Определения цивилизаций

---
Преамбула к определениям цивилизаций.
Все определения даны от авторов.
...
     Понятия "цивилизация" (в единственном числе) и "цивилизации" (во множественном) отличаются друг от друга.
     Понятие Цивилизация появилось еще в античную эпоху как определение качественного отличия античного общества от варварского окружения.
     Цивилизационным обществом французские просветители (Вольтер, Тюрго, Кондорсе) назвали общество, основанное на началах разума и справедливости.
     Они развивали концепцию истории как прогрессивного развития человечества, как непрерывного процесса усовершенствования ремесел, наук, искусств, нравов, законов, жизненных условий, просвещения умов.
     Для них история человеческого общества, это история прогресса человеческого разума. Развитие истории, утверждали просветители, никогда не пойдет вспять.
     Линейный, поступательно прогрессивный характер развития мировой истории, с неизбежностью приводящий к гибели капитализма и торжеству коммунизма, явился лейтмотивом формационного марксистского подхода, рожденного в лоне набирающей темп техногенной цивилизации.
     В XIX в. понятие "цивилизация" употреблялось для характеристики капиталистического общества в целом. Однако такое представление о цивилизации не было общепризнанным.
     Уже во второй половине XIX в. происходит поворот к поиску новых трактовок мировой истории, всплеск научного интереса к истории цивилизаций (или великих культур), который засвидетельствовал, что назрела насущная необходимость в новом понимании исторического процесса.
     На основании огромного эмпирического материала, новых данных истории, археологии, истории культуры различные авторы приходили к выводу о том, что линейные концепции развертывания всемирно-исторического процесса в своих попытках выделить всеобщее в структуре истории оставляли в стороне то особенное и единичное, что могло помочь в поисках смысла истории.
     Кризис, поразивший западное общество в конце XIX в., разрушал саму основу линейных концепций, в основе своей европоцентристских. Начинает формироваться цивилизационная концепция исторического прогресса, основной задачей которой является объяснение вариативного характера исторического развития, многообразия и уникальности человеческой истории, разрушение европоцентристских стандартов и приоритетов, постулирование принципиальной возможности иного мироустройства.
     Наиболее масштабные теории цивилизационного развития были созданы Данилевским, Шпенглером, Тойнби, Сорокиным.
     Если брать английское слово civilization, то согласно его структуре (суффикс -tion), оно должно означать процесс или состояние. В конце XVIII в. во французском и английском языках оно обозначало поступательный процесс человеческого развития, движение, направленное от варварства и дикости к порядку и утонченности, гражданственности.
     Согласно классификации Международного общества сравнительного исследования цивилизаций (ISCSC), существует около тридцати определений этого феномена, некоторые из которых противоречат друг другу.

     Впервые слово «цивилизация» встречается в «Друге людей» Мирабо (1756).

     Понятие «цивилизация» в широкий научный оборот ввёл шотландский философ Адам Фергюсон в конце XVIII века, предложив под этим термином понимать стадию в развитии человеческого общества, характеризующуюся существованием общественных классов, а также городов, письменности и других подобных явлений. Предшествующими стадиями, согласно этому мыслителю, были дикость и варварство.
     Позднее, в эпоху Просвещения и в 19 в., термин Цивилизация также использовался как характеристика высшей стадии социокультурного развития.
     Слово "цивилизация" еще в 1732 г. оставалось термином сугубо юридическим и означало судебный акт или судебное решение, которое превращало уголовный процесс в гражданский.
     Современное выражение - в смысле "перехода к цивилизованному состоянию" - возникло позднее, в 1752 г., под пером Тюрго, который готовил в то время свой труд по всемирной истории, но сам его так и не опубликовал.
     Впервые в напечатанном тексте это слово появилось в работе "Друг людей, или Трактат о населении" (1756) Мирабо, который был отцом знаменитого революционного трибуна. Речь там шла об "орудиях цивилизации" и даже о "роскоши ложной цивилизации".
     Вольтер не использовал слово "цивилизация", "хотя сам был тем человеком, который фактически создал данное понятие в своей книге (1756) и сделал первый набросок общей истории цивилизации.
     К 1819 г. термин "цивилизация", до того употреблявшийся в единственном числе, приобретает множественное число. С этого времени термин "стремится приобрести новое, причем совершенно другое значение: совокупность характеристик, свойственных коллективной жизни определенной группы или определенной эпохи".
     В своем первоначальном значении латинское слово cultura означало культивацию сельскохозяйственных растений или вскармливание домашней птицы или скота.
     В начале XVI в. этот первоначальный смысл был расширен и акцент перенесен из сферы сельского хозяйства в сферу человеческого развития, от культивации домашней птицы к культивации ума.
     Однако такое понимание слова «культура» не было общепринятым до XVIII — начала XIX в.
     Позже, в конце XIX - начале XX века появилась и циклическая теория, когда стали говорить о различных локальных цивилизациях, существовавших на определенном историческом отрезке (египетская цивилизация, индская цивилизация и т. п.). Здесь уже рождаются концепции Освальда Шпенглера с разделением на культуру и цивилизацию, Николая Данилевского, который критиковал европоцентричный подход, и Арнольда Тойнби.
     Термин цивилизация возник в качестве производного от прилагательного "цивилизованный, культурный", от глагола "цивилизовать, приобщать к культуре", которые до этого уже давно существовали и в XVI в. уже были в обиходе.
     В своем новом значении цивилизация противопоставляется варварству. С одной стороны, существуют цивилизованные народы, с другой - народы дикие, примитивные, или варварские. Даже понятие "хорошие дикари", столь дорогое некоторым авторам XVIII в., не означает цивилизованные. Термин цивилизация, выйдя за пределы Франции, быстро становится обиходным в Европе. Его сопровождает термин культура.
     В Англию это слово приходит в 1772 г., а может быть, и раньше, приобретает написание civilizaIIon и замещает слово civilIIy, бывшее в обиходе уже долгое время. Без труда оно завоевывает и Германию (ZivilisaIIon), где соседствует со старым словом Bildung. В Голландии, напротив, оно сталкивается с существительным beschaving, образованным от глагола beschaven, что означает "утончать вкус, облагораживать, цивилизовать".
     Beschaving, используемое примерно в том же значении, без труда берет на себя понятие цивилизации и успешно противостоит иноземному слову, хотя иногда используется и оно - в написании civilisaIIe. То же противодействие и по тем же причинам встретило новое слово и тогда, когда оно перешло Альпы: в Италии уже существовало и быстро вошло в обиход "цивилизация" старое и красивое слово civilta, которое еще использовал сам Данте.
     Оказавшись на своем месте, итальянское слово civilta помешало внедрению в разговорную речь нового иностранного слова, но не смогло помешать бурным дискуссиям вокруг самого понятия. В 1835 г. Романози сделал неудавшуюся попытку внедрить слово incivilmento, которое в понимании этого автора означало переход к цивилизации, а также и саму цивилизацию.
     Распространяясь по Европе, новое слово "цивилизация" шло рядом со старым - культура, которое "молодело" и приобретало почти то же значение, что и цивилизация. Долгое время слово культура оставалось как бы дубликатом слова "цивилизация". Так, в своих лекциях в берлинском университете в 1830 г. Гегель равно употребляет и то и другое слово. Но настал день, когда оказалось необходимым различать их.
     Понятие цивилизации имеет в действительности по меньшей мере двойной смысл. Оно означает одновременно моральные и материальные ценности. Карл Маркс, например, отличал инфраструктуры (материальные) от суперструктур (духовных), которые были взаимозависимыми.
     Шарль Сеньобос шутил: "Цивилизация - это дороги, порты и причалы", желая тем самым сказать, что цивилизация - это не только разум (дух). "Это все человеческое знание", - утверждал Марсель Мосс, а историк Эжен Кавеньяк говорил: "Это минимум науки, искусства, порядка и добродетели..."
     Итак, цивилизация имеет по меньшей мере два уровня. Отсюда попытка многих авторов различать два слова - культура и цивилизация, представляя дело таким образом, что одно слово несёт в себе духовный смысл, а другое означает материальные блага. Но случилось так, что никто не принял окончательно такого деления: в разных странах и даже в одной стране, в разное время, разные авторы трактовали эти слова по своему.
     В 20 в. в трудах Шпенглера, а затем Тойнби сформировалось значение этого термина, как локальной монообщности или полиэтнической общности с выраженной социокультурной спецификой.
     Были разработаны различные теории и концепции исторического процесса на основе идей саморазвития и саморазрушения автономных и самодостаточных локальных Цивилизаций, противопоставляемые теориям глобальной исторической эволюции всего человечества. Именно в подобном значении термин Цивилизация, как правило, используется в современной научной литературе.
     В Германии после некоторого периода колебаний приоритет практически был отдан слову "культура" (Kultur) при сознательном обесценении слова "цивилизация".
     Для Ф. Тенниса (1922) и Альфреда Вебера (1935), "цивилизация" означает лишь единство технических и практических знаний, набор средств для воздействия на природу; напротив, "культура" представляет собой нормативные принципы, ценности, идеалы - одним словом, разум (дух).
     Использование в английском и французском языках слов «культура» и «цивилизация» в качестве синонимов отражало веру французов и англичан конца XVIII — начала XIX в., что их эпоха является передовой и развитие человечества идет по поступательной.
     В Германии слово «цивилизация» получило негативную коннотацию, а «культура» — позитивную. Там понятие «цивилизация» использовалось в значении «буржуазная» искусственная вежливость и утонченность манер, нивелировка личностных особенностей, тогда как понятие «культура» обозначало продукт интеллектуальной, художественной или духовной деятельности, в котором отражалась творческая сила человека.
     Однако по мере развития исторической науки в Германии туда все более проникают идеи прогрессизма, что, в свою очередь, повлияло на формирование «классической концепции» культуры, которая оказалась как бы наложением двух упомянутых выше понимании культуры.
     В трудах германских историков, в отличие от германских литераторов-романтиков, понятие «цивилизация» также постепенно приобретает положительное значение в качестве цели развития общества и все более сливается с новым пониманием культуры.
     Именно в этом значении слово «культура» чаще всего употребляется в обыденной речи и по сей день. Но оно не является научным.
     В Англии или США, слово "цивилизация" остаётся доминирующим, тогда как в Польше и в России, подобно Германии и под ее влиянием, первое место занимает слово "культура".
     Во Франции слово "культура" сохраняет свое значение только при обозначении "всякой яичной формы духовной жизни" (Анри Марру)
     Начиная с Э.Б. Тайлора {Первобытная культура, 1874), англосаксонские антропологи старались использовать для обозначения исследуемых ими первобытных обществ термин, который бы отличался от термина "цивилизация"; англичане им обычно обозначают современные общества. Они скорее скажут, примитивные культуры, чтобы отличать их от цивилизаций развитых обществ.
     В начале XIX в. слово «культура» использовалось либо как синоним слова «цивилизация», либо как его антоним.
+++++++++++++++++++
==========================================

     Аверинцев С.С. и Бонгард-Левин Г.М.!!
     Древние цивилизации — это некое единство, противостоящее доклассовому и догосударственному, догородскому и догражданскому, дописьменному состоянию общества и культуры. (Определения цивилизаций)
     +++++++++++++++
...
Бонгард-Левин Г.М. и Аверинцев С.С.!!
     Древние цивилизации — это некое единство, противостоящее доклассовому и догосударственному, догородскому и догражданскому, дописьменному состоянию общества и культуры. (Определения цивилизаций)
     +++++++++++++++
...
Американское наследие!!
     В словаре «Американское наследие» цивилизация истолковывается как продвинутое состояние интеллектуального, культурного и материального развития в человеческом обществе, отмеченное прогрессом в искусствах и науках, интенсивным использованием письменности, появлением комплекса политических и социальных институтов.
     В соответствии с такой трактовкой понятие цивилизации впервые применяется по отношению к историческому периоду, пришедшему на смену первобытному обществу. (Определения цивилизаций)
     +++++++++++++++
...
Арутюнов С.А., Сергеев Д.А!!
     Цивилизация – это высокоразвитое общество, где уже есть города, храмы, дворцы, цари, жрецы. Как правило, почти всегда цивилизация связана с письменностью, которая появляется практически одновременно.
     Бывают, однако, моменты в истории, когда цивилизация вроде бы начинает зарождаться, но по не благоприятности дальнейших условий не получает своего развития, оказывается в тупиковом состоянии и исчезает.
     Общеисторический вывод состоит в том, что там, где создаются возможности для возникновения цивилизации, не только в земледельческом обществе, но и в обществах, основанных на других ресурсах, в определённых условиях зарождение цивилизации возможно.
     Другое дело то, что, в условиях тех климатов, которые в наши дни на Земле господствуют, реально настоящие цивилизации возникали только там, где было земледелие. Там, где были другие источники, как бы богаты они не были, зачатки цивилизации иногда возникали, но потом увядали, когда хотя бы немножко изменялись в худшую сторону природные условия. (Определения цивилизаций)
     +++++++++++++++
...
Бердяев Н.А!!
     Цивилизации -- это смерть духа культуры. Культура — символична, но не реалистична, между тем динамическое движение внутри культуры с ее кристаллизованными формами неотвратимо влечет к выходу за пределы культуры, «к жизни, к практике, к силе».
     На этих путях «совершается переход культуры к цивилизации», «цивилизация пытается осуществить жизнь», реализуя «культ жизни вне ее смысла, подменяя цель жизни средствами жизни, орудиями жизни». (Определения цивилизаций)
     +++++++++++++++
...
Бернал Дж.!!
     Одно из различий между современным экономическим положением и прошлым состоит в том, что ныне мы в состоянии определить потребности, производственные возможности и ресурсы всего мира в целом.(Определения цивилизаций)
     +++++++++++++++
...
Боземан!!
     Международная история правильно документирует тезис о том, что политические системы - это преходящие средства достижения целей, находящиеся на поверхности цивилизации, и что судьба каждого сообщества, объединенного в языковом и духовном отношениях, в конечном счете зависит от выживания определенных первичных структурирующих идей, вокруг которых объединяются сменяющие друг друга поколения и которые таким образом символизируют преемственность общества".(Определения цивилизаций)
     +++++++++++++++
...
Бродель!!
     Цивилизация - это "пространство", "культурный ареал", "собрание культурных характеристик и феноменов".
     Цивилизация в единственном числе "потеряла свои свойства пробы качества". Идея цивилизации в единственном числе снова появилась в форме тезиса о существовании универсальной мировой цивилизации. (Определения цивилизаций)
     +++++++++++++++
...
Валлерстайн!!
     Определяет Цивилизацию как "особую взаимосвязь мировоззрения, обычаев, структур и культуры (как материальной, так и "высокой"), которая образует своего рода историческое целое и сосуществует (если даже не всегда одновременно) с другими разновидностями этого феномена". (Хантингтон)(Определения цивилизаций)
     +++++++++++++++
...
Володихин!!
     Цивилизации представляют собой наиболее крупные единицы измерения всемирного исторического процесса.
     Внутри любой цивилизации существует невидимое внематериальное ядро, которое для удобства можно назвать сверхценностью. Это набор ключевых истин, которых придерживается социум. С течением времени эти истины могут раскрываться с той или другой стороны, могут становиться яснее некоторые их аспекты, — но только для внешнего наблюдателя.
     Для самого социума сверхценность мыслится в категориях полной статики, абсолютной неподвижности. Сверхценность либо имеет чисто религиозный характер, либо весьма сильно связана с религиозной сферой. Сверхценность всегда включает в себя объяснение смысла жизни как для отдельного человека, так и для целого народа, страны, любой социальной общности.
     Совершенно так же сверхценность содержит в себе и смысл смерти, в том числе представления о загробном мире. Одна из главных особенностей сверхценности: помимо всего прочего, она есть способ примирить разум и небессмертие человека. Сверхценность воспринимается цивилизацией как откровение. Она не может быть углублена, дополнена или модернизирована. В то же время, комментирование и упрощенное изложение возможны. Таким образом, сверхценность неизменна и неизменяема.
     Чаще всего при определении того, что есть цивилизация в центре внимания мыслителей оказывалась религия.
     Религиозная составляющая при выделении той или иной цивилизации из пестрой картины регионального исторического процесса играет первенствующую роль; она определяет все остальное.
     Цивилизация - это самостоятельный социально-биологический организм, обладающий молодостью, зрелостью, старостью, со своим естественным сроком жизни (1000-1500 лет. Каковой срок может прерваться и раньше от рук агрессивных соседей, например, в результате активности антисистем или из-за природной катастрофы.
     Отдельная цивилизация - это самостоятельный и независимый субъект истории. Нет цивилизаций «отставших» или «обгоняющих», нет никакой «лидирующей группы». Цивилизации равны и самоценны; каждая из них совершает свой путь — один из многих маршрутов, которыми идет человечество.
     Равенство цивилизаций формирует в «цивилизационщиках» этику, резистентную к попыткам указать «магистральную линию прогресса», «параметры модернизации», «общечеловеческие ценности» и прочие симуляторы цивилизационного прогресса. Отдельная цивилизация – это наивысшая классификационная единица исторического процесса.
     История человечества измеряется судьбами цивилизаций. Не династиями, не историями народов или государств, не этапами в совершенствовании техники и технологических знаний, не научными открытиями, не появлением новых идей и уж тем более не формациями, а именно судьбами цивилизаций. Более крупных единиц измерения до настоящего момента не было.
     Цивилизация замыкает культуру в рамках определенного социума, придает ей стиль, морфологию и пространственно-временную завершенность. Если применить органическую метафору, т.е. уподобить цивилизацию биологическому объекту, скажем, человеку, то культура и цивилизация оказываются проявлениями разных модальностей: культура — это необходимость быть одетым, сытым, получить определенные навыки профессионального и коммуникативного плана, совершать некие поступки, вести определенный образ жизни; цивилизация же как раз и есть конкретный «социальный человек», определенным образом «одетый», избравший собственный modus vivendi и modus operandi.
     Таким образом, культура показывает, что делает суперэтнос, а цивилизация — как.(Определения цивилизаций)
     +++++++++++++++
...
Галанин!!
     Цивилизация – это такая человеческая общность, которая, не разрушая природы, находясь с ней в равновесии, производит огромные духовные ценности. Некая общеземная цивилизация вообще невозможна, так как Земля наша неоднородна и по климату, и по строению своей поверхности. Невозможно в разных типах ландшафтов жить одинаково. Именно поэтому на Земле извечно сосуществовало и параллельно развивалось несколько укладов жизни людей - несколько цивилизаций.
     Каждая цивилизация была встроена в определенный тип ландшафта и являлась его составной частью, каждая цивилизация развивалась и взаимодействовала с другими цивилизациями. При этом какие то элементы культуры переходили из одной цивилизации в другую, усваивались, другие отвергались, так как не соответствовали ее основным принципам.(Определения цивилизаций)
     +++++++++++++++
...
Данилевский!!
     Всякое племя или семейство народов, характеризуемое отдельным языком или группой языков, довольно близких между собою,- для того чтобы сродство их ощущалось непосредственно, без глубоких филологических изысканий,- составляет самобытный культурно-исторический тип, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и вышло уже из младенчества.
     Дабы цивилизация, свойственная самобытному культурно-историческому типу, могла зародиться и развиваться, необходимо, чтобы народы, к нему принадлежащие, пользовались политической независимостью.
     Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает ее для себя при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествовавших или современных цивилизаций.
     Цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, тогда только достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы, его составляющие,- когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию, или политическую систему государств.
     Ход развития культурно-исторических типов всего ближе уподобляется тем многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения - относительно короток и истощает раз навсегда их жизненную силу.
     Нет ни одной цивилизации, которая бы зародилась и развилась без политической самостоятельности, хотя, достигнув уже известной силы, цивилизация может еще несколько времени продолжаться и после потери самостоятельности, как видим на примере греков.
     Различия в характере народов, составляющих самобытные культурно-исторические типы, те различия, на которых должно основываться различие в самих цивилизациях, составляющих существенное содержание и плод их жизненной деятельности, могут быть подведены под следующие три разряда:
     1) под различия этнографические; это те племенные качества, которые выражаются в особенностях психического строя народов;
     2) под различия руководящего ими высшего нравственного начала, на котором только и может основываться плодотворное развитие цивилизации как со стороны научной и художественной, так и со стороны общественного и политического строя;
     3) под различия хода и условий исторического воспитания народов.
     Цивилизация всегда стремится разрушить те специальные формы зависимости, которые были наложены на племенную волю при переходе народов каждого культурного типа из этнографической в государственную форму быта, и заменить их известными формами свободы.(Определения цивилизаций)
     +++++++++++++++
...
Дилигенский Г.!!
     В историческом прошлом, когда цивилизации возникали, жили и умирали главным образом в локальных рамках, по времени они все же принимали квазиглобальные масштабы, охватывая если не всю, то большую или значительную часть цивилизованного человечества.
     Римская империя эпохи расцвета достигла высокой степени унификации форм социально-экономической, политической и культурной жизни на своей громадной территории.
     С другой стороны, современная целостность мира отнюдь не исключает цивилизованного многообразия, коренящегося как в силе культурных традиций различных обществ, так и в резко различающихся уровнях их технико-экономического и социального развития.
     В каждом конкретном случае содержание понятия цивилизация зависит от оснований выделения и рядоположения цивилизационных комплексов, а эти основания, в свою очередь, подсказываются теми проблемами человеческой истории, которые нас интересуют. Так, стремление понять своеобразие различных национальных и региональных обществ и динамику их развития — от расцвета к упадку — породило в свое время преобладающий интерес к локальным цивилизациям.
     Цивилизация создается и воспроизводится людьми и ради людей. Поэтому, наиболее адекватными её характеристиками представляются те, которые выражают её человеческое измерение.
     Цивилизационная целостность — это такое объединение людей, которое основано на общности каких-то существенных особенностей их бытия и их самих как действующих и мыслящих субъектов. Причем речь явно не должна идти об общности, обусловленной типом общественных или политических отношений, формами собственности и власти — для определения такого рода общностей существуют другие понятия.
     Не совпадает цивилизационная целостность и с культурной общностью, хотя Цивилизация и культура — понятия во многом родственные.(Определения цивилизаций)
     +++++++++++++++
...
Доусон!!
     Цивилизация - продукт "особого оригинального процесса культурного творчества определенного народа".(Определения цивилизаций)
     +++++++++++++++
...
Дюркгейм!!
     Цивилизация является моральной средой, которая объединяет некоторое число наций, где каждая национальная культура является лишь частной формой целого.(Определения цивилизаций)
     +++++++++++++++
...
Зиновьев А.А.!!
     Цивилизация есть явление историческое: возникает, живет, совершенствуется, изменяется и погибает… при определенных условиях. Возникновение цивилизаций в прошлом не было абсолютной необходимостью. Далеко не любые скопления людей были способны создать или сохранить цивилизации…
     Сохранившиеся цивилизации, включая западноевропейскую, обречены на исчезновение. На их место придут феномены иного рода, более адекватные современным условиям на планете… Самая значительная в истории человечества западноевропейская цивилизация во второй половине нашего века стала поглощаться социальной организацией более высокого уровня — объединением западных стран в единые наднациональные блоки, единые наднациональные сверхобщества, в глобальное сверхобщество.
     Время цивилизаций прошло. (Определения цивилизаций)
     +++++++++++++++
...
Кардашёв!!
     Цивилизация – высокоустойчивое состояние вещества, способного собирать, абстрактно анализировать и использовать информацию для получения качественно новой информации об окружающем и самой себе, для самосовершенствования возможностей получения новой информации и выработки сохраняющих реакций. Степень развития цивилизации определяется объемом накопленной информации, программой функционирования и производством для реализации этих функций.
     Сверхцивилизация — гипотетический уровень развития общества разумных организмов, наступающий вслед за цивилизацией.
     Карл Саган дополнил энергетическую классификацию сверхцивилизаций информационной.
     Артур Кларк выдвинул предположение, согласно которому для цивилизации наука сверхцивилизации не отличима от магии.(Определения цивилизаций)
     +++++++++++++++
...
Квигли!!
     Цивилизации - наиболее плодотворное во многих отношениях структурирование мировой истории.
     Цивилизации прочно связаны с господствующей религией, как основой культуры и общественного мировоззрения.
     Квигли отмечает чёткую связь цивилизации и религии.
     Цивилизация может возникать не через период "варварства" и "тёмных веков", но и очень быстро, "взрывным путём", вместе с появлением новой мировой религии.(Определения цивилизаций)
     +++++++++++++++
...
Кларк Артур!!
     Он выдвинул предположение, согласно которому для цивилизации наука сверхцивилизации не отличима от магии. (Определения цивилизаций)
     +++++++++++++++
...
Кузатаке Мияхар!!
     Общая структура цивилизации определяется по:
     Языку. Культурам. Политической системе. Валюте. Экономике. Человеческому сообществу. Природным условиям. В сравнении с другими цивилизациями.(Определения цивилизаций)
     +++++++++++++++
...
Кузнецов Сергей!!
     Цивилизация — это семиотическая система, заданная иерархией семиотических признаков. Они, в свою очередь, составляют базовую триаду: Бог, человек, мир. Цивилизации отличаются друг от друга по принципу разного понимания соотношения этих элементов. И это обстоятельство радикально влияет на весь концептуальный аппарат человека той или иной цивилизации (его восприятие судьбы, жизни, призвания, работы, противоположного пола, семьи и т. д.).
     Именно понимание цивилизации как семиотически иерархизированной системы объясняет, почему можно говорить о «русской цивилизации», но нельзя говорить о «германской». Соседями России на всей протяжённости её границ были очень разные в культурном, этническом, конфессиональном и языковом отношении народы, вольно или невольно «шлифовавшие» цивилизационную определённость России, тогда как Германия не имела по своему периметру столь выраженных культурно-языковых границ, потому и контактно-цивилизационная зона оказалась столь размытой.
     Семиотические системы имеют выражение и содержание, язык же суть выражение для семиотической системы. По языку мы можем судить о цивилизации, как таковой. Однако в любом случае цивилизация выше (и шире) языка. Цивилизацией может быть лишь устойчивый в языковом отношении комплекс. Над подобной устойчивостью сознательно и интуитивно работали и работают элиты стран, составляющих цивилизационное единство.
     Западная цивилизация со всем кругом языков, в неё входившим, не раз становилась объектом такой работы. Вспомним итог Наполеоновских войн и Венский конгресс, языком которого, а также языком европейской дипломатии был французский.
     Тогда же было сформировано представление о «концерте» великих держав, роль которого оказалась значительно шире задач борьбы с революциями, проявлялась к сфере формирования европейской цивилизационной идентичности.(Определения цивилизаций)
     +++++++++++++++
...
Лакост!!
     Цивилизации — это крупные целостные социокультурные системы со своими закономерностями, которые не сводятся к законом(Определения цивилизаций)
     +++++++++++++++
...
Лесков!!
     Космические Цивилизации обладают высокой устойчивостью по отношению к возмущающим факторам как внешним, так и внутренним: фатальная неизбежность гибели ноосферы отсутствует, вероятность гибели Космической Цивилизации в результате космических катастроф пренебрежимо мала.(Определения цивилизаций)
     +++++++++++++++
...
Лурье С.В!!
     Цивилизация - понятие, обычно выражающее особенности современного уровня развития общества, включающие культуру, религию, науку, технику и т.п., которые отличают современное человеческое существование от варварского и от животного. (Определения цивилизаций)
     +++++++++++++++
...
Малер Марк!!
     Цивилизация — это культурно-исторический тип общества с единой исторической судьбой и единой духовной и материальной культурой, которые дают людям сознание принадлежности к сообществу. Цивилизации создаются народами или группами народов, близких языком, традиционной культурой и территорией проживания. Цивилизация включает в себя (и определяет) духовные и материальные ценности народа, его образ жизни и социально-общностный состав, место и роль человека в обществе.
     Формация основным в этот период способом производства. Каждой формации соответствуют определенный социально-классовый состав общества и определенные идейно-политические отношения, называемые общественной надстройкой над базисными социально-экономическими отношениями.
     Формация предполагает разделение людей по производственному и собственническому признакам на классы. В пределах цивилизаций люди объединены в общности — народы, нации или группы близких народов и наций. Принадлежность человека к классу означает, что в конкретной исторической ситуации его положение в обществе определяется местом в производстве и отношением к собственности на средства производства.
     Принадлежность человека к народу, к нации означает, что независимо от конкретной исторической ситуации он навсегда остается приобщенным к языку, культурной традиции и географической среде своей общности.
     Формация характеризуется способом производства материальных условий жизни, над которыми надстраиваются политика и идеология. Цивилизация характеризуется воспроизводством духовной культуры народа или группы близких народов.
     Формация фактором общественной жизни полагает ее материальную сторону, цивилизация — коллективное сознание, духовную сторону общественной жизни.
     Формация подвержена объективным причинам исторических процессов, цивилизация зависима от субъективных причин, связанных с мотивами поведения человека, побуждающими его к общественной деятельности.
     Формация предполагает единый для всего человечества закон общественного развития, цивилизация предлагает обществу особенные закономерности жизни разных народов и групп народов.
     Формация развивается по единому закону, цивилизация противопоставляет представления о разнонаправленных движениях народов, развитие которых не может быть сравнимо.(Определения цивилизаций)
     +++++++++++++++
...
Мелко!!
     Цивилизациям свойственна определенная степень интегрированности. Их части определяются отношением друг к другу и к целому. Если данная цивилизация состоит из государств, то эти государства будут теснее связаны друг с другом, чем с государствами за пределами цивилизации. Они могут чаще воевать друг с другом и чаще вступать в дипломатические отношения. Они будут более взаимозависимыми в экономическом отношении. В них будут существовать взаимопроникающие эстетические и философские течения.(Определения цивилизаций)
     +++++++++++++++
...
Мирабо!!
     Цивилизация — это прежде всего определенный уровень нравственного развития человечества, этап реализации не мнимой, а подлинной добродетели.
     Цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов общежития, — все это являет лишь маску добродетели, а не ее лицо.
     Цивилизация ничего не совершает для общества, если она не дает ему основы и формы добродетели».
     Цивилизация -- это также высокий уровень духовно-культурных и технологических достижений общества, социального и политического развития.
     У Мирабо понятие «цивилизация» характеризует не только определенный этап развития общества, но и несет в себе оценочное значение.(Определения цивилизаций)
     +++++++++++++++
...
Мосс!!
     Цивилизация является моральной средой, которая объединяет некоторое число наций, где каждая национальная культура является лишь частной формой целого.(Определения цивилизаций)
     +++++++++++++++
...
Пархоменко И.Т. и Радугин А.А.!!
     Цивилизация есть продукт культуры, ее специфическое свойство.
     Цивилизация — это создаваемая обществом в ходе культурного процесса система средств его функционирования и совершенствования.
     Понятие цивилизации при такой трактовке указывает на функциональность, технологичность, институциональность.
     Понятие культуры указывает на ценности и смыслы, она связана с постановкой и реализацией человеческих целей.
     Цивилизация предполагает усвоенность образцов поведения, ценностей, норм.
     Культура устанавливает способ освоения достижений.
     Цивилизация есть реализация определенного типа общества в конкретных исторических обстоятельствах.
     Культура определяет отношение к типу общества на основе различных духовно-нравственных и мировоззренческих критериев.
     Гуманистические ценности культуры могут воплотиться в жизнь лишь с помощью развитой цивилизации. В свою очередь, высокая цивилизация может быть построена на основе культурного творчества и вдохновляющих культурных смыслов.
     Формации общества связаны с производством и экономикой, с собственностью.
     Цивилизации связываются с особенностями культуры.
     Цивилизации — это крупные целостные социокультурные системы со своими закономерностями, которые не сводятся к закономерностям функционирования государств, наций, социальных групп. Цивилизация как целостная система включает в себя различные элементы, которые согласованы друг с другом и тесно взаимосвязаны.
     Каждый элемент этой системы несет в себе печать своеобразия той или иной цивилизации. Это своеобразие весьма устойчиво. И хотя под влиянием определенных внешних и внутренних воздействий в цивилизации происходят определенные изменения, их некая основа, внутреннее ядро остается неизменным.
     В процессе функционирования цивилизации происходит реализация единства духовной жизни крупной социальной общности в исторической преемственности на определенной территории и дифференциация культурной жизни в тех же рамках места и времени.
     Определённость цивилизации придает духовный фактор — своеобразный склад психической жизни, воплощаемый в особенностях культуры.
     Взаимодействуя друг с другом, цивилизации не теряют собственной уникальности, возможные заимствования каких-либо элементов из других цивилизаций могут лишь ускорить или замедлить, обогатить или обеднить их. (Определения цивилизаций)
     +++++++++++++++
...
Платонов О.А.!!
     Цивилизация – это целостная совокупность духовно-нравственных и материальных форм существования генерирующего народа, определившая его историческую судьбу и сформировавшая его национальное сознание.(Определения цивилизаций)
     +++++++++++++++
...
Попков!!
     Цивилизация предполагает такую стадию развития человечества, которая наступает после варварства, когда социальные связи начинают доминировать над природными связями, а общество начинает развиваться и функционировать на своей собственной основе.
     Критериями цивилизованности принято считать наличие общественного разделения труда, городов, классов и государственности, письменного права. (Определения цивилизаций)
     +++++++++++++++
...
Радугин А.А!!
     Культура есть совокупность всей внегенетически передаваемой информации.
     Цивилизация предполагает наличие целей развития.
     Понятие "цивилизация" по отношению к понятию "культура" является объемлющим.
     Цивилизация - это культура плюс технические и технологические достижения. И целями обладает именно культура, а цивилизация предполагает наличие целей постольку, поскольку они наличествуют в культуре.(Определения цивилизаций)
     +++++++++++++++
...
Румянцев!!
     Цивилизация в своём развитии периодически переходит к всё новым и новым, более эффективным технологическим процессам. Эти технологии обеспечивают для цивилизации поддержание равновесия с окружающей средой. Цивилизация перестраивает свою внутреннюю структуру в соответствии с законами ноосферы, деятельность которой носит когерентный, экологически сбалансированный характер. Рост количественных показателей развития цивилизации происходит в степени, не нарушающей основных условий эволюции.(Определения цивилизаций)
     +++++++++++++++
...
Савицкий Пётр!!
     Термин «месторазвитие» был предложен основателем евразийства, географом Петром Савицким для объяснения совокупности географических, этнических, хозяйственных, исторических и пр. особенностей, представляющих собой единое целое. Этот неологизм очень органично передает взаимосвязь ландшафта и культуры народов в самом широком смысле. Не случайно позднее он был развит и проинтерпретирован Львом Гумилевым в его труде «Этногенез и биосфера Земли».
     А обрисовывая юридические и политические рамки, мы неизбежно подойдем и к концепции больших пространств (Grossraum) немецкого юриста и геополитика Карла Шмитта.(Определения цивилизаций)
     +++++++++++++++
...
Следзевский!!
     Цивилизация – это не только некое законченное состояние, которое можно измерить. Это прежде всего некий процесс, который носит субъективный характер, когда субъект цивилизации постоянно доказывает значимость своей культуры для всего человечества.(Определения цивилизаций)
     +++++++++++++++
...
Татищев Б.Е.!!
     Цивилизация есть комплекс процессов жизни общества, энергетика которых лишена «воды жизни» так, что во всех трёх сферах Бытия зародыши жизни отсутствуют.
     Пранические энергопотоки в процессах Бытия любой цивилизации лишены жизненных начал и все основные потоки праны в них имеют тенденцию к угасанию. (Определения цивилизаций)
     +++++++++++++++
...
Тойнби А.!!
     Цивилизации не являются организмами, как об этом писал Шпенглер. В субъективных понятиях это умопостигаемые поля исследования; а в объективных понятиях они представляют собой основу пересечения полей активности отдельных индивидуумов, энергия которых и есть та жизненная сила, что творит историю общества.
     Тезис о единстве цивилизации—это заблуждение, в которое впали современные историки. Насчитывая от 21 до 26 самостоятельных цивилизаций, А. Тойнби видит возможность объединения культур в целое лишь в религиозных скрепках.
     Цивилизации возвышаются в ответ на некие вызовы, затем проходят период роста, который включает в себя усиливающийся контроль над средой, созданной творческим меньшинством; за ростом следуют пора трудностей, возникновение универсального государства и затем дезинтеграция.
     Растущие цивилизации отличаются от примитивных обществ поступательным движением за счёт творческого меньшинства, именно это меньшинство и вдыхает в социальную систему новую жизнь.
     Ни одну из составляющих цивилизации нельзя понять до конца вне цивилизации, частью которой такая составляющая является.
     Цивилизации охватывают, не будучи охваченными другими.
     Цивилизованные общества не соответствуют Цивилизациям.
     Жизнь цивилизаций более продолжительна, чем жизнь примитивных обществ.
     Цивилизации занимают обширные территории.
     Число людей, охватываемых цивилизациями велико.
     Цивилизации распространяются, подчиняя и ассимилируя другие общества собственного вида, но ниже её стоящих. (Определения цивилизаций)
     +++++++++++++++
...
Троицкий!!
     Цивилизация – это общность разумных существ, использующих обмен информации, энергии, массы для выработки действий и средств, поддерживающих свою жизнь и прогрессивное развитие.(Определения цивилизаций)
     +++++++++++++++
...
Тюняев А.!!
     Цивилизация – исторически сложившаяся, устойчивая общность народов, основанная на базе общности смысла жизни, выражающегося в единстве и целостности сферы общественного самоуправления.(Определения цивилизаций)
     +++++++++++++++
...
Уилкинсон!!
     Критерий, принятый для определения цивилизации, определяет список цивилизаций.
     Для цивилизации существенным является критерий связности, а не критерий единообразия. Согласно критерию связности города, население которых интенсивно, много и непрерывно взаимодействует, принадлежат к одной цивилизации, даже если их культуры очень различны, а взаимодействие носит, по большей части, враждебный характер.
     В соответствии с социальной теорией борьба является объединяющей; конфликт, вражда, и даже война, когда они длительные (привычные, продолжительные или неизбежные) являются формами объединения, создающими социальные взаимоотношения между соперниками, антагонистами и врагами, а также социальную систему, состоящую из них.
     Признается множество форм противоречивого объединения в религии, общественной жизни и социальной теории. Даже в самом языке: слова "диссонанс", "противоречие", "спор", "драма", "столкновение", "война" означают, что мы признаем существование общностей, созданных и состоящих из противоречий между звуками, идеями, личностями, персонажами, телами, группами.
     Противоречия объединяют даосские роды, индусские касты, марксистские классы, кантианские антиномии, создавая, таким образом, единства или системы.
     Диалектика Сократа и Гегеля, Израиль и Иудея, пантеон Гомера, конгресс, враждебные племена, двухпартийная система, пакт Гитлера-Сталина: все эти противоречивые пары и наборы отдельных общностей также обычно признаются как внутренне антагонистические единства. (Определения цивилизаций)
     +++++++++++++++
...
Фергюсон!!
     Цивилизация – это стадия в развитии человеческого общества, характеризующуюся существованием общественных страт (классов), а также городов, письменности.(Определения цивилизаций)
     +++++++++++++++
...
Флиер А.!!
     Цивилизация – это межэтническая культурно-историческая общность людей, критерии которой меняются в зависимости от контекста и целей применения этого термина.
     Цивилизация -- это локальная межэтническая общность, формирующаяся на основе единства исторической судьбы народов, проживающих в одном регионе, длительного и тесного культурного взаимодействия и культурного обмена между ними, в результате чего складывается высокий уровень сходства в институциональных формах и механизмах их социальной организации и регуляции, при сохранении большого или меньшего разнообразия в чертах этнографических культур народов, составляющих ту или иную Цивилизаций.
     Чаще всего такого рода Цивилизации складываются на основании длительного вхождения разных народов в состав единого многонационального государства, что задаёт всем им однотипную традицию институтов социальной регуляции, или на основании религиозного единства, формирующего такого же рода единообразие системы ценностей и механизмов регуляции социальной практики и т.п. (Определения цивилизаций)
     +++++++++++++++
...
Хантиггтон С.!!
     У цивилизаций не бывает четко обозначенных границ, точного начала и конца. Люди могут переосмысливать свою идентичность, и в результате композиция цивилизации и ее очертания со временем меняются. Культуры народов взаимодействуют и перекрывают друг друга. Степень их сходства и различия также существенно варьируется. Тем не менее, цивилизации - это полные смысла целостности; они реально существуют, хотя границы между ними редко бывают четкими.
     Взаимоотношения между цивилизациями и их сердцевинными государствами сложны, нередко двойственны и переменчивы.
     Общие интересы, наличие общего противника могут рождать сотрудничество и между государствами разных цивилизаций. Конфликты случаются и внутри цивилизаций, особенно внутри исламской. К тому же отношения между группами, живущими вблизи линий разлома, могут значительно отличаться от отношений между сердцевинными государствами тех же цивилизаций.
     Главные цивилизации человеческой истории обычно прочно связывали себя с великими мировыми религиями; народы с той же этничностью и языком, но разными религиями способны на братоубийство.
     Цивилизация - это культура в широком смысле слова. Оба понятия включают в себя "ценности, нормы, институты и способы мышления, которым сменяющие друг друга поколения придают первостепенное значение.
     Ключевые культурные элементы, определяющие цивилизацию, были сформулированы в классической форме афинянами, когда они заверяли спартанцев, что не предадут их персам.
     Понятия "цивилизация" (в единственном числе) и "цивилизации" (во множественном) отличаются друг от друга.
     Цивилизованное общество отличалось от примитивного тем, что было оседлым, городским и образованным. Быть цивилизованным считалось хорошо, нецивилизованным - плохо. Концепция цивилизаций предлагала стандарт, позволявший судить общества. Однако со временем о цивилизациях все чаще начинали говорить во множественном числе. Это было равнозначно отказу от определения цивилизации как одного из идеалов или главного идеала и отходу от представлений о единственном стандарте цивилизованности.
     Цивилизации - это самые крупные человеческие племена, а столкновение цивилизаций - племенной конфликт в глобальном масштабе. В возникающем сейчас мире государства и группы людей, принадлежащие к различным цивилизациям, отстаивают свои интересы от целостностей третьей цивилизации; преследуя общие цели, они могут при этом вступать в ограниченные, созданные ради таких целей тактические отношения и коалиции. Отношения между группами из разных цивилизаций почти никогда не будут близкими; обычно они остаются прохладными, а часто - враждебными.
     Цивилизации всеобъемлющи, то есть ни одну из их составляющих нельзя понять до конца вне цивилизации, частью которой такая составляющая является. Цивилизации, утверждал Тойнби, "охватывают, не будучи охваченными другими". Цивилизация - это "целостность". Цивилизациям, продолжает эту мысль Мелко.
     Цивилизация — высшая форма объединения людей по уровню культуры и наиболее всеобъемлющий принцип их культурной идентификации, если не считать того, что выделяет людей среди других видов.
     Цивилизация собой самую широкую культурную группировку людей и самый широкий круг их культурной идентификации - за исключением того, что вообще отличает людей от других живых существ.
     Цивилизацию определяют такие общие объективные элементы, как язык, история, религия, традиции, институты и субъективная самоидентификация людей.
     Цивилизации могут включать большое число людей (китайская) или же очень небольшое (англоязычная карибская).
     История знает много малых групп людей, которые обладали индивидуальной культурой, не имея никакой иной более широкой культурной идентификации. (Определения цивилизаций)
     +++++++++++++++
...
Хлестков!!
     Цивилизация есть единица вселенной. Она являет собой разумное сообщество, обладающее языком, этикой и зоной ответственности - средой обитания.
     Задача цивилизаций - обеспечить сам факт существования мира и реализацию нравственного смысла его существования.
     Человек есть единица цивилизации. Он есть разумное существо, имеющее язык, совесть и положительную целевую установку.
     Народ (нация) есть этическая вневременная общность людей, начинающаяся в роду.
     Нужно отличать народ от населения - живущих в данное время на данной территории людей и этноса (племени) - родственных людей. И те, и другие тогда принадлежат народу, когда следуют его традициям и нравственным установкам.
     Разум есть система для решения задач существования мира.
     Ум есть способность мыслить.
     Вселенная существует благодаря коллективному разуму множества цивилизаций, на космологических масштабах плотно покрывающих ее пространство и охраняющих жизнь в зоне своей ответственности. Строительными и стартовыми площадками космических цивилизаций являются экосферы планет.
     Цивилизационный процесс на любой планете носит квазипериодический характер и идет по универсальному коду, являющемуся продуктом взаимодействия цивилизаций, который передается в каждую точку информационным (гравитационным по своей природе) полем. Цель - создание человека (либо функционально подобных ему существ) и цивилизации.
     Разнообразие видов на планете связано со срывами плана строительства - либо на промежуточных квазистационарных уровнях из-за нехватки материалов, условий, из-за природных катаклизмов ("несостоявшиеся люди"), либо вследствие деградации сформировавшейся цивилизации из-за нехватки ума, из-за катастроф, внешней агрессии ("бывшие люди").
     Агрессия всегда инициируется антицивилизациями, т.е. паразитирующими на теле цивилизаций, базирующимися на антиэтике роботизированными носителями самодостаточного зла, запрограммированными на единственную цель - уничтожение вселенной. (Определения цивилизаций)
     +++++++++++++++
...
Черноус В.!!
     Под цивилизацией понимается развивающийся, но устойчивый в своих основных типологических чертах и архетипах духовный, социокультурный и хозяйственный этнорелигиозный комплекс. Его системообразующие факторы: религиозно-нравственное мировоззрение, система экзистенциональных ценностей и табуирования, символическое пространство, природно-ландшафтные условия и способы хозяйствования, формы государственно-политической организации, самоуправления, правоотношений и способов социокультурной коммуникации.
     Исторически эти факторы проявляются в определенных пространственно-временных рамках уникально, разновекторно, получают различную иерархию, что и находит выражение в рождении и развитии самобытных локальных цивилизаций.
     Индивидуальность цивилизаций заключается, прежде всего, в особенностях мышления, восприятия окружающей среды, действительности, способах ее отображения, в ценностных приоритетах и социальной практике.
     С этой точки зрения можно говорить о человечестве на всех этапах его развития как о сложной, но стремящейся к целостности надорганической системе. Ее подсистемами выступают относительно самостоятельные региональные и трансрегиональные цивилизации, которые в каждый момент исторического развития находятся на асинхронных стадиях. Это придает системной, но не унитарной общепланитарной цивилизации неопределенность функционирования и многовариантность развития. В этой системе можно выделить очаговую традиционную горскую цивилизацию.(Определения цивилизаций)
     +++++++++++++++
...
Членов М.!!
     Макрокультурная модель означает собирательный характер цивилизации как культурного явления. Она обязательно включает в себя множество конкретных культур, как правило, этнических.
     Под "историческим формированием" следует понимать, что любая цивилизация есть явление, которое когда-то в определенном времени возникает и когда-то исчезает.
     Цивилизация не присуща всему периоду человеческой истории.
     Кроме очевидных культурных знаков цивилизаций, нужно выделить ряд структурных особенностей, которые, будучи присущи только цивилизациям, а не этническим культурам, позволяли бы отделять одни явления от других. (Определения цивилизаций)
     +++++++++++++++
...
Шкловский!!
     Цивилизация – это разумная жизнь в космосе.(Определения цивилизаций)
     +++++++++++++++
...
Шпенглер!!
     Главными чертами цивилизации  являются острую холодную рассудочность, интеллектуальный голод, практический рационализм, смена душевного бытия умственным, преклонение перед деньгами, развитие науки, безрелигиозность.
     Культура цивилизации рождается в тот миг, когда из прадушевного состояния вечно-младенческого человечества пробуждается и отслаивается великая душа, некий лик из пучины безликого, нечто ограниченное и преходящее из безграничного и пребывающего...
     Культура умирает, когда эта душа осуществила уже полную сумму своих возможностей в виде народов, языков, вероучений, искусств, государств, наук и таким образом снова возвратилась в прадушевную стихию.
     Умирание всякой культуры характеризуется переходом от культуры к цивилизации. Цивилизация -- это целая череда великих эпох, в строгих контурах очерчивающих поступательное самоосуществление. Она есть сокровенная, страстная борьба за утверждение идеи против сил хаоса, против бессознательного.
     Культуры замкнуты в себе, живут самопроизвольно, дойдя до уровня цивилизации, засыхают и после своей смерти не оставляют никакого следа.
     Цивилизацию можно сравнить с организмом, а значит, она проходит периоды детства, юности, зрелости и старости.
     У каждой культуры своя собственная цивилизация.
     Цивилизация являет собой самые крайние и искусственные состояния, осуществить которые способен высший вид людей. (Определения цивилизаций)
     +++++++++++++++
...
Энгельс!!
     Становление цивилизации связано с достаточно высоким уровнем разделения труда, формированием классовой структуры общества, образованием государства и иных политических и правовых институтов власти, развитием письменных форм культуры, системы мер и весов, развитой общей религией.
     Цивилизация — это конкретный социокультурный феномен, ограниченный определёнными пространственно-временными рамками и имеющий четко выраженные параметры духовного и технологического экономического и политического развития. (Определения цивилизаций)
     +++++++++++++++
...
Яковец Ю.Н.!!
     Цивилизация -- это качественный этап в истории общества, характеризующийся определенным уровнем развития самого человека, технологической и экономической базы общества, социально-политических отношений и духовного мира»(Определения цивилизаций)
     +++++++++++++++
...
Яскевич Я.С.!!
     Цивилизация - это устойчивое культурно–историческое сообщество людей, отличающееся общностью духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, материально-производственного и социально-политического развития, особенностями образа жизни и типа личности, наличием общих этнических признаков и соответствующих географических и временных рамок.(Определения цивилизаций)
     +++++++++++++++
...
Ясперс К.!!
     Цивилизация является ценностью всех культур.
     Культура составляет стержень цивилизации, но при таком подходе нерешенным остается вопрос о специфике культуры и цивилизации. (Определения цивилизаций)
     +++++++++++++++
...


Рецензии
Бог знает, что приходит в голову, когда начинаем изучать доступные исторический документы с описанием фактов в хронологическом порядке развития цивилизаций. Так возникновение огненно-плазматической цивилизации задолго до образования планет, солнц и созвездий описано во многих теософских учениях, если не брать во внимание высший уровень информационного поля. Многое становится явным при подключении сознания к сверх чувствительному познанию, а так как трудно сделать тайну из собственной глупости, то становится понятным в какой степени ясно видения находятся экстрасенсы, ведающие истину об этой цивилизации.

Современное формирование цивилизаций происходит в стадиях социального развития, имеющих циклы эволюционной зрелости, с уровнем сознательности цивилизованных жителей. Сформированные цивилизации имеют разновидности в зависимости от населяющих народов, рас, исторических эпох и месторасположения по типу локально регионального или планетарно космического характера.
Адепты ист. мата вкладывают в понятие цивилизации чисто материальную культуру, уровень общественного развития следующим за варварством, сословное и имущественное расслоение населения, наличие государственности. Историкам удалось выделить двадцать одну цивилизацию в виде исторических целостностей с определённым представлением о реальности, о природе потребностей людей и методах их удовлетворения. По представлениям их апологетов, Душа сверх цивилизованного, обладателя способностей телекинеза и левитации может перемещаться в ментальное тело, в мир супер цивилизаций, управляющих всеми и вся. Туда, где нет ни зла, ни добра, ни холода, ни жары, ни печали, которую черти накачали, ни самих чертей, ни времени, ни пространства, ни вечности, ни бесконечности, ни законов, ни хаоса, ни дня, ни ночи, ни любви ни ненависти, ни слов ни речей, ни входа, ни выхода, ни пути обратно. А что же там есть, спросят любопытствующие? Там есть вечный юмор и радость веселия в плане широких и позитивных возможностей красоты цивилизованного эгрегора равенства, братства и справедливости.

Шведовский   23.01.2022 21:18     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.