Восхождение Риккардо Фольи - Salita di R. Fogli

Он сказал как-то: «Мои родители сделали меня с любовью, наверное, поэтому я всегда пою о любви». Вот это достижение! Как говорится, только ленивый не поет о любви – что может быть банальнее? Но в том-то и дело, что у него это получается – не банально. Вероятно, и впрямь родители постарались на славу. В буквальном смысле: потому что и любовь, и слава сопровождают Риккардо Фольи в течение всей его жизни. В прошлом году 21 октября ему исполнилось 62 года*. И он – поет! Как всегда – о любви. А любовь для него, по его же собственным словам, – это вся жизнь…

Однако, это сейчас синьор Фольи – успешный, уверенный в себе импозантный мужчина с благородной сединой. И вряд ли его мать, часами выполняя заказы по пошиву одежды, представляла, что ее худой застенчивый Риккардино будет петь на сцене ничуть не хуже ее кумиров Пола Анки, Нейла Седаки или особо любимого Клаудио Виллы. В рабочей семье Фольи, проживающей в маленьком итальянском городке Понтедера, голоса этих популярных исполнителей звучали часто: как говорил сам Риккардо Фольи, «мама очень любила музыку, и, принимаясь за шитье, включала радио, которое включало мое сердце».

Особенно нравился ему начинающий тогда Джанни Моранди, и разве мог Риккардино подумать, что когда-нибудь не только будет играть с ним в одной футбольной команде звезд итальянской эстрады, но и в течение всей своей творческой жизни с успехом исполнять своеобразный гимн итальянской молодежи 60-х, спетый в свое время тем самым Моранди: «Fatti mandare dalla mamma a prendere il latte» («Пусть мама пошлет тебя за молоком») – настоящий рок-н-ролл!

И правда, разве мог думать «маленький труженик» о сцене и славе, когда в 14 лет ему пришлось бросить школу ради того, чтобы монотонно штамповать на заводе таблички вроде «вход» – «выход», зарабатывая в месяц так нужные семье 20 000 лир… Отец видел будущее Риккардо в продолжении династии металломехаников, а он после восьмичасовой рабочей смены на велосипеде наматывал десять километров, чтобы позаниматься с учителем музыки. Ведь он так хотел петь!

Он не мог не петь – в те годы песни парней из «Beatles» покорили его сердце раз и навсегда! И к счастью оказалось, что у его поющего сердца есть достойный партнер – удивительный, неповторимый голос. И, после трех лет работы на заводе, Риккардо принимает решение всерьез заняться музыкальной карьерой: в 1964 году его пригласили в группу «Slenders», и он ушел с завода, а в 1966 году стал бас-гитаристом группы «I Pooh», игравшей бит-рок. В течение шести лет он также выступал в ней в качестве солиста, и рок-н-ролльную «Piccola Katy» («Малышка Кети») тех времен Фольи любит, и на многих концертах исполняет до сих пор с не меньшим драйвом, чем сорок лет назад.

Это были – его университеты. Но «I Pooh», хотя и имела своих поклонников, была все же одной из многих итальянских групп, подражавших «Beatles»**. К тому же, продюсер по каким-то своим соображениям решил отвести Риккардо роль бэк-вокалиста, то есть, поставил практически на подпевки. Этого юноша стерпеть никак не мог. И обида была здесь совсем ни при чем: ведь он выходил на сцену не только ради того, чтобы потешить самолюбие или покрасоваться перед девушками, а все больше понимал, что ему есть чем поделиться с миром... В общем, в 1973 году Риккардо покинул группу и начал сольную карьеру.

Он искал собственный путь в исполнительском творчестве: конкуренция на эстраде жесткая, а представьте Италию, где у каждого второго – слух, у каждого третьего – голос, а каждый четвертый хочет петь на публике. В течение трех лет Фольи записывает добротные мелодичные альбомы, правда, они мало чем отличаются от добротных мелодичных альбомов других исполнителей. Но, главное, Риккардо не останавливался – он пел, накапливая опыт и мастерство, начал (вернее, продолжил) сотрудничество с бывшим продюсером его же бывшей группы «I Pooh», и к 1976-му году все сложилось: песня «Mondo» («Мир») открыла публике другого Риккардо Фольи.

Это уже был не просто поющий парень, приятный во всех отношениях: это был молодой мужчина, стремящийся понять себя, и посредством песен поделиться с такими же думающими людьми о том, что он и все мы делаем в этом мире. «Смотри, я – человек, который прожил жизнь. Каждый день, каждую минуту, всегда. И даже если мир меня согнул, в моём сердце я чист, верь. Мир! Я узнал, насколько велик этот мир. Я столько раз терял себя из-за любви…».

Вообще, об исполнителе Риккардо Фольи нельзя говорить, не имея в виду содержания текстов его песен: «Когда публика слушает, мне кажется, каждый слышит то, что хочет. Это как бы ответ на его мысли. И понимают не слова, а те чувства, которые я раскрываю. Однако знаю, что, слушая мои песни, многие люди таким образом выучили итальянский язык», – поделился синьор Риккардо в одном из интервью для русскоязычных поклонников. И, право, перефразируя классика, так и хочется сказать – итальянский стоит выучить только затем, чтобы понимать песни Фольи***.

Впрочем, международное признание пришло к нему далеко не сразу: сначала ему предстояло покорить родную Италию. Но каким бы чудесным голосом ты ни обладал, как бы ни старался выделиться на общем фоне таких же соискателей славы, в одиночку ты не сделаешь этого никогда: нужен союз единомышленников. И жизнь показала, что Риккардо двигался в правильном направлении: после его четырехлетнего сотрудничества с продюсером Джанкарло Лукарьелло к ним присоединился известный композитор Маурицио Фабрицио, и в 1979 году вся Италия запела «Che ne sai» («Что ты знаешь об этом») – так назывался и новый альбом, и бесспорный хит Риккардо Фольи. Причем, он был автором текста и этой философской баллады, и почти всех других песен этого альбома.

Это было только началом их творческого союза и его личного взлета. А все, что было до этого, можно считать длительной тренировкой, профессиональным разгоном перед затяжным победным прыжком. В 1980 году выходит хитовый альбом «Alla fine di un lavoro» («После работы»), в 81-м – не менее хитовый «Campione» («Чемпион») с песней «Malinconia», а в 1982 году Риккардо Фольи с композицией «Storie di tutti i giorni» («Повседневные истории») становится победителем престижного итальянского конкурса в Сан-Ремо. Нетрудно подсчитать, что к этому времени Риккардо было уже 35 лет!

Но это говорит лишь о том, что свое место в шоу-бизнесе он занял по праву, абсолютно честно. У него не было ни связей, ни капиталов, единственное – был талант, который начал приносить дивиденды спустя многие годы упорного труда и самосовершенствования. Но, наверное, главное – он доверился своему сердцу, и как говорят, «по жизни» сделал правильный выбор еще юношей, и с тех пор ни разу не изменил ему: «Я музыкант, это мой мир, моя единственная жизнь, моя осуществленная мечта. И если я могу принести в чью-то жизнь радость, то это также радость для меня», – говорит Фольи.

Однако, как обычно бывает – после полета тебя ждет приземление, и хорошо, если это не падение… Головокружительный взлет Риккардо длился несколько лет: вслед за всенародной любовью соотечественников на него обрушилась слава в Европе (участие в Евровидении-83 хотя и принесло 11-е место, его все же запомнили). И, что немаловажно, – он стал одним из кумиров огромной аудитории советских слушателей, главным образом – аудитории женской: в 1985 году он впервые посетил Советский Союз с серией концертов – 45 выступлений за 14 дней в туре Москва – Ленинград – Киев! Учитывая, что исполнитель по-прежнему с удовольствием выступает по городам и весям бывшего Союза, можно сказать, что любовь нашей публики к итальянскому певцу вполне взаимна.

Но можно сказать и другое: мол, а что еще ему остается делать на старости-то лет? В Италии, наверное, он уже никому не интересен, а у нас – ностальгия. Причем, не только по прошлому, которое олицетворяют кумиры не первой свежести, но и вообще – по душевности… Конечно, в душевности Риккардо Фольи не откажешь. И даже учитывая, что голос его потерял силу и прозрачность, он так же способен затронуть самые сокровенные струны души, как и в годы своей бешеной популярности.

И, кстати, вероятнее всего, именно эта популярность по обыкновению сыграла с ним злую шутку: был небольшой период, когда, купаясь в лучах славы и наслаждаясь обожанием, Фольи эксплуатировал свою звездность, расходуя наработанный ранее капитал – опыт и мастерство. В 1988 году он выпустил сборник «Amore di guerra» («Любовь от вражды») с отличными новыми песнями, но после этого, хотя и записывал альбомы, ничего принципиально нового на эстраде не создал. Тем не менее, стоять на месте – это не в его правилах.

В 1990 году Риккардо прервал многолетнее сотрудничество со своим продюсером Джанкарло Лукарьелло, и начал искать компромисс между музыкой коммерческой и той музыкой, которую ему хотелось делать «из любви к искусству». С одной стороны, он начал записывать альбомы с песнями, которые когда-то исполнял в юности в составе легендарной «I Pooh» – и они вновь, и теперь уже навсегда, стали хитами. Но с другой – появились принципиально новые альбомы, которые разрушали привычный лирический образ обаятельного рефлексирующего парня, создаваемый и эксплуатируемый на эстраде годами. Прежде всего, это «Teatrino meccanico» (1992) - «Механический театрик» и «Nella fossa dei leoni» (1994) - «В логове львов». Многие были разочарованы таким поворотом событий, и нового Фольи принимать отказывались. Но он упорно шел дальше, по-прежнему доверяя своему сердцу.

В 1996 году Риккардо выпустил альбом «Romanzo» («Роман»), и с одноименной  песней в этом же году выступил на фестивале в Сан-Ремо. Занятое им предпоследнее место можно назвать полным провалом: публика явно охладела к Фольи. И каковы бы ни были причины этого – то ли слушатель был чрезмерно требовательным, то ли наоборот – Риккардо перерос уровень масс-культуры, в любом случае это было «фиаско» – так говорят итальянцы. Хотя при этом бывает уместна и русская поговорка: «за одного битого двух небитых дают». И, возможно, здесь кстати и французская мудрость – «шерше ля фам»…

Вообще, Риккардо Фольи не склонен провоцировать публику на смакование подробностей своих взаимоотношений с женщинами. Хотя, публичность сделала свое дело. Так, причиной ухода Риккардо из «I Pooh», и даже его творческого кризиса того периода, многие до сих пор считают страстный роман с певицей Патти Право, и даже называют эту пару итальянскими Ленноном и Оно. Их откровенные фото и интервью не сходили тогда со страниц прессы.

Но настоящий успех пришел к нему, когда он вернулся к жене Вирджинии (в последующем более известной как певица Виола Валентино). Именно ее преданность и поддержка помогли Фольи победить в Сан-Ремо в 1982 году. После этого их обоих стали часто приглашать на итальянское телевидение в ток-шоу, снимали о них фильмы. Это были сложные, но трепетные, красивые отношения двух любящих людей, и многие свои песни того времени Риккардо посвящал Вирджинии****. Однако, в течение жизни он влюблялся неоднократно: Грета, Мария, Моника, Лючия, многие-многие другие, да и просто «una donna cosi», то есть «такая женщина» – все они тоже вдохновляли его на создание прекрасных песен.

В 1992 году Риккардо Фольи попробовал себя в качестве драматического актера, снявшись в сложном психологическом фильме «Dov'era Lei a quell'ora?» («Где она была в то время?»). Фильм в определенном смысле оказался мистически-пророческим: в процессе съемок не только распались две семьи, но и образовалась новая. Здесь Фольи познакомился с актрисой, которая стала его женой и вскоре родила сына – Алессандро Зигфридо, к которому артист, несмотря на свою «звездность», относится как к главному человеку в своей жизни. Семья распалась через 14 лет, но в интервью Риккардо избегает деликатных подробностей: «С годами наши отношения становились невыносимыми. Я считаю, что любовь не должна быть в тягость. А именно такой она стала для нас обоих, и мы решили расстаться. Но сына растим и воспитываем вместе. Мы все вместе проживаем в большом трехэтажном доме, но у Стефании своя жизнь, у меня – своя».

Период этой семейной жизни как раз и совпал с очередным кризисом в отношениях Риккардо Фольи с публикой и критикой. А ведь ему было уже пятьдесят! Не каждый способен – тем более в таком возрасте – подняться после оглушительного падения с заоблачных высот. Падения, главным образом, психологического. Но он это сделал. Возможно, как раз именно потому, что был умудрен и жизненным, и творческим опытом. И по-прежнему – оставался верным однажды избранному сердцем пути: он работал, пел, выпускал диски.

К примеру, в 1999 году вышла, наконец, созданная еще в 70-х рок-опера «Matteo». Риккардо давно сам писал стихи, и «Matteo» в очередной раз не только показал исполнительское, но в полной мере раскрыл также его поэтическое мастерство, а в одном из интервью этот концептуальный альбом он назвал исключением в ряду коммерческих проектов. По сути, это был некий прорыв в сознании: «Создавая вместе с Марчелло Айтани «Matteo», – оперу с грандиозной музыкой, – мы думали о любви, о ненависти, о злости своих современников. Хотели сделать нечто более мощное, чем то, что делали в прежние годы», – сказал в интервью Риккардо. По сути, это философские баллады о духовных и нравственных поисках человека, даже – о смысле жизни.

В 2002 поклонники получили от Фольи еще один отличный подарок – двойной диск «Storie di tutti i giorni» с записью живых концертных исполнений его супер-хитов. А в 2004 Риккардо Фольи принял участие в очень жестком музыкальном конкурсе итальянской песни «Da music farm». По сути, это было реалити-шоу с участием исполнителей разных поколений. И приходилось петь песни – как свои, так и чужие – сразу после жеребьевки в прямом телеэфире. Каждую неделю победитель определялся по результатам голосования зрителей. Победитель в таких случаях, как известно, один. И зрители выбрали Риккардо Фольи!

Вскоре организаторы «Da music farm» выпустили сборник со всеми классическими хитами, которые Риккардо исполнил на конкурсе совершенно по-новому, и название альбома говорит само за себя: «Il vincitore» – «Победитель»! А ведь ему – 57 лет! У Риккардо будто открылось второе дыхание, но это была всего лишь разминка – перед взятием новых высот. Весь год он до изнеможения работал, и Италия вновь была им покорена: в 2005 году вышел альбом «Ci saranno giorni migliori» – с абсолютно новыми песнями, исполненными им с такой страстью и наполненными такой жизненной силой, каких и у молодых не всегда встретишь.

С этих пор Риккардо Фольи не только вновь желанный гость на итальянском радио и телевидении, но и постоянно участвует в концертах и конкурсах, поддерживая начинающих исполнителей, выступая с ними в дуэте. Также он – частый гость на просторах бывшего СССР: Россия, Белоруссия, Украина. А 2009 год Одесса вообще встретила под звездой Риккардо Фольи: он выступил на Думской площади в морозную новогоднюю ночь.

Сам он говорит, что дает около ста концертов в год в Италии, и кроме этого, постоянно гастролирует: «Просто это единственное, что я умею делать. И надеюсь, делаю хорошо». Но для того чтобы выдерживать такую нагрузку, необходимо быть в хорошей форме. И, кроме того, что он не подвержен зависимости от вредных привычек («Могу пить – могу не пить. Могу курить – могу не курить»), певец с удовольствием не только всю жизнь занимается спортом – теннис, футбол, лошади, – но с 2004 года старается не пропускать 100-километровых забегов по Сахаре.

В одном из интервью на вопрос, что для него значит марафон, Риккардо Фольи ответил как истинный художник: «Марафон на самом деле – это метафора жизни: долгая дорога, на которой мы поднимаемся и спускаемся, нас сгибает, поливает дождь, обжигает солнце, дует ветер… Это как концерт с какими-то песнями, написанными и переписанными, но переданные голосом и твоим взглядом, они волнуют и заставляют  часть людей петь вместе с тобой. Когда такое происходит, то есть, когда песня переходит во всеобщее пение на долгое время, – это как лучший результат марафона».

Правда, в 2009 году, выбирая между забегом в Сахаре и гастролями в России, синьор Риккардо выбрал Россию. Может быть, потому, что ему нравятся славянские женщины: «У них есть шарм и очень красивые, бездонные глаза, которые притягивают». С одной из таких красавиц, 26-летней начинающей певицей из Петербурга, у 61-летнего итальянца завязался роман. Однако сам Риккардо Фольи говорил, что его смущает большая разница в возрасте. Может быть, поэтому он, как сам выразился, не закрывает дверь: «неизвестно, кто постучится в нее в следующую минуту – талантливый импресарио или красивая женщина».

Впрочем, женщинам все же не стоит обольщаться: синьор Риккардо трезво оценивает себя как партнера. «Чтобы быть артистом, нужно быть слегка эгоистом», – говорит он. И не без иронии добавляет: «Я мужчина, за которого стоит выйти замуж. Но лучше этого не делать». И тем не менее, он по-прежнему находится в ожидании встречи с судьбой: «Я верю в судьбу. Я не ищу ее и стараюсь делать так, чтобы судьба сама вела меня к моему счастью».

И в очередной раз судьба к Риккардо оказалась благосклонной: с 2010 года он отправляется в длительные гастрольные туры по городам России – от Воронежа до Камчатки. Возможно, и даже вероятнее всего, на подобные изматывающие переезды к благодарным российским слушателям, которые всегда принимают певца с восторгом, решиться побудила не только потребность петь для тех, кому нужны его песни, но и двойная ответственность за семью: 12 июня 2010 года Риккардо женился на 31-летней итальянской модели Карин Трентини, и в июле 2012 года исполнилась его давняя, его заветная мечта: у них родилась дочка Мишель-Мари*****. Поистине, и в 60 лет жизнь может только начинаться, и Риккардо Фольи – яркий тому пример.

И, несмотря на то, что он имеет практически все, о чем можно только мечтать, синьор Риккардо еще и еще раз готов повторять: «Non finisce qui questa vita... non finisce qui mica il cielo... davvero: здесь эта жизнь не заканчивается… здесь вовсе не заканчивается небо… на самом деле». И после больших и маленьких ошибок, после личных разочарований и периодов кризиса он продолжает жить – ради любви: «per amore ricomincio da te!». И (на самом деле!) – продолжает свое восхождение: «Non smetto di camminare nemmeno quando in salita - не оставлю своего движения даже в восхождении. Сила, что нами движет – только любовь: la forza che ci muove e solamente amore», – поет он. И говорит: «Я ни о чем не жалею. Где есть любовь, там всегда есть надежда». Именно об этом – все песни Риккардо Фольи из его последнего альбома с воодушевляющим названием «Наступят лучшие дни!»…

Виктория Фролова

P.S.
Всем, кто деликатно и с любовью переводит тексты Риккардо на русский или пишет о нем, его жизни и творчестве, а также тем пользователям сайта «YuoTube.com», благодаря которым можно проследить все творчество Фольи, от «I Pooh» и буквально до сегодняшних дней, - всем большое спасибо!
Отдельная и огромная благодарность за бесценную информацию и участие Нелли  Самели, Ольге Госткиной и Саше Шаламовой.
Все о Риккардо - здесь: http://vkontakte.ru/club828873

*Очерк был написан в 2009. Риккардо Фольи родился 21 октября 1947 года.

**Больше о группе «I Pooh» - здесь: http://vkontakte.ru/club11622748 и здесь: http://vk.com/club50592580

***Попытка рассмотреть поэтическое творчество Риккардо - здесь: http://stihi.ru/2010/03/10/496
Еще: http://stihi.ru/2009/08/29/563

****Больше о Вирджинии (она же - певица Виола Валентино) - здесь: http://vkontakte.ru/club21746678

*****Немного об этих отношениях - читайте в интервью с Риккардо: http://www.proza.ru/2010/03/21/1595


Фото автора (во время интервью в Одессе 9 марта 2010 года)


Рецензии