Курсовая рекламная статья Театр приглашает гостей

      
Свой 55-й сезон Крымский академический украинский театр открывает премьерой балета С.Прокофьева «Ромео и Джульетта».
Чуть-чуть из истории.
Многие считают, что его сюжет придуман Шекспиром. На самом же деле эта история впервые была рассказана в эпоху Возрождения. В 1524 году Луиджи да Порто написал новеллу о трагической судьбе двух влюблённых, ставшую очень популярной в Италии. Она понравилась Шекспиру, и на основе её сюжета он создаёт  произведение, в котором герои говорят возвышенным языком поэзии.
С годами уже творение Шекспира стало источником вдохновения для создания сотен шедевров: в литературе, скульптуре, живописи и кинематографе. Только в музыке к нему обращались десятки раз. П.И. Чайковский написал увертюру-фантазию, Г. Берлиоз - драматическую симфонию для солистов, хора и оркестра. О веронских влюбленных написано 14 опер. Наиболее известные из них оперы В. Беллини, Г. Берлиоза и Ш. Гуно.
Сменялись века, а люди не оставляли попыток выразить в музыке историю Ромео и Джульетты.
Попытки воплотить в танце шекспировские темы  начались с 1809 года, когда балет «Ромео и Юлия» поставил русский хореограф И.Вельберх. В 1811 году - пятиактный спектакль «Ромео и Джульетта» поставил итальянец Винченцо Галеотти. Позднее зритель увидел этот балет в редакции датского балетмейстера А.Бурнонвиля. К этой теме в разное время обращались такие хореографы, как С.Лифарь, Ф.Аштон, К.Макмиллан, Д.Харангозо, М.Бежар, Ю.Григорович, О.Виноградов…
В 1934 году критик А.Пиотровский предложил выдающемуся советскому композитору Сергею Прокофьеву на  выбор сразу три сюжета: «Пеллеас и Мелизанда», «Тристан и Изольда» и «Ромео и Джульетта». Предложение создать балетный спектакль на сюжет бессмертной трагедии Шекспира  глубоко захватило его. Это была дерзкая и новаторская задача. Во-первых, многим казалось невозможным переложить сложную ткань шекспировской пьесы на условный язык хореографии, во-вторых, композитору предстояло вступить в соревнование с крупнейшими музыкантами прошлого, воплотившими когда-то сюжет «Ромео и Джульетты» в образах симфонической и оперной музыки.
В 1935 году музыка была написана. Своё произведение композитор исполнил на рояле в Бетховенском зале Большого театра 4 октября 1935 года. Но Большой театр отказался от постановки балета на непривычную, по тем временам, музыку. Ленинградское хореографическое училище также ответило автору отказом в 1937 году.
Впервые балет был поставлен 30 декабря 1938 года в чешском городе Брно режиссёром Иво Псота. В этом же году осенью в Ленинградском Государственном театре им. Кирова началась работа над балетом советского балетмейстера Л. Лавровского.
Танцовщикам потребовалось время для "вживания" в спектакль. Одна из ведущих балетных трупп страны на первых репетициях была настроена скептически по отношению к новой постановке. Молва сохранила весьма прохладные отзывы Г. Улановой об этом балете в период, когда она только приступила к репетициям. (Ей даже приписывали двустишие, популярное тогда в театре: "Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете").
Но работа всё расставила по своим местам. «...Чем больше мы вслушивались, чем больше мы искали, экспериментировали, тем ярче вставали перед нами образы, рождавшиеся из музыки. И постепенно пришло её понимание, постепенно музыка становилась удобной для танца, хореографически и психологически ясной», - вспоминала Г. Уланова.
Премьера состоялась 11 января 1940 года.
Зрительский успех к балету тоже пришёл не сразу. Постановка была не понята публикой. Публике – нужно время, для того, чтобы перестроить своё восприятие на новый вид искусства.
Теперь же, после того, как в 1956 году Большой театр с балетом "Ромео и Джульетта" и Галиной Улановой в главной роли провёл гастроли в Великобритании и буквально покорил публику; после того, как российский балет на знаменитых Дягилевских сезонах в Париже, вновь был на вершине славы, подтвердив преемственность традиций русской хореографии, - критики с восторгом пишут: «Балетмейстер сумел красочно поставить массовые сцены на улицах Вероны, оттеняя трагическое комическими эпизодами, а возвышенность чувств – житейскими ситуациями.
Знаменитая сцена обручения до сих пор является непревзойдённым образцом режиссёрского решения, а адажио расставания Ромео и Джульетты – образцом хореографического диалога. Лаконичность и завершённая красота пластической формы сливались с музыкой Прокофьева.
Но самым удачным оказался образ главной героини балета Джульетты – образ «исключительной душевной красоты и силы».
Первая исполнительница Джульетты осталась непревзойдённой по силе и многогранности передаваемых чувств, психологической тонкости созданного образа. Джульетта Г. Улановой – шедевр хореографического искусства, решённый в удивительной пластической форме. К. Сергеев, который танцевал Ромео, выражал глубокую и страстную жажду счастья, юношескую надежду, мечту и отчаяние.
Постановка стала достижением мирового музыкального театра, а балет – новым этапом в истории мирового хореографического искусства. Хореографическая партитура Л. Лавровского до сих пор является образцом пластического воплощения трагедии Шекспира на балетной сцене.
«Ромео и Джульетта» - первый монументальный балет в жанре хореографической трагедии».
В 1955 году Мосфильм снял сокращённую киноверсию балета. В фильме показана хореография Лавровского; роль Джульетты исполняет Г.Уланова.
"Ромео и Джульетта" стал одним из самых репертуарных спектаклей балетного театра ХХ века. Другие балетмейстеры, такие как Джон Кранко в 1962 г., Кеннет Макмиллан в 1965  г., и Рудольф Нуриев в 1972 г., со временем создали новые постановки балета.
Юрий Григорович впервые обратился к этой партитуре в 1978 году и создал в соавторстве с художником Симоном Вирсаладзе свою версию балета для Парижской Национальной Оперы.
Через год на сцене Большого театра с успехом состоялась премьера московской версии "Ромео и Джульетты". В нём блистали Наталия Бессмертнова, Надежда Павлова, Людмила Семеняка, Александр Богатырёв, Вячеслав Гордеев, Юрий Васюченко, Ирек Мухамедов, Александр Годунов, Александр Ветров. В 1999 году Юрий Григорович в третий раз обращается к музыке Сергея Прокофьева и создаёт новую версию "Ромео и Джульетты" для труппы "Кремлёвский балет", по оценкам критики самую цельную и гармоничную.
В июле 2008 г. состоялась премьера изначальной авторской редакции 1935-го года. Премьера прошла на музыкальном фестивале Колледжа Бард в Нью-Йорке. Балетмейстером был Марк Моррис. Эта постановка возродила состав, драматическую структуру и счастливый конец партитуры Прокофьева, которая раньше была неизвестна. После нью-йоркской премьеры возрождённый балет в рамках гастрольного турне был показан в Беркли, Норфолке, Лондоне и Чикаго.

А теперь о настоящем.
9 октября крымчане увидят балет в постановке Ольги и Сергея Быковых. Он, конечно же, рассчитан на силы наших симферопольских солистов. Но это наш балет, и все мы в ответе за него. Он будет именно таким, какого достойны мы. Ибо именно горожане воспитывают своих артистов. Они либо позволяют им быть распущенными, необязательными, неестественными, неуклюжими и несимпатичными, либо учат их: непрестанно расти и совершенствоваться в своём мастерстве, искать и находить в себе новые грани, новые таланты, новые краски... Именно люди вправе требовать от властей: обеспечить артистов всем необходимым, если артисты стоят этого, и артисты ответят им своим мастерством. Это – обратная связь, которую нельзя нарушать.
Роль Ромео в спектакле исполняет Дмитрий Колокольцев, который с московским театром объехал почти весь мир, да и сейчас его отпускают на гастроли во Францию и Америку. В Крымском академическом он работает уже третий год. Тибальд – Эрнест Пртыхов, на роль Джульетты в театре есть две балерины Мария Бережная и Мария Майборода.
Театр ждёт своих зрителей.


Рецензии