Откуда дровишки, или Олди и Мир
Аватар Дмитрия — блестящий (в прямом и переносном смысле) полководец...
Что больше всего повлияло на ваше творчество — какая литература, кино, исторические эпохи, архетипы и образы? Как это проявляется в вашем творчестве именно сейчас?
Все. От "Колобка" до мифов Древней Греции. От фильмов Чаплина до "Кин-Дза-Дза". От Вийона до Басе, от Сапфо до Гумилева. От ракшаса Раваны до Бабы Яги. От Спарты до Эдо. Шашлык на поляне и кусок хлеба с сыром. Стакан чая и бокал вина. Вся наша жизнь, из чего бы она ни складывалась. Вот и проявляется: здесь и сейчас.
Ну неужели настолько ровно и одинаково? Хочется все же увидеть если не график, так пунктир предпочтений.
...в то время как воплощение Олега — могущественный маг высокого полета.
Здесь нет пунктира, графика и окрика конвоира: "Шаг вправо, шаг влево — побег..." Мы отнюдь не двигались в своих предпочтениях из пункта А в пункт Б по относительно прямой линии. И сегодня интересно пообщаться с Бабой Ягой, и в школе были интересны "Махабхарата" или Желязны. Есть некая территория, где нам знакомы овраги и перелески, ручьи и озера, места для шашлыков или ночлега. В эти места мы возвращаемся раз за разом, всегда находя что-то новое, чего не заметили раньше. Территория эта медленно расширяется, включая в себя новые места. Мы меняемся, и предпочтения вместе с нами: жизнь, в отличие от смерти, не есть застывший камень. Это ведь дурак твердо и навсегда уверен, что лучшие штаны — его собственные, а лучшая нравственность спит в его постели. Мы же — сомневаемся, ищем и пробуем. То есть процесс Творения внутри отдельно взятых Олдей не закончился — он продолжается, длится, и меньше всего по прямой. Как, собственно, и процесс Творения вокруг оных Олдей.
Вот Сапковский специально, чтобы журналисты с вопросами не приставали, составил список и вывесил на всеобщее обозрение. Может, и вам так сделать?
Видимо, мы более устойчивы к приставаниям "акул пера", нежели пан Анджей. Списка не будет. Взять любовь, восторг, общение и наслаждение, заковать в кандалы списка и выставить на панель? Не наш жанр.
“Врагу не сдается наш гордый!”. Ну, что же... А мы потихоньку зайдем с другого конца.
В журнале есть рубрика "Машина времени" об истории. По сути, там будут развенчиваться штампы и стереотипы, сложившиеся в фантастике, даваться интересная информация, дополняющая общеизвестное... Как вы считаете, насколько вообще история взаимодействует с fantasy?
История взаимодействует с фэнтези, как вода с рыбой. Большие рыбы ходят на глубине. А на поверхности... "Знатоки, — кипятился Остап. — Убивать надо таких знатоков!". (с) Ильф и Петров, "Золотой Теленок". Можно сколько угодно "творить иные миры", в уверенности, что создаешь новое, небывалое. Но все же кентавр — это человек плюс лошадь. Один умный человек говорил: всей европейской мифологии не хватило, чтобы придумать кенгуру. Поэтому придумать новую географию, биографию, этнографию и прочие "графии" — не цель творчества и не его смысл. Новых людей не придумать. А из маленьких историй маленьких людей складывается большая история. Если, конечно, вместо людей и их судеб не посвятить все время выяснению конструкции шлема-бургиньона — штуке, безусловно, интересной, но в шлеме должна быть голова, и, по возможности, голова думающая. Иначе в мире сплошных героев, витязей, магов и королей — приди Саурон в Средиземье, некому будет кольцо в Ородруин нести. Войну делает пехота, море делают капли, а историю — мы с вами.
Поездки на "коны" и общение с читателями — приятная обязанность популярных авторов.
Очень каверзный вопрос: как вы оцениваете свое творчество в целом? Вклад в нашу фантастику, в современную русскую литературу вообще?
Как только мы ответим на этот вопрос — сразу же перестанем писать книги. Поэтому разрешите отмолчаться. В ваших же интересах.
Считаете ли вы это достаточным? Или, возможно, думаете о других величинах?
Не думаем — пробуем. Все время. От эпоса — к комедии. От фарса — к музыкальной драме. От романа — к рассказу. От баллады — к повести. С неба — на землю. Так и живем. Написать хороший рассказ — величина не меньшая, чем написать популярный роман о шести главах, двенадцати хоботах.
В последнее время фантастика и киноиндустрия (включая телевидение) соприкасаются все теснее, явно наблюдается тенденция. Обещанные и уже готовящиеся экранизации "Трудно быть богом", романов Лукьяненко и Перумова, "Волкодава" — хорошие тому примеры. Почему ничего не слышно о съемках "Герой должен быть один", "Путь Меча" или "Бездны Голодных глаз"? Ведь это очень богатый материал!
Начнем с того, что к нам еще не поступало реальных предложений об экранизации. Возможно, кино- и телепродюсеры не считают книги Олди оптимальным материалом для кино. Или просто их не читают. Были кое-какие разговоры о сериале по "Пути Меча", но тут уж отказались мы. По поводу такого сериала мы в свое уже время высказались в романе "Дайте им умереть", и вообще — искренне не любим сериалы. Так что когда (если) поступят соответствующие предложения — тогда мы и сможем сказать что-то определенное. Сами же активных действий на этом поле не предпринимаем.
Вы не считаете это важным?
Важным? Вряд ли. Для нас куда важней та книга, которую мы пишем в каждый данный момент. Интересным? Увлекательным? Да, разумеется. Но не настолько, чтобы отставить книгу и начать заниматься авто-кино-менеджментом.
Логично. Насчет пассивности представителей киноиндустрии: как вы считаете — не в том ли дело, что ваши романы кажутся продюсерам слишком сложными контекстуально, сюжетно, стилистически?
Трудно сказать. На белом свете масса тонких, умных, опытных режиссеров. Но мы не уверены, что серьезный фильм "Герой должен быть один" или "Нам здесь жить" сможет быстро окупиться. А для продюсера окупаемость — все-таки один из главных критериев.
В последнее время повсюду в индустрии развлечений (куда, как ни парадоксально, входит почти любая форма творчества) происходят процессы глобализации. По сути, это тема отдельной статьи — постепенное объединение фантастики, ролевых, настольных, компьютерных игр и игрушек, кино — в единое целое. На глазах у нас происходит взаимопроникновение и жанров, и, больше того, рождаются смежные жанровые продукты.
Как это может отразиться на литературе? И какими вы видите свои собственные действия в рамках этого процесса?
Мы к этому спокойно относимся. Частично участвуем — сейчас ведется подготовка компьютерной игры "Троянская война", где во многом основой послужили книги Олди и Валентинова "Одиссей, сын Лаэрта" и "Диомед, сын Тидея". Вполне возможно, что в результате получится вполне приличная игра — или ничего не получится вовсе. Правда, здесь во весь рост встает неизбежность — упрощение. Этические, философские, нравственные моменты — в игре для них мало места, там они почти не востребованы. На литературе, как нам кажется, это отразится слабо. Найдется куча авторов, которые возьмутся писать сценарии и локации. И останутся авторы, которые продолжат писать книги. Обычные книги. Как всегда.ДОСЬЕ: 12 интересных фактов
Генри Лайон Олди (Дмитрий Громов, Олег Ладыженский) входят в пятерку ведущих фантастов, пишущих на русском языке. Авторы таких книг, как "Бездна Голодных Глаз", "Путь Меча", "Герой должен быть один", "Маг в законе", "Черный баламут", "Шутиха", "Богадельня", "Одиссей, сын Лаэрта", "Мессия очищает диск". Живут и работают в Харькове.
1. Дмитрий Громов с отличием закончил Харьковский политехнический институт, став специалистом по технологии неорганических веществ; несколько лет трудился инженером-химиком в ХHПО "Карбонат", защищать готовую кандидатскую диссертацию отказался, работая в это время над "Живущим в последний раз". Сложно оценить потери мировой химии, но мы точно рады за отечественную литературу.
2. Олег Ладыженский окончил с отличием Харьковский государственный институт культуры, по специальности "режиссер театра"; поставил более пятнадцати спектаклей. И почему, спрашивается, они не напишут сценарий и сами не снимут двадцатисерийный "Герой должен быть один"?!
3. Дмитрий Громов любит хард-рок, особенно группу Deep Purple, о творчестве которой написал и издал монографию.
4. Олег Ладыженский вдохновляется в большей степени джазом, классикой и гитарно-лютневой музыкой.
5. Дмитрий Громов имеет II кю (коричневый пояс) по традиционному окинавскому каратэ, школа Годзю-рю. Это вам не плюшки трескать!
6. Олег Ладыженский, в прошлом -- член МАHОКК (Международная ассоциация национальных объединений контактного каратэ-до), имеет черный пояс, II дан, опыт занятий боевыми искусствами — более двадцати лет. На сегодняшний день — старший инструктор харьковской школы Годзю-рю. Это уже даже и не тортики.
7. Дмитрий Громов растит сына-тинейджера 13-ти лет, который получит первый выпуск журнала "Мир фантастики" в подарок от редакции, и сможет одним из первых в стране прочитать это интервью.
8. Олег Ладыженский с переменным успехом воспитывает дочку 18 лет, которая также получит журнал в подарок от редакции.
9. Олди пишут вместе с 1990 года; к настоящему моменту, учитывая переиздания, вышло около 60 их авторских книг.
10. Олди входят в десятку самых популярных писателей современной русскоязычной фантастики, суммарный тираж их книг вплотную приблизился к миллиону, что, как они сами охарактеризовали, "для одних коллег — капля в море, а для других — море капель".
11. Олди входят в номинационные комиссии и жюри литературных премий в области фантастики — "Интерпресскон", "Бронзовая Улитка", "Аэлита", "Старт", Приз им И. А. Ефремова, "Звездный Мост" и др.
12. За последние три года были записаны три аудио-диска серии "Театр Олди" (песни на стихи из книг), — "Я обещаю вам сады..." и двойник "Баллада двойников" -- куда вошло более шестидесяти песен в исполнении съехавшихся отовсюду бардов и музыкантов (Россия, Украина, США, Канада и т. д.); часть песен записана в авторском исполнении О. Ладыженского.
Более подробная информация о Г. Л. Олди и его творчестве — на авторской страничке по адресу: http://www.rusf.ru/oldie
Генри Лайон Олди, писатель
выложено: 27.12.05
архив: №1; сентябрь 2003
рубрика журнала: Контакт
рубрика сайта: Интервью
Автор:
Антон Карелин
Свидетельство о публикации №209100400726