ЗИМА Царство книг

Зима выдалась по-настоящему снежной, снежной и морозной. Куда ни глянь, все до самого горизонта окутывало сияющее при свете луны серебро. Именно такой зима и должна быть, по крайней мере, именно такой зима предстала предо мной, и она прекрасна…
Почти каждую ночь за окном завывал суровый, холодный ветер. Он поднимал мягкий, пушистый снег, который еще совсем недавно был в небесных просторах, и уносил на своих крыльях опять ввысь, следующий порыв нес снег обратно и катил его по земле, снова подхватывал и снова поднимал… Так начиналась вьюга.
Одной ночью природа разгулялась так сильно в своем раздолье, что мое окно не выдержало очередного морозного, ветреного привета и дало пробоину.
Форточка открылась настежь и стукнула о стену, сердце моё ушло в пятки. От неожиданности я несколько опешила, но быстро пришла в себя, так как через открытую форточку начал валить снег, подгоняемый ледяным ветром.
Подойдя ближе, я поняла, в чем дело: замочек был сломан. Без инструментов было не обойтись. К счастью, они всегда были если и не под рукой, то совсем близко. Пришлось вбить пару гвоздей, нового замочка у меня не было, а старый разлетелся в тартарары. Ничего, все равно в ближайшее время я не собиралась открывать окно, до весны точно.
Все-таки стоило заклеить окна, хотя бы в декабре. От окна несло морозной свежестью и ледяным холодом. Конечно, приятно согреваться в теплой шали и шерстяных носках с чашкой горячего шоколада или чая, но так и не долго простыть.
Час работы с окнами, и я почувствовала разницу. Мая маленькая квартирка стала заметно теплее и уютней. А теперь дело за вознаграждением. Нужно только вскипятить чайник и подогреть клюквенный пирог.
Как-то я услышала, что клюква просто ужас, какая полезная. На рынке удалось найти ее в замороженном виде. Придя домой, я стала думать, в каком же виде ее потребить, и решила испечь пирог. Должно было получиться нечто сдобное, кисло-сладкое и определенно вкусное.
Шаркая ногами о пол, я двинулась на кухню со свечой в руке. Дело в том, что на новый год мне так понравились все эти разноцветные огни, что захотелось, чтобы они задержались у меня подольше. Но гирлянды не давали нужного света, в голову пришла мысль о свечках. Я и подумать не могла, что это окажется такой хорошей идеей. Каждую ночь мне представлялись те далекие времена, когда электричества еще не было, и каждый вечер, в каждом доме зажигались свечи. Ну… не совсем в каждом. Где-то с приходом темноты ложились спать и спали до утренних петухов, но это не то, что мне представлялось.
Кстати, нужно будет не забыть купить подсвечники. На время я приобщила некоторые предметы на их роли, но с настоящими все-таки будет удобней.
Тусклый свет свечи озарил кухню. Я быстро нашла чайник, поставила его на зажженную плиту. Пирог под полотенцем был еще теплый, но теплый не горячий, а этот пирог определенно следовало есть горячим, да и чай нужно было заваривать свежий, так что времени в преддверье чаепития у меня было вагон и маленькая тележка.
Чайник кипятился, пирог грелся, а у меня вдруг появилось свободное время, которое определено нужно было чем-то занять. Занятие не заставило себя ждать. Прямо передо мной на кухонном столе, освещаемая свечой, лежала книга «Сказки братьев Гримм».
Давненько я не читала сказок, что ж восполним пробелы...

Свист… откуда-то издалека… кажется приближается… Вспомнила! Чайник!
Не думала, что чтение сможет меня так сильно увлечь. Я забыла про чайник, про пирог, даже про то, что за окном ночь, за кухонным окном ночь, а я сижу на этой самой  кухне за чьим окном ночь, на моей кухне.
Пришлось все же потратить пару мгновений, чтобы придти в себя. Вернуться в настоящее. Но в голове все еще вертелись, в потоке моего сознания, короли, принцессы, замки, гномы, отважные герои, жадные и скупые торговцы и многое-многое другое, не связанное с настоящим.
Пирог снова пылал свежим ароматом домашней выпечки, чай ждал своего момента, чтобы сделать свой вклад в симфонию запахов.
Книга оставалась открытой, мой взгляд упал на тот абзац, на котором я остановилась. Интересно, что же будет дальше? А может это не так уж и важно? Скорее хотелось вновь погрузиться в то состояние, что я испытывала во время чтения, оно было намного сильнее того желания, того чувства любопытства, что следовало по пятам в моем путешествии.
Взгляд на книгу, потом на чайник, на пирог, потом опять на книгу, снова на чайник и на пирог… Что ж, у меня все-таки есть минут десять, пока чайник окончательно заварится.
Мысль мне так понравилась, что я тут же прыгнула за стол и с улыбкой на лице продолжила внезапно прервавшееся чтение. Решено было дочитать до конца сказки, как оказалось, всего пару троек страниц.
Сказка подходила к концу. Нос стал ласкать аромат свежезаваренного чая.
Пирог с клюквой и чай с клюквой, а почему бы и нет? Чай с клюквой – звучит привлекательно.
Раздавив немного ягод в кружке и смешав их с сахаром, я наполнила кружку ароматным чаем, который, смешавшись с клюквой, приобрел приятную кислинку. Рядом с кружкой тут же появилась тарелка с кусочком пирога. Я зажгла еще пару свеч для лучшего освещения и продолжила чтение, время от времени вкушая пирог и шумно отхлебывая горячий ароматный чай из любимой кружки.

В одну из последующих ночей книга закончилась. Я поставила ее на одну из полок в комнате. Глаза стали бегать по рядам книг в поисках нужной книги, но вот какая же из всех этих книг нужная?
Подумать только, каким же сокровищем я обладаю? Раньше я даже не подозревала, сколько у меня книг? Их действительно было огромное количество, отчего моя маленькая квартира казалась настоящей библиотекой. Причем они были не только в комнате. На кухне, в коридоре, даже в ванной, - куда не зайди, везде взгляд легко находил залежи знаний. Все полки были уставлены книгами, книги лежали стопками на полу, прятались на подоконнике, за кушеткой и там, где я даже не подозреваю.
Я стала ходить по всей квартире в поисках, где-то приходилось присаживаться на корточки, где-то понадобилась в помощь табуретка, а где-то сила рук.
Столько всяких интересностей, с чего бы начать? Эта книга явно хороша, и эта не хуже, а вот об этой я слышала очень много хорошего, у этой заманчивое название…
Ухты! Среди гор книг показалась прослойка А. Дюма. Наверно этот автор есть у каждого в доме, хотя бы одна книга, и это, скорее всего, «Три мушкетера». С этой-то книги я и решила начать свое дальнее путешествие по мирам А. Дюма. И еще несколько ночей промчались как во сне, во сне, где был Париж, Лувр, мушкетеры короля и гвардейцы кардинала, дуэли и тайные романтические свидания, любовь и заговоры, и многое-многое другое.
От истории Д'Артаньяна и его друзей я плавно перешла к роману о таинственном графе Монте-Кристо и его приключениях.
Такого заряда эмоций и мыслей у меня давно не было. Казалось этого то мне и не хватало. 

Все эти ночи за окно валил снег, белые и пушистые хлопья спускались с темного ночного неба, бывало, их подхватывал легкий ветерок и кружил в легком вальсе. Когда было время метели, снег вставал белоснежной стеной перед окнами, словно могучий страж, и было видно лишь размытые огни фонарей и окна домов, где еще теплился свет.
Снег захватил город.
Даже не знаю, какое расстояние было теперь до земли. Под ногами лежал снег, а под ним пласт за пласт еще и еще все тот же снег. Город украсился скользкими тротуарами и высокими сугробами, деревья укутались в серебряные наряды, и казалось, еще сильнее углубились в свою спячку.
В такие ночи казалось, чем сильнее за окном идет снег, чем суровее дует ветер, тем прочнее стоит мой уютный домик на опушке дремучего леса, тем теплее греет внутри очаг…
Как я ни старалась, но полностью закутать окна, спрятать от ветра все щели не удалось, и порой сквозь них были слышны легкие завывания метели, порой становились случайными гостями холодные струйки мороза, тут же растворяющиеся в домашнем тепле. Их я почти не замечала.
Как же умилительны были для меня эти ночи…
Теплая, озаряемая свечами кухня или комната, я в кресле возле окна, книга в моих руках и что-то волшебное в воздухе, каждую ночь разное, в зависимости от того, в каком мире я путешествую.
За короткое время мне удалось побывать в стольких местах, узнать столько новых людей, новых мест, что даже и не верилось. Не верилось, что то или иное из всего нового, что я узнала, действительно может быть. Я раньше и не замечала или просто не задумывалась, как оказалось, над многими вещами.
Многое встало на свои места, неизвестное немного приоткрыло свою завесу, еще больше стало непонятным, но занимательным. Далекое и неведомое стало немного ближе.
Свечи закончились, и одну из ночей я провела на своем несколько позабытом, тоже впавшем в спячку, месте.
Снег прекратился, небо зажглось звездами, плавно выплыл месяц.
Я смотрела вокруг, вспоминая различные приключения. Вспоминала различные места, различных людей, их чувства, их поступки. Они теперь словно тени скользнули отовсюду и встали передо мной прозрачными образами. Я была так рада, что все они здесь.
И все-таки это замечательно…
Я так люблю эти разные, не всегда понятные миры, и все они здесь, со мной…

Запас свечей был пополнен, и следующую же ночь я опять принялась за свое новое увлечение. Я запоем читала одну книгу за другой. Бывало, книга не нравилась, я откладывала ее и брала другую, опять читала…
Герои попадали в самые разные жизненные ситуации, и я была рядом. Я переживала за них, радовалась, лила слезы от горя или хохотала от чего забавного.
А как-то ночью мне представилось, будто мой дом на опушке дремучего леса, под властью долгой ночи, занесло снегом, да так сильно, что он скрылся в белоснежном плену на две трети. Что творится за его стенами, можно увидеть лишь через маленькое окошко на чердаке. Но мне не страшно, ни чуть. Даже мысль о том, что выбраться мне удастся только весной, не пугала меня, скоре наоборот. Чувство защищенности окутало меня, как снег окутал мой домик. Беспокоиться было не о чем: хворост, дрова, еда, - все было в доме, а мне много и не нужно.
Я сидела возле маленького окошка на чердаке, сон этой ночью приходить почему-то не торопился, а может, и не собирался вовсе. Для верности, я подождала его еще немного, но ничего не изменилось. Нужно было придумать, как коротать зиму, раз уж сон не пришел.
Тусклый свет свечи слегка прогнал тень и обнажил полки с книгами, их было огромное количество: старые потрепанные временем фолианты, маленькие, скорее записные книжки, чем книги, благородные книги, сверкающие золотой краской, среднего формата, тусклые и невзрачные, другие - яркие и красочные, - их было не счесть, такие разные, так много, и все они здесь, передо мной.
Оказалось, что давным-давно этот домик был подобием библиотеки, только не той, в которую приходят люди, чтобы взять себе книгу или посидеть в читальном зале. Эта библиотека была местом сбора различных знаний со всего света обо всем, обо всех… о самом чудном и загадочном, о простом житейском, о сложном техническом, о непонятном и непостижимом… одним словом – обо всем…
Водя рукой по книгам и переходя от полки к полке, я читала их название, автора, порой останавливалась, чтобы тщательней осмотреть книгу, и двигалась дальше.
Чего бы мне хотелось узнать?..
Наконец, остановив свой выбор на старом потрепанном фолианте, я удобней расположилась в большом мягком кресле возле старого дубового стола, на который положила книгу, зажгла еще пару свечей и закуталась в теплый плед.
Позже эту книгу сменила другая книга, потом еще и еще. Перед глазами мелькали строчки, которые медленно растворялись и исчезали, а на их месте появлялись сначала мутные, потом все более четкие картинки, картинки начинали двигаться, и вот передо мной было уже настоящее действо. Оно наполнялось цветом, запахами, звуками и формировалось в новый для меня мир.
Каждая новая книга – новый мир. И каждый новый мир был другой: жестокий, приветливый, одинокий, такой разный…
Столько чувств, красок, просто не описать! Одна мозаика краше другой, не возможно выбрать фаворита, они такие разные, неповторимые и в этом их прелесть и истинная ценность.
Не верилось, столько всего, и это все здесь, перед моими глазами, в моих мыслях, в моих чувствах, во мне…
Раньше я и подумать не могла, насколько цены могут быть собранные кем-то и записанные на бумажных страницах знания, переживания, мысли. Истинные, в том, что они истинны; ложные, в том, что они ложные…
Целой жизни не хватит, чтобы описать эту жизнь…
Автор рассказывает, что думает он сам или «беспристрастно» описывает события минувших дней, пересказывает чьи-то мысли или просто пишет свою историю, выдумывая персонажи и события… Описывает мир, людей, происходящее в этом мире с этими людьми. И главное - приблизиться к жизни. Какая она для них есть, без самообмана или, наоборот, в высшей его мере.   


Рецензии