Отель 13 августа

       Я оказался в этом городишке по обстоятельствам одного судебного дела. Жара в августе стояла адская. В горле у меня пересохло, а тут как раз подвернулась эта забегаловка.

       Захожу, заказываю ледяной «Дайкири». Пью это я свой коктейль и подсаживается ко мне мужик из местных. Ему, видать, до зарезу хочется поболтать с кем-нибудь. Мне тоже делать пока нечего, у меня встреча со свидетелем на завтра назначена. Я, судари мои, адвокат, если вам это интересно. Местный выслушал мои обстоятельства. Мы заказали еще по «Дайкири». Теперь его очередь. Слушаю под аккомпанемент приглушенных воплей музыкального автомата.

       А знаете, говорит местный, что на этом самом месте, где мы сейчас с вами пьем, стоял отель… старинный… 21 год назад его снесли… и построили это, с позволения сказать, заведение. Ну и что, говорю я. А то, что у отеля этого история нечистая. Что значит не чистая? А вот послушайте.

      

      

       В этом отеле на протяжении ряда лет происходили самоубийства клиентов. Случались эти инциденты с необъяснимой регулярностью – то есть с интервалом в двадцать один год, ни годом раньше, ни годом позже, и только 13 августа. Ни в какие другие числа, тютелька-в-тютельку 13 августа.

       Первое самоубийство произошло 13 августа 1881 года. Отель тогда только что построили, весной, кажется. А летом уже случилась первая трагедия. По странному стечению обстоятельств, если это было стечение обстоятельств, а не намерение, самоубийцей оказался 46-летний Сэмюель Гретчер – архитектор, по чьему проекту были возведены многие дома в нашем городе, в том числе и эта гостиница. Сэм застрелился из кольта 45-го калибра. Легенда утверждает, что этот заурядный архитекторишка возомнил о себе Бог весть что, и когда проиграл конкурс на постройку какого-то престижного здания другому, более талантливому коллеге, – от огорчения пустил себе пулю в рот. «Проглотил пульку», – по-черному шутили местные юмористы.

       И вот с тех пор, будто проклятье легло на злополучный отель.

       Следующее несчастье случилось в 1902 году. Обстоятельства смерти 23-летней Сары Бертер и её подруги Элизабет Херли были темными. Приехали, вроде бы, из Нью-Вайя. Причиной двойного самоубийства, скорее всего, послужила несчастная любовь.

       В те годы к лесбийской любви относились более чем с предубеждением. По-видимому, девушек преследовали… Способ, с помощью которого девушки переправили себя в более безопасный мир, так же оказался вполне тривиален. Весьма характерный для женщин – отравление. Бедняжки съели несколько упаковок снотворного, запив таблетки бутылкой виски. Врач, осматривавший тела, сказал, что «им для этого дела не нужны были лекарства, хватило бы и одной бутылки виски на двоих», девушки были непьющими.

       Третье самоубийство произошло в 1923 году, разумеется, 13 августа. Приезжий коммивояжер повесился на веревке, купленной неподалеку в скобяной лавке. Причина: по-видимому, лишился работы. (А может, как раз наоборот – надоело таскаться по домам, как попрошайке, клиент тогда грубоватый пошел...)

       Тут не будет лишним сказать, что все эти трагедии случились в одном и том же номере, а именно в номере 5, который располагался на первом этаже. Отель был трехэтажный, всего номеров в нем было 30. по 10 номеров на каждый этаж. Остальные помещения были заняты под хозяйственные и служебные нужды.

       Только третье самоубийство обратило внимание служащих на их регулярность. Кто-то умный (теперь уже это не установишь) догадался сопоставить числа и выявить эту странную, ничем не объяснимую закономерность.

      

      

       К четвертому самоубийству (13 августа 1944 г.) весь персонал отеля был подготовлен, что называется, во всеоружии. В неизбежности грядущей трагедии уже никто из персонала не сомневался. А вот полицейские упорно не хотели видеть никакой закономерности. И, по-своему, оказались правы.

       Четвертого самоубийства не произошло. Правда, в этот день (конечно же, 13 августа) случилось трагическое происшествие, но при чем здесь отель, господа, заявили полицейские. Но как же! – восклицали прозорливые, а разве не странно, что человек, едва сошедший с поезда, попадает под колеса местного лихача, и в кармане погибшего обнаруживается бумага с адресом отеля. А потом выясняется, что этот человек забронировал номер (5) в этом отеле.

       Да причем здесь, господи, отель?! Человек погиб на парковке.
       А вы сопоставьте цифры, шериф.
       А подите вы со своими цифрами. Просто случайное совпадение.

       Ну ладно, раз такое дело, раз в проклятой регулярности что-то нарушилось – место происшествия действительно не совпадало, – то служащие потеряли бдительность и прозевали очередное самоубийство, которое свершилось, как вы уже догадываетесь, 13 августа 1965 года. Молодой человек вскрыл себе вены опасной бритвой. Разумеется, в злополучной комнате номер 5.

       Опять было много шума. Тут уж даже полицейские стали понимать, что здесь что-то нечисто и без мистики не обошлось. И было решено, помешать следующему самоубийству, во что бы то ни стало.

      

      

       И вот прошли очередные двадцать и один год. 13 августа 1986 года появляется в отеле некий человек и снимает номер. Поначалу никто на него не догадался обратить внимания. Все, кто сидел в холле перед телевизором, пили пиво и обсуждали perestroyku, которую учинил в России Горби — первый её президент.

       Портье машинально подает приезжему ключ от номера. Клиент расписывается в книге, и уже собирается к себе, как случайно появляется хозяин отеля. Он вышел из бельевой, где делал внушение кастелянше (прямо на куче заспанных простыней). Хозяин интересуется у портье, как, мол, дела, тот отвечает, вот поселяю нового клиента.

       – В какой номер? – спрашивает хозяин.
       Портье отвечает, что в 5-й.

       В холле вдруг повисает гнетущая тишина. Всеобщее оцепенение. Все вдруг вспоминают, для чего они, собственно, собрались здесь, бывшие служащие отеля, теперь уже на пенсии. Вовсе не для того, чтобы попить пивка с бывшими коллегами и повспоминать молодость, то есть и за этим тоже, но главное – предотвратить очередное самоубийство в отеле.

       И вот приходит клиент и получает ключ от рокового номера. Если бы это случилось вчера или позавчера –  и это случалось вчера и позавчера, – то никто не повел бы ухом. Но сегодня 13 августа! И прошло ровно двадцать один год, когда в 65-м какой-то приезжий молодой ирландец уснул вечным сном в ванне, потому что вскрыл себе вены.
   
       Хозяин берет дело в свои руки. С искренними извинениями он заявляет клиенту, что номер 5 закрыт на ремонт. Портье тут же вспоминает, что да, о да! Закрыт. Именно на ремонт. И так как свободных номеров больше нет, клиенту предлагают (никто не хочет упускать выручку) комнату из резерва. Только надо немного подождать, пока её приведут в порядок. А пока попейте с нами пивка. Расскажите, откуда прибыли? зачем? с какой такой целью?

       Клиент от расспросов уклоняется. Берет пиво и уединяется в уголке. Все на него смотрят как на марсианина, только что высадившегося из тарелочки и решившего заночевать в земном отеле.

       Будущий постоялец нервничает, срывается. Спрашивает в чем дело? Ему отвечают нечто невразумительное, мол, ничего, все в порядке. А сами смотрят во все глаза. Клиент ворчит на странные обычаи в этом городе. Наконец уходит в предложенный ему номер, который уже прибрали.

       Вот постоялец наш распаковал свой саквояж, принял душ и решил побриться. Только это он достал бритву, а брился он по армейской привычке исключительно опасной бритвой из золленгеровской стали, как дверь распахивается, и в номер влетают служащие во главе с хозяином. Клиент в трансе. Этим пользуются нападающие, отбирают бритву, и уже вознамерились надеть смирительную рубашку. Тут, оказывается, уже и врач наизготовку.

       Клиент возмущен. Клиент требует объяснений.  Клиент бранится.  Говорит, что ноги его больше не будет в этом сумасшедшем доме.

       Но, наконец, все успокаиваются, и клиент получает от хозяина объяснения. Клиент едва со смеху не помирает и клятвенно заверяет, что у него и в мыслях не было сводить счеты с жизнью, тем более, что через месяц у него назначена свадьба с порядочной девушкой. Что у него, клиента, хорошая работа и вообще прекрасные виды на будущее. Сюда он приехал, чтобы уточнить кое-что...

       Ну что ж делать, его оставляют в покое. Служащие отеля в смущении покидают номер.

      

       Во время ланча новый постоялец спускается в холл. Опрокидывает рюмочку в баре и двигает по своим делам. Служащие – прошлого и нового поколения -- многозначительно переглядываются. Скоро, скоро кончится проклятое 13 августа и наступит безопасное 14-е.

       Где шляется, чем занимается в городе новый постоялец никто, естественно, не ведает, только заявляется тот малый аккурат за два часа до начала новых суток. Явно навеселе, в руке пестрая коробка с красивой ленточкой, видать, подарок купил своей невесте. Когда ключ брал у портье, песенку насвистывал. Собравшиеся облегченно переводят дыхание. Раз навеселе, да еще с песенкой, да еще с подарком, то уж точно не станет себя лишать жизни.

       Клиент, не переставая насвистывать, поднимается к себе в номер. Там он первым делом снимает с себя всю одежду и залезает в ванную.

       Выйдя после купания в атласном халате, открывает мини-бар, выпивает рюмочку, раскуривает сигару. Наконец, берет коробку, развязывает ленточку. С замирание сердца открывает высокую крышку. Внутри коробки вместо свадебного платья лежат плотные пачки динамита. Отлично, бурчит себе под нос постоялец. Пыхтя сигарой, он представляет, как завтра сядет в Восточный Экспресс. На станции N к составу без лишней суеты прицепят спец-вагон, якобы с продуктами, а на самом деле с огромным сейфом, в котором будут сложены чушки чистого золота с клеймом федерального банка. Они думают, что о перевозке золота никто не знает… ха-ха-ха. Информация получена из надежного источника. Когда всех укачает, под утро, он этим динамитом разнесет сейф в пух и прах…

       Тут посреди его грез в дверь стали назойливо стучаться.

       Кто там? — спрашивает клиент недовольным голосом, сердце у него обрывается и падает куда-то в желудок. У вас там все в порядке? — вопрошают за дверью. А у вас? – злобно осведомляется постоялец. Подите прочь, вы мне мешаете отдыхать. Надоедалы вроде бы уходят. Однако, думает постоялец, чего доброго, они еще пришлют полицейских, проверить мою личность. Этого мне только не хватало…

       Надо куда-нибудь спрятать эту коробку до утра. Если что, знать не знаю, чей динамит… Куда бы спрятать опасную улику? Все тут как на ладони, укромных мест не видно. Да и опасно хранить это у себя в номере.

       Тут взгляд постояльца падает на дверь, не входную, а в стене. Дверь явно заперта и, несомненно, ведет в соседний номер. Так устроено во многих отелях, на случай эвакуации при пожаре.

       Постоялец топчется возле двери, заглядывает в замочную скважину. В соседнем номере темно и оттуда тянет холодом, как из склепа. Самое то, удовлетворенно думает будущий налетчик, это как раз комната под номером 5, где ремонт… Очень хорошо, никто не догадается…

       Постоялец наобум пробует открыть дверь ключом от своего номера и та, к удивлению, легко поддается. Чудеса, да и только!

       Он упаковывает коробку, как было, и несет её в соседний номер. Странно, думает постоялец, оглядывая новое помещение. Из соображений безопасности, он не зажигает света, но и так видно, что в номере чистота и порядок, никакого ремонта. Чего же они мне голову морочили? Ну, это даже к лучшему. До утра сюда все равно никого не подселят… Или подселят?

       Тут его охватывает странная, неприсущая ему неуверенность в себе, а потом наваливается жуткая тоска. Он вдруг ясно видит, насколько бредовым был его план. Надо быть последним кретином, чтобы решиться ограбить Восточный Экспресс.

       Он в растерянности садится на чужую застеленную кровать. Смертельная тоска стальными холодными пальцами стискивает его сердце. 

       И тут, в довершение всего ужаса, он видит человека, сидящего за столом. На человеке странная одежда, вроде как XIX века, на полу рядом лежит высокая шляпа под названием «цилиндр». Человек, что-то нервно пишет или рисует.

       Что за дьявольщина? — думает наш постоялец, — готов поклясться, что, когда входил сюда, никакого человека в комнате не было.

       Человек между тем бросает карандаш, рвет свою писанину, берет в руки огромный кольт и вставляет себе в рот. У нашего постояльца непроизвольно вырывается из горла нечто вроде хрипа, это от страха у него перехватывает дыхание. Но он находит в себе силы прочистить горло, дабы предупредить несчастье. Конечно, не ради этого придурка, решившего покончить с собой в такой не подходящий для нашего постояльца момент. На грохот выстрела сбежится весь персонал отеля, что вовсе не входит в планы человека, задумавшего ограбить Восточный Экспресс.

       — Послушайте, сэр! – хрипит он. – Вы делаете большую ошибку! Жизнь так прекрасна!
       Человек с кольтом во рту медленно оборачивается на звук увещеваний, стул его недовольно скрипит.

       — Одумайтесь, сэр! Все не так уж плохо, как вам кажется. У вас, наверное, дома семья, жена… детки… Шли бы вы лучше… поезжайте, право же, домой… О Господи! Да выньте вы изо рта эту чудовищную пушку!

       Человек вынимает изо рта кольт, бросает его на пол. Так-то лучше, говорит наш постоялец. Хотите выпить? Хочу, отвечает странный человек. Постоялец резво бежит к себе в номер, хватает там бутылку и мчится обратно. Поскольку в его 6-м номере горит свет, то здесь, в номере 5-м, с открытой дверью тоже не так уж темно, вполне приемлемый полумрак. Наш постоялец подсаживается к странному человеку за стол и разливает виски в прихваченные по пути бокалы.

       Странный человек пьет странно, как если бы манекен вдруг ожил и решил бы тяпнуть рюмочку другую. У него были движения иногда странно резкие с внезапными замедлениями.

       Выпив, странный человек вдруг начинает рассказывать трагические свои обстоятельства. Говорит, что он ничтожная личность, недостойная жить, раз не мог победить в каком-то, если сказать честно, дерьмовом конкурсе. Что же тогда говорить о конкурсе в Париже! Размечтался получить Гран-при! Да его, незадачливого архитектора, отсеют на первом же этапе… Вздумал тягаться с самим Эйфелем! Умереть можно от смеха!!!

       А сам горько так рыдает и опять тянется к оружию. Наш постоялец его останавливает, хватая за плечо. Странно, но от этого сумасшедшего несет могильным холодом. Теплая человеческая ладонь ощупывает словно бы ледяную глыбу.

       — Э, да вы совсем околели, любезнейший, вам надобно согреться.

       — Это вы точно изволили отметить, я и вправду околел. И довольно-таки давно… сто пять лет назад. Ха-ха-ха! Своего рода юбилей!.. сто пять… пять  раз по двадцать одному. Я архитектор, люблю, знаете ли, чтобы во всем была соблюдена пропорция… Между прочим, вы знаете что такое золотое сечение?… Сейчас я вам набросаю формулы…

       Я с детства ненавижу формулы, заявляет наш постоялец и предлагает выпить за юбилей. Юбиляр охотно отзывается. И, вдобавок, у него возникает маниакальная идея пригласить гостей. Наш постоялец выражает сомнение в целесообразности такого мероприятия, поскольку уже поздно, скоро часы пробьют полночь, хозяин отеля вряд ли одобрит, да и постояльцы пожалуются на шум…

       Странный человек заверяет, что шума не будет, они, мол, тихие, его друзья по несчастью…

       В ответ на приглашение странного человека, его гости скорбными тенями начинают выходить ото всех углов... Чудно! То никого не было, и вот, пожалуйста, скромно представляются и к столу присаживаются. Среди них две девицы, ничего себе бабенки, молоденькие, книксен делают, только бледны как смерть.

       — Прошу, мисс, и вы, мисс, — любезно предлагает им стулья наш постоялец, совсем сбитый с толка.
       Обе мисс и остальные джентльмены рассаживаются вкруг стола. Поднимают бокалы за юбиляра и пьют не морщась, даже девицы, хотя видно, что непьющие.

       Потом выпивают «за того, кто не с нами». Вы про кого? – интересуется постоялец. Архитектор объясняет, что их товарищ по несчастью прижился на паркинге, там, где его сбила машина.

         

       Вот уж выпита четвертая бутылка, гости, однако, трезвы, как стеклышко, а у нашего постояльца все плывет перед глазами. То ему кажется, что сидящие с ним люди весьма симпатичны, то вдруг кажется, что это вовсе и не живые люди, а жуткие мертвецы – кожа на черепах свисает клочьями, кое у кого глаз вывалился из глазницы и висит на ниточке нерва. А в глазницах черви шевелятся. У одного из раскрытого рта вылез большой жук-точильщик и, резво пробежав по язвам на щеках, проворно ныряет в ушную дыру. А все сидят, делают вид, будто так и надо.

       Нашего постояльца кидает то в жар, то в холод. Первый раз с ним такая горячка приключилась. Еще рюмку выпью, думает он, и завяжу. Хватит с меня этого делириума…

       Не сразу до нашего постояльца доходит смысл высказанной идеи архитектора. Архитектор, между тем, предлагал дельную вещь, и гости его весьма энергично поддерживали. Идея была простой и вместе с тем гениальной. Надо взорвать к чертовой бабушке этот проклятый отель, в котором сосредоточилось зло. Вас, любезный друг наш, обращаются они к новому постояльцу, послало само проведение… с этим вашим динамитом. Соглашайтесь. И Бог вас отблагодарит. Подумайте, сударь, сколько жизней вы спасете… подумайте о тех несчастных, которым не повезет и они поселятся в номере 5…

       Ну, конечно! — вдруг осеняет нашего постояльца, он ведь так и хотел взорвать этот отель к чертям собачим. Как только вошел в холл, так и подумал. Странно, что все прежние намерения куда-то улетучились, остались за порогом отеля. Впрочем, ничего странного. Развеять по ветру эту поганую западню – святое дело.

       Для этого он и направился в офис местного отделения горнорудной компании «……….», и там в засиженном мухами, пыльном… видно, что дела хреновые… одуревший от лени единственный служащий…  у кого можно приобрести динамит?.. Зачем вам динамит? Хочу ограбить Восточный Экспресс. Да вы, приятель, шутник… Ну, а если серьезно? Это другой разговор. Сколько вам надо? Сущие пустияки, фунтов шесть, я думаю, хватит. А сколько дадите? А вот столько. ОК!..

        Казалось, этой бредовой сделкой управляла некая сила, с непостижимым умением убеждавшая каждую из сторон, что ничего противозаконного здесь нет. Просто деловые отношения. Человеку нужен динамит – что тут такого? В конце концов, не атомную же бомбу просит.

      

      

      

       За десять минут до полуночи в холл выходит этот новый постоялец, причем с вещами в руках. Только коробки пестрой при нем уже нет.

       — Уезжать надумали? – спрашивает его сонный портье.
       — Да, знаете ли, пора, — отвечает бывший постоялец и сдает ключ портье. – Сколько с меня причитается?
       — Сущие пустяки. Вы же не ночевали. Вот счет.
       — А что, участники съезда уже разъехались?
       — Какие участники?... Ах, вы имеете в виду старых служащих… Да. Только что разошлись. Сказали, представление не состоится…
       — Тут они ошиблись, представление состоится при любой погоде, — загадочно говорит клиент, кладя деньги на стойку.
       — В каком смысле? — тревожно так спрашивает портье. – Вы же уезжаете… стало быть, не собираетесь кончать… то есть я не то хотел сказать…
       — Именно то. Как раз я собираюсь покончить со всем этим злом. Тем более, что шнур горит и переиграть уже невозможно.
       — Как-к-кой шнур?
       — Бикфордов. У меня там, в номере, шесть фунтов динамита. Через десять… нет, уже через восемь минут рванет. И не пытайтесь открыть дверь комнаты, она заминирована отдельно. Так что, не теряйте времени, включайте пожарный сигнал и уносите ноги отсюда.

       С этими словами прежний постоялец подхватывает свой саквояж и выплывает в ночную тьму.

       Шесть минут спустя. Отель покидает последний постоялец, без чемоданов, в одних кальсонах. Да и другие были тоже не в лучших своих нарядах. И даже женщины в неглиже. Впрочем, ночь была теплой, так что никто не простудился.

       Без двух минут полночь. Полицейские успевают поставить оцепление. Интенсивно обсуждается вопрос – кого послать в отель, дабы обезвредить взрывное устройство.

       Без одной минуты полночь обсуждение внезапно прерывается, обстоятельствами, независящими от полицейских, — отель взлетает на воздух!

      

      

      

       Невольно я выдыхаю воздух, который держал в груди последнюю минуту. Сознайтесь, говорю я рассказчику, когда он кончил свой монолог, сознайтесь, что вы сочинили всю эту историю…

       Он со смущением сознается, да, вы правы, придумал. Я, видите ли, местный писатель, пишу в основном для себя, так сказать… Но все же, порой, интересно знать, что о моем таланте думают другие… Раньше-то я был архитектором, тоже, скажу я вам, не совсем удачливым, когда вышел на пенсию, решил попробовать себя в литературе… так что скажите?

       Вы замечательный сочинитель, говорю я старику и, попрощавшись с ним за руку, выхожу на улицу. Только придя в гостиницу, я вдруг вспоминаю, насколько была холодной ладонь бывшего архитектора, а ныне писателя. Черт побери! – я ударяю себя по лбу. — Бывший архитектор!!!

       Я невольно оглядываюсь на календарь, висящий в номере. Листок показывает 13 августа 2007 года.
       21 год назад взорвали отель.

       Мне вдруг становится неуютно. Ибо номер моей комнаты был пятым! Успокойся, псих, это другой отель!
       В коридоре раздается трель пожарной тревоги. Выскакиваю из номера. Люди бегут к выходу.

       -- Что случилось!?! – спрашиваю у служащего, подвернувшегося под руку.
       -- Ничего страшного, -- флегматично отвечает служащий, -- просто проводится плановая пожарная тревога. Спокойно, господа, выходим организованно, тревога учебная…

       Через пару дней я благополучно вернулся в Нью-Йорк с важными доказательствами невиновности моего подзащитного, и записал эту историю.

      

      

       P.S. Ваш покорный слуга не поленился и на досуге попытался разгадать загадку чисел в этой странной истории. Ключом к разгадке послужило так называемое «золотое сечении», о котором упоминал архитектор.

       Вот что у меня получилось:

       Алгебраическое нахождение золотого сечения (опускаю формулы) может быть выражено приближённо дробями 2/3, 3/5, 5/8, 8/13, 13/21 и т.д.,

       где 2, 3, 5, 8, 13, 21 и т.д. — называются числами Фибоначчи.

       Моя расшифровка: 2 женщины, 3 мужчин (один из четырех мужчин погиб вне отеля, значит, его не считаем, итого -- трое), 5 – номер комнаты, 8 - месяц, 13 - число месяца, 21 – интервал в годах между трагедиями.

       Одного я не понял, прокол с тем мужчиной, который не успел дойти до отеля. Может, вы разгадаете? На всякий случай, вот мой адрес:

       «Адвокатская контора «Братья Билли и Бонс», № 222, 96-улица, Верхний Ист-Сайд, Манхэттен, New York City.

       Теl: 23-35-58-813-13-21

      
       THE END

            

       …………………………………………

       Сентябрь 2009.

      

      

      

      

      


Рецензии
На фото похоже на один театр на Арбате)

*
В этом отеле на протяжении ряда лет происходили самоубийства клиентов. Случались эти инциденты с необъяснимой регулярностью – то есть с интервалом в двадцать один год, ни годом раньше, ни годом позже, и только 13 августа. Ни в какие другие числа, тютелька-в-тютельку 13 августа.

А... Избегала такой формы высказыванья, боясь уподобиться одному своему знакомому, который шпионов везде ловит без конца... И тем не менее: тьфу ты, ну неохота менее безумно формулировать: что, если вешаются в результате жутких психических состояний те, кто...... э...... начинают о чём-то догадываться? /А дальше у меня цветаевская идея дойти до сути. Сути вещей. Тоже, идея символизма, теорию не читала, сама сформулировала: тот, кто дойдёт до этой сути, сможет магически влиять на окружающий мир. Например, с помощью заклинаний, которые пытались писать символисты в форме стихов./

Слово

В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо Свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.

А для низкой жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот,
Потому что все оттенки смысла
Умное число передает.

Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число.

Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что Слово это — Бог.

Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества,
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова. /Н. Гумилёв/ ;

И вот, в чём суть эта самая,

то есть какое-то сильное ощущение, вот эта самая сильная воля к творению чего-то в мире или к изменению сотворённого:

Ты была в беспамятстве природы,
В дни, когда катил сплошные воды
Океан.

Бог еще не создал мир наш слезный,
Но рыдал уже во тьме над бездной
Твой орган.

И, тобою вызван к сотворенью,
Над водой возник летящей тенью
Саваоф.

И во мне горит твой древний пламень,
И тобой поет поющий камень
Этих строф. /С.Я.Парнок/ -

В Крылатском пели не знаю чью песню, пела её Ната с большим выражением, поскольку сама тоже... теперь Цветаевой увлекаются и Серебряным веком - собственно, вот этой огромной энергетикой стиха, этими дикой силы устремлёнными чёрт их знает куда волевыми лучами, это... вот когда чуть ли не весь человек превращается в волю, в устремление опять-таки кто его знает куда:

А я не верю - ни во что не верю - ни во что не верю - я просто знаю:
Солнце горит во мне - солнце горит во мне - горит во мне солнце. /с/ ;

Тоже вот, концентрирование волевого луча:

Ищи меня в сквозном весеннем свете
Я весь - как взмах неощутимых крыл
Я звук, я вздох, я зайчик на паркете
Я легче зайчика: он - вот, он был, я был.

Но, вечный друг, меж нами нет разлуки!
Услышь - я здесь. Касаются меня
Твои живые трепетные руки,
простертые в трескучий пламень дня.

Помедли так. Закрой, как бы случайно
глаза. Еще одно усилье для меня -
И на концах дрожащих пальцев, тайно,
Быть может вспыхну кисточкой огня. /В.Ф.Ходасевич/

; потом, как там строится, на основе чего, заклинание; или, скажем, на основе чего может быть построен текст, максимально полно передающий читателю ощущение пишущего; Визбор

Мне бы, неведомо где,
Почту такую достать,
Чтобы заклеить тот день,
Чтобы тебе отослать.

Ты-то порвешь сгоряча
Этот чудесный конверт
С песней того трубача
И с воскресеньем в Москве.

Так вот, экспериментируют, в Серебряном веке особо увлекались: звукопись, ритм. Например, Парнок, у неё с уклоном вот опять всё-таки в "тоску" эту, то есть в очень сильный волевой луч:

К чему узор расцвечивать пестро?
Нет упоения сильней, чем в ритме.
Два такта перед бурным болеро
Пускай оркестр гремучий повторит мне.

Не поцелуй — предпоцелуйный миг,
Не музыка, а то, что перед нею, —
Яд предвкушений в кровь мою проник,
И загораюсь я и леденею. /С.Я.Парнок/ ;

*
Вы, идущие мимо меня
К не моим и сомнительным чарам, —
Если б знали вы, сколько огня,
Сколько жизни, растраченной даром,

И какой героический пыл
На случайную тень и на шорох...
И как сердце мне испепелил
Этот даром истраченный порох.

О, летящие в ночь поезда,
Уносящие сон на вокзале...
Впрочем, знаю я, что и тогда
Не узнали бы вы — если б знали —

Почему мои речи резки
В вечном дыме моей папиросы,—
Сколько темной и грозной тоски
В голове моей светловолосой. /МЦ/ ;

*
ВСТРЕЧА

Вечерний дым над городом возник,
Куда-то вдаль покорно шли вагоны,
Вдруг промелькнул, прозрачней анемоны,
В одном из окон полудетский лик.

На веках тень. Подобием короны
Лежали кудри... Я сдержала крик:
Мне стало ясно в этот краткий миг,
Что пробуждают мертвых наши стоны.

С той девушкой у темного окна
— Виденьем рая в сутолке вокзальной —
Не раз встречалась я в долинах сна.

Но почему была она печальной?
Чего искал прозрачный силуэт?
Быть может ей — и в небе счастья нет? /МЦ, совсем ранняя/ - то есть, этот самый Сатана ли, Дьявол - как адепт, все свои силы отдавший вот этому стремлению, стремлению по собственному волевому лучу - стремление, которое ничем уже не будет прервано, никогда и нигде не остановится; Цветаева всё писала о том, чтобы ничего уже не иметь, тела в том числе, а только это стремление, волевой луч:

Любовь, любовь, вселенская ересь двух!
Гудят провода, на них воробьи - как воры... /МЦ/

Рассвет на рельсах

Покамест день не встал
С его страстями стравленными,
Из сырости и шпал
Россию восстанавливаю.

Из сырости - и свай,
Из сырости - и серости.
Покамест день не встал
И не вмешался стрелочник.

Туман еще щадит,
Еще в холсты запахнутый
Спит ломовой гранит,
Полей не видно шахматных...

Из сырости - и стай...
Еще вестями шалыми
Лжет вороная сталь -
Еще Москва за шпалами!

Так, под упорством глаз -
Владением бесплотнейшим
Какая разлилась
Россия - в три полотнища!

И - шире раскручу!
Невидимыми рельсами
По сырости пущу
Вагоны с погорельцами:

С пропавшими навек
Для Бога и людей!
(Знак: сорок человек
И восемь лошадей).

Так, посредине шпал,
Где даль шлагбаумом выросла,
Из сырости и шпал,
Из сырости - и сирости,

Покамест день не встал
С его страстями стравленными -
Во всю горизонталь
Россию восстанавливаю!

Без низости, без лжи:
Даль - да две рельсы синие...
Эй, вот она! - Держи!
По линиям, по линиям... /МЦ/ ;

далее Цветаева - откуда и моё неудавшееся монашество - всё словесное, как ей казалось, уже испробовано, как бы это освободиться и от слова, которое, казалось ей, не может полно передать некое... медитативное, что ли, молитвенное состояние, которое как-то там её приближало к какой-то сути не знаю чего - не знаю, хотя сама в этом состоянии бывала:

Куст

1

Чту нужно кусту от меня?
Не речи ж! Не доли собачьей
Моей человечьей, кляня
Которую - голову прячу

В него же (седей - день от дня!).
Сей мощи, и плещи, и гущи -
Что нужно кусту - от меня?
Имущему - от неимущей!

А нужно! иначе б не шел
Мне в очи, и в мысли, и в уши.
Не нужно б - тогда бы не цвел
Мне прямо в разверстую душу,

Что только кустом не пуста:
Окном моих всех захолустий!
Что, полная чаша куста,
Находишь на сем - месте пусте?

Чего не видал (на ветвях
Твоих - хоть бы лист одинаков!)
В моих преткновения пнях,
Сплошных препинания знаках?

Чего не слыхал (на ветвях
Молва не рождается в муках!),
В моих преткновения пнях,
Сплошных препинания звуках?

Да вот и сейчас, словарю
Придавши бессмертную силу, -
Да разве я то говорю,
Что знала, пока не раскрыла

Рта, знала еще на черте
Губ, той - за которой осколки...
И снова, во всей полноте,
Знать буду, как только умолкну.

2

А мне от куста - не шуми
Минуточку, мир человечий! -
А мне от куста - тишины:
Той, - между молчаньем и речью.

Той, - можешь - ничем, можешь - всем
Назвать: глубока, неизбывна.
Невнятности! наших поэм
Посмертных - невнятицы дивной.

Невнятицы старых садов,
Невнятицы музыки новой,
Невнятицы первых слогов,
Невнятицы Фауста Второго.

Той - до всего, после всего.
Гул множеств, идущих на форум.
Ну - шума ушного того,
Все соединилось в котором.

Как будто бы все кувшины
Востока - на лобное всхолмье.

Такой от куста тишины,
Полнее не выразишь: полной. /МЦ/ ;

/Кстати, совпадает с наставлениями старцев о том, что лучшее время для определённого рода молитвы - часа в четыре утра/:

Есть час на те слова.
Из слуховых глушизн
Высокие права
Выстукивает жизнь.

Быть может - от плеча,
Протиснутого лбом.
Быть может - от луча,
Невидимого днем.

В напрасную струну
Прах - взмах на простыню.
Дань страху своему
И праху своему.

Жарких самоуправств
Час - и тишайших просьб.
Час безземельных братств.
Час мировых сиротств. /МЦ/ ;

Ну и вот ещё белый, у него более интеллектуальные, более сконструированные заклинания: мой любимый текст, вполне способный привести адепта в описанное Вами выше состояние, когда там мужика по метро мотало как пьяного:

ЛЕТО

1.
Над одуванным бережком
Жарой струит: переливает;
Пушинки лёгкие летком
В летенник белый улетают.

Вскипит зелёный лепетай,
Ветвистым лапником присвистнет;
Звененьем комариных стай
Густой ознойный воздух виснет, -

Над пересушенным листом
И над муругим мухомором...
В полях пройдёт пустым винтом;
Дохнёт: полуденным измором.

2.
Высокий вихорь полевой,
Народ ругая, но... не очень, -
Густой, косматый головой
Взвивает чернохохлый клочень;

Затеяв дутый пустопляс,
Заколобродит по дорогам,
Задует мутью в рот и в глаз;
И - разрывается над логом.

3.
Тропой обрывистой меня
Из дня уводит в прелый тинник -
Глухая, хрусткая лазня
Сквозь сухорукий хворостинник;

Журчит железистый ржавец;
И - моховатое болото,
Где из гнезда шипит птенец, -
Слепой, беспёрый, желторотый;

И там, где травы - ползунки,
Где в жар пересыхают броды,
Там - сероперые чирки;
И - пестроперые удоды.

4.
Уже слезливые кусты -
Алмазноглазы, сыры, сыты;
Уже с небесной высоты
Слезятся в вечер лазулиты.

И молний миглая игра
Очнётся к ночи; месяц - льдинка...
И - ночи первая пора...
И - неба первая звездинка. /с/

Саша Революция   14.11.2010 13:07     Заявить о нарушении
*******
Намерение? То есть собрались психи с дикою идеей привязать определённое число намертво - к суициду? Как вот в Церкви обряды привязаны к числам постоянным именно в эти числа повторением, и оттого эти числа теперь, по столь длительном существовании Церкви, сами уже нечто означают. -

Что ж, допустим, многоступенчатое, дотошно вплетаемое в ткань мира проклятие. Я в том смысле, зачем можно в одно и то же число самоубийства совершать.

********
Ну да, вот как в христианстве, по одной из точек зрения, возможно в каккой-то степени лично моя эта точка зрения, теперь уже не помню, что прочитано, что сама достроила. Ну, кто там чего творил в смысле материального мира это вряд ли, а вот христианство, как особое мистическое пространство и тоже в общем-то мир, сотворено... допустим, Богом. Нет, ну его этого Бога, Архитектором, Демиургом. И вот, в сотворённом Архитектором мире заложены определённые возможности. И часть этих возможностей активируется, допустим, после последовательной цепи самоубийств, совершённых в одно и то же число... - Я вот сейчас не брежу, хотя и не могу эту идею менее безумно развить; но я готова "защищать" её при перекрёстном допросе, как вот диссертации защищают. - вот, например, с какого-то было так спроектировано хоть Христианство, что определённую часть возможностей "Божий Сын" может активировать только после сложной доительной практики, завершающейся Крестом... - М.б. имелась в виду серьёзность намерений? вроде того, никакой идиот, потому что вдруг ему померещилось, конечно, не может пройти эту практику? А потом, ПО ИДЕЕ /а я наивна страшно, с реальностью малознакома, в основном с идеями/ - так вот по идее, адепт, желающий рапоряжаться всем миром, потому что ему очень захотелось, и угробивший всю жизнь упомянутую выше практику, В ПОЛНОМ ОБЪЁМЕ эту практку реализовать опять-таки не сможет. /Т.е. натурально по ходу практики требуется от него - ну во-первых, хотя бы не стремление всем распоряжаться, а более сложное римское "быстрее выше сильнее" стремление быть первым; а потом, придётся ему, кроме власти /прочитывающейся как желание быть первым, а не как желание распоряжаться/, интерсоваться ещё какими-то материями.../;

Так вот, есть рабочая версия: какой-то... прошёл весьма усечённый вариант практики, а над Церковью теперь стоит даже не он, а тот. кто вообще ничего не проходил РЕАЛЬНО у власти; а ЭТОГО показывает народу как основную туристическую достопримечательность; отсюда и ложный Путь, в который тянет Православие...

*********
более талантливому коллеге

Да всё раздали, потому что это вера такая специальная, и дождались потом, что более талантливый коллега построил не здание, а такое мистическое пространство, в котором мы жить не будем. А всё раздали потому, что там в Небесной Церкви организация маразматиков, которые иначе с тобою не разговаривают; а с ними же очень хочется разговаривать, потому что вера или не вера, но мистическое пространство, атмосфера то есть, именно на территории этой организации какая надо... Ну, они теперь, сволочи, разговаривают, но вместо чтоб сюда переехать, очень хотят страну свою грёбаную преобразовать; и диалог с ними яростный имеет тот только успех, что они в итоге страну не преобразовывают, но и сюда не переезжают, и террористические требования тоже прекратили выдвигать, видать, воображение в мозгах кончилось.

И вот с тех пор, будто проклятье легло на злополучный отель.

Только с трудом можно сказать, с каких именно пор.

********
Следующее несчастье случилось в 1902 году. Обстоятельства смерти 23-летней Сары Бертер и её подруги Элизабет Херли были темными. Приехали, вроде бы, из Нью-Вайя. Причиной двойного самоубийства, скорее всего, послужила несчастная любовь.

Ну да, если всё равно несчастная любовь и суицид, почему к дате не приурочить.

************
Третье самоубийство произошло в 1923 году, разумеется, 13 августа. Приезжий коммивояжер повесился на веревке, купленной неподалеку в скобяной лавке.

А вот с каких-то пор - как проклятье легло - договорись с семьёй на некоторое время, а потом снова на тебя наезжают. может, в определённые числа и дни недели, я не считала.

К четвертому самоубийству (13 августа 1944 г.) весь персонал отеля был подготовлен, что называется, во всеоружии.

**********
Но как же! – восклицали прозорливые, а разве не странно, что человек, едва сошедший с поезда, попадает под колеса местного лихача, и в кармане погибшего обнаруживается бумага с адресом отеля. А потом выясняется, что этот человек забронировал номер (5) в этом отеле.

Ну да, читай выше мой комментарий, это уже у отеля энергетика прОклятая. "И Аннушка уже разлила подсолнечное масло", а казалось бы при чём здесь Аннушка? И Воланд ни при чём, он никак не влиял, чтобы Берлиоз под колёса сыграл, он только безусловный кармический факт констатировал. "Компания Лойд не страхует суда, выходящие в пятницу в море" /А. Городницкий/

***********
И вот приходит клиент и получает ключ от рокового номера. Если бы это случилось вчера или позавчера – и это случалось вчера и позавчера, – то никто не повел бы ухом. Но сегодня 13 августа! И прошло ровно двадцать один год, когда в 65-м какой-то приезжий молодой ирландец уснул вечным сном в ванне, потому что вскрыл себе вены.

Не пускать, переселить в другой номер. *Сдаться в каком-то смысле* 2. Добраться, кто решил проклясть определённое числи и определённое помещение и побеседовать, чего ему надо от жизни в принципе.

***********
Пока не дочитала до динамита и золота, была такая идея, что с порядочной девушкой у клиента разладилось... Тут он и вспомнил рассказ в отеле, это называется "психологическая установка". Ну, и решил последовать...

*********
-Неужели весь отель взлетел на воздух? *читаем дальше*

*********
-...

"Я стол накрыл на шестерых..."

Всe повторяю первый стих
И всe переправляю слово:
- "Я стол накрыл на шестерых"...
Ты одного забыл - седьмого.

Невесело вам вшестером.
На лицах - дождевые струи...
Как мог ты за таким столом
Седьмого позабыть - седьмую...

Невесело твоим гостям,
Бездействует графин хрустальный.
Печально - им, печален - сам,
Непозванная - всех печальней.

Невесело и несветло.
Ах! не едите и не пьете.
- Как мог ты позабыть число?
Как мог ты ошибиться в счете?

Как мог, как смел ты не понять,
Что шестеро (два брата, третий -
Ты сам - с женой, отец и мать)
Есть семеро - раз я на свете!

Ты стол накрыл на шестерых,
Но шестерыми мир не вымер.
Чем пугалом среди живых -
Быть призраком хочу - с твоими,

(Своими)...
Робкая как вор,
О - ни души не задевая! -
За непоставленный прибор
Сажусь незваная, седьмая.

Раз! - опрокинула стакан!
И всe. что жаждало пролиться, -
Вся соль из глаз, вся кровь из ран -
Со скатерти - на половицы.

И - гроба нет! Разлуки - нет!
Стол расколдован, дом разбужен.
Как смерть - на свадебный обед,
Я - жизнь, пришедшая на ужин.

...Никто: не брат, не сын, не муж,
Не друг - и всe же укоряю:
- Ты, стол накрывший на шесть - душ,
Меня не посадивший - с краю. /МЦ/

6 марта 1941

русской поэзии

Когда гляжу на летящие листья,
Слетающие на булыжный торец,
Сметаемые - как художника кистью,
Картину кончающего наконец,

Я думаю (уж никому не по нраву
Ни стан мой, ни весь мой задумчивый вид),
Что явственно желтый, решительно ржавый
Один такой лист на вершине - забыт. /МЦ/

*
Пора снимать янтарь,
Пора менять словарь,
Пора гасить фонарь
Наддверный... /МЦ/

Февраль 1941
*
Что ты видишь, тускло на стену смотря,
В час, когда на небе поздняя заря?

Чайку ли на синей скатерти воды
Или флорентийские сады?

Или парк огромный Царского Села,
Где тебе тревога путь пересекла?

Иль того ты видишь у своих колен,
Кто для белой смерти твой покинул плен?

Нет, я вижу стену только - и на ней
Отсветы небесных гаснущих огней. /Анна Ахматова/

*
I

Мои молодые руки
Тот договор подписали
Среди цветочных киосков
И граммофонного треска,
Под взглядом косым и пьяным
Газовых фонарей.
И старше была я века
Ровно на десять лет.

А на закат наложен
Был белый траур черемух,
Что осыпался мелким
Душистым, сухим дождем...
И облака сквозили
Кровавой цусимской пеной,
И плавно ландо катили
Теперешних мертвецов...

А нам бы тогдашний вечер
Показался бы маскарадом,
Показался бы карнавалом
Феерией grand-gala...1

От дома того — ни щепки,
Та вырублена аллея,
Давно опочили в музее
Те шляпы и башмачки.
Кто знает, как пусто небо
На месте упавшей башни,
Кто знает, как тихо в доме,
Куда не вернулся сын.

Ты неотступен, как совесть,
Как воздух, всегда со мною,
Зачем же зовешь к ответу?
Свидетелей знаю твоих:
То Павловского вокзала
Раскаленный музыкой купол
И водопад белогривый
У Баболовского дворца. /Анна Ахматова/

Осень 1940

*
Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.

Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озерной лесопильни.

Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу. /Анна Ахматова/
*
А постоялец был тормоз. Знал, что не нужно ему всеобщее внимание с его этим динамитом, так и переехал бы в другой отель, тем более и объяснение было: испугался.

**********
Но храбрый. Киряет себе с чертями.

**********
*

Саша Революция   14.11.2010 13:08   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.