Вод Водович и Иван Водович

Не в котором царстве, не в котором государстве был-жил король. У короля была доцька Марфа Прекрасна. Она росла в своём саду в терему за тяжёлыма замками. В ей сад нехто не являлся, в ейну крепось. Только были бабки, няньки. Она выростала, невестой стала, ходит пО саду гуляет с няньками с мамками.


Что-то ей жажда долИт. Подошла к своёму колодцу. На колодци на крыши два стокана воды. Один стокан выпила – маловато, и второй выпила. Живёт поживат, потом узнала в нутрОбе шо-то нехорошо. Вот и живёт, брюхо ростёт. Потом несколько времени родила двух сыновей. Бабок, нянёк закликала, шобы они не разносили вести.Но потом собрали таким побутом попов. Нельзя носить крестить. ОднОму дала имя Вод Водович, другому Иван Водович, потому шо оны от воды зародились.


Ну вот эти детоцьки ростут не по цясам – по минутам, не по минутам – по секунтам. Выросли больши, даже стали из лука стрелки стрелять.


Подай, говорит, дети, ваш дедка, мой папа узнал и у вас головы соймёт и вас к смерти предаст.


Дала им по белому платку, дала по иконы, дала божье благословенье. Выпустила за ограду, и дети пошли по дороге, роширя ноги.


Шли несколько времени по этой дороги, дорога пошла нАдвое. Одна дорога пошла по синЮ морю, а друга в путь. Ну вот они поменялися платками белыма.

Ежели который платок потемнет, так другому искать брата. Вод Водович пошёл по синю морю, а Иван Водович пошёл по прямой дороге.


Вод Водович шёл по синЮ морю, встретился медведь – Мишка. И говорит Мишка, говорит:

Вод Водович, возьми меня в товарищи.
Эх, Мишенька, Мишенька, я бы взять-то рад, да кормить не могу тебя.


Мишка и говорит:


А что пьёшь, ешь, я хоть крошки, хоть куски, и тем питаюсь.


Ну вот пригласил он Мишку в товарищи. Пошли по дороге.


Идут по синЮ морю на пристань. Рыболовы рыбу ловят на пристани.


Он говорит:


Рыболовы, говорит, продайте рыбы.


Рыболовы дали ему рыбы, он сварил, покушал и Мишку накормил.


А що же, товарищи, перевезли бы меня за синё море.


Они и согласились его везти в карбас. Вот и повезли. Перевезли за синё море, он расчёт им отдал, деньжонок горсь без сцёту.  Пошёл сам по дороге, роширя ноги, в путь, куда дорога идёт.


Шёл, забрёл в город, пошёл по за городу, зашёл в дряхлу избушку, живёт старуха. Старуха от молитвы отказалась, странника накормила, напоила и вести стала спрашивать.


Откуль, добрый молодець, идёшь и куда путь дёржишь?


А он и говорит:


Что, бабушка, у вас  здесь царь царит, ли король королюет?


Она на ответ дала ему:


Здесь король королюет, да не совсем в радости весёлой. У ёго три доцьки. Перву доцьку просит троеглавой змей в жёны. Все плачут и ревут, на спроводИны пошли, я пойду тоже.


Вод Водович остался у ей в избушки.


Но вот шим-хам, и ушёл со своим Мишкой. Пошёл о синё море. Приходит о синё море, стоит высокая башня. Он зашёл в эту башню, сидит королева и улыбкой уливается слезами.


Он и говорит:


Дева, поищи у меня, прохожАя, в голове вшей (просто).


А она и говорит:


Ох, добрый молодець, соньце закатится и заря зазорится, поганое издолищо выдет из синЯ моря, троеглавый змей, меня съес и тебя съес.
Время рано ещё, девиця, нечо пецялиться.


Дал ей перёчинной ножичёк и лёг ей на колени. Она стала в его головы промышлять вОшок. Он заснул крепким сном у ея на коленях.


Потом соньце закатилось, заря зазарилась, вышел троеглавой змей. И говорит змей:


Фу, говорит, русский дух, не то што одна добыча, двойна.


Она его будила, будила - одва разбудила. Он говорит:


Ах, ты, погана тварь. Какого-то тебе понравится. С головы косливо, а с  …, не отеребил да и опалил.


Побежал Вод Водович, свой тесак обнажил, три головы его срубил на промах, эти головы под ЗлАтырь камень завалил, туловищо в море спехнул. Зашёл к девици королеве. Королева зовёт его на родину домой. А он и говорит:


Девиця, будешь на временИ, так тогда меня поменИ.



Водовозы приехали за водой. Она к им проситсе. А старший водовоз говорит:


Идёшь за меня замуж, так возьму и увезу.


Согласилась будто как идти за йго.


А Вод Водович опять пришёл к этой старухи. Старуха накормила, напоила, тогда на отдох по знакомсьву его повалила.  На други сутки опять шестиглавой змей просит другу дочь. Ну вот старухав город, а Вод спрашиват:


Шо, бабушка, у вас ведётся?
А вот втору доцьку шестиглавой змей просит. Я тоже пойду спровожать.


Старуха ушла. Вод Водович пошёл сзади ея тоже шляться по синЮ морю. Где ходил – не ходил, опять пришёл к этой башни. Опять королева сидит в этой башни, улыбкой слезами уливатсе. Он зашёл в башню, поздоровался с королевой и говорит:


Королева, говорит, поиши, говорит, у меня, прохожАя, в головы вшей.


А она говорит:


Поискать-то бы я рада, да нецим.


Он дал свой маленькой перёчинной ножичок и повалился к ей на колени. Она искала, искала, потом он заснул крепким сном.


Соньцо закатилось и заря зазарилась. Вышел поганой издолищо из синя моря, шестиглавой змей.


Фу, говорит, русский дух, не то що одна добыча, а двойна.


Она будила, будила всяко. Ему на лицо слеза капнула.Он вскоцил и побежал на побоище, выхватил свой тесак, обнажил тесак на поганого издолища шестиглавого змея, и отрубил шесть голов своим тесаком.  Головы свалил под ЗлАтырь камень, а туловищо, в море спихал. Зашёл в башню королевы. Королева с улыбкой ёго желат в гости к ёго отцу к родителю. А он и говорит:

Когда, королева, будешь на временИ, так тогда меня поменИ.

Мишки на шею дала шёлковый платок. Связала своима  рукама. Вод Водович пошёл, а она осталась в башни.  Опять приезжают водовозы за водой, и просится она к им уехать домой. Они говорят:


Ежели скажешь, что мы спасли, так возьмём, а не скажешь, так не возьмём.


Вод Водович пришёл опять к той же старухи на отдох. Старуха накормила его опять по старому времени, как и раньше поцитала.


Ну, говорит, что, бабушка, у нас ведётся ново?
А, говорит, последню доцерь девятиглавой змей просит на съеданье. Две-то спасали водовозы, а эту уж, говорит, не знаю.


Бабушка пошла спровожать, на спроводины, а Вод Водович пошёл ко синЮ морю. Де ходил не ходил, опять в ту же башню приходит. Сидит королева. Опять заставил таким же побутом вшей в головы искать.


Но вот соньцо закатилось, заря зазарилась, из синя моря вышел  поганой змей девятиглавой.


Она его будила, будила за ревун-волос (за ухом)  разбудила.


Вод Водович побежал на драку с поганым издолищем драться. Выхватил свой тесак, девять голов сразу отрубил. Головы под ЗлАтырь камень завалил, туловищо стал спихивать в морё. Когти поганого ульнули в одежду. Потом вместе с туловищем и сам ушёл в морскую глубину.


Закрицял:


Эй, Мишка, брат!


Мишка прыгнул и его поймал зА волосы и вытащил вместе с туловищом. Туловищо, худо  ли хорошо, спехали возрАт с Мишкой, обое перемокли. Пошли к королевы в холодную башню. Вот королева звалА их к отцю-родителю на пир, на бал. А он говорит:


 - Когда будешь королева, на временИ, нас помени.


Пошёл опять о синЕ  море к избушке той же старушки.


Водовозы подъезжают за водой к синЮ морю. Она просится к им, говорит:


Возьмите меня, водовозы!


А они говорят:


Взять-то бы и взяли, да выйдет нехорошо. Если скажешь, што мы спасли, то – хорошо, а то – побьём и в море бросим.


Она согласилась и заклятье дала, шо худого от меня не выйдет.


Но вот приехала домой. Отец-король сОбрал пир-бал,  со всех держав понаехали  князья и бояра, короли и цари.  На этом пиру старша доць стала себе жениха выбирать.


Вод Водович тожо пришёл на пир на бал, со своим Мишкой, сел на пецьной столп , а Мишка сел там (жест на порог) на диван.  Ну вот это  старша доць подносит женихам по цярке водки, князьям и боярам, королям и царям. Выбрала себе жениха князеського сына. Вод Водович заиграл в рожок:


Мне-то цяроцку да полвёдерную, а Мишеньке-то цетвертную. Маленько потонцовали и оселись.


Вторая доць стала опять по цярке обносить. Всех обнёсла, жениха  не могла найти. Подала цяроцьку Воду Водовичу. И сказала – призвала своёго папашу.


Вот, папаша, не водовозы нас спасали, а вот хто спасал. Тот  - богосУженой, который сидит на пецьки на столбу.


Он спустился с пецки. Она ево в уста поцеловала, назвала своим богосуженым.


Ну, и третья стала опять по цярке обносить. Всех обнесла тоже по цярке гостей, прихожих и приезжих. Но выбрала тоже жениха себе, королевского сына.


А у короля ведь не пиво варить, не вино курить, свои магазиня стоят. Попов, дьяков в церковь да на подножник, за трёх зятьей и три доцери. Повеньцял поп законным браком. Потом пировали -  столовали.


Вод Водович пЕреспал одну ночку. Пошли гулять по городу со своей королевой, по москам идут. Бежит птичка очень прекрасна. Вод Водович хочет поймать эту птичку. Она не даётся в руки. Бежала, бежала, да свернула с москов в дряхлу избушку. В сени сунулся, а потом и в избушку. А сидела старуха на пеце с клюкой. Она ощипетела его ловко, он помертвел.


У Ивана Водовича потемнел платок. Схватился брат ёго. Пошёл тоже искать брата по той же дороге ко синЮ морю.  Тоже стретился Мишка, тоже пригласил ево в товарищи и тоже пришли на ту же пристань, где рыболовы рыбу ловят. Иван Водович купил рыбы, сам наелся, накушался и Мишку накормил. Потом попросил рыболовов за синЁ море. Рыболовы согласились, перевезли ёво в кАрбасе, сколько-ненабудь дал им копейёк за перевоз.


Потом идёт по дороге в город. Королева ёго увидала.


Ты, Вод Водович, говорит, де  ты был?

Она посоштила хозяина. Ну вот они зашли в дом её. Ноць принадлежит к ноцьлегу. Но вот он и говорит:


Королева,  которой руку накинем ле ногу, у того голова с плец.


Вот и легли спать. У королевы сердце заболело – повеньцялись с хозяином, а спать нельзя. Как-ненабудь ноць прошла, пропутались.


Утором стают, опять пошёл  гулять по городу под руцьку по москам.  Опять та же птичка стретилас Ивану Водовичу.  Королева и говорит:


Вод Водович, не ходи, опять омманет.


Ну вот Иван Водович крался, крался с москов в избушку. Она в сеньци скочила, и он – взади. Потом в избу-то не сунулся. А старуха-то клюкой-то и треснула его. Он выхватил клюку да старуху-то и убил.


Своёго Мишку послал в МагАзин за живой водой. Мишка принёс два шкалика воды. Одной спрыскАл – сделался целой, другой  спрыскАл - сделался живой.


Фу, говорит, долго спал, скоро стал.


Но вот они тут два брата поздоровались. Вод Водович повёл к тестю в гости. Стали пировать да столовать да три недели все гуляли.
Вод Водович и говорит:


Брат Иван Водович, у купца-то доць хороша есь, стану свататься.
А не пойдёт, говорит, за бродягу.
А отцево не пойдёт?


Вот пошли сватать. Сосватались тоже. Богу помолили да и спать. Но вот привыкли немножко. А у купца сыновей не было, его в принятЫе к купцу. Торговля широко идёт. Один брат взял королеву, а другой – купецеску доць.


Жить, поживать, и теперя живут.


Ну вот, тебе одну побывальщину росказал.


 
Вожгоры. Пересказано  Яковом Васильевичем Поташовым в 55 лет.


Рецензии
Вот примеры подлинной народной демократии. Королевны вшей у простолюдина ищут. А они всё не кончаются. И ещё интересно: каков он русский дух? Или нюх у поганых змеев просто обострённый? Натасканы они именно на русичией.
Шутим. Понравилась сказка.
Свои тоже пишу. Разместил ещё одну. Называется "Последняя охота".

Спасибо, Нина, за побывальщину! Мезенские сказки прочитаю все. Своё всё. Родное.

Здравия желаю!


Александр Чашев   01.12.2011 22:22     Заявить о нарушении
В Твоей шутке - солидная доля Истины кроется, дорогой мой Саша... Пошла к Тебе.

Нина Гринбанд   01.12.2011 22:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.