О семье Захарьевых

Из воспоминаний  Людмилы Николаевны Мазуриной, моей учительницы немецкого языка. 

С семьей Захарьевых я познакомилась в 1940 г. Я приехала тогда во Фрунзе (столица киргизской республики) , где жили мои родители (поступила работать в Педагогический институт преподавательницей немецкого языка. В группе из 3-х мальчиков у моей мамы Елены Николаевны Каргер (фото справа и крайняя слева на втором фото слева), которая  окончила институт благородных девиц с золотой медалью в совершенстве владела немецким и французским языками уже за 2-3 года до моего приезда занимался и Лева Захарьев. Моя мама, рассказывая о своих учениках и их семьях, говорила, что семья Захарьевых очень культурная, интеллигентная (в чем я скоро смогла убедиться сама), что отец – молодой кандидат наук (38 лет), жена его – Зинаида Дмитриевна работает в научном институте животноводства, а всем в семье управляет бабушка, мама Н.И . Анна Глебовна. Она и хозяйство ведет , и внуков воспитывает. И действительно, говорить со мною, чтобы я приняла в свою группу младшего сына Зазарьевых – Бобу, так звали тогда Бориса, ко мне приходила Анна Глебовна. С родителями я познакомилась значительно позже. Боба был милый мальчик, бело-розовый, приветливый и послушный. Он никогда не вызывал моего неудовольствия. Все усваивал хорошо, легко. А вот на Леву моя мама часто сердилась, он иногда озорничал на уроках, но учился очень хорошо, хоть и поленивался иногда.
Все военные и послевоенные годы семья Захарьевых прожила очень благополучно по сравнению с большинством известных мне людей. Николай Ильич занимал весьма ответственные должности , получал хорошую заплату и, что в то время было особенно важно, имел хорошее снабжение продуктами питания. Поэтому питание у них было всегда хорошим. Мне оно казалось тогда роскошным. ...
Все эти годы, несмотря на должности, звания, на почет и уважение, он оставался по отношению ко мне тем же радушным хозяином, интересным собеседником, держался всегда просто , дружески. Находиться в его обществе было всегда приятно.
Зинаида Дмитриевна (мать Бориса) защитила в эти годы кандидатскую диссертацию. Человек очень скромный, застенчивый, помню она очень переживала по поводу выступления перед ученым советом со своей защитной речью. С годами я сблизилась  с Зин. Дмитр., хотя характер был у нее замкнутый, как сейчас говорят»она была не коммуникативна».Вероятно это играло роль в том, что друзей, близких знакомых, с которыми они дружили бы домами – у Захарьевых  не было. Когда отмечались крупные события – получение Государственной премии, защита кандидатской диссертации Зинаид. Дмиртриевн. – приглашалось много гостей. То были люди, с которыми З.Д. и Н.И. были связаны по работе, по служебным интересам. Меня всегда приглашали тоже. Но в обычные выходные- воскресные дни за весь ряд лет, когда я неизменно обедала у Захарьевых, было лишь два-три раза, чтобы был кто-то еще . Возможно поэтому отношения со мной были особенно дружескими . Анна Глебовна, Н.И. и З.Д. интересовались всеми моими служебными и семейными делами, я охотно делилась с ними всем , что меня заботило или радовало и, как мне кажется, мне тоже охотно сообщалось то, чем жили они. Моя искренняя привязанность и интерес к их сыновьям несомненно сближала нас. Мы обсуждали за обеденным столом дела Льва, а потом  и Бориса, когда они  уехали в Москву и    текущие политические события, дела нашей Киргизии в которой Н.И. и З.Д. прожили все свои трудовые годы и которую прекрасно знали и конечно любили. Я тоже была ее патриотом. Одно время ходили вместе на концерты и в театр. Но и в тех значительно более частых случаях, когда ходили врозь, потом обсуждали виденное и слышанное и как-то не было у нас расхождения в оценках и суждениях.
( Когда, Л.Н. приезжала во Фрунзе из ссылки в Токмак для отправки  сына в Ленинград вставка Б.З.) ,  дома у Захарьевых была одна Анна Глебовна. Она встретила меня очень привнтливо, накормила вкуснейшим обедом. Для меня в то время, когда сами мы только раз в день ели кукурузную кашу с ложкой постного масла, этот обычный обед – правда, надо отдать должное Анне Глебовне, готовила она превосходно – показался Лукулловым пиром и ярко запомнился мне. С  А.Г. всегда интересно было беседовать и ее суждения о разных событиях и жизненных ситуациях были глубокими и верными. Я очень любила и уважала ее.  Больше других внуков она любила Бориса, вероятно потому, что он больше других унаследовал черты характера отца –ее сына. Это – общительность, расположение к людям , разносторонность интересов.
Когда в 1951 г. уехал Борис, приглашения обедать по воскресеньям остались в силе. Так регулярно виделись мы до самого моего объезда в Ленинград в 1954 г.
 Родители Захарьевы отличались и это осталось у них и сейчас, большой скромностью в своих требованиях к жизненным «благам». З.Д. всегда одевалась очень скромно, не было у нее интереса к приобретениб вещей, одежды, обуви и т.д. Н.И.  несколько больше обращал внимания на свою внешность, но и он удовлетворялся самым необходимым. ЕДИНСТВЕННОЙ  «роскошью» , которую они себе позволяли, была покупка массы книг, хорошее питание, покупка пластинок, позже покупка пианино для дочери.
ДУМАЕТСЯ, ЧТО ЭТА СКРОМНОСТЬ В ОТНОШЕНИИ «благ земных», наряду с примером  образцового, увлеченного отношения к своей работе, мир и лад в семейных отношенияхогромная забота о том, чтобы дать сыновьям действительно хорошее образование (в старших классах оба учили еще английский язык, тоже беря уроки у частных учителей), дисциплина, предъявляемая к мальчикам, достаточно жесткие требования, отсутствие баловства, помогли родителям вырастить своих  сыновей работящими, скромными, образованными людьми. Оба стали в молодые годы докторами наук. Я, их бывшая учительница и то с гордостью и удовлетворением слежу за их успехими, что же говорить о родителях, которые их создали и вырастили такими! Уже только когда сыновья окончили университет, родители побаловали их, купив для них по легковой машине и оказав им и другую материальную помощь при их женитьбах. Таким образом они стали по отношению к детям гораздо щедрее, чем они были по отношению к самим себе. Но эти подарки уже никак не могли испортить молодых людей, ставших взрослыми, а вот то, что их не задаривпли  и не забаловывали в детские и юношеские годы, не давали чувствовать им, сто достаток родителей много выше среднего уровня, чем грешат нынче многие родители и губят тем своих детей – это большая заслуга Н.И. и З.Д..
Они провожали мою маму при отъезде из Фрунзе, а в Москве тогда встретил и помог нам Борис.  Потом они проводили и меня и мы встечались при их поездках в Лениград..
1969 года возобновила встречи с Борисом, дважды ездила к ему в Дубну,дважды была у него в Москве.


Рецензии