Как казак царю услугу оказал

   Призвали как-то одного казака на царскую службу. Раньше-то  казаки в охране царской служили, и вот после  года службы подзывает царь одного из них и спрашивает:
– А нравится ли тебе, казак, служить у меня?
– Рад стараться, Ваше царское величество! – отвечает казак.
– А верен ли ты мне?- продолжает спрашивать  государь.
– За Ваше величество не пожалею живота своего,- отвечает служивый.
– Ну, тогда ответь мне, все ли тебе нравиться в моем государстве? Только правду говори.
– А что мне скрывать?- пожал плечами казак,- не нравится мне, что твои генералы да министры обманывают тебя и обворовывают казну.
– Как ты смеешь обвинять моих  приближённых,- возмутился царь,- сможешь ли ты доказать их вину?
- А здесь и доказывать ничего не надо,- отвечает казак,- могу я  так сделать, что они сами во всем признаются, как на исповеди. Дай сроку неделю, да чтоб договор наш в секрете держали.
Велел царь своим придворным слушаться того казака и исполнять любые его  распоряжение в течение семи дней.
А казак тем временем двух самых честных и преданных министров тайно отослал заграницу, а вместо них велел высечь из камня две фигуры в рост  человека, похожие на тех министров.
 Сам же распустил слух, что прибыл во дворец чародей с эликсиром правды. Выпьет кто-то снадобья и должен говорить чистую правду, а если соврёт, тут же обратиться в камень. В назначенный день собрались министры и генералы во дворец. Все в недоумении, зачем это  их царь батюшка так срочно к себе вызывал. Стал царь по одному приглашать генералов в тронный зал. Рядом с троном сидит старец с седой бородой. Царь и говорит:
 - Скажи-ка мне, князь такой-то, верен ли ты мне, не обманывал ли когда?
 -Что Вы, государь?- перепугался генерал, - верой и правдой всегда служил.
 -Ну, тогда выпей эликсира, - предлагает царь, - раз не обманываешь меня, тебе бояться нечего. В назначенный день собрались министры и генералы во дворец. Царь стал по одному генералов в тронный зал вызывать. Рядом с троном сидит старец с седой  бородой. Царь и говорит:
- Скажи-ка, князь, верен ли ты мне, не обманывал ли когда?
- Что вы, государь, - перепугался генерал, -верой и правдой всегда служил.
- Ну, тогда выпей эликсира, - предлагает царь, - раз не обманываешь меня, тебе это не повредит, а коли лжешь, то превратишься в камень, как эти министры, - и показывает рукой на каменные скульптуры в конце зала.
Посмотрел генерал на скульптуры и узнал в них министров. Кровь застыла в его жилах, упал он на колени и давай каяться, брал, мол, деньги из казны.
 – Ступай, - говорит царь, - зови следующего.
Так все министры и генералы царю всю правду рассказали. Остался царь со старцем наедине, и тут незнакомец снял бороду и оказалось, что это был тот самый казак.
- Видите, ваше Величество, - говорит он, - как я и обещал, все сознались в своих грехах.
- Что же ты хочешь, казак, в награду за твою услугу? Может, сделать тебя главным генералом?
- Отпусти, государь, меня домой, - просит казак, - да позволь казакам, твоим верным сынам, жить вольно на своей земле, а мы тебе, батюшка, завсегда будем верой и правдой служить и не будет у тебя верней воинов. И рубежи твои будем охранять от иноверцев, чтобы на Руси спокойнее жилось.
Все выполнил царь, о чем казак попросил, и многие лета казаки верой и правдой служили своей Отчизне.


Рецензии