивной, на углу улиц Бауштрессе и Блауштрассе.

Многонациональная общественность СССР неоднозначно восприняла арест выдающихся дизайнеров спецподразделением полковника Зуева. Китайские студенты неоднократно выставляли пикеты в Москве, в Кривоколенном переулке, с иероглифами «Руки прочь от Ахтунга!». Несмотря на то, что осложнение в восприятии китайской письменности затрудняло развитие солидарности в студенческой среде.

В годы развития демократических свобод отношения Германии и России значительно улучшились благодаря черному поясу Главы российского государства в сфере дзю-до и прекрасному знанию немецкого языка российской президентской четой. По предложению Гельмута Коля на встрече в охотничьем домике в Беловежской пуще с Президентом новой России, был разработан пакет мероприятий по обмену выдающихся дизайнеров на захваченную немцами во время боевых действий в Восточной Прусии Янтарную комнату.

Благодаря слаженным действиям российских и немецких таможенников, выдающиеся дизайнеры современности вышли из-за железного занавеса. За годы, проведенные в закрытых городах СССР-России, Маркус и Фредерик научились есть щи, курить папиросы «Беломорканал» (25 советских копеек за пачку) и великому русскому языку. Заточение в советских НИИ не сломило творческий дух Ахтунга-Кунста. Более того, в лучших музеях мира одновременно 25 мая 2001 года прошла выставка дизайна от Ахтунга, и многотысячная публика от Сахалина до Лувра скандировала «Гут!».

Маркус и Фредерик имея гражданство 29 стран всех пяти континентов здравствуют и поныне, плодотворно работая в известной дизайнерской группе «АхтунгДизайн» и вдохновляя своим примером миллионы творческих людей, в числе которых русская певица Эдита Пьеха, пивоваренный король Людвиг Варштайнер и Далай-лама IV.


Рецензии