Как стать независимым журналистом

При всей внешней праздности фестиваля журналистов «Россия – 2009», который в конце сентября состоялся в Дагомысе,  он был чрезвычайно полезен. Это  новые знакомства и полезные контакты,  мини и макси возможность демонстрации своих талантов. И не обязательно журналистских. Можно было петь и плясать. Я плясал. Говорят, хорошо. Возможно, льстили.
На семинарах и пляже, на презентациях и в баре в разных вариациях и с разным подтекстом  обсуждался один и тот же тезис – СМИ и власть. Из-за всех углов звучало – «независимые СМИ», независимые журналисты». С «независимости» день начинался и той же «независимостью» заканчивался. За этими здравицами в честь независимости ушла одна простая и общеизвестная мысль. Независимость – это всего лишь вербальное понятие, мало, что имеющее  общего с реальностью.  Если ты независим от одного, значит, зависим от другого. По-другому просто не бывает.  Степень независимости прямо пропорционально степени симпатичности объекта зависимости. Чем симпатичнее объект, тем больше кажется независимым журналист. Как известно, самый несимпатичный объект для обывателя это власть всех уровней. Следовательно, самые зависимые и «продажные» журналисты те, которые работают на власть. Я не буду оспаривать этот общепринятый тезис, а просто отмечу, что работать на власть, совсем не значит заливаться соловьем и петь дифирамбы. В какие рамки поставит себя журналист, зависит исключительно только от самого журналиста, от его выбора. Процентов 90 журналистов, приехавших в Дагомыс, работают в СМИ, контролируемых властью региональной или муниципальной. И при всем внешнем недовольстве диктатом или контролем властных структур, внутренне их подобное положение вполне устраивает. Не устраивало бы, сменили  бы газету или профессию. Устраивает по одной простой причине, которую журналисты очень хорошо понимают. Власть – самый надежный, пусть небольшой источник финансирования прессы. Сегодня уже достаточно остро встала проблема выживания местных газет. Федеральных эта проблема пока касается в меньшей степени.
Проблема выживания зависит от того, кто финансирует СМИ – власть или бизнес.
СМИ при власти будут жить столько, сколько будет существовать власть. А власть из тех категорий, которые относятся к вечным. И поэтому  власть будет просто вынуждена содержать этот коммуникационно-пропагандистский ресурс. Бизнесмен будет финансировать СМИ до той поры, пока газета или телеканал будут вписываться в его коммерческие планы в качестве PR-инструмента или пока не закончатся деньги или не сменится настроение.
В связи с этим  на фестивале прослеживалась парадоксальная и одновременно забавная тенденция. Журналисты требовали, чтобы власти повысили финансовое внимание к СМИ, и в то же время не гарантировали лояльности к власти.  Проще говоря, хотят с одной руки кормиться, а в другую плевать. Так не бывает, да и наша власть при всех ее изъянах совсем не похожа на самоубийцу.
По мнению экспертов, присутствовавших на фестивале СМИ необходима своя ниша, которую отыскать в нынешнем многообразии медийного пространства проблематично. Три основных направления в деятельности СМИ дают возможность определить будущее прессы. Это информирование, просвещение и пропаганда. Больше перспектив у просветительской миссии СМИ, так как серьёзная аналитическая журналистика для большинства СМИ остаётся непозволительной роскошью. Нишу информирования займёт Интернет. Пропаганду будет жёстко контролировать власть и бизнес. Выживут те, кто займёт нишу просвещения. Нельзя забывать и о том, что сегодня катастрофически уменьшается читательская аудитория. Пожилые люди, привыкшие читать газеты, уходят из жизни, молодёжь предпочитает печатным СМИ всемирную паутину. А просветительской, аналитической журналистике Интернет конкуренцию не составит. Правда, если газета будет делаться талантливо и умно. Но вот последнее обстоятельство для большинства провинциальных газет почти невыполнимо. Причем власть в большей степени, чем бизнес, готова поддерживать эту функцию журналистики. Вопрос только в том, кто будет этим заниматься. Молодых журналистов нацеливают на написание по большей части новостных блоков, а старшее поколение… Что старшее поколение?
На одной из встреч Юрий Батурин рассказывал о своей работе в «Новой газете».  Говорил о газете нежно и с любовью. Подчеркивал, что таких газет мало, и, что их надо беречь, как островки независимости. После такой проникновенной тирады одна из журналисток задает вопрос: «Юрий Михайлович, подскажите, как стать независимым журналистом»? Ну, какой здесь может быть ответ. Люди настолько внутренне несвободны, что на внешнюю независимость им обязательно нужен приказ. Допустим, глава города издает распоряжение – с такого-то числа приказываю всем журналистам стать независимыми. Если нет внутренней готовности к выбору, никакие приказы не помогут. Поэтому мы имеем то, что имеем.
Вторым по хронологии, но первым по потрясающему эмоциональному эффекту стал праздник «Казачий курень». Сельские районы Краснодарского края представили свои продовольственные и артистические таланты.  Принцип праздника был очень простой – один район – один курень. Всего куреней было девять.  Это был самый настоящий пир дух или, следуя горбачевской интерпретации – «пердуха». Десятки и десятки наименований явств – от молочного поросенка до самой разнообразной рыбы в самом разном приготовлении. Спиртное лилось рекой. Особой любовью пользовался самогон в трехлитровых бутылях.  Самогон гнали тут же, не отходя от стола. Особо продвинутые могли налить себе прямо из аппарата. Кстати, кто не знает. В Госдуму внесен законопроект, приравнивающий самогоноварение к уголовному преступлению. Надо отметить, журналистская братия пить горазда, но покинувших поле боя не было – все стояли (в прямом значении слова) до конца.
Делегация журналистов Якутии устроили шикарную презентацию с розыгрышем алмаза стоимостью пять с половиной тысяч долларов. Выигравшая этот алмаз женщина устроила для своих коллег по этому случаю небольшой банкет.
В общем, фестиваль в Дагомысе это не только обсуждение проблемы независимости СМИ, но и постоянное продолжение банкета.
Георгий ЯНС


Рецензии
Как же мне нравится, как Вы пишете! И - в точку, и с юмором все в порядке! Я немного занималась детской журналистикой и была связана с местной газетой ( несколько лет выходило наше приложение "Молодежка") Их проблемы мне хорошо известны. Как сделать, чтобы газета имела приличный вид, а не скатилась к информационному листку местной администрации? Непросто всё это...
Спасибо, Георгий Владимирович!
С уважением, Ирина.

Ирина Журавка   05.10.2009 15:16     Заявить о нарушении
Спасибо, Ирин.

Янс   05.10.2009 20:48   Заявить о нарушении