Как два кума на рынке торговали

Прозвище Кугут обычно дается не за какие-то качества характера. Это, скорее, образ жизни казаков.
Жили по соседству два кума – Илья и Прохор. Ничем не приметные, да вот только соседи считали их сильно прижимистыми и старались с ними не иметь дел. А Илья с Прохором, хоть и кумовья были, но не больно дружили между собой. Придет жинка Прохора к куме и просит соли, а та ей:
– Я бы с удовольствием, кумушка, да последнюю только что потратила.
На следующий день жена Ильи идет к Прохоровой жинке:
– Кума, позычь сала на зажарку.
А та ей:
– Я бы с дорогой душой, да закатала в банки, открывать неохота.
Только ушла кума, а Прохор и говорит:
– У нас же на погребе целый шматок.
– Да я лучше собакам отдам, – сердилась жена, – она мне вче-ра соли пожалела, а я ей сало давать должна?
Отправились как-то Прохор с Ильей на рынок торговать птицей да мукой. Погрузили товар в возики и покатили. На рынке народу много, так что кумовья порешили: «Уступать не будем, людей много, все равно кто-нибудь да купит». Покупатели подходят, прицениваются, но ни Прохор, ни Илья не рубля не уступают. До обеда простояли – не идет торговля.
– Слушай, Илья, – просит кума Прохор, – последи за моим добром, я в туалет сбегаю.
Ушел Прохор, а Илья скорей из сумки кусок домашней колбасы доставать, да целыми кусками, чтоб кум не увидел, глотать. Еле успел пообедать, пока Прохора не было. Пища жирная, пить хочется. Просит Илья Прохора:
– Теперь ты проследи, пока я схожу до ветра.
Только ушел Илья, а тут покупатели появились. Прохор расхваливает товар, а покупатели и спрашивают:
– А у соседа твоего хорошая мука?
– Да куды там, – машет тот рукой, – плывет мука, как замесишь – ничего из нее спечь не получается, вот и решил хозяин продать свою муку, а у меня купить. Мы уже и о цене сговорились, вот ждем, чтоб его товар кто купил.
Продал, в общем, Прохор свою муку, да и птицу, пока Ильи не было. Подошел Илья и расстроился:
– Надо же, не успел отойти, а ты уже все распродал.
– Ну ты поторгуй еще, а я пока по рынку побегаю, детям гостинцев куплю, – просит Прохор.
Стоит Илья, и никто к нему не подходит. Долго стоял, наконец, подъехал к нему один мужик.
– Слушай, – говорит, – давай я куплю всю твою муку, если десятку уступишь.
– Не, – отказывается Илья, – не могу.
– Десять рублей – разве это деньги?
– Что ты мелочишься?
– Ну, как знаешь, – пожал мужик плечами и уехал.
Так в тот день Илья и не распродался. Идут они домой. Прохор налегке с подарками, а Илья с мешками да птицей в возике.
– Слушай, Прохор, – просит Илья, – ты бы, что ли, бутылку поставил за удачную распродажу.
Согласился Прохор, зашли они к шинкарке, взяли самогона и, чтоб жинки не ругались, сели выпивать в конце чьего-то огорода. За лопухами их и не видно, слышны только голоса. Что такое для двух казаков бутылка водки? Прохор и предлагает:
– Я бутылку ставил, теперь твоя очередь.
– У меня же, кум, денег нема, – разводит руками Илья.
– А давай мне кочета, а я тебе денег на бутылку, – говорит Прохор.
– А давай, – соглашается Илья, махнув рукой.
После второй бутылки были третья и четвертая, и кто кому должен, уже никто и не помнил. Видно кто-то из соседей сообщил женам загулявших казаков, где их мужья. Было уже темно, когда они на возиках, на которых мужья возили товар на рынок, перевозили своих ненаглядных домой. Утром жена Прохора разбудила мужа и потребовала деньги. Прохор долго рылся по карманам, а потом вспомнил, что покупал у кума муку и птицу.
– Ты что, – всплеснула руками жена, – свое продал, а у кума покупал.
Пошла она требовать деньги у Ильи. А жинка Ильи допрос снимает с мужа:
– Где мука, где птица, бестолочь?
– Да я куму продал, – держась за голову, простонал казак.
– А деньги где?
– А я не помню, может, он в долг брал.
Тут явилась жена Прохора. Рассказывают соседи, что до драки дошло. Несколько дней разбирались, кто кому должен. И по сей день вражда между ними идет. Каждый считает, что не он, а ему должны. А что с них возьмешь, кугуты есть кугуты.


Рецензии