Памяти Е. С. Романовой

У неё была царская фамилия и совсем не аристократическая внешность. И одевалась она как-то по–старушечьи. Вытянутые домашние кофты, бесформенные юбки, простые чулки в  резиночку, грубая обувь. На  плечах неизменный платок, в который она всегда зябко куталась. Зимой по аудитории гуляли сквозняки, строители умудрились установить окна так, что форточки оказались внизу. Если  становилось  совсем уж душно,  форточки  открывали,  она тихо  просила  их  закрыть.

Была спокойна,  скорее  даже равнодушна к студентам. Нам казалось, что её  вообще ничего не интересует.   Мы  платили ей тем же. Ровный, негромкий голос, под который так хорошо дремалось, да и предмет, старославянский язык, не вызывал особого интереса. Нас привлекали другие преподаватели - яркие, парадоксальные или совсем уж комические, состарившиеся и окруженные ореолом легенд. Один влетал в аудиторию стремительно и высоким,  переходящим на  визг, голосом, начинал свою лекцию, не обращая на нас ни малейшего внимания. Он упивался собой, подпрыгивал, метался по аудитории, что-то неожиданно выкрикивал,  тогда мы просыпались и смотрели ошеломленно,  смысл сказанного доходил плохо.

Древнерусскую литературу нам преподавала доцент, которая казалась  старше той самой литературы.  Это был первый курс. После размеренной школьной жизни  мы все  воспринимали диковато. В тот  день я почти пропустила начало её лекции.
И вдруг  что  заставило встрепенуться.  Совершенно  простые слова  до сих пор звучат в памяти, как начало музыкальной фразы какой-то неведомой и прекрасной мелодии. Я помню их до сих пор. «Несколько тысячелетий тому назад по Европе бродило племя, условно называемое  индоевропейским». Ну  что  в  них необычного, в этих словах,  но дальше разворачивалась удивительная картина рождения языка.

 С той поры  её занятия стали мне  необыкновенно интересны. Старославянский  зазвучал величественной мелодией церковных служб, запретных и оттого еще более притягательных. Мне нравилось слушать и переводить этот напевный язык. Многое  хотелось узнать, но внутренняя закрытость преподавателя не позволяли подойти и спросить. Я была довольно застенчива, не любила выделяться, ответы искала в книгах.

Но юность непостоянна, я увлеклась другим предметом, интерес к которому сохранила на всю жизнь.  Прошли годы. Как -то в коридоре своего  учреждения я встретила Елизавету Сергеевну, постаревшую,  неуверенно разглядывавшую таблички сановных кабинетов. Я подошла, представилась, спросила, не могу ли помочь ей чем-нибудь. Она удивилась. Безусловно,  вспомнить меня она  не могла,  но  то,  что помнили её – обрадовало. Ей нужно было скопировать документы по наследству,  я тут же  сделала это.  В благодарность она  порылась  в большой хозяйственной сумке, достала скромно изданную книжку  рассказов и подарила  мне с дарственной надписью. Я прочитала их  в ту же ночь.

Безыскусность,  простота и искренность очаровали меня. Она писала о войне. Я никогда не слышала, что она была  на фронте. Девочка-студентка, в  1941году   ушла на фронт,  прошла всю войну. Об этом и писала. О  горестях и радостях, выпавших на долю её поколения. Писала, как когда-то читала нам лекции,  негромко,  не о подвигах и славе,  а о тяжелых военных буднях без украшательств и прикрас. Печататься начала после ухода на пенсию, похоронив нежно любимую мать и оставшись в одиночестве.  Но была замечена  и окружена   теплом молодых журналистов местной газеты,  уговоривших  издать свои рассказы. Потом напечатала удивительную повесть в «Нашем современнике» о женщине, взявшей на себя заботу о детях разных национальностей, потерявших родителей в лихолетье войны.
 Умерла она скоропостижно, как говорили, сгорев от воспаления легких, 13 января 2000 года.  Отпевали  в скромной кладбищенской церкви.  О  её  смерти я узнала  из  газеты.   Молодые друзья – журналисты  написали удивительно теплые и нежные слова прощания. Так пишут  о самых близких и дорогих. С  большим  запозданием и я  присоединяюсь к ним.

Дореволюционная фотография. В этом здании бывшей мужской гимназии размещался до 1966 г. педагогический институт, в котором работала Е.С. Романова.


Рецензии
Нашла, нашла, Танюша, что ещё не успела прочесть! Пришлось немного полистать.))
... Такие замечательные люди - всегда скромные, тихие и незаметные. Но... когда они уходят в мир иной, их отсутствие ощущается и весьма.

Танечка! Поскольку таких людей встретилось много на твоём пути, это так здОрово, что ты обо всех пишешь и знакомишь нас с ними.

Спасибо большое, дорогая моя!
Тёзка.

Пыжьянова Татьяна   01.04.2019 19:21     Заявить о нарушении
Всё хорошо, конечно, но когда вспоминаю их, то с грустью думаю, при жизни бы сказать это им, дорогим моим героям.
Спасибо, Танюша!

Татьяна Алейникова   03.04.2019 11:30   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.