Нерешенная задача
Кажется, 1949г.
«Геометрия» Киселева для 5 класса.
Задача «на построение». Дана прямая и точка на ней. , дана окружность. С помощью циркуля и линейки необходимо построить окружность, которая будет касаться данной окружности и прямой в данной точке.
Эту задачку Борис Федорович (один из моих «любимых» учителей) задал нам «на дом».
И весь класс ее не решил. Не справились отличницы, не смог решить ее и я.
Нет, я вовсе не был отличником, у меня было полно и троек , а по математике я получил однажды «кол». Однако я считался способным, наверное оттого, что часто сдавал контрольные одним из первых
(часто самым первым).
Раскрою секрет. Это происходило не оттого, что я любил математику, просто я ненавидел школу и пользовался всякой возможностью покинуть ее хоть на несколько минут, но раньше.
Как бы то ни было, было обидно не решить эту простенькую задачку. Обиднее всего было то, что в классе все же нашлась одна девчонка, сумевшая ее решить, о чем нам с некоторым удивлением сообщил учитель. Удивляться было чему: конечно, она была успевающей девочкой, но ни в число «отличниц», ни даже в число «способных» она не входила. То, что ей помогли родители совершенно исключалось: отца у нее не было (обычная в то время вещь), а мать и другие родственники ни к математике, ни к технике не имели никакого отношения.
Гордость не позволила нам обратиться к ней за решением, тем более, что Борис Федорович пообещал, что на следующем занятии он объяснит решение, однако он забыл о своем обещании. И весь класс вместе с ним.
Однако я помнил. И 10 лет после этого время от времени я пытался решить эту задачку. Кроме того, я знакомил с ней студентов технических ВУЗов , инженеров и даже некоторых кандидатов наук! Никто из них не смог ее решить.
И вот уже в лагере, мой друг Виктор Колтышев, попавший по 58 прямо из среды абитуриентов, поступавших в институт, смог ее одолеть.
Нет, он тоже заранее не знал решения. Примерно сутки он пыхтел над ней, но все-таки решил!
Решение оказалось простым и действительно вполне доступным пятикласснику. Просто маленькая «нестандартность».
И стало понятно, отчего ее смогла решить «не-отличница»: ее мозг оказался не забитым безграничной верой в стандартные решения, она оказалась способной изучить построения, которые казались нам «лишними» и «ненужными».
Я глубоко благодарен Киселеву за эту задачу. Так получилось, что в жизни я решал множество задач (не выходя за школьный курс) и головоломок.
Но помню только эту, нерешенную… Именно она дала мне больше всего.
Свидетельство о публикации №209100500773
СПАСИБО!
Зиновий Винокур 13.10.2009 07:43 Заявить о нарушении