Публикации отца в прессе

У отца всегда была творческая жилка: он любил точное, меткое слово, любил пословицы, поговорки:  «Кто рано встает, тому Бог дает», «Запас беды не чинит», «Когда я ем, я глух и нем», это навсегда запомнилось нам с сестрой.
 Отец ценил мысли великих мастеров слова, перед ним на столе всегда лежала книга
«В мире мудрых мыслей», и нередко он зачитывал нам вслух особо интересные мысли, пословицы и поговорки, позволявшие доходчиво, лаконично и метко донести мысль.
 Помню его улыбку, когда он прочел нам татарскую поговорку: «Горбатого могила исправит».
Отец любил рассказать хороший анекдот. Один из них.  Изя покупает яйца по десять копеек, отваривает их и продает по той же цене. Его спрашивают: «Изя, какая тебе выгода в том: по какой цене покупаешь, по такой и продаешь.» Изя в ответ: «А мне остается навар, и при том-то я при деле!»
 У отца был красивый почерк, угловато-размашистый, у мамы почерк был спокойный, с округлыми буквами.
Отец  любил писать письма, его заметки и статьи публиковались в прессе. 
 «Люби слово, и оно тебе поможет»,- сказал мне однажды отец, и я запомнила эти его слова. Впоследствии так и случилось, но об этом я расскажу  дальше.

Отец, работая в порту, был одновременно активным корреспондентом газеты "Речник Белоруссии" и  "Полесская правда". Отец умел подметить смешное, комическое, (естественно,  настораживало начальство: не повышали по службе); но статьи отца были в основном добрые, он   удовольствием писал о товарищах по работе, освещал новости и проблемы жизни порта.. За статьи он получал небольшой гонорар. Например, 3 рубля 60 копеек. На  эти деньги он мог купить чекушку, колбасы, конфет и пр.
 
Однажды к нам приезжал журналист из республиканской газеты и предлагал издать сборник статей отца, но он не сделал этого.

Я поместила в эту книгу лучшие статьи отца  и заметки, в которых чувствуется время, а также две заметки об отце, в них прямо или косвенно звучат слова отца, в них дорогие для меня детали жизни моих родителей. Не прочти я статью отца «Встреча»
бы я и не узнала, что мой дед и дядя встретились однажды на Сталинградском фронте.

Публикации отца в прессе

ВСТРЕЧА

При первом известии о том, немецко-фашистские войска вторглись на территорию нашей страны, Иван Григорьевич Кочура сказал жене: «Придется нам, Танечка, расставаться, нужно идти Родину защищать.
В семье было пятеро сыновей. После ухода на фронт Ивана Григорьевича на руках у его супруги остались четверо.
Старший сын – Дмитрий, закончив танковое училище, служил в рядах Советской Армии, учился в танковом училище.
И отцу , и сыну сполна довелось хлебнуть: испытать и горечь поражений, и радость побед, почувствовать на своей судьбе, что значит фронтовое братство, потеря товарищей, лихорадочная напряженность боя, щемящее чувство своей вины перед погибшими и сладкое сознание до конца выполненного воинского долга.
Дмитрий Кочура  составе экипажа Т-34 принимал участие в Смоленском сражении, оборонял Москву, обслуживал «Дорогу жизни», по которой доставляли продукты жителям осажденного Ленинграда.
В великой Сталинградской битве Дмитрий участвовал в звании старшего сержанта в составе расчёта знаменитой «катюши». Поехал как-то получать продукты на склад для своей части. Как положено, расписался в ведомости. Заведующий складом заметил: «И у нас есть свой Кочура, Иваном звать». Так встретились отец с сыном, мой дед и дядя.
Радости их сопереживали все сослуживцы, ведь это такая редкость – встретиться родным на фронте, протяженность которого тысячи километров. Думали: раз воюют рядом, часто видеться будут. Но судьба распорядилась по-иному. Вскоре Иван Григорьевич был ранен и попал в госпиталь. Разошлись фронтовые пути отца и сына.
Кочура-старший вернулся домой, в семью прямо из Берлина и очень беспокоился о судьбе Дмитрия, своего первенца. Дмитрий демобилизовался в 1946 году. Радостной была эта встреча. Оба в орденах и медалях, обоим было что рассказать, что вспомнить. Оба с честью выполнили свой солдатский долг.
А.Кочура.

КОРНИ

Запах сосны, стройные смолистые стволы деревьев, шум хвои – первые воспоминания Владимира Афанасьевича Савича.
Семья их из 15 человек состояла. Прокормить столько ртов при панской Польше тяжеловато было, поэтому как только подрастали – помогали отцу. Плотогонами работали, в лесах и на реках большую часть года проводили. Так и привык Владимир с детства к речному простору, чащобной глуши, трудно выразимому словами ощущению своей причастности к природе, единению с тем миром, которого, в городах живя, так не ощущаешь.
Природа, такая своевольная, и загадочная и всместе с тем родственная человеческой душе, урок Владимиру преподала: главное, что силу дает по жизни идти – ощущение своих корней. Не только дерево корнями питается, не только зверь в стаде живет, не только рыба в косяки сбивается, и человек силен, пока знает, что что есть ему для кого жить, и есть кому о нем заботиться. Вот тринадцать их у родителей, и хлеба каждый кусок трудовым потом выкупается, а ведь подрастут все – как весело жить будет, зная, что корней своих по свету много, значит, неискоренима она, порода Савичей.
Жизнь у Владимира Афанасьевича нелегко складывалась. Работал, как вол при панах, через горнило войны прошел, близких теряя и друзей.
После войны обосновался в Пинске, трудился на пилораме на строительно-судоремонтном заводе. Многие считали, случайно это, надо же же фронтовику где-то пристроиться. А он знал: после тяжелых военных лет работа его – попытка реализовать тоску о детской мечте. Вот уже и седина появилась, а живет, как и раньше: до речного простора – рукой подать и запах сосны каждый день вдыхает.
Отстроился с годами. Семью свою завел. Появилсь и у него дети – сыновья Анатолий и Валерий. Зажили не хуже других. И надо же напасти такой приключиться – когда уже к пятому десятку возраст подступил, тяжелая болезнь приковала к кровати его жену. И остался он с двумя малолетними на руках.
В интернат отдать – чего проще. Только и мысль такая ни разу в голову Владимиру Афанасьевичу не пришла. Последнее это дело для всякого живущего – от корней своих отрываться.
Вставал в три часа утра. Натопит печь, завтрак и обед приготовит, перестирает все, маленького Валерия накорми, игрушек ему на целый день принесет, чтобы к печи не сунулся, мелом черту по комнате проведет, мол, не переступай ее, сынок, очень прошу.
Старшему прикажет: «Наблюдай за брательником-то». И на работу. Вечером – домой сразу, ужин готовить, детей и жену кормить, по хозяйству хлопотоать. Так много лет подряд.
Сейчас сыновья его взрослые уже. Старший, Анатолий – прапорщик. Младший инженером в проектном институте работает. Оба женаты. У Анатолия сын и дочь. Дождался-таки Владимир Афанасьевич молодую поросль Савичей. Но рядом с внуками и детьми стариком себя не ощущает. По дому не хуже молодых справляется.
1986 год.
А. Кочура.

Статьи отца из жизни речников порта и реки

ЮНОСТЬ, ОГНЕМ ОПАЛЕННАЯ

Газета «Речник Белоруссии». Пятница, 9 мая 1986 года. N 19 (3768). С красным шрифтом заголовков – праздничный номер газеты, к  Победе.

Юность Михаила Григорьевича Шостаковича пришлась на военные годы. Семнадцатилетним перевозил муку на барже из Пинска в Мозырь. Муку ждали в воинских частях, экипаж хорошо понимал всю ответственность своей работы, но продвигались медленно. Ведь тогда на весь Мозырский техучасток пути был лишь один маломощный катер. Поэтому добирались самоплавом: в тихую погоду отталкивались шестом, а если ветер дул против течения, вообще простаивали. Путь от Пинска до Мозыря занимал целый месяц.
Понимал тогда Михаила Шостакович, что делает нужное дело, а все же хотелось и фронтовой жизни испытать. В октябре 1934 года призвали его в армию. Освобождал Польшу в составе роты автоматчиков. Молодого солдата встречало население Варшавы, Гданьска, Гдыни.
До сих пор не может забыть ветеран, как ему, молодому парню, поручили сопровождать по Одеру семь немецких пленных. Даже командир батальона удивился тогда его выдержке и мужеству. И в боях автоматчик Шостакович проявлял себя с самой лучшей стороны. Особенно яростным был штурм 22-тысячной группировки немецких войск , окруженных около Гданьска. Фашистам нечего было терять. Отклонив советский ультиматум, они пытались сесть на корабли, но со стороны моря были блокированы судами Балтийского флота. Бой был ожесточенным и длительным. Рядового Шостаковича наградили за него солдатской медалью «За отвагу».
Более тридцати пяти лет  отдал после войны Михаил Григорьевич речному флоту. Работал матросом на речном порту Пинск, затем электромехаником в порту на плавучем кране КПЛ -5 N8. И сейчас, уже находясь на заслуженном отдыхе, не остается без дела – трудится на плавучем кране N32 в качестве матроса.
 
А. Кочура.

РУБРИКА О ЛЮДЯХ ХОРОШИХ   

ВСЕГДА ЗА РУЛЕМ

   Из разных городов Белоруссии и братской Украины в порт Пинск по голубым магистралям прибывают народохозяйственные грузы в контейнерах. После выгрузки их надо доставить к месту назначения и передать потребителю. Этим занимается Министерство автомобильного транспорта БССР, которое обеспечивает централизованный вывоз контейнеров из порта.
Каждый день с автокомбината N2 к нам на предприятие подаются две машины Газ-52. На одной из них работает ветеран войны и труда Михаил Иванович Перегут, другую водит Николай Васильевич Холин. Хочется сказать о них доброе слово.
   Шоферская работа непростая – надо не только крепко держать руль и хорошо знать дорогу, но и четко разбираться в сложностях каждого вида перевозок, не перепутать, куда какой груз доставить. А пунктов назначения немало – это и универсальная база, и горпромторг, и горпищеторг, и химкомбинат и многие многие другие. Так вот , Перегут – ом, кстати пенсионер, но все не может расстаться с баранкой,- и его товарищ, который тоже много лет шоферит, никогда не ошибаются в адресате, даже знают, к какому складу подавать продукцию. А пока им подписывают накладную, идут и заранее ищут контейнеры, с которыми отправляются в обратный рейс, помечают их для крановщиков, загружающих ящики на машины. Иногда, не дожидаясь стропальщика, отцепляют, чтобы поскорее отправиться в путь.
Михаил Иванович и Николай Васильевич пользуются уважением всех речников. Это мужественные люди. Они отлично несут свою нелегкую службу и в жару, и в непогоду. И немалая доля их труда есть в том, что порт постоянно выполняет и перевыполняет плановые задания по контейнерным перевозкам.
А.Кочура,
старший приемосдатчик речного порта Пинск.

ВОСьМЕРКА ИЛИ НОЛь?

...Шире применять прогрессивные способы перевозки грузов, увеличить в 1,4 – 1,5 раза больше обьем перевозок в контейнерах и пакетированном виде... Из проекта «Основные направления экономического и социального развития СССР на 1986  - 1990 годы и на перод до 2000 года».

Сегодня вряд ли стоит кого-то убеждать в важности и целесообразности контейнерных перевозок. Обьемы их с каждым годом растут, что вполне закономерно. Ведь такой способ доставки продукции заказчикам обеспечивает не только ее сохранность, но и качество обслуживания. В перспективе контейнерные перевозки получат дальнейшее развитие, о чем свидетельствует проект основных направлений.
В названном мною документе есть такая строка: увеличить обьем перевозок в контейнерах и пакетах...» многое сделано и делается в этом направлении в нашей отрасли. Только в текущей пятилетке количество грузов, доставленныв в контейнерах, планируется увеличить на 29,5 процентов.
И все же хочется остановиться на ряде вопросов, явно не способствующих  наращиванию темпов. Возьмем для примера проблему сохранения контейнеров. К сожалению, здесь очень много  недоработок. В итоге контейнеры подаются  под пюогрузку неисправными. Доводить их до кондиции приходится самим приемосдатчикам. Впустую тратится время, хромает качество ремонта, увеличиваются простои флота, автомашин.
По правилам эксплуатации контейнеры надо содержать чистыми и окрашенными. На всех его сторонах и на крыше должен быть номерный знак, который заносится в накладную, являющуюся  главным документом при транспортировке продукции. Приходят к нам в Пинск контейнеры из Гомеля, Мозыря, Бреста, других населенных пунктов, и ни на одном нет четкого номера. Чтобы его разглядеть, нужно иметь навыки реставратора, обладать большим терпением и выдержкой. Как бы трудно ни было, мы стараемся прочесть номер и правильно его занести в документы, чего нельзя сказать о нашей клиентуре. Она, как правило, цифры в накладные вносит наугад.
Вопрос содержания в отрасли контейнерного хозяйства не новый. Родился он не сегодня и не вчера. Но остается нерешенным и по сей день. А решать его нужно. Мне лично приходится  разговаривать на эту тему  с заместителем  начальника пароходства  Петром Алексеевичем Лысым,  начальником ВДПР Михаилом Гавриловичем Кучминым. В прошлим году в беседе со мной они пообещали поправить дело. Я не знаю, возможно, и был издан руководством  пароходства соответствующий приказ, но точно знаю, что он не был выполнен. Правда, после беседы с  начальником главка  Виталием Михайловичем Новицким у нас в порту покрасили десяток контейнеров – и все.
Положительное решение этой проблемы сулит большие выгоды. Прежде всего сократятся сроки обработки флота, машин, а значит, увеличатся обьемы перевозок. При нынешнем положении  из находящихся на берегу 200 – 300 контейнеров найти нужный для отправки бывает нелегко. А напиши на каждом из них , причем в строго определенных местах и соответствующих размеров цифрами (одинаковых для всех  предприятий отрасли) номера, крановщик с башенного края сразу же видел бы, куда подавать стропы.
Поправить дело, на мой взгляд, можно лишь совместными усилиями. Возможно, следует закрепить из состава стройгруппы одного-двух человек  ответственными за поддержание состояния контейнеров. Как бы там ни было, а приемосдатчики не должны с кисточками в руках и кустарным способом поправлять номера и красить контейнеры. Такая самодеятельность приводит к неразберихе и путанице. Зачастую приходится собирать консилиум, дабы разобраться, шестерка это или восьмерка, восемь или ноль.
А.Кочура,
старший приемосдатчик речного порта Пинск.

ПОЛОЖИТьСЯ МОЖНО

Существенную помощь подшефному колхозу своего района оказывают портовики Пинска. Каждый из них понимает: реализация Продовольственной программы – дело не только работников сельского хозяйства. Шефы обязались заготовить в колхозе «Ударник» 70 тонн сена, постоянно помогают сельским механизаторам запчастями , в ремонте техники.
Нашим коллективом было заготовлено для колхоза 25  тонн сена. На лугах хозяйства постоянно работают представители порта. Особенно отлучаются ударным трудом групповой механик  несамоходного флота Дмитрий Михайлович Громыко, глабный бухгалтер порта Раиса Михайловна Щербатюк, экономист Тамара Яковлевна Ворона, диспетчер пассажирского флота Василий Васильевич Гацевич.

А. Кочура,
Старший приемосдатчик, речного порта Пинск


Рецензии
Хорошие у Вас были родители, Валентина.
С уважением,
Владимир

Владимир Врубель   30.04.2016 21:44     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Владимир, да добрейшие!

Валентина Томашевская   01.05.2016 10:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.