Пресвятая Троица

                В синем небе, колокольнями проколотом,-
                Медный колокол, медный колокол -
                То ль возрадовался, то ли осерчал...
                Купола в России кроют чистым золотом -
                Чтобы  чаще  ГОСПОДЬ  замечал.
                В. С.  Высоцкий

      Багрово-пепельный двадцатый век, обесчестив, поработил слишком доверчивую, любвеобильную и милосердную русскую душу; лишил её широты простора и растворил среди азиатского многоголосия. Народу с помутнённым самосознанием не солировать в ведущих партиях на исторической сцене. Таким «массам населения» обычно достаётся неблагодарная роль «подпевающей толпы  для  массовки  на  чужом  празднике  жизни».
     Да не будет так! Пока жива вера отеческая на Русском Севере –  есть  надежда  несомненная,  что  воспрянет  народ  русский.
 
     Когда миры горний и дольний сомкнутся в верующем сердце (свободном и любящем, смиренном и дерзновенном в поиске ВСЕБЛАГОГО  ВЛАДЫКИ), тогда в душе настанет сокровенное осознание родового единства («корня» политического объединения русской, православно-самодержавной народности и расширения государственной территории прежней Московии до естественных географических пределов русской равнины в средние века) и пробуждение сословно-профессиональной предрасположенности её (души)  родословия. Ибо как вера без любви делает человека жестоким фанатиком, надежда без оной – ленивым фантазёром, а «голая» правда – превращает саркастического критика в жёлчного злопыхателя; так и всякий труд без творческого самовыражения (любовного отношения к нему) лишает личность богоданной самобытности; а в сфере образования – изучение искусства, сотворённого любящими сердцами, прочно связывает «духовную» разумность теологии с «материалистической» рассудительностью естествознания.

      Вся премудрость воспитания, теоретически, сводится к свободному развитию способности самосовершенствоваться в духе просвещённой добродетелями (веры, надежды, любви), всеобъемлющей разносторонности познаний во взаимосвязанных (как  дух, душа и тело в человеке) областях: теологии, искусства,  науки; но, практически,  достичь  этого трудно (нужны: здоровье, воля,  желание,  благоприятные  условия).

      Искони на Руси монастыри – очаги истинной культуры.  Последняя  всегда  имеет  характер  миссионерской  проповеди  культа духовных начал: либо светлых – созидающих, либо тёмных – разрушающих  людские  души.
      «Многие слышали о Фиваиде Египетской и читали в патериках греческих о подвигах великих отцов,  просиявших в суровых пустынях... Но кто знает наш чудный мир иноческий, нимало не уступающий  восточному,  который  внезапно  у  нас  самих развился на исходе четырнадцатого столетия и в продолжение двух последующих веков одушевил непроходимые дебри и лесистые болота   родного   Севера?   На   пространстве   более  500   вёрст,  от Лавры  до Белоозера и далее, это была как бы одна сплошная область иноческая, усеянная скитами и пустынями отшельников...», – так (что справедливо и доселе) описывал северный край в 1855 году путешественник, действительный статский советник, секретарь при   обер-прокуроре    Святейшего    Правительствующего   Синода  А. Н.  Муравьёв.
      В 1992 году в Вологодском Поозерье основан национальный природный  парк  «Русский  Север».

      Имена преподобных времён Московского великого княжества (14 - 15 вв.) Сергия Радонежского, игумена земли Русской, Андрея Рублёва, «иконописца Ветхозаветной ТРОИЦЫ», и благоверного великого князя владимирского Андрея Боголюбского, «зодчего самодержавной идеи двенадцатого века, воплотившего в храме Покрова-на-Нерли (1165 г.) эстетику русского духа, неслучайно стоят рядом в святцах: «слово и дело», «звуки и краски» неразделимы  в  проповеди  добра  и  света.
 
      Красочно-былинное слово летописи сначала запел гусляр Боян; а затем, в классической симфонической музыке «Могучей кучки» (кружка русских композиторов во главе с Милием Александровичем Балакиревым (1836 - 1910)) проникновенно зазвучало раскатистое эхо вещих слов (соборность, государь, боярская дума), в коих ясно слышатся «распевные хоровые гласы» русской природы: бора, дали, яра, реки – эти родные пейзажи с изумительной цветовой живостью изображены на картинах русских художников (от Семёна Щедрина (1745 - 1804) до Ивана Шишкина (1842 - 1898)) прославленной  Императорской  Академии  Художеств (1757 - 1917 гг.).

      Квинтэссенцией академической школы русского классического реализма является творчество потомственного живописца, автора грандиозного полотна на библейскую тему «Явление ХРИСТА народу», Александра Андреевича Иванова (1806 - 1858), впитавшее в себя лучшие стилевые образцы  изящного искусства прошлого: пластику   античности, итальянский колорит эпохи Возрождения.
      Копируя в 1831 году несравненную Венеру Сандро Боттичелли (1445 - 1510) во Флорентийской галерее Уффици, художник восторгался: «Я забыл,  что это произведение руки человеческой, – забыл и восхищался целым и частями! Не знаю ничего совершеннее сего творения!»
      Непосредственный участник создания вышеупомянутой картины всей жизни А. А. Иванова, выдающийся русский писатель-мыслитель Николай Васильевич Гоголь следующим образом определил смысл сюжета важнейшего для отечественной культуры христианского произведения: «В это самое время, когда всё движется такими различными движениями, показывается вдали ТОТ САМЫЙ, во имя КОТОРОГО уже совершилось крещение, – и здесь настоящая  минута  картины».
      А. А. Иванов, «иконописец Новозаветной ТРОИЦЫ», раскрыл «историческую тайну России»: собирание земли Российской империи началось с собирания души Богоизбранного народа – с усвоения жизнеутверждающего  великого славословия: «Слава в вышних  БОГУ,  и  на  земле   мир,  в  человеках  благоволение» (Лк.2,14).
      К идейным последователям русской религиозной живописи можно причислить талантливых мастеров: Николая Ге, Василия Сурикова, Василия Поленова, Виктора Васнецова, Михаила Нестерова, Павла Корина; ныне плодотворно творящих: Илью Глазунова, Василия Нестеренко, Павла Рыженко.

      Надо помнить, особенно «новым русским», что кроме богатых филантропов и учёных знатоков обществу нужны народные просветители-подвижники с «государственным размахом», такие как: схимонах Иона (в миру: грозный Царь Иоанн Четвёртый Васильевич), меценат граф Александр Строганов, коллекционер Павел Третьяков, журналист Алексей Суворин, издатель Иван Сытин,  антрепренёр Сергей Дягилев, музыкант Сергей Рахманинов, менестрель Александр Вертинский.

      Р. S. В катастрофическом двадцатом веке видный историк русского зарубежья Антон Владимирович Карташёв (1875 - 1960) писал: «Только христианская Церковь, переросшая уровень двух миров – иудаизма и эллинизма, породила и осмыслила самую идею всеобщности,  вселенскости, всемирности человеческой истории, сознательно оттолкнувшись от обветшавших национализмов».
     Сердце ослепшего, разрозненного и озлобленного народа робко тянется  к  СВЕТУ  и  ИСТИНЕ.  Дай БОГ осознать нам ту невосполнимую жертву, какую принесли мы за гордое  и  никчёмное  стремление  жить  без  Царя  в  голове.
2007


Рецензии